Домой Симптоматика Эпидемии относятся к чс характера. Биологические чс

Эпидемии относятся к чс характера. Биологические чс

Следы некоторых болезней обнаруживаются в древних захоронениях. К примеру, следы туберкулеза и проказы найдены на египетских мумиях (2-3 тыс. лет до н.э.). Симптомы многих болезней описаны в древнейших рукописях цивилизаций Египта͵ Индии, Шумера и др.
Размещено на реф.рф
Так, первое упоминание о чуме встречается в древнеегипетском манускрипте и относится к 4 в. до н.э. Причины возникновения эпидемий ограничены. К примеру, обнаружена зависимость распространения холеры от солнечной активности, из шести ее пандемий четыре связаны с пиком активного солнца. Эпидемии возникают также при стихийных бедствиях, вызвающих гибель большого числа людей, в странах, охваченных голодом, при крупных засухах, распространяющихся на больших территориях. Приведем некоторые примеры крупных эпидемий различных болезней. - Шестой век - первая пандемия - “юстиниановская чума" - возникла в Восточной Римской империи. За 50 лет на территории нескольких стран погибло около 100 млн. человек. - 1347-1351 гᴦ. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии. - 1380 ᴦ. - от чумы в Европе умерли 25 млн. человек. - 1665 ᴦ. - только в одном ᴦ. Лондоне от чумы умерло около 70 тыс. человек. - 1816-1926 гᴦ. - по странам Европы, Индии и Америки последовательно прокатились 6 пандемий холеры. - 1831 ᴦ. - от холеры в Европе умерли 900 тыс. человек. - 1848 ᴦ. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек. - 1876 ᴦ. - в Германии от туберкулеза умер каждый восьмой житель страны - Конец XIX века - третья пандемия чумы, распространенная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов многих стран мира. -1913 ᴦ.-в России от оспы умерли 152 тыс. человек. - 1918-1919 гᴦ. - пандемия гриппа в Европе погубила более 21 млн. человек. - 1921 ᴦ. - в России от сыпного тифа погибли 33 тыс. человек, а от возвратного тифа – 3 тыс.человек

1961 ᴦ. - началась седьмая пандемия холеры. - 1967 ᴦ. - в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населœения. - 1980 ᴦ. - в СССР прекращена вакцинация от оспы. Считается, что оспа в мире уничтожена. - 1981 ᴦ. - открытие болезни СПИД. - 1991 ᴦ. - в мире обнаружено около 500 тыс. человек, больных СПИД. - 1990-1995 гᴦ. - ежегодно в мире от малярии умирают 1-2 млн. человек. - 1990-1995 гᴦ. - в мире ежегодно заболевают туберкулезом 2-3 млн, человек, из которых умирают 1-2 млн. человек. - 1995 ᴦ. - в России из 35 млн. инфицированных заболели гриппом 6 млн. человек. - В 1996 ᴦ. заболеваемость СПИДом в России, по сравнению с 1995 ᴦ., выросла в 2 раза. Каждый день вирусом СПИД заражаются в мире 6500 взрослых и 1000 детей. К 2000 ᴦ. ожидается 30-40 млн. зараженных этой страшной болезнью. - Неожиданную активность в 1996 ᴦ. на территории России проявил клещевой энцефалит. Заболеваемость им возросла на 62%, заболели 9436 человек в 35 субъектах РФ.Следы некоторых болезней обнаруживаются в древних захоронениях. К примеру, следы туберкулеза и проказы найдены на египетских мумиях (2-3 тыс. лет до н.э.). Симптомы многих болезней описаны в древнейших рукописях цивилизаций Египта͵ Индии, Шумера и др.
Размещено на реф.рф
Так, первое упоминание о чуме встречается в древнеегипетском манускрипте и относится к 4 в. до н.э. Причины возникновения эпидемий ограничены. К примеру, обнаружена зависимость распространения холеры от солнечной активности, из шести ее пандемий четыре связаны с пиком активного солнца. Эпидемии возникают также при стихийных бедствиях, вызвающих гибель большого числа людей, в странах, охваченных голодом, при крупных засухах, распространяющихся на больших территориях. Приведем некоторые примеры крупных эпидемий различных болезней. - Шестой век - первая пандемия - “юстиниановская чума" - возникла в Восточной Римской империи. За 50 лет на территории нескольких стран погибло около 100 млн. человек. - 1347-1351 гᴦ. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии. - 1380 ᴦ. - от чумы в Европе умерли 25 млн. человек. - 1665 ᴦ. - только в одном ᴦ. Лондоне от чумы умерло около 70 тыс. человек. - 1816-1926 гᴦ. - по странам Европы, Индии и Америки последовательно прокатились 6 пандемий холеры. - 1831 ᴦ. - от холеры в Европе умерли 900 тыс. человек. - 1848 ᴦ. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек. - 1876 ᴦ. - в Германии от туберкулеза умер каждый восьмой житель страны - Конец XIX века - третья пандемия чумы, распространенная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов многих стран мира. -1913 ᴦ.-в России от оспы умерли 152 тыс. человек. - 1918-1919 гᴦ. - пандемия гриппа в Европе погубила более 21 млн. человек. - 1921 ᴦ. - в России от сыпного тифа погибли 33 тыс. человек, а от возвратного тифа - 3 тыс. человек. - 1961 ᴦ. - началась седьмая пандемия холеры. - 1967 ᴦ. - в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населœения. - 1980 ᴦ. - в СССР прекращена вакцинация от оспы. Считается, что оспа в мире уничтожена. - 1981 ᴦ. - открытие болезни СПИД. - 1991 ᴦ. - в мире обнаружено около 500 тыс. человек, больных СПИД. - 1990-1995 гᴦ. - ежегодно в мире от малярии умирают 1-2 млн. человек. - 1990-1995 гᴦ. - в мире ежегодно заболевают туберкулезом 2-3 млн, человек, из которых умирают 1-2 млн. человек. - 1995 ᴦ. - в России из 35 млн. инфицированных заболели гриппом 6 млн. человек. - В 1996 ᴦ. заболеваемость СПИДом в России, по сравнению с 1995 ᴦ., выросла в 2 раза. Каждый день вирусом СПИД заражаются в мире 6500 взрослых и 1000 детей. К 2000 ᴦ. ожидается 30-40 млн. зараженных этой страшной болезнью. - Неожиданную активность в 1996 ᴦ. на территории России проявил клещевой энцефалит. Заболеваемость им возросла на 62%, заболели 9436 человек в 35 субъектах РФ.

