Домой Грибок в паху Профилактика синдрома эмоционального выгорания у медработников. Синдром профессионального выгорания

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у медработников. Синдром профессионального выгорания

Профессиональное выгорание характеризуется наличием одного или нескольких компонентов:

  • моральное истощение – медработник чувствует усталость и опустошенность;
  • редукция профессиональных обязанностей и достижений – медработник ощущает свою не успешность и некомпетентность;
  • деперсонализация, которая проявляется в циничном отношении к своему труду и окружающим людям.


Симптомы у медицинских работников

Эмоциональное выгорание медицинских работников характеризуется следующими группами симптомов, рассмотрим их ниже.

1. Физические симптомы:

  • дрожь и чрезмерная потливость;
  • бессонница;
  • общая слабость и чувство истощения;
  • быстрая утомляемость;
  • болезни сердечно-сосудистой системы;
  • одышка и затрудненное дыхание;
  • тошнота, головокружение и т.д.

2. Эмоциональные симптомы:


3. поведенческие симптомы:

  • желание отдохнуть и усталость провялятся очень быстро;
  • снижение физической нагрузки;
  • частое употребление лекарств, алкоголя и злоупотребление табачными изделиями;
  • импульсивное эмоциональное поведение;
  • несчастные случаи на работе – аварии, травмы, падения.

4. Интеллектуальные симптомы:

  • профессиональное выгорание медицинских работников характеризуется преобладанием шаблонного мышления;
  • снижения интереса к жизни;
  • безразличие к новшествам и цинизм;
  • рутина предпочитается творческому подходу;
  • отказ или уклонение от участия в образовательных программах, тренингах и т.д.

5. Социальные симптомы:

  • большинство контактов с людьми ограничивается работой;
  • ощущение недостатки поддержки со стороны коллег и близких людей;
  • снижение интереса к хобби и досуговой деятельности;
  • скудность в отношениях дома и на работе;
  • ощущение изоляции и непонимания другими людьми.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания у медицинских работников развивается постепенно, и для каждой его стадии характерны специфичные черты

  1. «Медовый месяц». Начало работы сотрудника, когда он испытывает воодушевление и энтузиазм к выполнению своих профессиональных обязанностей. Однако, по прошествии некоторого времени и по мере нарастания рабочих стрессов, энергия медработника угасает, и работа приносит все меньше удовольствия.
  2. «Недостаток топлива». На этой стадии медработник все еще полон сил, но он все чаще начинает испытывать усталость, отмечается апатия и проблемы со сном. Если не стимулировать интерес медработника к труду, то его продуктивность существенно снижается, иногда он может допустить нарушения трудовой дисциплины.
  3. Если мотивация к труду в медработнике все еще достаточно сильна, то он продолжает «гореть», однако, делает это в ущерб своему здоровью, подпитываясь внутренними ресурсами.
  4. Хронические симптомы профессионального выгорания. Медработник много работает вследствие чего изможден и подвержен различным заболеваниям. В психологическом плане он раздражителем, обостряется злоба и чувство подавленности, появляется чувство загнанности в угол. Врач чувствует недостаток времени (синдром менеджера).
  5. Кризис. Здесь профессиональное выгорание медицинских работников может проявляться особенно ярко. Медработник теряет работоспособность, у него развиваются хронические болезни. Чувство неудовлетворённости качеством своей жизни и собственной эффективности становится навязчивым.
  6. «Пробивание стены». Психологические и хронические симптомы переходят в острую форму, на фоне чего у медработника могут развиваться опасные болезни, которые угрожают его жизни. Проблемы накапливаются, и их объем угрожает карьере специалиста.

Фазы синдрома профессионального выгорания

Эмоциональное выгорание медработника также проходит ряд фаз. Обычно выделяют три основные фазы, но часто исследователи добавляют к ним и четвертую.

Рассмотрим их:

  • фаза напряжения. На этой фазе медработник переживает одну или несколько психотравмирующих ситуаций. Он тревожен, не удовлетворён собой, возможна депрессия;
  • фаза резистентности. На этой фазе отмечается редукция профессиональных обязанностей, неадекватные реакции, сфера эмоционального реагирования сужается;
  • фаза истощения. Развитие психотравмирующих ситуаций приводит к равнодушию, дефициту эмоций, а также к психовегетативным и психосоматическим нарушениям;
  • химическая зависимость , которая может сопровождаться головными болями, приступами агрессивности и тревожности, нарушениями сна. Нередко медработник демонстрирует свое нежелание и неспособность решать возникшие проблемы, а также начинает употреблять различные психоактивные вещества.

