Домой Анализы Греческое имя дионис. Бог древней греции дионис и его значение в мифологии

Греческое имя дионис. Бог древней греции дионис и его значение в мифологии

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.

В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Примечание: авторы и названия картин всплывают, если на них навести курсор.


Франция. Изобразительное искусство 1 в. до н. э. — 17 в. Ф. Жирардон. «Апполон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале), Мрамор. 1662—72.

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом, который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземном царстве, после чего Семела была перенесена на Олимп. Завистливые сестры Семелы истолковали её смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она отдавалась смертному. Впоследствии Зевс отомстил сестрам Семелы, наслав всякого рода бедствия на их сыновей.
Имя Семела фригийского происхождения, оно значит «земля»; вероятно, Семела была фригийско-фракийским божеством земли. Миф же о рождении Диониса от Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к нему не принадлежавшего.

Дионис нашел виноградную лозу и научил людей делать вино.
Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII).
В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.

С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680 - 770).

Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061 - 1152).
На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1)

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3).

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Менады (M a i n a d e z, "безумствующие"), вакханки, бассариды · спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, менады, украшенные виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию ("Шумному") или к Дионису Плющевому, восклицая "Вакх, Эвое".

Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами менады выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

Источником мифов о менадах является трагедия Еврипида "Вакханки", но уже у Гомера Андромаха, узнавшая о гибели Гектора, названа "менадой с сильно бьющимся сердцем" (Гомер "Илиада", XXII 460 след.).

Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.

Вакханалия проводилась тайно, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентийского холма 16-го и 17-го Марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц.

Дурная слава этих празднеств, на которых планировалось множество различных преступлений и политических тайных сговоров, которую отчасти распространял Сенат — так называемый, Senatus consultum de Bacchanalibus (надпись на бронзовой табличке, найденной в Калабрии в 1640 г.) — способствовала запрещению Вакханалии на территории всей Италии, кроме отдельных особых случаев, которые должен был одобрить непосредственно Сенат.

Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалия не была искоренена, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время. Кроме Диониса, Вакх приравнивается к Либеру (а также к Либеру Патеру). Либер («свободный») был богом плодородия, вина и роста, он был женат на Либере. Праздник в его честь назывался Либералия, он праздновался 17 марта, но согласно некоторым мифам, праздник отмечался и 5 марта.

Празднества эти соединялись с диким, исступлённым разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 году сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

Источников информации много, в том числе: http://www.greekroman.ru, http://mythology.sgu.ru, http://myfhology.narod.ru, http://ru.wikipedia.org

Древние греки поклонялись множеству богам, их религия как отражение характера: чувственного, необузданного как сама природа с ее стихиями. Дионис – один из любимых богов эллинов прямое доказательство тому, что удовольствие в их жизни занимало исключительное и первостепенное место.

Кто такой Дионис?

Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:

  • Бахус;
  • Вакх;
  • Старший Дионис;
  • Загрей;
  • Либер;
  • Дифирамб;
  • Ортос;
  • Хорей.

Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:

  • отвечал за возрождение растительности весной;
  • покровительствовал земледельцам;
  • обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
  • насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
  • считается «отцом» театрального жанра трагедии.

Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.

Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.

Атрибут Диониса

В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:

  1. Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
  2. Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
  3. Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую - чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.

Спутники Диониса не менее символичны:

  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
  • пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;
  • бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.

Дионис - мифология

Эллины почитали природу во всех ее проявлениях. Плодородие – важная часть составляющей жизни сельских жителей. Богатый урожай – это всегда хороший знак того, что боги благосклонны и благодушны. Греческий бог Дионис в мифах предстает веселым, но в тоже время своенравным и насылающим проклятья и погибель тем, кто не признает его. Мифы о Бахусе наполнены разнообразными чувствами: радостью, печалью, гневом и безумием.

Дионис и Аполлон

Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.

Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.

