Домой Народные средства Контрольная работа глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности м 1990

Контрольная работа глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности м 1990



Задание №2. Каковы особенности казахской культуры в современных условиях.

Задание №.3Какое влияние на религиозную ситуацию в Казахстане оказали глобальные проблемы современности?

Задание №4. Назовите источники экологических проблем в Казахстане, и каковы возможные пути их разрешения?

Задание№5. Одной из значимых глобальных проблем является диспропорция в экономическом развитии стран, как вы видите возможные пути разрешения данного вопроса?

БЛИЦ-ТЕСТ:

1.Переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире называют:

А) регионализация б) изоляция в) глобальные проблемы современности г) вытеснение

Д)обособление

2. Процесс, который создает транснациональные связи и пространства, способствуя взаимозависимости мирового сообщества:

А) регионализация б) изоляция в) индустриализация г)глобализация д) модернизация

3. Передача и обмен информацией в обществе посредством знаков, символов и образов:

А) коммуникация б) изоляция в) стагнация г)глобализация д) агрегация

4. Проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, влияют на будущее человеческой цивилизации:

А) глобальные проблемы современности б) аналитические в) социальные г) повседневные д)обыденные

5. Деградация почв, обезлесение, нехватка воды для ирригации и бытовых нужд, загрязнение воздушного пространства, относятся к проблемам:

А)экологическим б)ядерного разоружения в) идеологических г)социальных д)продовольствным

Тема № 10 Массовая коммуникация и культура

Задание № 1. Назовите механизмы и каналы формирования общественного мнения. Какие функции СМИ вы бы выделили?

Задание № 2. Каково значение содержание стереотипов в функционировании массового сознания?

Задание № 3. Чем отличаются публика и толпа?Какова роль публики и толпы в массовом обществе? Как влияет глобализация массовых коммуникаций на современные процессы?

Задание № 4.Почему многие ученые оценивали феномен массовой культуры отрицательно? Как, на ваш взгляд, массовая культура влияет на поведение и сознание индивида?

Задание №5. Назовите формы процессов культурного взаимодействия в современном казахстанском обществе. Отражают ли они тенденции современного мира, если да, в каких формах они проявляются?

Задание№6. Воздействие средств массовой информации, и в частности Интернета, на социализацию детей сегодня вызывает тревогу, что не согласуется с выводами теорией подкрепления Дж. Клаппера. Как вы думаете, почему, и какова ваша точка зрения на данный вопрос?

БЛИЦ-ТЕСТ

1. Система знаков и символов, служащая средством человеческого общения, мышления и самовыражения: а. искусство б. труд в. кодирование г. этноним д. артефакт

2. Какая отрасль социологии изучает молодёжь как своеобразную социальную группу, её социально-демографические характеристики, процессы социализации молодёжи, формирования ценностных ориентаций, характер и направленность её социальной мобильности, выполнение социальных ролей молодёжью:

А) экономическая б)молодежи в)образования Г) труда д) спорта

3. Отрасль социологии, которая изучает роль и место коммуникации в жизни общества, её влияние на поведение и сознание индивидов:

А) экономическая б)коммуникации в)образования Г) труда д) спорта

4. Кем были выделены в социологии, базовые функции коммуника­ции: наблюдение за окружающей средой, корреляция различных частей общества в ответ на среду, передача культурного наследия:

5. Организационно-технические средства, позволяющие распространять информацию среди численно большей аудитории:

А) идеологии б)язык в) Средства массовой информации г) наука д)труд

6. Согласно какой теории, развитие средств коммуникации определяет общий характер культуры и смену исторических эпох:

А) общей теории коммуникации Г. Маклуэна б) социометрии в) теории массовой коммуникации Ч. Р. Миллса г) теории подкрепления Дж.Клаппера д)теории игр

7. Масс-медиа в основном усиливают (не изменяют) существующие установки и шаблоны поведения людей, согласно теории: А) общей теории коммуникации Г. Маклуэна б) социометрии в) теории массовой коммуникации Ч. Р. Миллса г) теории подкрепления Дж.Клаппера д)теории игр

8. Появление "нового племенного человека" в эпоху НТР возвестил:

А) Джозеф Клаппер б)Г. Лассуэл в)Р. Миллс г) Г. Маклуэн д)Р. Мертон

9. Сообщение с высокой степенью предположительности и бездоказательностии проявить агрессию по отношению к кому-либо или чему-либо:

А)слух б)миф в)стереотип г)символ д)факт

10. Анализ коммуникационной структуры СМИ дал:

А) Джозеф Клаппер б)Г. Лассуэл в)Р. Миллс г) Г. Маклуэн д)Р. Мертон

Тема № 11 . ТСУ: Социология образования. Экономическая социология

Задание №1: Заполните таблицу «Функции образовательной системы»

Задание №2. Неоконсерваторы отстаивают элитарную модель образования, выступая против его демократизации, считая, что приведет к снижению качества образовательных стандартов и девальвации ценности образования; другие социологи и философы выступают за либерализацию систем образования, для смягчения классового и расового неравноправия, обеспечения «выравнивания шансов» для всех, что необходимо для развития научно-технического и социального прогресса. Образование в современном информационном обществе должно быть доступным для широких масс или нет?