Если оперировать более точными медицинскими формулировками, профессиональное выгорание медицинских работников можно отнести к коду МКБ-10 F43.2, т.е. как расстройство приспособительных реакций в связи со стрессовыми событиями.

Распространенность синдрома

Немногие медработники готовы отметить у себя те или иные симптомы профессионального выгорания, полагая, что большие нагрузки и эмоциональные стрессы не способны привести к тяжелым последствиям.

Однако, профессиональное выгорание медицинских работников встречается наиболее часто именно среди врачей – от 30% до 90% работающих специалистов.

Безусловно, у всех оно находится на разной стадии выраженности, не менее 7% специалистов страдают синдромом выгорания резкой степени выраженности.

Особенно это актуально для сотрудников психиатрических отделений, которые часто и помногу общаются с пациентами, психика которых нарушена.

Например, среди медсестер таких отделений более 62% опрошенных отметили у себя те или иные признаков профессионального выгорания. В выраженной форме синдром проявляется у 8% респондентов в возрасте от 50 до 60 лет с большим стажем медицинской деятельности.

Способствующие факторы

Ключевым фактором, который вызывает профессиональное выгорание медицинских работников, является несоответствие личности и ее способностей противостоять стрессу требованиям, которые предъявляются окружающей средой.

Эти факторы можно разбить на несколько групп, которые по-разному влияют на медработника – организационные и личностные. Из них именно организационные факторы в большей степени способствуют профессиональному выгоранию. Рассмотрим их подробнее.

Организационные факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания у медицинских работников:

  • дефицит времени в рамках рабочего дня, что обусловлено высокой нагрузкой;
  • недостаток в эмоциональной поддержке со стороны начальства и коллег по работе;
  • низкая финансовая мотивация, отсутствие систем премирования и стимулирования, в том числе и низкая моральная мотивация;
  • несправедливость социального характера, которая проявляется в том, что зачастую начальство поощряет и хвалит «любимчиков»;
  • невозможность оказывать влияние на принятие важных решений, отсутствие контроля в рабочей ситуации;
  • неоднозначные и двусмысленные требования в работе;
  • страх увольнения, судебныхрасследований и других штрафных санкций;
  • монотонный и однообразный характер работы;
  • нерациональная организация рабочего процесса и места работы сотрудника (высокий уровень шума, экстремальные температуры, нарушения сна);
  • медработник часто вынужден проявлять те эмоции, которые он не испытывает на самом деле;
  • отсутствие хобби и интересов, которые выходят за пределы работы.

Личностные факторы:

  • низкая самоценность, склонность испытывать постоянно чувство вины;
  • высокая тревожность медработника;
  • ярко выраженная эмоциональная лабильность;
  • ориентация на мнение других людей, надежда на удачу и случайные успехи, не зависящие от личного вклада;
  • избегающая стратегия выхода из стрессовых и конфликтных ситуаций на работе.

Профессиональное выгорание медицинских работников наиболее часто проявляется у людей-интровертов. Часто их личностные качества и особенности не соотносятся с требованиями к профессии врача, который должен быть открыт и коммуникабелен. Интроверты постоянно замкнуты и погружены в себя, проявляют сдержанность, не нуждаются в общении с другими людьми.

Кроме того, они концентрируются на предмете своей деятельности, у них нет избытка жизненной энергии, которая позволяла бы им легко переживать общение с другими людьми и разные стрессовые ситуации, с которыми неизбежно сталкивается любой врач. Поэтому негативные эмоции в них накапливаются, они не могут и не умеют «выбрасывать» их в окружающую среду.

Синдром эмоционального выгорания также характерен для женщин-врачей, которые испытывают противоречие между семьей и работой, а также вынуждены конкурировать с коллегами-мужчинами в профессиональной среде.

Еще одна группа людей, подверженных профессиональному выгоранию –сотрудники, которые боятся потерять свое рабочее место. Это медики старше 45 лет, которым в случае потери работы будет очень трудно найти новое рабочее место в силу возрасте.

Также синдром проявляется на фоне постоянного стресса, когда работник попадает в непривычную, новую среды, где он должен доказать свою профессиональную состоятельность. Например, это бывшие студенты, которые после лояльного отношения в институте чувствуют себя на работе незрелыми, некомпетентными. В связи с этим им бывает очень трудно справляться с высокой ответственностью, которая сопровождает профессию врача постоянно.

Три типа медицинских работников, подверженных синдрому выгорания

Профессиональное выгорание медицинских работников наиболее часто проявляется у трех типов людей.