Дионис и Персефона

Дионис бог Древней Греции и Персефона – богиня плодородия, супруга Аида и вместе с ним властительница подземного царства в древнегреческой мифологии связаны между собой в нескольких сказаниях:

  1. Один из мифов о рождении Диониса упоминает Персефону как мать его мать. Зевс воспылал страстью к собственной дочери, обратившись в змея, вступает с ней в связь, от которой рождается Дионис. В другой версии, Дионис спускается в подземное царство и дарит миртовое дерево Персефоне, чтобы та отпустила его мать Семелу. Дионис дает матери новое имя Тиона и возносится с ней на небо.
  2. Персефона прогуливалась по лугу острова Перг в Сицилии и была похищена Аидом (Гадесом), в некоторых источниках Загреем (одно из имен Диониса) в царство мертвых. Безутешная мать Деметра долго искала юную дочь по всему свету, земля стала бесплодной и серой. Узнав, наконец, где ее дочь, Деметра потребовала у вернуть ее. Аид отпустил супругу, но перед этим дал ей съесть семь зерен граната, которые возникли из крови Диониса. В царстве мертвых нельзя ничего есть, но Персефона, на радостях, что ей предстоит вернуться, съела зерна. С этого времени, проводит весну, лето и осень наверху, а зимние месяцы в подземном мире.

Дионис и Афродита

Миф о Дионисе и богине красоты Афродите известен тем, что от их мимолетной связи родился безобразный ребенок. Сын Диониса и Афродиты был необычен и настолько уродлив, что красавица-богиня отказалась от младенца. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Повзрослев, Приап пытался соблазнить своего отца Диониса. В Древней Греции сын бога виноделия и Афродиты почитался в некоторых провинциях как бог плодородия.

Дионис и Ариадна

Жена и спутница Диониса Ариадна вначале была брошена ее возлюбленным Тесеем на о. Наксос. Ариадна долго плакала, затем заснула. Все это время Дионис, прибывший на остров, наблюдал за ней. Эрот выпустил свою стрелу любви и сердце Ариадны воспылало новой любовью. Во время мистического бракосочетания голову Ариадны венчал венец, подаренный ей самой Афродитой и горами острова. В конце церемонии Дионис вознес венец на небо в виде созвездия. Зевс в качестве подарка сыну наделил Ариадну бессмертием, что возвело ее в ранг богинь.

Дионис и Артемида

В другом мифе о любви Диониса и Ариадны, бог Дионис просит Артемиду, вечно юную и целомудренную богиню охоты убить приглянувшуюся ему Ариадну, за то, что та сочеталась браком с Тесеем в священной роще, только так Ариадна могла стать его женой, через инициацию смерти. Артемида пускает стрелу в Ариадну, которая затем воскресает и становится женой бога веселья и плодородия Диониса.

Культ Диониса и христианство

С проникновением христианства в Грецию культ Диониса долго не изживал себя, народом продолжались почитаться празднества, посвященные богу, и греческая церковь вынуждена была бороться своими методами, на смену Дионису пришел святой Георгий. Старые святилища, посвященные Вакху разрушались, а на их месте строились христианские храмы. Но даже сейчас, во время сбора урожая винограда, в праздниках можно разглядеть восхваление Бахуса.