Задание №3. К проблемам современной образовательной системы социологи относят:

«пассивное потребление»

Воспроизводство социального неравенства

Коммерциализация

Обеспечение автономности и нейтрализация экономическо-политической коньюктуры, идеологии;

Соответствия уровня образования производительности труда.

Прокомментируйте данные положения.

Задание №4. Т Парсонс предложил изучать образование как институт социализации и исследовать учебные учреждения (школы, классы, неформальные группы учащихся) как социальные системы, связь образования и стратификации. Объясните данные идеи Т. Парсонса.

Задание №5. К. Мангейм, выступая за критическое осмысление научного знания, писал: «Образование может быть правильно понято только тогда, когда мы будем рассматривать его один из способов воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля». Какие социальные явления выражает данная идея?

Задание №6. Структуралисты П. Бурдье, Б. Бернстайн, Ш. Хиф считают, что код знания выступает основополагающим принципом, который формирует различия в мировоззрениях, социальной идентификации и воссоздают социальные значения, а институты образования кодируют культуру. Прокомментируйте эти идеи.

Задание №7. Критическая социология в лице М. Янга утверждает, что образование – это сложный социокультурный процесс, который не ограничивается системой формального образования. К тенденциям современного образования он относит:

· Коммерциализацию;

· Акцент в контексте непрерывного образования на знаниях, необходимых базовой профессии, и на обучении, приближенным к практике жизни, все формы которого берутся организациями формального образования извне.

Объясните, почему выделены данные проблемы в развитии образовательной системы, как они связаны с современным развитием общества?

Задание №8. В чем заключается специфика социологического изучения экономических процессов? Дайте характеристику понятию «экономическое действие» в контексте теории социального действия.

Задание №9. Как влияют на потенциал рынка труда следующие показатели:

а) численность населения

б) самодеятельность населения

в) занятое население

г) экономически активное население

Задание№ 10. Какие пути повышения занятости трудоспособного населения можете назвать? Назовите внешние источники найма рабочей силы? Какие проблемы в данном вопросе существуют в настоящее время в нашем обществе?

Задание №11. Каковы социальные функции предпринимательства? Какова его роль в кризисное время?

Задание №12.Как влияют социальные нормы на трудовое поведение? Какие типы социального контроля встречаются в сфере труда?

БЛИЦ-ТЕСТ

1.Совокупность профессиональных знаний, навыков, норм, ценностей и символов, необходимых для самоидентификации и выполнения хозяйственных ролей:

а) экономические отношения б)хозяйственная организация

в)хозяйственная система г) хозяйственная культура д)хозяйственная власть

2.Совокупность социальных норм, санкционирующих экономические действия:

а) рыночный обмен б)экономический институт в)класс

г) собственность д)денежный обмен

3.Способ установления социальных связей, в котором экономический расчет сочетается с борьбой за социальное признание: а) труд б) рыночный обмен

в) денежный обмен г) богатство д) стратификация

4.Осуществление организационной инновации с целью извлечения прибыли:

а) корпорация б)рынок труда в)занятость г) предпринимательство д)собственность

5.Несоответствие группы стандарту благополучия – критерий бедности:

а) первичной б)абсолютной в) относительной г)вторичной д)экономической

6.Совокупность устойчивых форм организации и регулирования передачи, восприятия и усвоения знаний:

А)труд б)образование в)экономика г)политика д)власть

7. Кто рассматривает образование как способ воздействия на человеческое поведение и как одно из средств социального контроля: а) Т Парсонс б)К. Маннгейм в)М. Вебер

Г)Э.Дюркгейм д) П. Бурдье

8.Кто подчеркивал инновационный характер предпринимательства, формирование им новых факторов производства:

9. Кто из социологов дал анализ капитализма как явления, порожденного влиянием культурного фактора – этическими требованиями протестантской религии

А)М. Вебер б)К.Маркс в)Й.Шумпетер г)В.Зомбарт д)О.Конт

10. Профиль социальной стратификации показывает степень:

а) Стабильности общества б) Развития явлений в) социальных изменений г) динамику культуры д) влияния власти

Введение.

3. Экологическая проблема, ее сущность, причины и условия защиты природы.

4. Проблемы народонаселения.

Введение.

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным. Нельзя уподобляться тем «оптимистам», которые во время крупного землетрясения утешают: «Граждане, не волнуйтесь, все утрясется». Нобелевский лауреат, француз Альбер Камю стал известен как автор, писавший об абсурде и ужасе бытия, о том, что все мы подобны невольникам на галере, пропахшей селедкой, где слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же не следует бросать весла. Главное не отчаиваться.