  1. Педантичный тип. Эти сотрудники возводят в абсолют свою добросовестность в работе, при выполнении профессиональных обязанностей проявляют чрезмерную аккуратность. Часто в ущерб своим интересам они стараются добиться в работе образцового порядка.
  2. Демонстративный тип. Сотрудники, относящиеся к этому типу, стремятся быть лидером во всем, быть на виду у всех. С другой стороны, им сложно выполнять рутинную работу в связи с высокой степенью истощаемости.
  3. Эмотивный тип. Люди этого типа по своей природе очень впечатлительны, отзывчивы и чувствительны. Такие врачи воспринимают чужую боль, например, пациента, как свою собственную. Это чувство граничит с риском саморазрушения, поскольку у них часто недостаточно сил для того, чтобы достойно противостоять негативным факторам профессиональной деятельности.

Если эти типы медработников в дополнение ко всему постоянно испытывают высокие рабочие нагрузки, не имеют прогресса в профессиональной деятельности, то риск развития у них синдрома профессионального выгорания очень высок.

Профессиональный стресс приводит к развитию деформации личности и ее выгоранию при наличии следующих условий:

  • особый психопатологический и психологический статус личности специалиста;
  • профессиональная изоляция и отсутствие консультаций с врачом-психотерапевтом или психологом;
  • высокая длительность рабочего дня, неблагоприятные условий при организации рабочего процесса;
  • низкий уровень заработной платы.

Особенно сложно справляться с условиями медицинской деятельности сотрудникам психиатрических отделений. Они вынуждены постоянно курировать пациентов с психическими отклонениями, общаться с ними и их родственниками. Нередко на них давит общественность и средства массовой информации, что усугубляет ситуацию.

При любом своем психическом состоянии сам медработник должен постоянно проявлять такт и терпение по отношению к пациентам, при этом их рабочая нагрузка действительно велика, что способствует росту эмоционального напряжения.

Поэтому важно, чтобы психологи и психотерапевты работали не только с больными, но и со своими коллегами, и при необходимости могли оказать им свою помощь при наличии признаков профессионального выгорания.

Профилактика синдрома профессионального выгорания

Профессиональная деформация медицинского работника развивается постепенно, и предотвратить их профессиональное выгорание можно, если правильно выстроить профилактическую работу. Она может быть организована по следующему алгоритму.

  1. Определение стрессоров, которые присутствует в деятельности медицинских работников. Выявленные условия стресса необходимо распределить по их значимости для личности специалистов.
  2. Проведение самоанализа клинических проявлений профессионального стресса. На этом этапе следует понять, действительно ли этот стресс присутствует в работе и какую угрозу в дальнейшем он в себе несет.
  3. Формирование профилактической программы, которая позволит корректировать состояние сотрудников.
  4. Реализация профилактической программы с сотрудниками в групповой или индивидуальной форме.
  5. Контроль и анализ результатов. На этом этапе важно понять, какое воздействие оказала проведенная работа на специалистов. Также повторно анализируется клиническая картина и имеющиеся стрессоры. При необходимости профилактическую программу можно повторить полностью или частично.

Для начала нужно осознать, что такое профессиональное выгорание медицинских работников и как оно может повлиять на деятельности сотрудников. Осознание проблемы – первый шаг к ее решению.

Сложно корректируется поведение медработников, у которых развитие синдрома зашло очень далеко, и у них наблюдаются трудности в общении с пациентами и коллегами. Часто им приходится менять место работы или перейти на административную должность, которая не связана с постоянным общением с людьми.

При необходимости специалист назначает такому сотруднику антидепрессанты, витаминные комплексы. Применяются средства психотерапии.

Для того, чтобы избавиться от отдельных симптомов профессионального выгорания медработнику достаточно пересмотреть свою двигательную активность, нормализовать режим отдыха и труда, наладить режим питания.

  • наличие хобби и новых интересов вне рабочего времени;
  • совершенствование навыков работы с конфликтными пациентами;
  • обучение техникам расслабления, медитация, самовнушение;
  • поддержание стабильных личностных взаимодействий с коллегами и семьей;
  • поддержание «здорового рабочего окружения», что в больше степени зависит от руководства медучреждения, чем от самого сотрудника.

переутомление здоровье эмоциональный выгорание


Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников


Место проведения практики – частная стоматологическая клиника Область интересов организации – медицина. Коллектив организации состоит из 7 человек (трое мужчин и четверо женщин), включая руководителя.

Для практической работы была выбрана тема "Синдром эмоционального выгорания".

Синдром эмоционального выгорания - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Главной причиной считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) и стрессы длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к эмоциональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. К профессиональным факторам риска относят альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители).