Дионис Дионис , Вакх или Бахус

(Dionysus, Bacchus, Διόνυσος, Βάκχος). Бог вина и виноделия, сын Зевса и Семелы, дочери Кадма. Незадолго до его рождения ревнивая Гера посоветовала Семеле упросить Зевса явиться к ней во всем своем величии; Зевс действительно явился к ней с молнией и громом, но она, как простая смертная, не вынесла его лицезрения и умерла, преждевременно родив младенца. Зевс зашил ребенка в свое бедро, где доносил его до положенного срока. В сопровождении толпы своих служительниц, менад и вакханок, а также силенов и сатиров с жезлами (фирсами), обвитыми виноградом, Дионис прошел по Элладе, Сирии и Азии до самой Индии и вернулся в Европу через Фракию. На своем пути он везде учил людей виноделию и первым начаткам цивилизации. Женой Диониса считалась Ариадна, покинутая Тезеем на о-ве Наксос. Культ Диониса, сначала имевший веселый характер, мало-помалу становился все более невоздержанным и переходил в неистовые оргии, или вакханалии. Отсюда название Диониса - Вакх, т. е. шумный. Особенную роль в этих празднествах играли жрицы Диониса - исступленные женщины, известные под названием менад, вакханок и т. д. Дионису посвящены были виноград, плющ, пантера, рысь, тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Дионису соответствовал римский бог Бахус.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДИОНИС

(Διόνυσος), Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Д. встречается на табличках критского линейного письма «В» ещё в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Д. в Греции относится к 8-7 вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Существуют мифы о разных древних воплощениях Д., как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д.- сын Зевса и Деметры (Diod. Ill 62, 2-28). Согласно основному мифу, Д.- сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре (Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-559) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3). Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела - Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Hom. VII). В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке (618, 920-923) и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.
На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д.- Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д.-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680-770). Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152). На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1).
В число 12 олимпийских богов Д. вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3). Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Д. (греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров - спутников Д.), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Д. были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
В эллинистическое время культ Д. сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 142-82; Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. собр. соч., т. 1, [М.], 1912; Otto W. P., Dionysos. Mythos und Kultus, 2 Aufl.. Fr./M.. 1939; Jünger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos. Fr./M., 1943; Meautis G., Dionysos ou Ie pouvoir de fascination, в его кн.: Mythes inconnus de la Grèce antique. P., , p.33-63; Jeanmaire Н., Dionysos. Histoire du culte de Bacchus, P., 1951.
А. Ф. Лосев.

Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Д. и сюжеты мифов о нём (любовь Д. к Ариадне и др.) в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Широко распространены были (особенно в вазописи) сцены шествия Д. и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Д. изображали среди олимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю (килик Эксекия «Д. в ладье» и др.) и сражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н. э.). В средневековых книжных иллюстрациях Д. изображался обычно как олицетворение осени - время сбора урожая (иногда только октября). В эпоху Возрождения тема Д. в искусстве связывается с утверждением радости бытия; широкое распространение приобретают с 15 в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья; к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен). Той же символикой пронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера» (см. встатье Деметра ), особенно популярные в живописи барокко. В 15-18 вв. популярностью в живописи пользовались сцены, изображающие встречу Д. и Ариадны, их свадьбу и триумфальное шествие. Среди произведений пластики - рельефы «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» А. Филарете (на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме), «Встреча Вакха и Ариадны» Донателло, статуи «Вакх» Микеланджело, Я. Сансовино и др. Д. занимает особое место среди других античных персонажей в садовой пластике барокко. Наиболее значительные произведения 18 - нач. 19 вв.- статуи «Вакх» И. Г. Даннекера и Б. Тор-вальдсена. Среди музыкальных произведений 19-20 вв. на сюжеты мифа: опера-балет А. С. Даргомыжского «Торжество Вакха», дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха» и его же опера «Д.», опера Ж. Массне «Вакх» и др.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Дионис

(Вакх, Бахус) - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Геры (по другим сведениям Зевса и фиванской царевны и богини Семелы, по иным сведениям Зевса и Персефоны). В честь Диониса справлялись празднества - Дионисии и Вакханалии.