Биологические чрезвычайные ситуации ЭПИФИТОТИИ

Вспышки распространения биологических вредителœей происходят постоянно. Большой вред лесонасаждениям наносит сибирский шелкопряд. От него в Восточной Сибири погибли сотни тысяч гектаров хвойной тайги, прежде всœего кедровой. В 1835 ᴦ. гусеницы дубового заболотника погубили 30 тыс. дубов в Беженском лесу в Германии. Чрезвычайно вредят постройкам, растительности и продовольствию термиты. Известен случай уничтожения термитами ᴦ. Джонстауна на о.Святой Елены.

Чрезвычайные ситуации, происшедшие с людьми ПО НЕБРЕЖНОСТИ И НЕОСТОРОЖНОСТИ

Японская промышленность после Второй мировой войны полностью отказалась от очистки сточных вод. В результате содержание ртути в прибрежных водах составило до 20 мг на килограмм. Рыба здесь практически не могла уже плавать, но зато ее было легко ловить. Только после гибели нескольких сотен рыбаков правительство наложило запрет на рыбную ловлю. Похожая картина наблюдалась в Швеции. Кошки, которых кормили мясом щуки, выловленной в Балтийском море, умирали через 2-3 месяца. Правительство страны рекомендовало населœению уменьшить рыбный рацион. - В связи с неурожаем правительство Ирака закупило в Мексике протравленное зерно для сева, о чем населœение страны было предупреждено. Проигнорировав это предупреждение и употребив зерно в пищу, 6530 человек получили отравления, а 495 человек из них погибли. - 1994 ᴦ. - в Саратовской области рабочие желœезнодорожной станции Сызрань-1 похитили 400 л жидкости из цистерны с маркировкой "Метиловый спирт”. В результате 22 человека погибли, 47 человек были госпитализированы. - 1996 ᴦ. - в московском метро на крыше дежурного поезда были найдены два трупа с черепно-мозговыми травмами: молодые люди решили прокатиться на поезде, который двигался в низком тоннелœе. - Ежегодно в США погибают 700 тыс. американцев, не проконсультировавшихся с врачами по поводу употребления лекарственных препаратов

Много людей гибнет в состоянии алкогольного опьянения. Так, из 8 тыс. погибших и 50 тыс. травмированных на производстве ежегодно в России более 30% были пьяны.

По международной статистике, из 300 человек, укушенных змеями, умирают 20 человек. А ведь змеи бывают агрессивны только в том случае, в случае если человек сам нападает на них или разрушает их гнезда.

Мировая история ЧС показывает, насколько разнообразными они бывают по причинам возникновения и механизмам протекания и как ужасны - по своим последствиям. Нарушая глобальные законы природы, человечество обречено находиться с ней в конфронтации. По этой причине количество ЧС, по прогнозам ученых, будет, к сожалению, увеличиваться. А значит, никогда не отпадет нужда в специалистах, способных оказать помощь людям, попавшим в беду. Работа спасателœей в условиях ЧС предъявляет повышенные требования к уровню их профессиональной подготовки.

Важно заметить, что для сведения, мною приведены те данные, которые доступны для всœех. Учебник спасателя, одним из авторов которого является Шойгу платный. И здесь выступает не забота о преодолении чрезвычайных ситуаций, а обогащение. Главное Золотой Телœец, в связи с этим у нас так много ЧП. А без них будет ой как скучно, а главное, это ещё дополнительное финансирование для ликвидации ЧП. Так что учитесь по старому учебнику. Новый не для каждого доступен.

Биологические чрезвычайные ситуации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Биологические чрезвычайные ситуации" 2017, 2018.

Урок ОБЖ в 8 классе

Учитель: Григорьева Екатерина Александровна

Тема : «Чрезвычайные ситуации биологического происхождения»

Тип урока : изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока :

Образовательные:

  • Понимать и уметь различать такие понятия как:

Эндемия, эпидемия, пандемия;

Энзоотия, эпизоотия, панзоотия;

Эпифитотия, панфитотия;

Обсервация и карантин;

Дезинсекция, дезинфекция и дератизация;

  • Ознакомить с последствиями инфекционных заболеваний, основными путями распространения инфекции, профилактикой и устранением источника инфекционных заболеваний.

Развивающие:

  • Развить навыки по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил, в том числе мытье рук с мылом или дезинфицирующими средствами;
  • Развить устную речь, умение слушать, умение ясно и кратко излагать свои мысли;
  • Развить познавательную деятельность по отношению к своему здоровью;

Воспитательные:

  • Воспитание ответственности к своему здоровью;
  • Воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;
  • Повысить интерес к уроку ОБЖ.

Оборудование : проектор, компьютер, учебник, тетрадь, карточки-тесты, кроссворд.