1. Понятие и характер глобальных проблем современности. Общечеловеческие ценности.

В отношении настоящего времени все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

Этимологически термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» - то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социо-культурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в целом, и к отдельной личности, в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладевание им в процессе непрерывного образования, а также его технологическое и человеческое применение.

Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформироваться новая гуманистическая культура, в которой человек будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Решение глобальных проблем современности - это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально - политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

Гуманизм как определенная система ценностных ориентации и установок, доведенный до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально - экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала.

Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего человечества.

Общечеловеческие ценности - это идеал, символ, образец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современная эпоха не только высветила важную роль общечеловеческих ценностей, но и показала их противоречия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о противоречиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями по разнородности в системе этих ценностей.

Понятию общечеловеческих ценностей как регулятивной идее, идеалу, образцу противостоят представления о том, что эти ценности как таковые, противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и то же - всечеловеческое. Один и тот же масштаб применяется к различным, в том числе взаимоисключающим явлениям. Так, даже самые высокие побуждения во имя добра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а использует призыв к добру в эгоистических целях, для нанесения ущерба конкретным людям и всему обществу.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем современности»: экологических, демографических, политических и т. д.

Все эти проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т. д. Философы же, по нашему мнению, концентрируя внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на передний план выходит проблема сохранения мира на Земле.

2. Проблемы войны и мира в конце XX столетия. Возможности и условия сохранения мира на земле.

Угроза термоядерного пожара все еще сохраняется. Призрак «судного дня», глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения все сжигающего пламени и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты. Еще 38-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила подготовку и развязывание ядерной воины величайшим преступлением перед человечеством. В Декларации ООН 1981 года о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее, ядерные вооружения не прекратились. Мораторий на подъемные ядерные испытания нарушается то Китаем, то Францией, то другими членами «ядерного клуба». Люди Земли еще не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. Далеко не все еще осознали, почувствовали, что ядерная мощь не столько мускулы, сколько раковая опухоль.

Джонатан Шелл, автор знаменитой книги «Судьба Земли», с горечью говорил: «Мы сидим за столом, спокойно пьем кофе и читаем газеты, а в следующее мгновенье можем оказаться внутри огненного шара с температурой в десятки, тысяч градусов». И заветы, ценности, идеалы, тонкие движения души все окажется бессильным перед разверстой пастью атомного чудовища. И это не мультипликационные «ужастики», не сказки-страшилки, а трезвая оценка наличного положения вещей. Действительно, договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но еще ни одним ядерным государством не ратифицированы, не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. И только на территории США и бывшего СССР в середине 1995 года насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеголовок.

Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных сверхдержав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности - «чернобыльского варианта». Кстати, до сих пор не установлены причины катастрофы на Припяти. Есть немало версий, но версии еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-либо ломается. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля никто не даст. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций, их количество увеличивается. Армения восстановила свою АЭС, Китай намерен построить 15 новых атомных станций.

К тому же идет расползание атомной технологии. Уже готовы к производству ядерного оружия Индия, Пакистан, ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.

С появлением могучих ядерных, арсеналов еще совсем недавно публицисты с завидной уверенностью заявляли: «Человечество отвоевалось! В ядерную эпоху крупные военные столкновения не только не допустимы, но и невозможны». Конечно, ядерное оружие в условиях достигнутого паритета помешало прямому столкновению двух главных военно-стратегических блоков - НАТО и Варшавского договора. И все же оно не помешало возникновению очагов локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителя.

Появление ядерного и термоядерного оружия и средств его доставки довело роль и место войны в жизни цивилизации до ее логического конца. Возникла настоятельная необходимость, чтобы законы нравственности, которыми должны руководствоваться простые люди во взаимоотношениях между собой, стали законами международного права.

Мир характеризуется отсутствием войны. Война и мир одновременно существовать не могут: либо война, либо мир. В годы "холодной войны" между СССР и США не было войны, однако данное состояние можно назвать перемирием, мирным сосуществованием, но отнюдь не миром. Хотя вечный мир есть, может быть, недосягаемый идеал, но УТО идеал, к которому стремится человечество в своем развитии и к которому оно может и должно приближаться. Приходится с сожалением констатировать, что к этому идеалу уже за порогом XXI века мы если и приблизились, то ненамного.

Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, является одним из основных принципов современных международных отношений. Устав ООН обязывает государства разрешать свои споры мирными средствами. Стороны могут передать свои споры для мирного разрешения в Совет Безопасности, Генеральную и Международный Суд. В отдельных случаях Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут поручать Генеральному секретарю ООН выполнение некоторых посреднических функций под строгим контролем указанных политических органов ООН.

3. Экологическая проблема, ее сущность, причины и условия

защиты природы.