// Адольф-Вильям БУГРО: Детство Бахуса // Никола ПУССЕН: Мидас и Бахус // Франц фон ШТУК: Мальчик Бахус верхом на пантере // ТИЦИАН: Вакх и Ариадна // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Вакх // Константинос КАВАФИС: Свита Диониса // Дмитрий ОЛЕРОН: Герайон. Гермес и Вакх Праксителя. Вакх // А.С. ПУШКИН: Торжество Вакха // Н.А. Кун: ДИОНИС // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДИОНИСА // Н.А. Кун: ДИОНИС И ЕГО СВИТА // Н.А. Кун: ЛИКУРГ // Н.А. Кун: ДОЧЕРИ МИНИЯ // Н.А. Кун: ТИРРЕНСКИЕ МОРСКИЕ РАЗБОЙНИКИ // Н.А. Кун: ИКАРИЙ // Н.А. Кун: МИДАС

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ДИОНИС

в греческой мифологии Зевса и Фемелы, бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)









Синонимы :

Смотреть что такое "Дионис" в других словарях:

    - (др. греч. Διόνυσος) … Википедия

    - (Вакх) греческое божество, воплощение жизненной силы. Древнейшие формы культа Д. сохранились во Фракии, где они имели «оргиастический» характер: участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза) … Литературная энциклопедия

    А, муж. Заимств.Отч.: Дионисович, Дионисовна; разг. Дионисыч.Происхождение: (В античной мифологии: Дионис бог жизненных сил природы, бог вина.)Именины: (см. Денис) Словарь личных имён. Дионис См. Денис … Словарь личных имен

    - (греч. Dionisos). Греческое название бога Вакха или Бахуса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИОНИС у древн. греков то же, что и Вакх, другое имя бога вина и веселья; у римлян Бахус. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Что ты знаешь об алкоголе и его богах? Люди готовили алкогольные напитки еще во времена неолита: 8000 лет назад люди делали ячменное пиво, а виноградное вино пили 7000 лет назад. Какие боги алкоголя и пьянства существовали в истории?

В конце прошлого года археологи обнаружили в центральной Мексике артефакты, свидетельствующие о существовании у индейцев-аколуа, родственных ацтекам, культа бога пьянства Ометочтли. В связи с этим замечательным открытием мы решили рассказать о самых интересных на наш взгляд божествах, отвечавших за приготовление алкогольных напитков и опьянение у других народов.

Стоит отметить, что люди готовили алкогольные напитки еще во времена неолита. Древнейшие сосуды со следами виноградного вина найдены на территории современного Ирана, их возраст составляет приблизительно 7000 лет. Самая древняя винодельня с прессом для винограда, чанами для брожения и сосудами для вина найдена в Армении и датируется примерно 4100 годом до нашей эры. История пивоварения начинается еще раньше, еще 8000 лет назад люди делали ячменное пиво. Древнейшее изображение человека, пьющего пиво, найдено на шумерской глиняной табличке возраст которой - около 6000 лет.

Месопотамия

Пиво в Месопотамии было одним из основных продуктов рациона. Выражение «хлеб и пиво» было метафорой выражения «еда и питье». Пиво использовалось не только как напиток, но и в медицине и в косметологии. Оно служило заменой денег: пивом расплачивались за работу и использовали как выкуп за невесту. Цена и крепость пива были установлены законодательно в законах Хаммурапи. Его популярность была, отчасти, обусловлена тем, что выращивать зерновые, из которых делалось пиво, в жарком и засушливом климате было проще, чем виноград, соответственно пиво было дешевле.

Пиво довольно часто упоминается в мифах. Например, в «Эпосе о Гильгамеше» дикий человек Энкиду, живший в степи, превращается в цивилизованного после того как съедает хлеб и выпивает пиво. В мифе о владыке Вселенной и боге мудрости Энки и богине неба и любви Иннане, покровительнице города Урука, богиня, напоив Энки допьяна пивом, выпрашивает у него сто «божественных законов» и передает их людям.

Богиней пива и пивоварения у шумеров была Нинкаси. О ней мало что известно, не сохранилось и достоверных изображений этой богини. Поэтому исследователи могут только строить предположения о том, что популярность и важность пива обуславливала и популярность связанной с ним богини. Интересно, что большинство шумерских богов ремесел были мужчинами, а богиня пива - женщиной. Ученые связывают это с тем, что в древности домашними пивоварами были женщины. Пивоварение стало массовым и превратилось в индустрию только в Вавилонский период, и тогда пивоварение стало прерогативой мужчин.