План урока

  1. Организационный момент (2 минуты)
  2. Проверка домашнего задания (10 минут)
  3. Изучение нового материала (16 минут)
  4. Физкультминутка(2 минуты)
  5. Первичное закрепление материала (10 минут)
  6. Итоги урока (2 минуты)
  7. Информация о домашнем задании (2 минуты)
  8. Рефлексия (1 минута)

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, фиксация отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах)

Учитель раздает карточки нескольким учащимся, один ученик отвечает в устной форме, остальные внимательно слушают и дополняют ответ учащегося.

3. Изучение нового материала.

Просмотр видеосюжета «Инфекционные заболевания».

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. (ЧС биологического характера).

Инфекционные болезни людей – это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами (микробами).

Зараженные люди и животные называются источниками инфекции.

На Украине в 1995 году зарегистрирована эпидемия туберкулёза.

Ежегодно в мире заболевает туберкулезом 10 млн. человек, 3 млн. умирают, из них 8 тыс. ежедневно. И это далеко не полные статистические данные.

Есть такие инфекционные заболевания , которые свойственны только людям : азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др

Эндемия – это постоянное наличие в данной местности определенных заболеваний, обусловленных ее природными особенностями и своеобразием условий жизни населения.

Эпидемия – быстрое и массовое распространение инфекционной болезни среди людей в пределах определенной территории.

Пандемия – это тоже что и эпидемия, только охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях.

В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:

1) пищевой (брюшной тиф, дизентерия и др.);

2) водный (холера, брюшной тиф и др.);

3) воздушно-капельный (менингит, корь, грипп и др.);

4) воздушно-пылевой (пневмония, столбняк);

5) контактно-бытовой (грипп, сибирская язва);

6) трансмиссивный - через передатчиков (вшей - сыпной тиф, клещей - энцефалит и др.).

Зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

Энзоотия - это одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных в определенной местности, хозяйстве или пункте, природные и хозяйственно-экономические условия которых, исключают повсеместное распространение данной болезни.

Эпизоотия – одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных на конкретной территории в определенный промежуток времени, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Панзоотия - это массовое одновременное распространение инфекционной болезни сельскохозяйственных животных с высоким уровнем заболеваемости на огромной территории с охватом целых регионов, нескольких стран и материков.

Вопрос по теме: в 1996 г. в Великобритании свыше 500 тыс. голов сельскохозяйственных животных заразилось чумой крупного рогатого скота, что вызвало необходимость уничтожения и утилизации останков больных животных. Как Вы считаете, к какому из перечисленных критерий можно отнести данное обстоятельство? Ответ:Эпизоотия.

Имейте в виду, гладя на улице собачку или киску, что она может болеть опасным и распространенным видом инфекционных заболеваний, таким как: африканский сап, энцефалит, ящур, чума, туберкулез, грипп, сибирская язва, бешенство и т.п.

Проводится по трем основным направлениям:

1. устранение источника инфекции;

2. исключение путей передачи возбудителя инфекции;

3. повышение невосприимчивости людей и животных (проведение иммунизации).

Эпифитотия - массовое, одновременное распространение инфекционных заболеваний сельскохозяйственных растений и (или) резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.

Эпифитотии характеризуются такими болезнями , как ржавчина хлебных злаков, фитофтороз (картофельная гниль) - заболевание, поражающее грибком листья, стебли и клубни картофеля и др.

Гибель и болезни растений могут явиться следствием неправильного применения различных химических веществ. Серьезными вредителями сельского хозяйства являются грызуны (сурки, суслики, серые полевки, пеструшки и др.).

Панфитотия - массовое заболевание растений и резкое увеличение численности вредителей растений на территории нескольких стран или континентов.

Профилактика для растений - биологическая, химическая и механическая борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства (опрыскивание, опыление, окружение канавами очагов распространения вредителей).

Профилактика распространения инфекций .

1) дезинфекция – уничтожение возбудителя в объектах внешней среды, в помещениях, на территориях, на белье, одежде, коже;

2) дезинсекция – уничтожение во внешней среде вредоносных насекомых;

3) дератизацию – уничтожение грызунов.

При возникновении очага инфекции на зараженной территории вводится карантин или обсервация.

Обсервация – система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями.

Карантин - полная изоляция очага заражения от населения (окружающего).

Санитарно-гигиенические мероприятия включают обязательное соблюдение простых правил личной и общественной гигиены.

4.Первичное закрепление материала

Тест «ЧС биологического происхождения»(Приложение1)

Кроссворд по теме «ЧС природного характера»

5. Итоги урока.

Подведение итогов урока, выставление отметок

6.Домашнее задание.

На слайде выводится информация о домашнем задании.

7.Рефлексия.

На карточках нарисованы смайлики настроения, ребята ставят плюсик в соответствие с настроением на уроке.

Учитель благодарит всех ребят за хорошую работу на уроке.

Приложение 1

Тест к уроку «ЧС биологического происхождения»

А) Дегазацию

Б) Дезактивацию

В) Дезинфекцию

А) воздушно-капельным

А) дезинсекция

Б) дератизация

В) демеркуризация

Г) дезинфекция

А) карантином

Б) дезинфекцией

В) обсервацией

В) эпифитотия, панфитотия

Б) полную изоляцию больниц

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) проверке лекарств

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

А) воздушно-капельным

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях

1. Что необходимо провести для обеззараживания одежды и предметов от радиоактивных веществ?

А) Дегазацию Б) Дезактивацию В) Дезинфекцию

2. В результате кишечных инфекций возникают такие заболевания как дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит и пр. Каким путем происходит передача инфекции?