Экологическая ориентация сознания становится доминантой времени. Надо «передвинуть стрелки» наших - устремлений, найти приемлемый баланс между человеческими поползновениями и самодостаточностью и достоинством «геохоры», той тонкой оболочки планеты Земля, в рамках которой творится история всех и биография каждого из нас. Экология должна стать первой парадигмой политики, главной определяющей экономических усилий, предметом первостепенного внимания идеологов и. теоретиков. Есть мудрая индийская пословица, которая гласит: «Когда Вы убьете последнего зверя и отравите последний ручей, тогда Вы поймете, что деньгами питаться нельзя».

В чем же суть экологической угрозы? В том, что растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это порождает «коллапс» - резкое и стремительное ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой скоротечную гибель населения планеты. О грядущих деструктивных процессах говорят уже достаточно давно. Приводилось и приводится множество зловещих фактов, цифр, оценок. Не говорят, а уже кричат об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании «парникового эффекта», расползании озоновых дыр, безостановочном загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 миллиарда. 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. Биологи фиксируют, что ежедневно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Станислав Лем указал еще на одно печальное обстоятельство: в XXI в. вымрут практически все дикие животные. Интенсивное сельское хозяйство – источник питания человечества - истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться. .

Угроза реальна, и не надо отворачиваться от нее, «прятать голову под подушку». Наше грядущее прежде всего зависит от того, как будут согласованы, «стратегия человека» и «стратегия природы». Экологический кризис наших дней - не временное затруднение, не досадное препятствие, которое можно легко отодвинуть. Это сотрясение глубинных основ человеческого бытия, эрозия и разрушение экологической ниши нашего существования.

К сожалению, эта идея еще не осознана всерьез политиками, не понята массовым сознанием и не стала четко обозначенной задачей социальной и личной практики. Экологический императив, видимо, еще не сформулирован теоретиками так убедительно, чтобы стать регулятивом реальной жизнедеятельности.

В мире резко обозначилась нехватка сельскохозяйственных земель. Считают, что к концу века в одной лишь Индии будет 44 миллиона безземельных хозяйств. С 1984 года мировое производство зерна ежегодно возрастало лишь на один процент - в два раза медленнее, чем рост населения. Эта цифра производит удручающее впечатление. Все это создает ситуацию, при которой затраты на прирост производства мирового валового продукта (от горючего до хлеба насущного, от цемента до сплавов и композитов) будут превышать цену, которое общество в состоянии заплатить за этот прирост.

Возникает многополярность, да первый план выходит то противостояние, которое условно можно было бы обозначить «Север-Юг». С одной стороны, относительно небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, осваивавших новейшую информационно-компьютерную технологию, с высоким уровнем благосостояния, с другой - основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и предындустриальной технологии. Здесь массовая бедность, бурный рост народонаселения, нестабильность внутренней, жизни. О характере противостояния «Золотого» миллиарда и четырех миллиардов остального мирового населения можно судить по таким данным. В 1992 г. 20% наиболее богатых стран получали 83% мирового дохода, а на долю остальных оставалось всего 17%, при этом на долю их беднейшей части - всего лишь 1,4%.

«Сытый север» и «Голодный юг». Юг, который не может обеспечить своих жителей не только едой и кровом, но и духовной пищей. Индия дает миру 1/3 всех неграмотных, Китай - четвертую часть, США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны. От этого соотношения никуда не уйдешь. На Конференции ООН, посвященной окружающей среде и перспективам мирового развития (июнь 1992) премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд заявила следующее: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требуют революции».

4. Проблемы народонаселения.

По данным Глобальной экологической сводки, докладывавшейся на Конференции ООН по окружающей среде летом 1992 года, население земного шара каждую секунду увеличивается на три человека, то есть на 90 млн. в год. В этом десятилетии ожидается наивысший уровень прироста за всю историю. В последующие два десятилетия количество жителей на Земле достигнет 8 млрд. После этого прирост населения замедлится и в перспективе, приблизительно к 2110 году, его численность стабилизируется.

О каком перенаселении может вообще идти речь, если, по данным ООН на 1990 год, средняя плотность населения на планете составила 40 человек на 1 км2, а на одного землянина приходилось 2,5 га площади.

Это, конечно, не характерный факт, и мы знаем, что есть на планете и действительно перенаселенные места (в Индии, Бангладеш, Китае). Но там снимают по два-три урожая в год, притом основные земли заняты под плантациями кофе, чая, цитрусовых, разного рода специй (пряностей), наркотических растений. Плантационное хозяйство (придаток и составная часть европейской культуры, навязанной всему миру) для работающего за чашку риса в день "туземца" не обязательно. Хотя, естественно, на практике во многих местах именно оно дает заработок "туземному" населению.