Сохранилась поэма, «Гимн Нинкаси» - фактически записанный в поэтической форме рецепт приготовления пива. Глиняная табличка, на которой она записана, датируется 1800 годами до нашей эры, то есть сам «Гимн», по-видимому, еще более древний.

Древний Египет

В древнем Египте пиво было известно еще 5000 лет назад и было самым популярным алкогольным напитком как у простых людей, так и у знати. Наряду с хлебом и луком оно входило в ежедневный рацион египтян.

По одной из древнеегипетских легенд, пиво открыл людям верховный бог солнца Ра, который сначала создал людей, а потом научил их готовить пиво. Причем согласно одному из мифов, пиво спасло человечество от гибели.

Верховный бог солнца Ра, прародитель богов и создатель людей, царствовал над миром очень долго и состарился. Люди узнали о его немощи и решили поднять мятеж против бога и захватить власть. Тогда Ра призвал к себе свою дочь, богиню Хатхор, и приказал ей наказать непокорных. Хатхор произнесла заклинание и превратилась в свирепую львицу. Она вышла из дворца и побежала в пустыню разыскивать людей. Найдя мятежников, богиня набросилась на них и принялась убивать одного за другим, пить их кровь и разбрасывать куски мяса по пустыне. Через некоторое время бог солнца решил, что люди достаточно наказаны и попытался остановить дочь. Но богиня-львица ответила, что не остановится, пока не уничтожит всех людей и не напьется их крови. Тогда Ра погасил солнечные лучи и на землю опустилась ночь. Бог приказал служанкам намолоть ячменя и сварить из него пиво (получилось 7000 сосудов) и послал гонцов на остров Элефантину за красным минералом диди (возможно, имелся в виду гранит). Верховный бог приказал мельнику истолочь красный минерал в порошок и добавить его в пиво. Получился напиток по виду очень похожий на кровь. Слуги Ра отправились в пустыню, туда, где богиня Хатхор убивала людей, и разлили пиво на землю. Утром богиня-львица проснулась, увидела вокруг лужи «крови» и очень обрадовалась. Красное пиво ей понравилось и она пила его до тех пор, пока не опьянела так, что уже не могла различать людей. Тогда бог солнца подошел к дочери и сказал: «Иди с миром, любимая моя дочь. Отныне жители Египта будут приносить тебе сосуды с пивом каждый год в день праздника Хатхор. И да назовешься ты «Владычица опьянения».

Культ богини Хатхор существовал в Египте очень давно. В древнейших верованиях Хатхор была богиней неба и изображалась в виде Небесной Коровы, родившей Солнце и всех остальных богов. После возвышения культа Ра к концу Древнего царства, она стала считаться его дочерью и Оком Ра, которое силой подчиняло себе врагов бога, и стала отождествляться со всеми богинями-львицами, выступающими в роли Ока. Еще позднее Хатхор становится божеством любви, веселья и музыки. Известно, что во времена Нового царства в Египте проводились фестивали пьянства, посвященные Хатхор и связанные с мифом о гибели людей.

Древняя Греция

Виноградарство начало распространяться в Греции еще в Неолитический период и стало широко распространенным в начале Бронзового века. Жители Крита торговали с Египтом и позаимствовали египетские методы виноделия. По некоторым данным, праздник вина проводился в Греции еще в Микенскую эпоху, и в то время уже существовал культ бога виноградной лозы, виноделия и плодородия Диониса. Доподлинно неизвестно, где появился культ Диониса, по одной версии он пришел из Малой Азии, по другой - из Фракии (области на Балканах).