А) воздушно-капельным

Б) через продукты питания и почву

В) укусы кровососущих переносчиков

3. Инфекционные болезни людей – заболевания вызываемые:

А) болезнетворными микроорганизмами и микробами;

Б) любыми микроорганизмами и микробами

В) бактериями, распространяющимися по воздуху

4. Какие мероприятия включают устранение источника инфекции?

А) дезинсекция В) демеркуризация

Б) дератизация Г) дезинфекция

5. Система мер по медицинскому наблюдению за изолированными здоровыми людьми, имевшими контакт с больными инфекционными заболеваниями, называется:

А) карантином Б) дезинфекцией В) обсервацией

6. К массовым заболеваниям животных относится:

А) эпидемия, пандемия, эндемия

Б) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

В) эпифитотия, панфитотия

7. Выберите неправильный ответ:

А) дезинсекция – это уничтожение насекомых

Б) дератизация – это уничтожение грызунов

В) дезинфекция – это уничтожение растений

8.Карантин – это система мероприятий, направленных на…

А) полную изоляцию эпидемического очага

Б) полную изоляцию больниц

В) последующую полную ликвидацию последствий заражений

Г) последующую уборку помещений

9. К массовым заболеваниям людей относится:

А) эпифитотия, панфитотия

Б) эпидемия, пандемия, эндемия

В) энзоотия, эпизоотия, панзоотия

10. По каким основным направлениям проводится профилактика инфекционных заболеваний?

А) устранению источника инфекции

Б) проверке лекарств

В) выключению (разрыву) путей передачи возбудителя инфекции

Г) повышению невосприимчивости людей и животных (прививки)

Д) установка систем кондиционирования воздуха в помещениях


Биологические ЧС - это опасное состояние, при котором в результате источника на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существование сельскохозяйственных животных и произрастание растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, опасность широкого распространения болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.

Источники биологической ЧС: инфекционные болезни людей (эпидемия, пандемия), животных (эпизоотия, панзоотия); инфекционные болезни растений или их вредители.

Эпидемия - это массовое и прогрессирующее распространение инфекционного заболевания в пределах определенной территории, превышающее обычный уровень заболеваемости.

Эпизоотия - распространение инфекции среди большого числа одного или многих видов животных в пределах определенного региона. Для предупреждения, обнаружения и ликвидации инфекционных болезней сельскохозяйственных животных проводится комплекс плановых мероприятий. При заболевании, либо внезапной гибели животных работники животноводства или владельцы животных должны сообщить об этом ветеринарному врачу. После установления заболевания ветеринарные специалисты проводят осмотр всех животных. Больных животных изолируют и лечат, остальных подвергают ветеринарной обработке и профилактическим прививкам.

Эпифитотия - массовое, прогрессирующее инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений и резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохозяйственных культур.

Меры борьбы:

  • 1)создание наилучших условий для роста сельскохозяйственных культур;
  • 2)рациональное семеноводство;
  • 3)химическое протравление семян;
  • 4)обработка растений.

Социально-политические ЧС

Социально-политические ЧС - это события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, противоречия между государствами (войны) и др. Одна из главных причин социально-политических ЧС - это демографическая проблема. В результате урбанизации возникают проблемы питания, коммунально-бытовой сферы, развития транспорта, здравоохранения. Снижение уровня жизни населения может привести к угрозе здоровью и жизни людей. Проблемы материального благосостояния людей призвана решать социальная политика. Социальная политика призвана обеспечить, расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем.

Цель социальной политики:

  • 1)улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, получение образования, культуры, экологии;
  • 2)социальная поддержка нуждающихся граждан;
  • 3)защита граждан при утрате работы в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;
  • 4)улучшение условий жизнеобеспечения детей;
  • 5)введение эффективного контроля над реальными доходами, получаемыми населением.

В результате научно-технического прогресса произошло накопление новых знаний, развитие фундаментальных наук. Открытия во многих областях науки и техники привели к созданию нового вида оружия: лучевое, радиочастотное, инфразвуковое, радиологическое. При возникновении военных конфликтов это оружие может быть использовано против людей. Главная задача государства - не допустить развития военных конфликтов, а также создать благоприятные условия для благополучной жизнедеятельности людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Введение:

Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства.

Статистически вычислено, что в целом на Земле каждый стотысячный человек погибает от природных катастроф. Согласно другому расчету число жертв природных катастроф составляет в последние 100 лет 16 тыс. ежегодно.

К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы и бури. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.

Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.

Стихийные бедствия, пожары, аварии... По-разному можно встретить их. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы, с надеждой на их укрощение. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил. Природные катастрофы происходят внезапно, совершенно опустошают территорию, уничтожают жилища, имущество, коммуникации, источники питания. За одной сильной катастрофой, словно лавина, следуют другие: голод, инфекции.

Действительно ли мы так беззащитны перед землетрясениями, тропическими циклонами, вулканическими извержениями? Что же развитая техника не может эти катастрофы предотвратить, а если не предотвратить, то хотя бы предсказать и предупредить о них? Ведь это позволило бы значительно ограничить число жертв и размеры ущерба! Мы далеко не так беспомощны. Кое-какие катастрофы мы можем предсказать, а некоторым и успешно противостоять.

Однако любые действия против природных процессов требуют хорошего их знания. Необходимо знать, как они возникают, механизм, условия распространения и все прочие явления, с этими катастрофами связанные.

Необходимо знать, как происходят смещения земной поверхности, почему возникает быстрое вращательное движение воздуха в циклоне, как быстро массы горных пород могут обрушиться по склону. Многие явления еще остаются загадкой, но, думается, лишь в течение ближайших лет либо десятилетий.

В широком смысле слова, под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свою физическую сущность, причины возникновения и характер развития, а также свои особенности воздействия на человека и окружающую его среду обитания.