Если бы мы, земляне, довольствовались самым необходимым - хлебом, молоком, мясом, рыбой, чистой водой, и собирали бы естественные плоды лесов, болот, лугов, ни о какой перенаселенности речи вообще не было бы.

Впрочем, ее нет и на уровне современной технической цивилизации, создавшей разделение труда в планетарном масштабе и необычайно расточительной. Демографы, географы предсказывают в обозримом демографическом будущем всего лишь удвоение земного населения и естественную стабилизацию его на этом уровне (хотя тогда возникнут новые проблемы). Более того, лично я уже сейчас могу предсказать совсем иную перспективу, чем перенаселенность. Если ориентация на малодетную семью станет всеобщей, то при наличии одного-двух детей у следующих друг за другом поколений родителей суженное воспроизводство населения станет грозной опасностью и в будущем появятся столь же панические (но, кстати, более адекватные) оценки естественного исчерпайся человеческого рода.

В некоторых работах утверждается, что предельная нагрузка человечества на природу уже достигнута и дальнейший рост народонаселения невозможен. Авторы считают, что эта нагрузка соответствует величине мирового населения в 1 млрд. человек. Остальные (сейчас 5,6 млрд.) - уже лишние. Отсюда выводы о необходимости сокращения населения.

Между тем целый ряд отечественных специалистов, владеющих методикой географического подхода, в разное время отмечали, что проблема глобального экологического риска хотя и существует, но сильно преувеличена.

Реальна другая проблема. В отличие от глобального потепления, глобального экологического кризиса и т.д. едва ли можно спорить о том, проявится ли глобальное старение и когда именно это произойдет. По сравнению с другими угрозами, издержки всеобщего старения намного превысят возможности даже самых богатых стран мира. Если радикально не реформировать пенсионные системы, не подготовиться к этим реформам как можно раньше и смелее, то возникнут экономические кризисы, по сравнению с которыми недавние кризисы в Азии и России покажутся незначительными.

Старение превратится не просто в преходящую экономическую проблему XXI века, но и в грандиозную политическую проблему. Она будет преобладать и господствовать в государственной политике развитых стран и требовать пересмотра их социальных программ. Она также изменит внешнеполитические стратегии и геополитический порядок.

Старение поистине стало всеобщей угрозой, и поэтому ему надо уделять первостепенное внимание в глобальной политике. "Седой рассвет" быстро приближается.

Огромная концентрация стариков в американском штате Флорида - почти 19% населения - пример того, что ожидает человечество в скором будущем. Сегодня Флорида служит демографической точкой отсчета, которую перейдет вскоре каждая развитая страна. Происходит "флоридизация" развитого мира. Италия ее достигнет уже в 2003 г., Япония - в 2005, Германия - в 2006, США в 2021 и Канада - в 2023 г.

Таких старых обществ еще не было. Продолжительность жизни в мире в последние 50 лет выросла больше, чем в предыдущие 5000 лет. До Промышленной революции люди старше 65 лет никогда не составляли более 2-3% населения. Сегодня в развитом мире их насчитывается 14%. К 2030 г. их будет 25%, а в некоторых странах около 30%. На людей работоспособного возраста, численность которых в начале следующего века уменьшится, это ложится невиданным экономическим бременем. Между 2000 и 2020 годами в Японии, например, численность работников в возрасте до 30 лет сократится на 25%.

Сегодня соотношение работающих налогоплательщиков к неработающим пенсионерам в развитом мире примерно 3 к 1. К 2030 г. при отсутствии реформы это соотношение составит 1,5 к 1, а в Германии и Италии, например, оно снизится до 1 к 1 или еще больше. Хотя революция в области продолжительности жизни являет собой триумф современной медицины, и дополнительные годы жизни, которые, конечно, весьма ценятся престарелыми людьми и их семьями, все же пенсионные планы не рассчитаны на изыскание миллиардных средств для оплаты этих дополнительных лет.

Происходит старение престарелых: число "старых старых" будет расти гораздо быстрее, чем число "молодых старых". Эксперты ООН предполагают, что к 2050 году число людей в возрасте от 65 до 84 лет по всему миру возрастет с 400 млн. до 1,3 млрд. (в 3 раза), а число людей в возрасте 85 и старше увеличится с 26 млн. до 175 млн. (в 6 раз), число же в возрасте 100 лет и старше - со 135 тыс. до 2,2 млн. (в 16 раз). "Старые старые" потребляют гораздо больше услуг здравоохранения, чем "молодые старые", - почти в 2-3 раза. Что касается домов престарелых, это соотношение примерно 20 к 1. Однако эти расходы почти не предусмотрены в официальных прогнозах будущих государственных бюджетов.