Отцом Диониса был Зевс, глава Олимпийских богов, матерью, по разным версиям - либо одна из богинь, либо смертная женщина. Зевс был любвеобильным персонажем и имел множество внебрачных детей. Поэтому жена Зевса, богиня Гера, возненавидела Диониса и уговорила титанов убить его, но боги воскресили младенца. Так Дионис стал «дважды рожденным». Тогда Зевс отдал сына на воспитание нимфам, жившим на мифологической горе Ниса. Именно здесь Дионис изобрел вино.

Какая местность отождествлялась с горой Ниса неизвестно, древние авторы помещали ее в разные места - в Эфиопию, в Ливию, Египет, Анатолию (территория современной Турции) или в Аравию. Гера не оставляла вниманием уже повзрослевшего Диониса: она вселила в него безумие. В этом состоянии бог отправился путешествовать по свету в сопровождении толпы сатиров и менад, вооруженных мечами, змеями и тирсами (увитыми плющом сосновыми ветками с шишкой на верхушке). Сначала Дионис отправился в Египет, а после - на восток, в Индию. Через Фригию (территория современной Турции) он вернулся из Индии в Европу и начал устанавливать свой культ в государствах Греции. Далеко не все местные жители встречали Диониса с восторгом и признавали его божественное происхождение, однако бог ни с кем не церемонился и либо убивал непокорных, либо насылал на них безумие.

Вернувшись из Индии, бог виноделия утвердил свой культ в государствах Греции и на островах Эгейского моря. После того, как греки признали божественный статус Диониса, он вознесся на небеса, чтобы занять свое место рядом с Зевсом, как один из 12 великих богов.

В честь бога виноделия в разных частях Греции проводились празднества и мистерии. Во время празднеств устраивались торжественные процессии, состязания трагических и комических поэтов и хоров, исполнявших дифирамбы. Из религиозных обрядов, посвященных Дионису, выросли древнегреческая комедия и трагедия (интересно, что tragodia переводится с греческого как «песнь козлов», то есть хора козлоногих сатиров, сопровождавших Диониса). В Дионисийских мистериях могли участвовать только посвященные. Целью мистерий было на короткое время освободиться от социальных ограничений и запретов и выпустить на свободу «животную сущность» человека. Участники собирались в уединенных местах, лесах или горах, с помощью алкоголя и ритуальных танцев входили в состояние транса и в этом состоянии танцевали, участвовали в оргиях и даже совершали ритуальные убийства животных. В конце концов люди доходили до состояния, в котором отождествляли себя с богом и считали, что приобрели божественную силу. Позднее, в древнем Риме Дионисийские мистерии стали называться Вакханалиями.

Исследователи считают, что в некоторых областях Греции смерть и воскрешение Диониса символизировали годовой природный цикл. Также ученые полагают, что Дионис был «двойником» более древнего фригийского бога Сабазия, первоначально бога пива. Возможно, изначально в качестве опьяняющего напитка вместо вина использовалось еловое пиво, приправленное плющом и подслащенное медом. Ненависть Геры к Дионису и враждебность жителей стран, через которые проходил бог виноделия символизируют неприятие вина, как ритуального напитка и недовольство разнузданным поведением менад. Но в конце VII - начале VI веков до нашей эры правители Коринфа, Сикиона и Афин признали культ Диониса и установили в его честь официальные празднества. После этого бог виноделия был принят в Олимпийский пантеон.

Скандинавия

Основными алкогольными напитками у скандинавов были пиво и мед, напиток, приготовленный из ферментированного меда и воды иногда с добавлением фруктов, специй и хмеля. Также как пиво и вино, мед - очень древний напиток. Сосуды со следами ферментированной смеси меда, фруктов и риса были найдены в Северном Китае и датируются 7000 - 6500 годами до нашей эры. В Европе мед появился позднее, 3800 - 2800 лет назад. Поэтому и мифологические персонажи, вслед за людьми, варят и пьют именно эти алкогольные напитки. Например, морской великан Эгир из скандинавской мифологии устраивал для богов пиры в своем дворце на дне моря. Вместе с дочерьми он варил для пира эль в котле диаметром в милю.