1. Условия формирования Чрезвычайных Ситуаций.

Всякому чрезвычайному событию предшествует те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующими фактором различного происхождения. Это может быть и природное, антропогенное социальное или иное воздействие нарушающее функционирование системы.

Имеется пять фаз развития ЧС

1. накопление отклонений

2. инициирование ЧС

3. процесс ЧС

4. действие остаточных факторов

5. ликвидация ЧС.

2. Классификация чрезвычайных ситуаций.

По сфере возникновения

техногенные

природные

экологические

социально-политические

По масштабу возможных последствий

локальные

объектовые

региональные

глобальные

По ведомственной принадлежности

на транспорте

в строительстве

в промышленности

в сельском хозяйстве

По характеру лежащих в основе событий

землетрясение

погодные условия

3. Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного характера

Опасные природные явления - это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Классификация ЧС природного характера

3.1Стихийные бедствия в литосфере

Литосфера (\"литос\" - камень) - твердая оболочка земного шара или земная кора.

Явления, обусловленные внутренними тектоническими процессами развития Земли называются эндогенными.

Процессы, зарождающиеся и развивающиеся на поверхности Земли и разрушающие горные породы, вышедшие на поверхность в результате эндогенных процессов, называются экзогенными.

Классификация стихийных бедствий в литосфере

Землетрясения - это внезапное освобождение потенциальной энергии земных недр, которое приобретает форму ударных волн и упругих колебаний (сейсмические волны), распространяющиеся во всех направлениях.

Классификация землетрясений

Землетрясения

по месту возникновения: по причине возникновения: по характеру возникновения:

Краевые;

Внутриплитовые (внутренние) - тектонические;

Вулканические;

Обвальные;

Взырвные - колебания грунта;

Трещины, разломы;

Вторичные поражающие факторы;

Основные характеристики землетрясения:

Магнитуда М амплитуда горизонтального смещения, измеряется по 9 бальной шкале Рихтера;

Интенсивность Y= 1,5 (М - 1) - качественный показатель последствий землетрясения, оценивается по 12 бальной шкале MSK (см. табл. 1.1.2);

Энергия землетрясения Е=10(5,24 + 1,44М), оценивается в джоулях (Дж.)

Поражающие факторы землетрясений

Первичные Вторичные

Смещение, коробление, вибрация почвогрунтов;

Коробление, уплотнение, проседание, трещины;

Разломы в скальных породах;

Выброс природных подземных газов. - активизация вулканической деятельности;

Камнепады;

Обвалы, оползни;

Обрушение сооружений;

Обрыв линий электропередач, газопроводных и канализационных сетей;

Взрывы, пожары;

Аварии на опасных объектах, транспорте.

В нашей стране сейсмическая активность отмечается на Кавказе, в Южной Сибири - Тянь-Шань, Памир; на Дальнем Востоке - Камчатка, Курильские острова.

Явления, предвещающие землетрясения:

Крики птиц;

Беспокойное поведение животных;

Выползание ящериц, змей на поверхность земли.

Вулканические извержения - совокупность явлений, связанных с движением расплавленной массы (магмы), тепла, горячих газов, паров воды и других продуктов, поднимающихся из недр Земли по трещинам или каналам в ее коре.

Классификация вулканов

Действующие Уснувшие Потухшие

Извергаются в настоящее время, постоянно или периодически;

Об извержениях есть исторические сведения;

Нет сведений об извержениях, но которые выделяют горячие газы и воды. - нет сведений об извержениях, но они сохранили свою форму и под ними происходят локальные землетрясения - сильно размытые и разрушенные без признаков вулканической активности.

Извержение вулкана может продолжаться несколько дней, месяцев и даже лет. После сильного извержения вулкан успокаивается на несколько лет. Такие вулканы называют действующими (Ключевская сопка, Безымянный - на Камчатке, Пик Сарычева, Алаид - на Курильских островах).

К потухшим относятся Эльбрус и Казбек на Кавказе.

Поражающие факторы вулканов

Первичные Вторичные

Лавовые фонтаны;

Потоки вулканической грязи, лавы;

Раскаленные газы;

Пепел, песок, кислотные дожди;

Ударная волна взрыва;

Вулканические бомбы (застывшие кусочки лавы);

Каменная пена (пемза);

Лапилли (мелкие кусочки лавы);

Палящая туча (раскаленные пыль, газы) - нарушение системы землепользования;

Лесные пожары;

Разрушение сооружений и коммуникаций;

Наводнения из-за запруживания рек;

Селевые потоки;

Взрывы и пожары на опасных объектах.

Обвалы - это быстрое отделение (отрыв) и падение массы горных пород (земли, песка, камней, глины) на крутом склоне вследствие потери устойчивости поверхности склона, ослабления связности, цельности горных пород.

Причины обвалов

Природные Антропогенные

Выветривание;

Движение подземных и поверхностных вод;

Растворение породы;

Землетрясение;

Трещины и разломы горных пород - колебания почвы в результате взрыва;

Повышения нагрузки на склоне или крае обрыва

Поражающие факторы обвалов

первичные вторичные

Падение тяжелых масс горных пород, отдельных глыб и камней (вывал);

Падение больших масс грунта - разрушение сооружений, дорог;

Перекрытие доступа к сооружениям, дорогам;

Обрыв линий электропередач, связи, газо- и нефтепроводов, водопроводных и канализационных сетей;

Запруживание рек;

Обрушивание берегов озер;

Наводнения, селевые потоки

Причины оползней

Природные Антропогенные

Крутизна склона, превышающая угол естественного откоса;

Землетрясения;

Переувлажнение склонов, подмыв

Выветривание твердых пород;

Наличие в толще грунта глин, песков, льда;

Пересечение пород трещинами;

Чередование глинистых и песчано-гравийных пород. - вырубка лесов, кустарников на склонах;

Взрывные работы;

Распахивание склонов;

Чрезмерный полив садов на склонах;

Разрушение склонов котлованами, траншеями;

Заваливание мест выхода подземных вод;

Строительство жилья на склонах.