Сокращение рождаемости усугубит тенденцию всеобщего старения. Еще в конце 60-х годов общемировой уровень рождаемости (среднее число рождений за всю жизнь на одну женщину) был около 5,0, что вполне соответствовало исторической норме. Затем наступила "поведенческая" революция, подстегиваемая ростом благосостояния, урбанизации, феминизма, ростом участия женщин в рабочей силе, новыми технологиями контроля рождаемости и легализацией абортов. В результате произошло беспрецедентное и неожиданное сокращение уровня рождаемости примерно до 2,7 - показатель, быстро приближающийся к 2,1 (степень, требуемая для сохранения постоянного уровня населения). В одном только развитом мире средний уровень рождаемости снизился до 1,6. После 1995 года в Японии было меньше рождений в год, чем в любой год после 1899 года. В Германии, где рождаемость снизилась до 1,3 с каждым годом появляется меньше младенцев, чем в Непале, в котором население составляет лишь четверть германского.

Если рождаемость в развитом мире ее повысится, то общее население Западной Европы и Японии до конца следующего столетия сократится до половины сегодняшнего уровня. В 1950 году семь из 12 самых населенных стран были в развитом мире: США, Россия, Япония, Германия, Франция, Италия и Великобритания. По прогнозам ООН, к 2050 году только США останутся в этом списке. Остальных заменят Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Конго, Мексика и Филиппины. Но поскольку в развивающихся странах также падает рождаемость, многие из них теперь стареют быстрее, чем типичная развитая страна. Во Франции, например, потребовалось более века, чтобы число пожилых людей выросло с 7% до 14% населения; Южная Корея, Сингапур и Китай, как полагают, пройдут эту дистанцию всего за 25 лет.

Будет ли демография определять судьбы мира? Обречен ли быстро стареющий развитой мир на упадок? Суждено ли ему уступить руководство более молодым и быстро растущим обществам? Для того чтобы отрицательно ответить на этот вопрос, развитой мир должен заново определить свою роль в связи с новой миссией. Лучший способ сделать это - показать более молодым, но более связанным традициями обществам, которые скоро в свою очередь постареют, каким образом мир, в котором господствуют старые люди, все же может устраивать молодых.

Глобальное старение может вызвать кризис, который поглотит мировую экономику. Этот кризис может угрожать самой демократии. Поскольку близится "седой рассвет", мировое сообщество должно освоить новый образ мышления и создать новые институты, чтобы подготовиться к гораздо более старому миру.

Список использованной литературы.

1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

2. Давидович В., Аболина Р. Кто ты человечество. – М., 1975.

3. Иваницкий Г.Р. Новый старт или последний финиш // Вестник РАН. Том. 70. 2000. №3. – С. 203 – 214.

4. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова и др. - М., 1996.

5. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М., 1988.

6. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 1994.

7. Философия: курс лекций. / Под ред. В.Л. Калашникова. – М., 1998.

8. Философия: курс лекций / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1998.

9. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

1. Смысл истории как философская проблема.

2. Анализ исторического процесса: формационный и цивилизационный принци­пы. Утопия и антиутопия.

3. Судьба технологической цивилизации. Философия экологии.

4. Современный гуманизм: идеалы и рациональность. Философия ненасилия.

Основная литература:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1986.

2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сб. ст./ Сост. Л. И. Васи­ленко. М., 1990.

3. Маркузе Г. Человек в индустриальном мире. М., 1991.

4. Новая технократическая волна на Западе /Сост. П.С.Гуревич. М., 1996.

5. Сорокин И.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

6. Тоффлер О. О волнах цивилизации // Социологические исследования. 1994. № 5.

7. Философия науки в ФРГ /Сост. Ц.Г.Арзаканян. М., 1989.

8. Хелбронер Р. Закат цивилизации. Бизнес. Природа и логика капитализма. М., 1991.

9. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

10. Дубной А.П. Глобалистика. Новосибирск, 1992.

11. Коголанов Б.В., Гончаренко А.Н. XXI век в зеркале футурологии. М., 1986.

12. Красная книга культуры: Сб. ст./ Сост. В.А.Рабинович. М., 1990.

13. Кууси П. Наш человеческий мир. М., 1988.

14. Научно-технический прогресс и человек / Сост. П. И. Головаха. Киев, 1988.

15. Панарин А.С. Введение в политологию. М., 1994.

16. Петров М. К. Человек и культура в НТP // Вопросы философии. 1990. № 5.

17. Попов Ю., Зиглер Ж. Год 2000: гибель человечества? М., 1986.

18. Ракитов А. И. Философия компьютерной цивилизации. М., 1991.

19. Скиннер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? М., 1989.

20. Человек. Культура. Природа: Сб. ст. / Под ред. И.Филипповского. М., 1991.

21. Штемпель Д. Население мира в 2000 году. М., 1988.

Литература к докладам

ЧЕЛОВЕК, ТЕХНИКА, ОБЩЕСТВО В ХХI ВЕКЕ

1. Белл Д. Грядущее индустриальное общество. М., 1986.

2. Воронин А.А. Техника как коммуникационная стратегия //Вопросы философии. 1997. № 5.

3. Новая технократическая волна на Западе /Сост. П.С.Гуревич. М., 1996.

4. Маркузе Г. Человек в индустриальном мире. М., 1991.

5.Кутырев В.А. Естественное и позитивное: борьба миров. Н.Новгород, 1994.

6.Философия техники в ФРГ/ Cocт. Ц.Г.Арзаканян. М., 1989.

7.Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному. Западная социология об изменении социальной роли труда. М., 1999.

8.Звегинцев В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи // Вопросы фило­софии. 1987. № 4.

9.Тоффлер Э. На пороге будущего // Американская модель с будущим в конфликте. М., 1984.

10.Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

11.Иконникова Г.И. «Технологические» фальсификации общественного прогресса. М., 1980.



12. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990.

13.Суркова Л.В. Парадигма техницизма в цивилизационном процессе. М., 1998.

ИДЕЯ НООСФЕРЫ И НОВОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

2. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.

3. Олейников Ю.Н. В.И.Вернадский и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. 1988. № 3.

4. Кузнецов М.А. Учение В.И.Вернадского о ноосфере, перспективы развития человечества //Вопросы философии. 1988. № 3.

5. Швебс Г.И. Идея ноосферы и социальная экология //Вопросы философии. 1991. № 7.

6. Червинскин А.С. Биотехносфера Понятие и рациональность. Минск, 1992.

7. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск, 1991.

8. Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск, 1989.

9. Моисеев А.И. Человек и ноосфера. М., 1991.

10. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

11. Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. М., 1988.

12. Моисеев Н.Н. Оправдание единства // Вопросы философии. 1988. № 4.

13. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. М., 1990.

14. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

1. Гульчинский К.Л. Российская интенция свободы // Вопросы философии. 1997.

2. Коган Л.А. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. № 5.

3. Ноговицын О.М. Сознание свободы: логико-исторический анализ категорий свободы. Л., 1990.

4. Ярмолина Г.К. Личность, равенство, свобода. М., 1990.

ЭТИКА НЕНАСИЛИЯ

1. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. 1992. № 3.

2. Гжегорчик А. Духовная ситуация в свете идеала ненасилия // Вопросы филосо­фии. 1992. № 3.

3. Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3.

4. Мариманова И. Ненасилие: движение и организация // Вопросы философии. 1992. № 3.

5. Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. 1992.

6. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1969.

7. Принцип ненасилия. Классическое наследие / Отв. ред. В. И. Иванова. М., 1991.

8. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М., 1992.

9. Этика ненасилия /Ред. А.А.Гусейнов. М., 1991.

ИМЕЕТ ЛИ ИСТОРИЯ СМЫСЛ?

1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

2. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.

3. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы фило­софии. 1991. № 3.

4. Фукучма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

5. Хайск Ф.Я. Путь к рабству // Новый мир. 1991. № 7-8.

6. Клейне Б.И. Социальная причинность, ее природа и специфика. М., 1991.

7. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8-10.

8. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. М., 1991.


Катастрофа угрожает уже самому существованию человека как биологического вида. «Нет проблемы выбора между человеком и биосферой: причины сохранения последней лежат в сфере человеческих интересов», - утверждает известный зарубежный ученый Р.Атфилд. Решение экологической проблемы оказалось не вне человека, не в его научных и технических достижениях, но в нём самом. Именно в связи с этим философия...

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Экологическая ориентация мировоззрения и сознания
  • Господство человека над природой и иудейско-христианское наследие
  • Христианский взгляд
  • Заключение
  • Список литературы

В современной философии всё большее внимание уделяется проблемам влияния человека на окружающую среду. Будущее человечества связывается именно с нормализацией этого воздействия.

Сейчас вряд ли у кого-либо могут возникнуть сомнения в том, что господствующий сейчас способ взаимодействия человека с природой является тупиковым. Научно-технический прогресс, считавшийся панацеей от всех недугов человечества, не оправдал возлагавшихся на него ожиданий.

Катастрофа угрожает уже самому существованию человека как биологического вида. «Нет проблемы выбора между человеком и биосферой: причины сохранения последней лежат в сфере человеческих интересов», — утверждает известный зарубежный ученый Р.Атфилд. Решение экологической проблемы оказалось не вне человека, не в его научных и технических достижениях, но в нём самом.

Именно в связи с этим философия стала уделять всё большее и большее внимание проблемам мировоззрения и сознания человека .

Хотя понятие «экология» известно достаточно давно (сам термин был введён ещё в прошлом веке), но только в конце ХХ века появились такие понятия, как «экологическое сознание», «экологическое мировоззрение» и «экологическая культура».

Именно формирование экологически ориентированных мировоззрения и сознания признаётся большинством ученых в качестве главного пути выхода из кризиса. И огромная роль в этом процессе отводится этике, как необходимому компоненту мировоззрения.