В скандинавском эпосе рассказывается о «меде поэзии», который хранил бог поэтов Браги. Выпив один глоток этого напитка, человек приобретает поэтические способности.

Однажды скандинавские боги, асы, повздорили с другими богами, ванами. Через какое-то время они помирились, а при заключении мира и асы и ваны плюнули в чашу и из общей слюны сделали карлика Квасира. Карлик был очень мудрый, не было вопроса, на который он не мог бы ответить. Он странствовал по свету и учил людей мудрости. Однажды Квасир зашел в гости к двум карликам, которые его убили, а кровь слили в сосуды и смешали с медом. Получилось питье, выпив которое, любой становился либо поэтом, либо ученым. После некоторых перипетий медом поэзии завладел великан Суттунг. Верховный бог скандинавов Один узнал о чудесном напитке и решил завладеть им. С помощью младшего брата Суттунга он пробрался в пещеру, где хранился мед, соблазнил дочь великана, охранявшую сосуды с напитком и похитил его. Превратившись в орла, Один полетел в Асгард, обитель богов-асов, а Суттунг, обнаруживший пропажу меда, отправился в погоню. Один долетел до Асгарда прежде, чем его догнал Суттунг и выплюнул мед в сосуд, но так как великан уже настигал его, часть меда Один выпустил через задний проход. Этот мед может брать кто угодно и он называется «долей рифмоплетов». Настоящий же мед, собранный в сосуд, Один отдал своему сыну, богу поэтов.

Скандинавские мифы на протяжении веков существовали только в устной традиции и были записаны уже в Средневековье, почти все из них в XIII веке. Поэтому современным исследователям очень сложно делать выводы о происхождении и изменении мифов во времени. Основными источниками для изучения скандинавской мифологии служат прозаическая «Младшая Эдда», написанная исландцем Снорри Стурлусоном и сборник поэм о богах и героях, получивший название «Старшая Эдда». Миф о «меде поэзии» записан в «Младшей Эдде».

Снорри Стурлусон упоминает в книге не только бога Браги, но и приписывает ряд стихов скальду Браги Богдассону Старому, реальному человеку, который считается первым скальдом, чье имя сохранилось в истории. И хотя в книге это два разных человека, есть версия, что Браги-скальд послужил прототипом для Браги-бога. Исследователи вели дискуссии на эту тему, но не пришли к единому мнению и на сегодняшний день вопрос остается открытым.

В «Младшей Эдде» рассказывается о конунге Одине, он пришел из Страны Турков и был потомком троянского царя Приама. Современные исследователи считают, что в этой версии есть рациональное зерно. Согласно трифункциональной теории Один воплощал одну из трех ключевых социальных функций в индо-европейском пантеоне, культовую. Символами остальных двух - военной и хозяйственной служили боги Тор и Ваны (Фрейр и Ньерд).

Центральная Америка

В завершение хотелось бы рассказать поподробнее об ацтекских богах пьянства, один из которых, Ометочтли, упоминался в начале статьи. В ацтекской мифологии существовала целая группа богов плодородия, пьянства и распутства, которых называли Сенцон Тотчтин, «400 кроликов». 400 означало неопределенно большое число, а кролик ассоциировался с пьянством, возможно потому, что каждый следующий прыжок этого животного непредсказуем.

Изначально «400 кроликов» были сельскими богами, которые оберегали урожай и запасы пищи, а имена некоторых из этих богов происходили от названия местности, где им поклонялись. Так, Тепостекатль был богом Тепостлана, а Яутекатль - богом из города Яутепек. Богами пьянства эти сельские боги становились, так сказать, в свободное «от основной работы» время, во периоды празднеств, посвященных сбору урожая.