По наличию воды По механизму оползневого процесса

Слабовлажные

Влажные

Очень влажные - сдвига

Выдавливания

Вязкопластичные

Гидродинамического выноса

Внезапного разжижения

По объему, тыс.м3 По масштабу, га

Малые до 10

Средние 10-100

Крупные 100-1000

Очень крупные более 1000 - очень мелкие до 5

Мелкие 5-50

Средние 50-100

Крупные 100-200

Очень крупные 200-400

Грандиозные более 400

Поражающие факторы оползней

Первичные Вторичные

Тяжелые массы грунта - разрушение, засыпание сооружений, дорог, коммуникаций, линий связи;

Уничтожение лесных массивов и сельхозугодий;

Перекрывание русла рек;

Изменение ландшафта.

Наибольшее распространение оползни получили на склонах Главного Кавказского хребта, в Тянь-Шане. Возможны в Брянской области.

Сель - стремительный бурный поток воды с большим содержанием камней, песка, глины и других материалов, движущихся со скоростью до 15 км/ч. Имеют характер грязевых, водо-каменных или грязекаменных потоков.

Селеопасными районами являются: Северный Кавказ, Закавказье (от Новороссийска до Сочи) Прибайкалье, Приморье, Камчатка, Сахалин, Курильские острова.

Характеристика селевых потоков

Максимальная высота потока, м Ширина потока, м Глубина потока, м Протяженность русла Размеры валунов, м Продолжительность прохождения, ч

20 3-100 1,5-15 Десятки км 3-10 1-8

Причины селей

Природные Антропогенные

Наличие на склонах песка, гальки, гравия;

Наличие значительного объема воды (ливни, таяние ледников, снегов, прорыв озер);

Крутизна склонов более 100;

Землетрясения;

Вулканическая деятельность;

Обрушение в русло рек большого количества грунта (обвал, оползень);

Резкое повышение температуры воздуха. - создание на склонах гор искусственных водоемов;

Вырубка леса, кустарника на склонах;

Деградация почвенного покрова нерегулярным выпасом скота;

Взрывы, разработка карьеров;

Нерегулируемый сброс воды из ирригационных водоемов на склонах;

Неправильное размещение отвалов отработанной породы горнодобывающими предприятиями;

Подрезка склонов дорогами;

Массовое строительство на склонах.

Поражающие факторы селей

Первичные Вторичные

Быстрое перемещение огромных масс вещества (грязи, воды, камней) по руслам горных рек. (1 м3 селевого потока весит 2 тонны, 1 м3 воды - 1 тонну) - разрушение и снос зданий, сооружений, дорог, мостов, водопроводных и канализационных сетей, линий связи и электропередач

Размывы

Затопление территории

Завалы посевов, садов, пастбищ, магистральных каналов оросительных систем

Снежная лавина - снежный обвал, масса снега, падающая или сползающая с горных склонов и увлекающая на своем пути новые массы снега. В России снежные лавины распространены в горных районах Кавказа, Урала, в Восточной и Западной Сибири, Дальнем Востоке, на Сахалине.

Причины снежных лавин

Природные Антропогенные

Скопление различных модификаций снега, толщиной слоя 30-70 см;

Сильные и продолжительные метели, снегопады;

Крутые склоны (от 15 до 50) длиной более 500м;

Отсутствие лесного массива на склонах;

Внезапные оттепели;

Сдувание ветром снега с подветренного слоя и перенос его на гребень, образование карниза над наветренным склоном; - вырубка леса и кустарников на склонах;

Нарушение травяного покрова нерегулярным выпасом скота;

Взрывные работы;

Использование сильных источников звука;

Громкий крик.

Поражающие факторы лавины

Первичные Вторичные

Воздушная ударная волна (вал сжатого воздуха перед фронтом лавины);

Стремительно передвигающейся по горным склонам плотный поток различных модификаций снега, камней, гальки;

Смерзшаяся в монолит снеговая масса. - разрушения и завалы зданий, дорог, мостов;

Обрыв линей электропередач, связи;

Запруживание горных рек.

3.2. Стихийные бедствия в гидросфере

Гидросфера (\"гидро\" - вода) - водная оболочка на поверхности Земли, охватывающая океаны, моря, реки, озера, болота, подземные воды, горные и покровные ледники (застывшие воды).

Виды стихийных бедствий в гидросфере

Классификация волн

Волны Приливные Ветровые (штормовые) Цунами Барические

Характеристика Возникают дважды в сутки. Отлив может послужить причиной попадания судов на мель, риф.

Прилив создает волну в реках до 3 м высотой, которая называется бором. В России малый бор бывает на реках, впадающих в Мезенский залив Преобладающая высота 4 м, иногда достигают высоты 18-20 м.

Вторгаясь на сушу, вызывают наводнения и разрушения. Скорость распространения 50-800 км/ч.

Высота в открытом океане 0,1-5 м, при выходе на мелководье - 20-30 м, иногда до 40-50 м.

Вторгаются на сушу на 1-3 км. Достигают берега с периодом 5-90 мин. Подобно волне цунами приводит к тяжелым последствиям особенно при совпадении с высоким приливом. Достигает на мелководье 10 м высоты.