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Атфилд Р. Этика экологической ответственности . По сб. «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Пер. с франц. и англ.» Составители Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаева; вводн. ст. Ю. А. Шрейдера. - М., 1990
  2. Бакланов А. В. Человек в биосфере . Второй путь эволюции. История взаимодействия общества и природы: факты и концепции.: Тезисы (конф., Москва, декабрь 1990 г.)АН СССР. Комиссия А Н СССР по проблемам экологии. Ин-т естествознания и техники и др. М.; часть 1.
  3. Василенко Л. И. Отношение к природе : «традиция управления» и «традиция сотрудничества"//Вопросы философии, 1987, N 7.
  4. Кузнецов М. А. Экологическая культура как фактор выживания человечества . История взаимодействия общества и природы: факты и концепции.: Тезисы (конф., Москва, декабрь 1990) АН СССР. Комиссия А Н СССР по проблемам экологии. Ин-т естествознания и техники и др. М.; часть 1.
  5. Швейцер А. Культура и этика - М, 1973,
  6. Лапка М. Саморефлексия места и назначения человека в биосфере - объективное условие выживания цивилизации . История взаимодействия общества и природы: факты и концепции.: Тезисы (конф., Москва, декабрь 1990 г) АН СССР. Комиссия А Н СССР по проблемам экологии. Ин-т естествознания и техники и др. М.; часть 1.
  7. Ролстон Х. Существует ли экологическая этика? По сб . «Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности:» Составители Л. И. Василенко и В. Е. Ермолаева; вводн. ст. Ю. А. Шрейдера. - М., 1990.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Шпаргалка

Многовариантность развития человеческого общества. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Вопросами развития человеческого общ-ва занимается философия истории. Это наука о движущих силах и факторах, влияющих на историческое развитие. Совокупность целого ряда экономических, географических, религиозных и др. факторов определяют это развитие. В настоящее время в наиболее развитом виде...

Универсалии культуры в определенном смысле - это схематизмы человеческого понимания, переживания мира и установок его деятельности. Исторически они меняются, и эти изменения означают изменение способов воспроизводства социальной жизни, а если такие изменения носят радикальный характер, то они приводят к появлению новых типов общества.

Суть бытия вещи (букв. «что именно есть ставшее») или сущность, первое «почему» в качестве причины и начала, то, чем вещь является согласно своему определению. То, что остается в вещи по отвлечении ее от материи (1017b 21−22). Материя или субстрат (hypokeimenon - букв. «лежащее в основе», «под-лежащее»); То, откуда начало движения»; Благо или «то, ради чего», «ибо благо есть цель всякого...

Після закінчення 1759−1760 навчального року Сковорода не схотів прийняти чернечий постриг, покинув колегіум і близько двох років мешкав у селі Стариця. А десь навесні 1762 р. йому випала нагода познайомитися зі студентом-богословом Михайлом Ковалинський, який відтоді став його найближчим учнем та приятелем. Заради цього юнака філософ знову повертається до колегіуму: з вересня 1762 по червень 1764...

Контрольная

Если боль неустранима, помощь больному, просящего легкой смерти, может рассматриваться как гуманная и милосердная. Предложение врачом смерти как медицинского лечения - один из аргументов медицинского уровня. Следующий аргумент может быть назван «альтруистическим». Это желание тяжело больного человека не обременять собою близких ему людей. Это желание определяется не столько тем, что человек сам...

Бытие человека распыляется, оно находится в неаутентичном модусе, выражаясь словами Мартина Хайдеггера, человек порабощается техникой, и становится неспособным выполнить свое предназначение. Исчезает даже его индивидуальность, все превращается в коллективную безличную толпу: «Мы наслаждаемся и веселимся, как люди веселятся; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как люди смотрят...

Марксистская теория как известно, рассматривает экономические отношения как отношения классов и социальных групп. Исследовала ли «политэкономия социализма» реальную социально-экономическую структуру общества? И если нет, то можно ли ее считать марксистской? В условиях реального государственного социализма последовательный марксизм видел бы свою задачу в том, чтобы вскрывать антагонизмы...

Курсовая

В результате этика Эпикура стала учением, которое смогло противопоставить человека суевериям и верованиям. Критерий счастья для Эпикура несомненно является - чувство удовольствия, и то, что его порождение является благом, в свою очередь, все, что порождает страдание - зло. В душе не должно быть страха, он противоестественен, и не открывает путь к удовольствую и путь к счастью. Мудрецы различает...

Макиавелли полагает, что подданные должны боятся своего правителя, поскольку, по его мнению, чувство страха является более постоянным и управляемым, контролируемым по сравнению с чувством любви. С мыслью Макиавелли относительно возможности прогнозирования и контролирования чувства страха невозможно не согласится, однако при этом следует отметить, что чувство страха по своей природе аметафизично...

Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов. Это определяет возрастание...

Новое на сайте

>

Самое популярное