По словам Бернардино де Саагуна, испанского монаха и крупного исследователя доколумбовой Мексики, богов-кроликов было столько же, сколько видов опьянения и их последствий. У пьяной агрессии, вранья, пьяных шуток и даже убийств был свой пьяный бог-покровитель, а Ометочтли («два кролика») был главным в этой компании. Все «400 кроликов» были детьми бога Патекатля и богини Майяуэль. Патекатль - бог плодородия и медицины, который открыл людям кактус пейотль, содержащий галлюциногенные алкалоиды, и научил готовить пульке, брагу, сделанную из агавы. Майяуэль - богиня агавы и изготовлявшегося из нее опьяняющего напитка октли. Она изображалась в виде женщины с 400 грудями, из которых постоянно тек сок агавы и которыми она выкормила своих детей-богов.

Дионис (Διώνυσος) - Бог вина и веселья, сын Зевса.

В греческой мифологии, Дионис родился из бедра своего отца, мать его Семела была дочерью царя Фив, Кадма. Дионис самый весёлый из богов , он посещал многие страны и города, чтобы учить людей, возделывать виноградную лозу и из плодов делать вино. И, конечно, как бог радости и веселья, он не путешествовал в одиночку. Его всегда сопровождала шумная толпа из менад, сатиров, кентавров и силенов.
Прекрасное вино, которым угощал Дионис, поднимало настроение людям, они забывали невзгоды, на лицах появлялась улыбка. Там где появлялся Дионис со своей свитой, начинался пир под весёлые звуки музыкальных инструментов в сопровождении танцев и весёлых песен.

Рождение Диониса или «дважды рождённый»

Узнав о новой любовной связи Зевса, Гера задумалась и решила, что только хитростью сможет вернуть мужа, уж очень красива и молода была Семела. Ослепленная ревностью и желая мести, Гера решила принять облик старой женщины, кормилицы Семелы, чтобы быть ближе к беременной любовнице мужа и войти к ней в доверие.

Гера заставила засомневаться Семелу, что именно Зевс проводит с ней ночи и посоветовала, чтобы он продемонстрировал всё своё одеяние Бога-Громовержца. Главному богу Олимпа ничего не оставалось делать как развеять сомнения и предстать перед девушкой со всеми атрибутами - громом, молниями. Но от молнии тут же загорелся дворец Кадма, в огне погибла Семела, успев разродится.

Ребёнок был настолько мал, что Зевсу пришлось донашивать его самому. С помощью Гермеса , они зашивают мальчика в его бедро. Через три месяца, Дионис благополучно появляется на свет второй раз, из бедра своего отца.

Когда Гера узнала о существовании ребёнка, гнев её переместился на новорожденного. Пришлось отцу отдать малыша на воспитание сестре Семелы и её мужу. Чтобы скрыть от глаз ревнивицы малыша, на него одевали одежду девочки и даже отец превращает его в козлёнка (поэтому Диониса часто изображают с рогами). Но Гера настигла малыша и здесь, вселив безумие в сестру и мужа Семелы. Тогда малыша отправили к нимфим, на гору Ниса, на край земли, где и вырос Дионис. Вскоре он женился на дочери критского царя, Ариадне (та, которая помогла Тесею выйти из лабиринта).

Дионис считается покровителем скитальцев, мужской силы, растений, театра.

Атрибуты Диониса: тирс, виноградная лоза, чаша, плющ, маска, бык, змея, дельфин.

Дионис - покровитель театра

Весёлый Дионисий был любим древними греками , культ его распространялся на всю Элладу. Осенью и весной во всём греческом мире утверждаются большие официальные празднества, в недрах которых зарождается основная форма греческого искусства - театр. Греческие поэмы обретают форму театральных пьес, которые разыгрываются в местах, посвящённых Дионису. В них говорится о жизни и подвигах бога Диониса и о других героях, сопровождающих бога. При этом люди переодеваются, одевают маски и пьют вино. Празднества назывались - Великие Дионисии.

Новое на сайте

>

Самое популярное