Причины возникновения Создаются силами притяжения Луны и Солнца и центробежной силой, связанной с вращением системы Земля - Луна вокруг общего центра тяжести. Вызываются сильными ветрами - ураганами, тайфунами. Образуются при извержении подводных вулканов и подводных землетрясениях, взрывных работах. Вызывается циклонами, когда давление в его центре падает и образует выпуклость до 1 м высотой

Наиболее грозными являются волны - цунами.

Цунами - гравитационные волны очень большой длины и высоты, возникающие на поверхности морей и океанов (в переводе с японского - большая волна в заливе).

Волны цунами похожи на ветровые, но у них другая природа - сейсмическая. Длина волны - расстояние между соседними гребнями - от 5 до 1500 км, что не позволяет увидеть вторую, третью и последующую волны.

В России цунами возможны на Курильских островах, на Камчатке, на Сахалине, на побережье Тихого океана.

Поражающие факторы

Первичные Вторичные

Высота, скорость и сила распространения волн при обрушении их на побережье;

Подтопление, затопление прилегающих к берегу земель;

Сильное течение при обратном уходе волн с берега в океан;

Сильная воздушная волна - Разрушение и затопление прибрежных сооружений, зданий;

Снос техники, построек, судов;

Пожары, взрывы на опасных объектах;

Смыв плодородного слоя почвы, уничтожение урожая;

Уничтожение или загрязнение источников питьевой воды.

Число волн достигает семи, при этом вторая или третья волна бывает наиболее сильной и вызывает наиболее сильные разрушения.

Сила цунами оценивается магнитудой М от 0 до 3 (до 6 баллов).

Предвестники цунами:

Землетрясение;

Отлив в неурочное время (быстрое обнажение морского дна), длящийся до 30 мин;

Бегство диких и домашних животных с мест возможного затопления на возвышенность;

Громоподобный шум, слышный до подхода волн;

Появление трещин в ледяном покрове у берегов.

Наводнение на реках - затопление водой местности в пределах речной долины и населенных пунктов, расположенных выше ежегодно затопляемой поймы, вследствие обильного притока воды в результате снеготаяния или дождей, или загромождение русла льдом, шугой.

Классификация и причины наводнений

Причины наводнения Название наводнения

Весеннее таяние снега, вызывающее длительный подъем уровня воды Половодье

Обильные дожди, ливни, или быстрое таяние снега при зимних оттепелях Паводок

Нагромождение льдин во время весеннего ледохода, вызывающие подъем воды Затор

Скопление шуги (рыхлого ледового материала) осенью во время ледостава, вызывающие подъем воды Зажор

Подъем воды в морских устьях рек, на наветренном берегу озер, водохранилищ, вызванный воздействием ветра на водную поверхность Ветровой нагон

Прорыв плотин, дамб при оползнях, обвалах, движении ледников Прорывное

Подъем воды в реке, вызванный завалом Завальное

Аварии на гидротехнических сооружениях Прорывное

Наибольшие площади затопления пойм наблюдаются на реках, текущих к северным морям - Объ, Енисей, Лена. Нагонные наводнения наблюдаются на Азовском и Каспийском морях, в устье рек Невы на балтийском море и Северной Двины на Белом море.

3.3.Стихийные бедствия в атмосфере

Атмосфера (\"атмос\" - пар) - воздушная оболочка Земли. Атмосфера по характеру изменения температуры с высотой, делится на несколько сфер

Лучистая энергия Солнца является источником движения воздуха. Между теплыми и холодными массами возникает разность температуры и атмосферного воздуха давления. Это порождает ветер.

Социального характераРеферат >> Социология

Чрезвычайные ситуации социального характера Социум – это особая... людей, не входящих в данные группы. Чрезвычайная ситуация социального характера – это обстановка на... факт, что жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента зачатия, нужно...

  • Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от ЧС социального характера

    Контрольная работа >>

    Опасности могут быть случайными и преднамеренными. Чрезвычайная ситуация социального характера – это обстановка на... классифицируется на обычный, ядерный, химический, биологический , электромагнитный, кибернетический, информационный, экономический. Основными...

  • Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

    Книга >> Безопасность жизнедеятельности

    ... (природные, техногенные, экологические, биологические и т. д.). Чрезвычайная ситуация представляет собой обстановку на определенной... толпу. В чрезвычайных ситуациях , возникающих по неосторожности, а также в силу биологических факторов (эпидемии) ...

  • Чрезвычайные ситуации . Классификация. Условия возникновения. Стадии развития чрезвычайных ситуац

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    Образовываться очаги пора­жения, зоны чрезвычайной ситуации и зоны радиоактивного, химического и биологического зараже­ния, катастрофического затопления...

  • Эпидемия - это массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпидемия, как ЧС, обладает очагом заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей, или территорией,в пределах которой в определенных границах времени возможно заражение людей и сельскохозяйственных животных возбудителями инфекционной болезни.
    В основе обусловленной социальными и биологическими факторами эпидемии лежит эпидемический процесс, то есть непрерывный процесс передачи возбудителя инфекции и непрерывная цепь последовательно развивающихся и взаимосвязанных инфекционных состояний (заболевание, бактерионосительство).
    Иногда распространение заболевания носит характер пандемии ,
    то есть охватывает территории нескольких стран или континентов при определенных природных или социально-гигиенических условиях. Сравнительно высокий уровень заболеваемости может регистрироваться в определенной местности длительный период. На возникновение и течение эпидемии влияют как процессы, протекающие в природных условиях (природная очаговость. эпизоотии и т.д.). так и. главным образом, социальные факторы (коммунальное благоустройство, бытовые условия, состояние здравоохранения и т.д.).
    В зависимости от характера заболевания основными путями распространения инфекции во время эпидемии могут быть:
    - водный и пищевой , например, при дизентерии и брюшном тифе;
    - воздушно-капельный (при гриппе);
    - трансмиссивный - при малярии и сыпном тифе;
    - зачастую играют роль несколько путей передачи возбудителя инфекции.