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома:

· физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, бессонница, головокружение, повышение артериального давления);

· эмоциональные симптомы (пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, агрессивность, раздражительность, тревога, чувство одиночества);

· поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы);

· интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, формальное выполнение работы);

· социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой).

Так как данный коллектив относится к "группе риска" возникновения синдрома эмоционального выгорания по профессиональному критерию по напряженной работе без выходных дней, целесообразно провести диагностику эмоциональной сферы коллектива.

Для выявления в данном коллективе уровня эмоционального выгорания из психодиагностических методик использовалась методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)

Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте "Да", "+", а в случае несогласия - "Heт", "-" .


Текст опросника

1. Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.


2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.


3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).


4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).


5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.


6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.


7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.


8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).


9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.


10. Моя работа притупляет эмоции.


11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.


12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.


13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.


14. Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.


15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.


16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.


17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.


18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.


19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.


20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.


21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.


22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.


23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.


24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.


25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.


26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.


27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.


28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.


29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.


30. В общении не работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".


31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.


32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).


33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.


34. Я очень переживаю за свою работу


35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.


36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.


37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.


38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.


39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.


40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.


41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.


42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.


43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.


44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.


45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.


46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.


47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.


48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.


49. На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.


50. Успехи в работе вдохновляют меня.


51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.


52. Я потерял покой из-за работы.


53. На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.


54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.


55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.


56. Я часто работаю через силу.


57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.


58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.


59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.


60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.


61. Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.


62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.


63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.


64. Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.


65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.


66. Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.


67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.


68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.


69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.


70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.


71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.


72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.


73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.


74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.


75. Моя карьера сложилась удачно.


76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.


77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.


78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.


79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.


80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.


81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.


82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.


83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.


84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.



В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

Напряжение: переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5); неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3); "загнанность в клетку": +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5); тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).

Резистенция: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5); эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5); расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5); редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10).

Истощение: эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2); эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10); личностная отстраненность (деперсонализация): +11(2),+23(3),+35(3),+47(5),+59(5),+72(2),+83(10); психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5).

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов – фаза не сформировалась; 37-60 баллов – фаза в стадии формирования; 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Полученные по группе результаты.


Данные испытуемого

напряжение

резистенция

истощение

В.А., 45 лет, муж.

Л.Т., 38 лет, муж. Рук - ль

Т.П., 32 года, жен.

Л.Ф., 38 лет, жен.

А.И., 31 год, жен.

Г.М., 30 лет, муж.

В.Г., 26 лет, жен.


В целом по группе: Напряжение - 46; Резистенция – 38,4; Истощение – 46,3.

Из полученных результатов видно, что состояние большинства испытуемых неблагоприятно. У всех испытуемых все фазы эмоционального выгорания находятся в стадии формирования, у одного испытуемого наблюдается сформировавшаяся стадия напряжения. Можно также отметить высокое напряжение и истощение руководителя коллектива.

Проведенная мини – диагностика свидетельствует о важности разъяснения и объяснения такого понятия как синдром эмоционального выгорания, а также о стрессогенных факторах, приводящих к нему. Ведь проявления этого синдрома негативно сказывается на общении с большим количеством людей, эмотивных способностях и эмоциональной устойчивости. Более того, синдром эмоционального выгорания прогрессирует с каждым моментом напряжения или неудач и грозит общим нарушением здоровья и трудовой дееспособности.

УДК 159.9:61

Е. Е. Таткина

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. В статье обсуждаются профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональная деятельность, профилактика выгорания, терапия выгорания.

Организация труда специалистов различных профессиональных групп, связанного с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии и медицины. Это в полной мере относится к медицинским работникам, так как они испытывают психоэмоциональные перегрузки, часто ведущие к возникновению заболеваний, снижению трудоспособности и активного периода жизнедеятельности . Особое место в вопросе эффективной организации труда таких специалистов занимает проблема профессионального стресса, или «синдрома эмоционального выгорания» (далее - СЭВ). Это слово существует в медицинском лексиконе уже четверть века. Его стали использовать поначалу в Великобритании для описания деморализации, разочарования, специфической усталости у работников психиатрических учреждений. Однако вскоре был сделан вывод, что выгорание присуще не только психиатрам. Ему подвержены в той или иной степени все врачи, медсестры.

В настоящее время нет единой точки зрения на сущность СЭВ и его структуру , но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой физическое, эмоциональное и умственное истощение, проявляющееся в профессиях системы человек-человек . Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений .

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения неизбежно приводят к СЭВ и расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечается обязатель-

ность работы в строго установленном режиме дня. большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда медработников стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями -является ключевым компонентом СЭВ. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. К профессиональным факторам риска предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты в зависимости).

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации . Одним из способов такой психологической защиты и является «синдром эмоционального выгорания». Основная причина разви-

тия СЭВ - несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Довольно часто СЭВ вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого контроля

Возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ:

1-й - «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);

2-й - «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;

3-й - «эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с СЭВ. Прежде всего следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который, кстати, довольно часто сопутствует СЭВ. При синдроме хронической усталости типичны жалобы больных: прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При постановке этого диагноза следует учитывать, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, способные вызвать появление подобных симптомов.

Выделяют три ключевых признака СЭВ:

1. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

2. Вторым признаком является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

3. Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушение сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Выделяют пять основных симптомов, характер ных для СЭВ:

Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 ч в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения,

травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

Интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартных шаблонов, рутины, нежели творческого подхода; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении . Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

При появлении и развитии признаков СЭВ необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотива-

цию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

Использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

Профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома);

Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки,

Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой,

Проще относиться к конфликтам на работе,

Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Список литературы

1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. С. 32.

2. Орёл В. Е. Исследования феномена психологического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.

3. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психол. журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 85-95.

4. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. № 7. С. 3-9.

Таткина Е. Г., преподаватель.

Томский областной базовый медицинский колледж.

Ул. Смирнова, 44/1, г. Томск, Томская область, Россия, 634000.

Материал поступил в редакцию 08.10.2009

SYNDROME OF BURNOUT OF MEDICAL WORKERS AS THE OBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

The syndrome of bumout is the process of gradual loss of emotional, cognitive and physical energy, appearing in the form of emotional and mental exhaustion, and decrease of work satisfaction. It is regarded as the result of working stress which has not been successfully overcome. In the article preventive, medicinal and rehabilitation measures are also discussed.

Key words: the syndrome of burnout, professional activity, prevention of burnout, therapy of burnout.

Tomsk Base Medical College.

Ul. Smirnova, 44/1, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634000.

Синдром эмоционального выгорания - это сложный комплекс, который многие из нас хоть раз, но испытывали на себе. Он выглядит как полное физическое, психоэмоциональное и умственное истощение. Выходные и отгулы не дают видимого улучшения, к концу отпуска человек чувствует себя лучше, но после возвращения к трудовым будням ситуация вновь ухудшается. Именно потому, что эта проблема очень масштабная и значимая, ею сегодня всерьез занимаются психологи и врачи.

Ведь потеря хорошего кадра может много значить не только для отдельной компании, но и для общества в целом. Здесь надо отдельно сказать, что синдром эмоционального выгорания - это не болезнь, а тревожный симптом. Если долго не обращать на него внимания и не искать профессиональной помощи, то он вполне может перейти в хроническую фазу. Именно тогда бурным цветом расцветает психосоматика, организм начинает выдвигать последние доводы, чтобы человек перестал посещать работу, которая его убивает. Это гипертония, астма, гастрит и язва, ожирение и диабет.

На что должен обратить внимание работодатель

Новичок приходит на занимаемую должность. Он горит рвением, готов задерживаться вечером допоздна, жадно ловит советы более опытных коллег. Он имеет все предпосылки стать лучшим сотрудником и вырасти по карьерной лестнице. Но, происходит так не всегда. Не заметили его выдающихся вкладов в дело компании (новичок должен работать больше других за минимальную плату), загрузили рутинной работой (он ведь не отказывается, когда маститые сотрудники просят доделать что-то за них), а еще и человек попался мнительный, тяжело переживающий все внутри, но не подающий вида. Добавьте эмоциональную нагрузку от самой деятельности, которую выполняет человек. Без нужной адаптации он будет, словно губка, впитывать в себя все беды мира (особенно это касается «помогающих» профессий).

И вот, словно по волшебству, сотрудник меняется. C утра он встает разбитый, без всякого желания идти на работу. Работоспособность снижена, страдает производительность. Если трудовой день загружен до предела, то появляется ощущение бега в колесе, ловушки, из которой нет выхода. Человек чувствует безнадежность, обиду, теряет интерес к происходящему вокруг. Все это многообразие и называют термином «синдром эмоционального выгорания».

Как формируется выгорание

Этот процесс длится не один день. В зависимости от личностных особенностей человека сроки могут сильно отличаться: кому-то будет достаточно нескольких месяцев, а другим - десяток лет. На интенсивность процесса выгорания будет влиять степень эмоциональной насыщенности работы, уровень стрессов, адекватность «отдачи». По теории Гринберга, существует пять стадий, которые проходит работник до полного выгорания.

  • Удовлетворенность человека своей деятельностью, понимание, что он выполняет важную работу. Но при этом повторяющиеся стрессы уменьшают физическую энергию.
  • Накапливается усталость, нарушается режим сна, снижается интерес к выполняемой работе.
  • Если работа идет в ритме без отпусков с одним выходным или вовсе без них, то повышаются переживание и растет риск заболеваний.
  • Усиливается неудовлетворенность собой, выполняемой деятельностью, компанией. Развиваются хронические заболевания.
  • Состояние здоровья критически ухудшается.

Общие признаки СЭВ

Чтобы вовремя замечать выгорание и не допускать личностной деформации сотрудников, в каждой компании, деятельность которой лежит в сфере «человек-человек», должна быть налажена эффективная психологическая служба. В первую очередь это касается медицинских и образовательных учреждений, правоохранительных органов. Синдром эмоционального выгорания имеет несколько ярких признаков, которые профессионал легко заметит. Это истощение, личная отстраненность, ощущение утраты собственной эффективности.

Синдром эмоционального выгорания, симптомы

В первую очередь это должны знать мы сами, чтобы вовремя отслеживать сигналы и принимать меры, не доводя до нервного срыва. Особенно часто встречается синдром эмоционального выгорания у педагогов. В первую очередь должны насторожить частая головная боль, общая усталость, желание уединиться, посидеть с закрытыми глазами в тишине, физическое истощение, но при этом ночная бессонница.

С каждым днем нехватка ночного отдыха усиливает напряжение, а стрессы, испытываемые днем, не позволяют крепко заснуть следующей ночью. Как следствие - нарушаются процессы памяти и внимания. Возникают проблемы с сердечно-сосудистой системой. И последнее, на что уже невозможно не обратить внимания, - это неуверенность в себе, неудовлетворенность окружающими (коллегами, работодателем, пациентами), истерики и периоды депрессии, безразличие к родным и ощущение, что жизнь - это только негатив.

Эмоциональные симптомы - это одна из главных составляющих синдрома. Они могут быть направленны внутрь себя, и тогда мы наблюдаем чрезмерное сдерживание эмоций, уход в себя, пессимизм, чувство одиночества. Другая крайность - это раздражительность и агрессивность, истерики. Но общим для обоих случаев является ощущение, что работа невыполнима и бесполезна.

Таким образом, мы видим изменения в чувствах. Утрата чувства юмора, ощущение неудачи или вины, бессилия, раздражительность по пустякам. И первое, что стремится сделать человек, - это принять кофе, алкоголь, выкурить больше сигарет, но не обратится к специалисту или попробовать себя в творчестве. Изменения происходят и в мышлении. Не оставляют мысли о том, чтобы бросить работу. В результате этого самостоятельного прессинга человек чувствует себя, как выжатый лимон. Внимание не концентрируется, память ухудшается, повышается подозрительность и циничное отношение к окружающим. Наконец, меняется поведение. Человек очень старается прийти на работу вовремя, но раз за разом опаздывает. Так проявляется внутреннее сопротивление. Надо помнить, что синдром эмоционального выгорания у педагогов протекает с необратимыми изменениями личности, поэтому важно проводить профилактику.

Каковы причины, почему развивается СЭВ

Таких причин может быть несколько. Больше всего зависит от самой трудовой деятельности. Если человек перегружен физически и эмоционально, но при этом не чувствует достаточной оценки своего труда, он просто «сгорает» на своем рабочем месте, забывая про личную жизнь и нужды. Даже после работы он не чувствует сил и желания заняться любимым делом. То есть становится неким «зомби», который механически выполняет работу, но не успевает снять эту защитную скорлупу и после работы.

Особенно тяжело протекает синдром эмоционального выгорания у медработников, психологов. Постоянно общаясь с пациентами, они перенимают на себя все жалобы, горести, агрессию и раздражение. Невысокий уровень оплаты, зачастую отсутствие благодарности от клиентов, взятие на себя ответственности за судьбы людей и чувство вины перед теми, кому помочь не удалось - все это дает благодатную почву для выгорания. Конечно, здесь играет роль характер человека, уровень подготовки, умение абстрагироваться, выстроить психологическую «стенку», оберегающую внутренний мир от чужих проблем. Важна и требовательность к себе, а также личная обязательность. Если эти показатели высоки, работник склонен набирать непомерный круг обязанностей, желая все держать под контролем. Если при этом график подразумевает отсутствие отпуска, а дома ждут скандалы из-за постоянного нахождения на работе, то ухудшение состояния неизбежно.

Медработники на страже чужого здоровья

Но при этом часто забывают о себе. Действительно, синдром эмоционального выгорания у медработников - это серьезная проблема. Чтобы выучить хорошего врача, требуется около 9 лет, плюс специализация. А молодому специалисту еще предстоит пройти практику и стать настоящим специалистом, потерю которого восполнить достаточно сложно. Как правило, наиболее подвержены выгоранию молодые врачи. У них отсутствуют практический и жизненный опыт, это может спровоцировать врачебную ошибку, которая, в свою очередь, приведет к саморазрушению личности. И в большей степени - это врачи с большой буквы, которые крайне ответственно относятся к своей работе, имеют непомерные требования к себе. У них стерта грань между работой и личной жизнью.

Чаще всего в группе риска мужчины. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников ассоциируется с женщинами. Но именно их природная эмоциональность дает возможность разрядиться и сохранить целостность своей личности. А бесстрастные и невозмутимые мужчины тихо уходят в алкоголизм, депрессию, психосоматические заболевания и безумие.

Факторы синдрома эмоционального выгорания

Мы уже упоминали о них, сейчас только обобщим, чтобы было проще воспринимать. Итак, первый - это личностный фактор, то есть от наших индивидуальных особенностей будет зависеть склонность к выгоранию. При этом ни возраст, ни семейное положение, ни даже стаж никак (согласно исследованиям) не влияют на эти процессы. Чем более человек гуманен, склонен к сочувствию, мягок и склонен к идеализированию (себя, рабочего процесса, общества), тем более он подвержен выгоранию.

Синдром профессионального эмоционального выгорания зависит еще от одного фактора - ролевого. То есть, чем лучше расписаны роли каждого сотрудника, его личное поле деятельности и границы ответственности, тем меньше наблюдаются процессы выгорания. И наоборот, если совместные действия не согласованы, есть конкуренция там, где результат зависит от слаженных действий, выгорание будет очень высоким, даже при незначительной рабочей нагрузке.

Наконец, третий фактор - организационный. Это планирование труда и распорядка дня, бюрократические вопросы, содержание работы, наличие и отсутствие конфликтов в самой системе. Можно добавить к этим трем еще один фактор - наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу.

Диагностика синдрома выгорания

Для того чтобы можно было вовремя отследить развитие данной проблемы, существуют специальные методики. Синдрома эмоционального выгорания можно избежать, если на ранних стадиях обратить внимание на личностные изменения и обратиться за помощью. Другое дело, что у нас обычно это происходит только тогда, когда работник перестаёт выходить на работу или уходит в запой. В арсенале у психологов есть личностный опросник, позволяющий эффективно диагностировать синдром эмоционального выгорания. Бойко В. В. предложил исследовать его как механизм психологической защиты, то есть это крайняя мера психики, которая призвана защитить саму себя от травмирующей действительности и позволяет экономно расходовать энергетические ресурсы. Состоит методика из 84 утверждений, на которые можно ответить «да» или «нет». В результате можно выделить 3 стадии развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Профилактика и лечение

Если вы столкнулись с такой проблемой, как синдром профессионального эмоционального выгорания, то нужно срочно принимать меры. В первую очередь необходимо постараться устранить причину. Пересмотрите свою рабочую инструкцию. Много ли лишнего вы выполняете? Если да, смело отказывайтесь. Не нужно идти на поводу у коллег, научитесь говорить «нет» и защищать свои права. Ничто так не успокаивает, как четко обозначенный круг задач. «Я делаю это, а потом иду домой». Если причины - глубоко в структуре личности: гиперответственность, мнительность, чувство вины перед всем миром - то нужно собираться на психотерапию. Это позволит скинуть много лишнего груза. Особенно это важно для врачей и педагогов. Помните, что вы не ответственны за судьбы людей, а лишь выполняете свою работу.

И наконец, режим сна и отдыха. Заканчивайте работу согласно рабочему расписанию. Если задач столько, что вы физически не укладываетесь - ставьте вопрос о необходимости дополнительной единицы. Обязательно прогуляйтесь по набережной или сходите в спортзал, а также вовремя ложитесь спать. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов включает те же пункты. Здоровый образ жизни, чередование работы и отдыха, хороший сон, дружеские отношения с коллегами и четкое знание своих функциональных задач, а также соблюдение рабочего графика - вот залог долгой и счастливой работы.

Подведем итоги

Для того чтобы научиться противостоять стрессам, которые обрушиваются на вас каждый день, овладейте любыми способами управления эмоциями и техникой аутотренинга. Каждая ситуация и человек, появившейся в нашей жизни, пришли не просто так, а чтобы научить чему-то. Поэтому, вместо того, чтобы обижаться, скандалить или копить гнев, посмотрите, чему эта ситуация хочет вас научить. Как только выучите урок - вы перестанете реагировать на подобное, и рабочие будни станут проще. А аутотренинг или небольшая медитация утром и вечером дадут возможность получить нужный настрой, отработать лишние эмоции, зарядиться энергией или, наоборот, расслабиться.

Каждый человек по-разному переживает разовый стресс, но отрицательные последствия бывают редко. Ежедневный эмоциональный перегруз разрушает психику любого человека – синдром эмоционального выгорания у медицинских работников является частым вариантом психоэмоциональных нарушений, что объясняется просто: оказание помощи людям – это хронический повседневный стресс.

Врач – не робот, неутомимо и бесконечно работающий во благо людей

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

Повседневные контакты с больными людьми с необходимостью оказания медицинской помощи и желанием сделать свою работу хорошо – это и есть ежедневное врачевание. Доктора и средний медперсонал хотят вылечить пациента, но в силу разных причин получается это далеко не всегда: синдром эмоционального выгорания у медицинских работников – это состояние умственного, физического и психоэмоционального истощения и переутомления, возникающее на фоне ежедневного хронического стресса. Чаще всего проблемы возникают у специалистов, обладающих следующими отличительными особенностями:

  1. Повышенное чувство ответственности;
  2. Неравнодушие к людям;
  3. Готовность всегда и при любой ситуации оказать помощь любому человеку;
  4. Желание и стремление быть нужным;
  5. Добросердечность.

Циниками и бессердечными людьми не рождаются – синдром эмоционального выгорания у медицинских работников формирует определенный склад характера: в какой-то момент приходится выбирать – депрессия или цинизм, психоэмоциональные расстройства или бессердечность. Вылечить того, кто не хочет выздоравливать, невозможно. В онкологии победа над болезнью – это редкие эпизоды повседневного врачевания. Практически каждый пациент не верит, боится и не доверяет людям в белых халатах, что невозможно не заметить. Врачевание – это каждодневный стресс, с которым медработники справляются кто, как может: заглядывая на дно стакана, выкуривая сигарету за сигаретой, используя таблетки или закрываясь от людей стенами равнодушного цинизма.

Типичные признаки и симптомы

Проблемы возникают исподволь. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуют 3 типичных признака:

  1. Психоэмоциональное истощение после периода повышенной активности и высокой работоспособности (усталость, которая не исчезает после ночного сна, нежелание идти на работу, вялость и равнодушие);
  2. Личностная отстраненность (отсутствие каких-либо эмоций, как положительных, так и отрицательных, снижение интереса к профессиональному росту, нежелание общаться с коллегами и пациентами);
  3. Утрата самооценки (специалист не видит перспектив в профессии, не верит в свои возможности, нет удовлетворения от работы).

Это как снежный ком – психоэмоциональные нарушения накапливаются, формируя следующие симптомы:

  • быстрое наступление усталости;
  • плохой сон (прерывистый, недостаточный или бессонница);
  • пессимизм;
  • цинизм и повседневная черствость;
  • безразличие и равнодушие к себе и людям;
  • тревожность, раздражительность и агрессивность;
  • депрессия;
  • неспособность сосредоточиться и нормально выполнять ежедневную работу;
  • злоупотребление спиртными напитками;
  • формальное отношение к врачеванию;
  • снижение социальной активности с отказом от встреч с друзьями и родственниками.

Любой может сломаться под грузом ежедневного хронического стресса

Хронический стресс всегда оказывает негативное действие на здоровье: синдром эмоционального выгорания повышает частоту опасных для жизни заболеваний – артериальной гипертензии, инфаркта миокарда, инсульта, аритмии.

Профилактика психоэмоциональных нарушений

В большинстве случаев проблемы возникают у медработников следующих типов:

  1. Педантичные, добросовестные (работа должна быть сделана на «отлично», пусть даже в ущерб себе);
  2. Амбициозные, демонстративные (желание быть первым всегда и во всем);
  3. Эмоциональные, чувствительные (желание помочь всем людям, восприятие чужой боли, как своей собственной).

Предотвратить синдром эмоционального выгорания любого из этих психологических типов крайне сложно. Для профилактики следует использовать следующие рекомендации:

  • никогда не отказываться от отпуска, стараясь регулярно отдыхать от работы (не менее 2-3 раз в течение года);
  • иметь хобби, чтобы после врачевания заниматься любимым делом, никак не связанным с медициной;
  • заниматься спортом или вести активный образ жизни;
  • на работе ставить краткосрочные цели и задачи, пытаясь получить положительный эффект от лечения;
  • исключить спиртные напитки, как фактор психологической разгрузки (

Новое на сайте

>

Самое популярное