    Эпидемии - одно из самых губительных для человека опасных природных явлений. Статистика свидетельствует о том, что инфекционные заболевания унесли больше человеческих жизней, чем войны . Хроники и летописи донесли до наших времен описания чудовищных пандемий, опустошивших огромные территории и уничтоживших миллионы человек. Некоторые инфекционные заболевания свойственны только людям : азиатская холера, натуральная оспа, брюшной тиф, сыпной тиф и др. Существуют также общие для человека и животных заболевания : сибирская язва, сап, ящур, пситакоз, туляремия и др.

    Следы некоторых болезней обнаруживаются в древних захоронениях. Например, следы туберкулеза и проказы найдены на египетских мумиях (2-3 тыс. лет до н.э.). Симптомы многих болезней описаны в древнейших рукописях цивилизаций Египта, Индии, Шумера и др. Так, первое упоминание о чуме встречается в древнеегипетском манускрипте и относится к 4 в. до н.э. Причины возникновения эпидемий ограничены. К примеру, обнаружена зависимость распространения холеры от солнечной активности, из шести ее пандемий четыре связаны с пиком активного солнца. Эпидемии возникают также при стихийных бедствиях, вызвающих гибель большого числа людей, в странах, охваченных голодом, при крупных засухах, распространяющихся на больших территориях. Приведем некоторые примеры крупных эпидемий различных болезней. - Шестой век - первая пандемия - “юстиниановская чума" - возникла в Восточной Римской империи. За 50 лет на территории нескольких стран погибло около 100 млн. человек.
    - 1347-1351 гг. - вторая пандемия чумы в Евразии. Погибли 25 млн. человек в Европе и 50 млн. человек в Азии.- 1380 г. - от чумы в Европе умерли 25 млн. человек.- 1665 г. - только в одном г. Лондоне от чумы умерло около 70 тыс. человек.- 1816-1926 гг. - по странам Европы, Индии и Америки последовательно прокатились 6 пандемий холеры.- 1831 г. - от холеры в Европе умерли 900 тыс. человек.- 1848 г. - в России холерой заболело свыше 1,7 млн. человек, из которых умерло около 700 тыс. человек.- 1876 г. - в Германии от туберкулеза умер каждый восьмой житель страны- Конец XIX века - третья пандемия чумы, распространенная крысами с морских судов, охватила более чем 100 портов многих стран мира.-1913 г.-в России от оспы умерли 152 тыс. человек.- 1918-1919 гг. - пандемия гриппа в Европе погубила более 21 млн. человек.- 1921 г. - в России от сыпного тифа погибли 33 тыс. человек, а от возвратного тифа - 3 тыс. человек.- 1961 г. - началась седьмая пандемия холеры.- 1967 г. - в мире около 10 млн. человек заболело оспой, 2 млн. из которых умерли. Всемирная организация здравоохранения начинает крупномасштабную акцию по вакцинации населения.- 1980 г. - в СССР прекращена вакцинация от оспы. Считается, что оспа в мире уничтожена.- 1981 г. - открытие болезни СПИД.- 1991 г. - в мире обнаружено около 500 тыс. человек, больных СПИД.- 1990-1995 гг. - ежегодно в мире от малярии умирают 1-2 млн. человек.- 1990-1995 гг. - в мире ежегодно заболевают туберкулезом 2-3 млн, человек, из которых умирают 1-2 млн. человек.- 1995 г. - в России из 35 млн. инфицированных заболели гриппом 6 млн. человек.- В 1996 г. заболеваемость СПИДом в России, по сравнению с 1995 г., выросла в 2 раза. Каждый день вирусом СПИД заражаются в мире 6500 взрослых и 1000 детей. К 2000 г. ожидается 30-40 млн. зараженных этой страшной болезнью.- Неожиданную активность в 1996 г. на территории России проявил клещевой энцефалит. Заболеваемость им возросла на 62%, заболели 9436 человек в 35 субъектах РФ.

    При возникновении очага инфекционного заражения на пораженной территории вводится карантин или обсервация . Постоянные карантинные мероприятия осуществляются также таможнями на государственных границах.Карантин - это система противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага заражения от окружающего населения и ликвидацию инфекционных заболеваний в нем. Вокруг очага устанавливается вооруженная охрана, запрещаются въезд и выезд, а также вывоз имущества. Снабжение производится через специальные пункты под строгим медицинским контролем.Обсервация - это система изоляционно-ограничительных мероприятий, направленных на ограничение въезда, выезда и общения людей на территории, объявленной опасной, усиление медицинского наблюдения, предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных заболеваний. Обсервация вводится при установлении возбудителей инфекции, не относящихся к группе особо опасных, а также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.

    Еще медицине Древнего Мира были известны такие методы борьбы с эпидемиями, как удаление заболевших из города, сжигание вещей больных и умерших (например, в Ассирии, Вавилоне), привлечение переболевших к уходу за больными (в Древней Греции), запрещение навещать больных и совершать с ними обряды (на Руси). Только в тринадцатом веке в Европе начинают применять карантин. Для изоляции прокаженных были созданы 19 тыс. лепрозориев. Больным запрещалось посещать церкви, пекарни, пользоваться колодцами. Это помогло ограничить распространение лепры по Европе.

    На данный момент карантин и обсервация - самые надежные способы борьбы с эпидемиями. Краткие сведения об основных инфекционных заболеваниях, сроках карантина и обсервации приведены в таблице.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное