Домой Сифилис Три источника "гибкой власти" – три составные части информационного доминирования. Уроки ная Най добиться успеха в мировой политике

Три источника "гибкой власти" – три составные части информационного доминирования. Уроки ная Най добиться успеха в мировой политике


7.1. "Гибкая власть" в информационном обществе: концептуализация понятия

Долгое время приоритет жесткой силы в геополитике был очевиден: власть армии и власть денег заставляли принять определенные правила игры. Жесткая сила - это сила материальная, которая давит своим весом и своей неизбежной очевидностью. Железный кулак армии, техники, экономических санкций действовал с неотвратимостью рока, грубо и зримо уничтожая противников. Главное правило минувшей эпохи жесткой силы сформулировано с циничным детерминизмом: "слабость провоцирует".

С наступлением информационной эры значимость информационных потоков в формировании и реализации пространства власти серьезно сместила роль жесткой силы с приоритетных позиций в геополитике. Начало этому процессу положила холодная война, впервые переведя геополитическое противоборство в символическое пространство. В 1990 г. Джозеф С. Най предложил термин "soft power" что иногда переводится как "мягкая власть", но более точно все-таки говорить о "гибкой власти", поскольку речь идет о власти информации и образов, коммуникационных потоков - власти подвижной и гибкой.

В то же время "гибкая власть" не есть слабость и мягкость; это скорее способность получить желаемое через привлечение, а не через подавление. В основе ее лежит стратагемный подход к силовому противоборству: заставить противника захотеть сделать то, что вам нужно, используя стратегию обольщения, а не противоборства. Для государства -"гибкая власть" - это власть его политических идеалов и культурных символов, привлекательность политических лидеров и культурных достижений, которые непрерывно транслируются по мировым каналам коммуникаций и заставляют позитивно говорить о себе весь мир.

Американский генерал Уэсли Кларк сказал об этом с откровенностью завоевателя: "Гибкая власть дала влияние в намного большем масштабе, чем преимущество жесткой силы в традиционной политике баланса сил"-.

В геополитике выиграть мир труднее, чем выиграть войну. Искусство гибкой власти, которое направлено на победу в мирное время, является более сложным, чем военные маневры, поэтому и затраты здесь выше. Парадокс состоит в том, что сегодня правительства все еще склонны тратить в 400 раз больше на жесткую, чем на гибкую власть, - такова сила инерции мышления. Вот почему так важно окончательно развенчать миф о преимуществе жесткой силы в современной геополитике и обозначить тайные пружины "гибкой власти", заставляющие противника сдаваться без боя.


7.2. Три источника "гибкой власти" - три составные части информационного доминирования

Дж. С. Най обозначил три базовых ресурса "гибкой власти": 1) культура; 2) политические ценности; 3) внешняя политика, имеющая моральный авторитет.

Несомненно, символический капитал культуры способен обладать высокой притягательной силой не только для народа собственной страны, но и для других стран, если ценности национальной культуры включают в себя универсальные символы, которые понимают и принимают другие народы. Способность привлекать других и управлять общественным мнением является существенным элементов власти в мировой политике. Если культурные достижения страны способны вдохновлять другие народы, пробуждать мечты и устремления, формировать вкусы и пристрастия, то лидерам этой страны проще убедить другие народы в значимости своих политических целей. Если культурные ценности и идеология страны привлекательны, другие страны могут с готовностью последовать за ними.

Это относится нс только к высокой культуре, обращенной преимущественно к элитам, такой как искусство, литература, образование, но и к так называемой поп-культуре, которая направлена на массовое развлечение. Российская высокая культура обладает колоссальной "гибкой властью": русский балет, литература, классическая музыка известны во всем мире и создают привлекательный образ нашей страны за рубежом. Когда-то СССР умело использовал массовую культуру для пропаганды социалистического образа жизни: советские песни - "Катюшу", "Калинку", "Подмосковные вечера" - знали и любили во всем мире. По. к сожалению, отечественная ион-культура создает преимущественно негативные и карикатурные образы, высмеивая и пародируя всё и вся, что рождает ощущение вымученного декаданса, распада системы ценностей, поругания идеалов. Между тем, по оценке международных экспертов, именно благодаря поп-культуре, образ Америки стал таким привлекательным в глазах других стран, поскольку американская поп-культура создает образ США как "волнующей, экзотической, богатой и мощной страны - передового рубежа современности и инноваций".

Другой важный канал трансляции культуры - система образования, визитов и обменов. Получение образование за границей формирует у молодого поколения элиты менталитет, восприимчивый к ценностям другой страны, что является важным проводником культурного влияния. Гарвард, Оксфорд и Кембридж вот уже несколько столетий являются кузницей транснациональной элиты, что, несомненно, усиливает влияние западной культуры во всем мире. В США ежегодно обучаются более полумиллиона иностранных студентов, что в пять раз больше, чем в современной Росси.

Важным источником гибкой власти сегодня выступает гражданское общество. Университеты, культурные и общественные фонды, церковь, неправительственные организации обладают своей гибкой властью, которая способна как усиливать политику правительства, так и конфликтовать с ней. Именно поэтому внимание к проблемам и нуждам гражданского общества, умение достигать взаимопонимания с общественностью внутри страны - важная составляющая гибкой власти. Если страна охвачена волной протестов и забастовок, это серьезно подрывает ее авторитет в мире, какие бы благие цели она ни преследовала во внешней политике.

Внешняя политика способна серьезно усиливать гибкую власть, если она проводит идеи, которые воспринимаются мировой общественностью как прогрессивные1. Именно поэтому публичная дипломатия стала детищем теории "мягкой власти". Она часто определяется как деятельность, нацеленная на отдельных людей и организации, набор разнообразных: частных взглядов в качестве дополнения к взглядам правительства. Этот новый вид коммуникации нельзя свести к простой пропаганде или связям с общественностью: публичная дипломатия подразумевает строительство долговременных отношений, создавая благоприятную среду для проведения геополитической стратегии. Это новый серьезный канал геополитического влияния, который пока недооценивается российскими геополитиками.

Существует три функции публичной дипломатии, все они важны и требуют различных пропорций между прямой правительственной политикой и долгосрочными связями с мировой общественностью.

Первая функция - повседневная коммуникация, которая должна объяснить контекст решений в области внешней политики, обосновать систему геополитических притязаний. После принятия различного рода решения многие политики сосредоточиваются на внутренней прессе, хотя самым важным компонентом является именно корпус прессы иностранной, который может быть использован для создания международного имиджа страны. Повседневная коммуникация предусматривает также готовность к немедленному отпору от внешних информационных нападений.

Вторая функция - стратегическая коммуникация. Ее реализация предполагает разработку долгосрочной стратегической информационной кампании для продвижения центрального курса правительственной политики. Основная задача - создать благоприятное общественное мнение вокруг геополитических приоритетов страны.

Третья функция публичной дипломатии - разработка долгосрочных взаимоотношений с ключевыми общественными фигурами и группами влияния в течение многих лет через систему различных культурных и академических контактов, сопряженных с доступом к средствам массовой информации.

Каждый из трех параметров публичной дипломатии играет важную роль в создании привлекательного образа страны, ее геополитических приоритетов и способен улучшить ее перспективы для достижения желаемых результатов, хотя, разумеется, даже самый привлекательный образ не может продать непопулярный продукт. Эффективная публичная дипломатия - улица с двухсторонним движением, которая подразумевает как умение слушать, так и умение говорить, а гибкая власть базируется на разделении ценностей. Учитывая современное недоверие к властям, правительства зачастую обращаются к негосударственным фондам, общественным и культурным деятелям для поддержания контактов с общественностью, ведь частным лицам зачастую доверяют больше. Именно поэтому современная геополитика должна находить опору в публичной дипломатии, что способно серьезно усилить ее влияние в мирное время.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Информационная революция позволяет «перекодировать» сознание, начиная с изменения исторической памяти

Авторство концепции «мягкой силы» (soft power, МС) принадлежит профессору Публичной административной Школы им. Дж. Кеннеди в Гарвардском университете, члену американской Академии искусств и наук и Дипломатической академии Дж.С. Наю (1937 г.р.).

Относительно личности создателя этой концепции следует знать, что Най далеко не продукт только академической среды, но мира практической политики и разведсообществ. Дж.С. Най - выпускник Принстонского университета, докторант и преподаватель Гарварда. Его докторская диссертация была выдвинута на соискание премии Сесила Родса, известного апологета мирового господства Британии, создателя алмазной империи De Beers и действующей до сих пор закрытой структуры под названием «Группа» (или «Мы»).

Показательно, что, согласно завещанию Родса, после его смерти в 1902 г. около трех млн фунтов (колоссальная по тем временам сумма) было передано на учреждение студенческих стипендий и профессорских грантов. В завещании было оговорено, что стипендии предназначены для уроженцев европейских стран, США и британских колоний «с лидерскими наклонностями» в рамках программы воспитания президентов, премьер-министров и иных высокопоставленных деятелей, которым «предстоит управлять нациями и миром».

Научную деятельность Най успешно совмещает с работой на высоких правительственных должностях. В 1977-1979 гг. он - помощник заместителя госсекретаря США по вопросам поддержки безопасности, науки и технологии, председатель группы Национального совета безопасности по вопросам нераспространения ядерного оружия. В администрации Б. Клинтона он работал помощником главы Пентагона по международной безопасности, возглавлял Национальный совет по разведке США, а также представлял США в Комитете по вопросам разоружения при ООН. В ходе президентской кампании Дж. Керри Най претендовал на место советника по национальной безопасности.

Помимо этого, Най был директором стратегической группы американского Института Аспена (закрытый научно-политический клуб, разрабатывающий стратегии мироустройства), членом Исполнительного комитета Трехсторонней комиссии, участником ряда заседаний Совета по международным отношениям. Также Най директорствовал в Институте исследований безопасности «Восток-Запад» и в Международном институте стратегических исследований. При Обаме он привлечен сразу в два новых исследовательских проекта - в Центр за новую американскую безопасность и в Проект реформы национальной безопасности США.

Следует отметить, что подобные переходы из науки в политику, из политики в разведку, из разведки в науку и т.п. - широко распространенная на Западе практика, имеющая исключительную цель: максимально продвигать и реализовывать интересы тех или иных элитных групп. Если мы пройдемся по наиболее известным персоналиям из американского и шире западного истеблишмента, то увидим аналогичные служебной лестнице Ная карьеры - достаточно вспомнить такие знаковые личности, как Зб. Бжезинский, Г. Киссенджер, М. Макфол.

Что же касается концепции soft power, то в теоретических выкладках доктора Ная даже для неискушенного читателя очевидна четкая практическая значимость, а именно, обоснование закрепления и расширения гегемонии Запада и, прежде всего, США. Именно поэтому презентация переведенной на русский язык его книги «Soft power» («Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике») проводилась в 2006 г. под эгидой Посольства США в Московском центре Карнеги.

Относительно самой концепции следует отметить, что Най не сформулировал нечто новое - различные способы воздействия на сознание, методы ненасильственной обработки властных и иных групп известны давно. Об этом писали Н. Макиавелли и французские энциклопедисты, Г. Торо и М. Ганди, Т. Лири и Р. Уилсон, представители Франкфуртской школы и члены Римского клуба. Достижение Ная в том, что он сумел не только концентрированно и емко описать природу, роль и значение «мягкой силы» США, которая сыграла определенную роль в холодной войне, но и определить ее поистине неограниченные возможности в ХХI в.

Главный смысл soft power заключается в способности влиять на поведение людей, опосредованно заставляя их делать то, что в ином случае они никогда не сделали бы. Такой власть становится, основываясь не только на убеждении, уговаривании или способности подвигнуть людей сделать что либо при помощи аргументов, но и на активах, которые продуцируют ее привлекательность. Достичь этого, по мнению Ная, возможно, используя «власть информации и образов», власть смыслов.

В свою очередь создание «привлекательности» невозможно без лингвистического конструирования, без интерпретации реальности - манипуляции, без акцентирования внимания на взаимно противоположных оценочных суждениях (типа: Бог-Дьявол, добро-зло, свобода-рабство, демократия-диктатура и т.д.).

Причем именно создатели и проводники «мягкой силы» определяют, что есть «хорошо» или «справедливо», какая страна становится изгоем или образцом демократической трансформации, подвигая тем самым остальных участников политического процесса соглашаться с этой интерпретацией в обмен на поддержку со стороны субъекта soft power.

Например, США, используя инструменты МС, наркотеррористическое образование «Республика Косово» определяют как развивающуюся демократию, а наследника одной из древнейших цивилизаций мира - Иран - страной-изгоем.

«Оседлать законы истории» (И. Сталин), как убедительного доказала историческая практика, невозможно лишь силовыми методами. Поэтому в современных условиях столь важной оказывается «мягкая» сила, проявляющаяся как особый тип влияния, особый вид власти непосредственно связанный с информационной революцией, самим объемом информации и его ростом по экспоненте, а также со скоростью и широтой распространения этой информации, благодаря новейшим коммуникативным технологиям.

Информационная революция позволяет «перекодировать» сознание, начиная с изменения исторической памяти и заканчивая миром символов-смыслов. Именно смыслосимволический мир является наиболее значимым, так как на него в значительной степени ориентируется социальная память общества, позволяющая ему противостоять как разрушению извне, так и самоуничтожению.

Человек всегда жил в трех измерениях - в мире реальном, мире информационном и мире символическом. Однако именно в современности новые технологии и коммуникации «оказывают столь мощное воздействие на сознание, что реальные действия и события как будто только тогда становятся значимыми, когда они представлены в средствах массовой информации.

События как бы и нет в реальной жизни, если о нем не написано в газете или не передано по радио и телевидению. Современный мир подчинен правилу: реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали средства массовой информации».

Однако принципиальным становится активное участие СМИ в изменении, переформатировании символического мира. Необходимо помнить, что в любом обществе одновременно с политическими трансформациями и экономическими реформами происходят символические революции, которые призваны резко изменить картину мира. Более того, именно последние предшествуют политическим изменениям, готовят почву для системных трансформаций.

При этом осуществляется радикальный пересмотр «символического капитала», который накапливался в рамках предыдущего этапа истории. Изменение символических иерархий, как правило, проходит по следующей схеме:

1) смена сакральной зоны: общество снимает защиту от своих прошлых богов - разворачивается критика, которая расчищает место для новых богов;

2) новая сакральность воплощается в точном отборе символов - происходит смена названий городов, улиц, замена памятников и т.п.;

3) как результат предыдущих этапов - смена зоны агрессии: общество меняет иерархию в системе «друг-враг»;

4) старые тексты теряют свою актуальность; производится большое количество идеологических текстов, призванных обосновать смену политических декораций;

5) на политическую сцену выходят специалисты вербального плана - журналисты, писатели, шоумены.

При этом процессы трансформации «символического капитала», кажущиеся неуправляемыми, на самом деле имеют сценаристов и режиссеров и преследуют четко определенную цель.

Кроме того, «природа манипулирования сознанием состоит в наличии двойного воздействия: наряду с открытым сообщением манипулятор посылает адресату закодированный сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору.

Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнение и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия».

Роль и значение «мягкой силы» проявляются, прежде всего, в связи с информационной революцией, самим объемом информации и его колоссальным ростом, а также со скоростью и широтой ее распространения, благодаря новейшим коммуникативным технологиям. Кроме того, в условиях глобализации происходит постоянное проникновение в процесс формирования образов мира, страны, отечества извне через систему образования, массовую культуру и СМИ.

Преимущества "гибкой власти" в информационном обществе

Политологи сегодня заговорили о новом важном качестве политической власти в информационном обществе – так называемой гибкой власти. Долгое время приоритет жесткой силы в политике был очевиден: власть армии и власть денег неумолимо заставляли принять определенные правила игры. Жесткая сила – сила материальная, которая давит своим весом и своей неминуемой очевидностью. "Железный кулак" армии, техники, экономических санкций действовал с неотвратимостью рока, грубо и зримо уничтожая противников. Главное правило минувшей эпохи жесткой силы было сформулировано с циничным детерминизмом: "слабость провоцирует".

С наступлением информационной эры мощь информационных потоков в формировании и реализации пространства власти серьезно сместила роль жесткой силы с приоритетных позиций в политике. Начало этому процессу положила холодная война, впервые переведя политическое противоборство в символическое пространство. В 1990 г. Джозеф Най предложил термин "soft power", что иногда переводится как "мягкая власть", но более точно все-таки говорить о "гибкой власти", поскольку речь идет о власти информации и образов, коммуникационных потоков, власти подвижной и гибкой .

Биографическая справка

Джозеф С. Най (р. 1937), американский политолог, эксперт по международным вопросам, почетный профессор международных отношений в Школе управления им. Кеннеди при Гарвардском университете (с 1995), является одним из основателей влиятельной в США неолиберальной школы международной политики. Автор популярной теории "гибкой силы" (Soft Power).

"Гибкая власть" не означает слабость и мягкость – это скорее способность получить желаемое через привлечение, а не через подавление. В основе ее лежит стратагемный подход к силовому противоборству: заставить противника захотеть сделать то, что вам нужно, используя стратегию обольщения, а не противоборства. Для государства "гибкая власть" – это власть его политических идеалов и культурных символов, привлекательность политических лидеров и культурных достижений, которые непрерывно транслируются по мировым каналам коммуникаций и заставляют позитивно говорить о себе весь мир.

Мнение эксперта

Американский генерал Уэсли Кларк сказал об этом с откровенностью завоевателя: "Гибкая власть дала влияние в намного большем масштабе, чем преимущество жесткой силы в традиционной политике баланса сил" .

В политике "выиграть" мир всегда труднее, чем выиграть войну, и искусство "гибкой власти", которое направлено на победу в мирное время, является более сложным, чем военные маневры, а потому и затраты здесь выше. Парадокс состоит в том, что сегодня правительства в силу инерции мышления все еще склонны тратить в 400 раз больше на жесткую, чем на "гибкую" власть. Вот почему так важно окончательно развенчать миф о преимуществе жесткой силы в современной политике и обозначить тайные пружины "гибкой власти", заставляющие противника сдаваться без боя.

Три источника "гибкой власти" – три составные части информационного доминирования

Джозеф Най обозначил три базовых ресурса "гибкой власти":

  • культура;
  • политические ценности;
  • внешняя политика, имеющая моральный авторитет. Символический капитал культуры , несомненно, способен обладать высокой притягательной силой не только для народа собственной страны, но и для других стран, если ценности национальной культуры включают в себя универсальные символы, которые понимают и принимают другие народы. Способность привлекать других и управлять общественным мнением является существенным элементом власти в мировой политике. Если культурные достижения страны способны вдохновлять другие народы, пробуждать мечты и устремления, формировать вкусы и пристрастия, то лидерам этой страны проще убедить другие народы в значимости своих политических целей. Если культурные ценности и идеология страны привлекательны, то и другие страны могут с готовностью последовать за ними.

Пример

Все это относится не только к высокой культуре , обращенной преимущественно к элитам, такой как искусство, литература, образование, но и к поп-культуре , которая направлена на массовое развлечение. Российская высокая культура обладает колоссальной "гибкой властью": русский балет, литература, классическая музыка известны во всем мире и создают привлекательный образ нашей страны за рубежом. СССР умело использовал массовую культуру для пропаганды "социалистического образа жизни": советские песни "Катюшу", "Калинку", "Подмосковные вечера" знали и любили во всем мире. К сожалению, отечественная поп- культура создает преимущественно негативные и карикатурные образы, высмеивая и пародируя все и вся, что рождает ощущение вымученного декаданса, распада системы ценностей, поругания идеалов. Между тем, по оценке международных экспертов, именно благодаря поп-культуре образ Америки стал таким привлекательным в глазах других стран, поскольку американская поп-культура создает образ США как "волнующей, экзотической, богатой и мощной страны – передового рубежа современности и инноваций" .

Система образования, визитов и обменов – еще один важный канал транслирования культуры. Получение образования за границей формирует у молодого поколения элиты менталитет, восприимчивый к ценностям другой страны, что является важным проводником культурного влияния. Гарвард, Оксфорд и Кембридж вот уже несколько столетий являются кузницей транснациональной элиты, что, несомненно, усиливает влияние западной культуры во всем мире. В США ежегодно обучаются более полумиллиона иностранных студентов, что в пять раз больше, чем в современной России.

Институты гражданского общества выступают важным источником "гибкой власти". Университеты, культурные и общественные фонды, церковь, неправительственные организации обладают своей "гибкой властью", которая способна как усиливать политику правительства, так и конфликтовать с ней. Вот почему внимание к проблемам и нуждам гражданского общества, умение находить точки соприкосновения с общественностью внутри страны – важная составляющая "гибкой власти". Если страна охвачена волной протестов и забастовок, это серьезно подрывает ее авторитет в мире, какие бы благие цели во внешней политике она ни преследовала.

Внешняя политика также способна серьезно усиливать "гибкую власть", если она проводит идеи, которые воспринимаются мировой общественностью как прогрессивные . Детищем теории "гибкой власти" стала публичная дипломатия.

Публичную дипломатию часто определяют как деятельность, нацеленную на отдельных людей и организации, набор разнообразных частных взглядов в качестве дополнения к взглядам правительства. Этот новый вид коммуникации нельзя свести к простой пропаганде или связям с общественностью: публичная дипломатия подразумевает строительство долговременных отношений, создавая благоприятную среду для проведения политической стратегии. Это новый важный канал политического влияния, который пока недооценивается российскими политиками.

Выделяются три функции публичной дипломатии. Все они важны и требуют различных пропорций между прямой правительственной политикой и долгосрочными связями с мировой общественностью.

  • 1. Повседневная коммуникация, которая должна объяснить контекст решений в области внешней политики, обосновать систему геополитический притязаний. После принятия различного рода решений многие политики сосредоточиваются на внутренней прессе, хотя самым важным компонентом является именно корпус прессы иностранной, который может быть использован для создания международного имиджа страны. Повседневная коммуникация включает также готовность к немедленному отпору внешних информационных нападений.
  • 2. Стратегическая коммуникация. Для реализации этой функции разрабатывается долгосрочная стратегическая информационная кампания в целях продвижения центрального курса правительственной политики. Основная задача – создать благоприятное общественное мнение вокруг геополитических приоритетов страны.
  • 3. Разработка долгосрочных взаимоотношений с ключевыми общественными фигурами и группами влияния. Это происходит в течение многих лет через систему различных культурных и академических контактов, сопряженных с доступом к средствам массовой информации.

Каждый из трех параметров публичной дипломатии играет важную роль в создании привлекательного образа страны и ее геополитических приоритетов и способен улучшить ее перспективы для достижения желаемых результатов, хотя, разумеется, даже самый привлекательный образ не может продать непопулярный продукт. Эффективная публичная дипломатия – улица с двухсторонним движением, которая подразумевает как умение слушать, так и умение говорить, а "гибкая власть" базируется на разделении ценностей. Учитывая современное недоверие к властям, правительства зачастую обращаются к негосударственным фондам, общественным и культурным деятелям для поддержания контактов с общественностью, ведь частным действующим лицам зачастую доверяют больше . Поэтому современная политика должна находить опору в публичной дипломатии, что способно серьезно усилить ее влияние в мирное время.

Важно также подчеркнуть, что информационная революция разворачивается в нестабильном, стремительно глобализирующемся мире, где с помощью информационных технологий необычайно усилились взаимозависимость и взаимопроникновение разнородных политических систем, произошло стирание жестких политических границ и разбалансирование формализованных прежде политических систем. Новая встреча цивилизаций и культур в условиях информационной революции необычайно накалила вольтову дугу межкультурных, межэтнических и межконфессиональных противоречий, что привело к распространению множества конфликтов низкой интенсивности по всему миру. Справиться с этими конфликтами мирными методами – важная задача "гибкой власти".

  • См.: Най Дж. Гибкая власть: Как добиться успеха в мировой политике / пер. с англ. В. И. Супруна. Новосибирск: ФСПИ "Тренды", 2006.
  • Цит. по: Най Дж. Указ. соч. С. 19.
  • Rosendorf N. М. Social and Cultural Globalization: Concepts, History, and America"s Role // Governance in a Globalizing World / eds. S. Nye, J. D. Donahue. Washington: Brookings Institution Press, 2000. P. 123.
  • См.: Най Дж. Указ. соч. С. 41.
  • См.: Най Дж. Указ. соч. С. 151–154.

Глава 19. Джон Най. Гибкая сила. Жёсткая и мягкая власть

Не оставался в стороне и Фонд социо-прогностических исследований «Тренд» (Trends Foundation) организовавший при содействии Московского центра Карнеги (Carnegie Moscow Center) презентацию книги Джозефа Ная младшего «Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике». На презентации говорилось о том, что книга читается легко, так как автор писал просто, словно знал, где подлинное, а где мнимое зло. Он знал, что желанной цели - торжества демократии во всём мире, по его мнению, - можно было достичь различными способами. Как минимум, идя двумя путями: «жёстким» (hard) и «мягким» (soft). Най выбирал второй путь…

Америка всё ещё супердержава, - писал он, - у неё имеется колоссальный властный потенциал, но как его реализовать наиболее разумно? Сила есть. Как правильно использовать её?

Надо было бы последовать его совету потому как он не за слабую, а за сильную Америку. Он за силу, за власть. Только принимал во внимание, что «власть выступает во многих одеждах». И он отдавал предпочтение той, что выступала под видом «мягкости», «гибкости». «Гибкая власть» не есть слабость. Наоборот, ей по силам большее, чем жёсткой власти. Объясняя распад Советского Союза, Най видел причину не в упадке экономики, не в ослаблении ВПК, а в истощении ресурсов «жесткой власти» СССР.

Дж. Най не злорадствовал по поводу развала СССР. Но он был недоволен тем, как ведёт себя победитель - США. «Если и дальше так будет продолжаться, - писал он, - то оставшаяся сверхдержава повторит судьбу СССР…. Да, Америка - держава. Но она должна выступать на всеобщем празднике жизни не как «держиморда» (человек с грубо-полицейскими наклонностями), не как «мировой жандарм». А как нечто желанное, заветное, загадочное и обольстительное. Это должна быть такая форма бытия, глядя на которую, все бы сказали - вот она, жизнь в лучших её проявлениях! Давайте все так жить будем!».

Везде, - говорилось далее на презентации книги, - борьба двух начал. Всюду проявляет себя воля к власти. Дж. Най постигал субстанцию власти в её акциденциях - «гибкость» и «жёсткость». Жесткая власть (hard power): власть военная, экономическая. Здесь преобладает материальный фактор: будь то наступление железной армады, или экономические санкции против конкурента (корпорации или иной непослушной страны), а гибкая (мягкая) власть (soft power) - это информация. Это власть не материальных факторов (пули или рубля, боеголовки или доллара), а информации и образов. Данная форма власти подвижна, легко приспосабливается к обстоятельствам. И именно в этой гибкости, изменчивости её сила.

Чтобы не возникло искажающих суть явления иллюзий, даже терминологически подчёркивается: не «мягкая» власть, - что может ассоциироваться со слабостью, а «гибкая власть». И она сгибает иную железную волю. Как в эпоху «холодной войны», во время противостояния двух сверхдержав - СССР и США. Будучи на равных в военном отношении, СССР проигрывал битву на уровне ценностей. Если в Штатах кое-кто и кое-где испытывал симпатии к советским ценностям, то в СССР подавляющая часть советских граждан обожало американскую культуру. Если некоторые американцы уважали СССР, то подавляющее число советских граждан обожало всё американское. Одни только джинсы и джаз нанесли сокрушительный удар по всему советскому. А сколько ещё было вещей и явлений, привлекательных для советских граждан, представляющих конкретизацию той самой «гибкой силы»! Американская поп-культура сделала для победы больше, чем ВМФ и ВВС.

Что такое гибкая власть? В понимании Дж. Ная, это была «способность получить то, что вы хотите получить, через привлечение, а не через подавление или некие «проплаты».

Можно, например, «дать в лоб» конкуренту и заставить его - до некоторых пор - испытывать уважение, обусловленное чувством страха. А можно влюбить в себя…

Что делать? Принять новый тренд - действия с позиции «гибкой силы»? Если принять эту тенденцию, то, что всё же необходимо будет нам сделать, чтобы в атмосфере «привлекательности» всё же оказаться победителем? Чтобы не мы всех - или одну Америку любили - а и нас любили? Раз они постараются быть привлекательными, мы должны быть убедительными в информационном пространстве, куда переносится соперничество в форме эстетико-культурологических ценностей.

Не соблазнять, а убеждать следовать за собой.
И ведь последовали. Вот так вот, а вы-то думали - подумаешь «джинсы и джаз»…
***

А вот у нас то и свершилось. Аслан (видимо припомнив строки Пастернака о «скрещенье рук, скрещенье ног», и Ная о том, что лучше получить что-нибудь через привлечение, убедил Жанну и они оповестили нас о том, что решили соединить свои судьбы. Правда, это мы поняли давно, так как скрыть любовь невозможно - человек, даже не замечая этого за собой, начинает светиться и заботиться о любимом. Нам же троим осталось только поглядывать на Наташу с надеждой…

Вернуться к предыдущим главам:
Пролог
Глава 1. Кое-что об информации
Глава 2. Человек и Земля
Глава 3. Вирусы, вирусы, вирусы...
Глава 4. Природа бунтовала. Метеориты. Апофис
Глава 5. Но несмотря ни на что, в то предкатастрофное время жить-то было интересно
Глава 6. «Воспоминание о будущем» и даты концов света
Глава 7. Так зачем была придумана байка о страшном 2012 годе. И о действительно страшном ФРС
Глава 8. Как рост значения денег снижал роль морали и привёл к кризису
Глава 9. Голод, снижение уровня продовольственной безопасности и рост цен на продовольствие
Глава 10. «Комитет 300. Тайны мирового правительства»
Глава 11. Зачем человеку нефть?
Глава 12. А природа-то начинала бунтовать всерьёз
Глава 13. Кольская сверхглубокая и грядущий апокалипсис
Глава 14. И ещё о глобализации и кризисе мировой системы, как системе кризисов
Глава 15. Апологеты неолиберализма и сторонники сильного государства
Глава 16. «Зелёная экономика». Глобальные саммиты и никаких конкретных действий
Глава 17. «Пророчество Неферти» и «Перегрузка» Артура Хейли


Введение

1.1 Личность Джозефа С. Най-младшего и формирование его политических взглядов

Заключение

Список литературы

Введение


На рубеже XX-XXI вв. мир оказался на пороге новой эры. Процессы общественного развития приобретают глобальный характер, происходит постепенный переход от национальных экономик к мировой, складываются межнациональные информационные структуры, набирают силу процессы глобализации в различных сферах ее проявления. Все ярче проявляется тенденция к широкой либерализации торговли, происходит небывалое развитие науки и техники. Мы являемся свидетелями и участниками радикальных социально-экономических и политических процессов.

В современной мировой политике заметно возрастает роль гибких факторов, усиливается влияние "мягких" инструментов воздействия на систему международных отношений.

Сформулированный известным американским политологом Дж. Наем в 1990 г. и развитый им в работе "Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике" постулат о значимости и эффективности "мягкой мощи" во внешней политике государств становится все более актуальным, что, в частности, доказывают последствия основанной на военной силе политики нынешней американской администрации.

Подводя итог вышеизложенному, подчеркнем, что актуальность темы обусловлена повышением значимости "мягких" инструментов силы и влияния в мировой политике.

Степень изученности проблемы. Важными для раскрытия темы работы и понимания анализируемых проблем являются труды Е.М. Астафьевой, Ю.П. Давыдова, А.Г. Дугина, Л.И. Истягина, А.А. Казанцева, В.М. Капицына, М.М. Лебедевой, В.Н. Меркушева, Г.Ю. Филимонова и др.

Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть основные положения концепции "мягкой силы" Джозефа Ная-младшего.

Постановка названной цели диктует необходимость решения следующих задач : исследовать теоретико-методологические основы концепции "мягкой силы" Джозефа Ная-младшего; выявить базовые принципы концепции "мягкой силы" Джозефа Ная-младшего; определить понятие "мягкая сила"; проанализировать развитие концепции "мягкой силы" (концепцию "умной силы" как сочетания "мягкой" и "жесткой" сил).

Объектом исследования является политическая концепция "мягкой силы" Джозефа Ная-младшего.

Предметом исследования являются предпосылки, этапы и особенности становления и развития теории "мягкой силы" Джозефа Ная-младшего, ее вклад в развитие теории международных отношений.

В качестве источников исследования автором использовались работы Джозефа Ная-младшего.

Теоретико-методологической основой работы служат принципы научной объективности и историзма, а также цивилизационный принцип. Кроме того, при написании работы были использованы общенаучные методы: структурно-функциональный, компаративный, логический, системный, нормативный и др.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащийся в нем фактический материал, суждения и выводы могут быть использованы в дальнейших научных разработках, посвященных концепции "мягкой силы" Джозефа Ная-младшего.

Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографию.

мягкая сила россия политика

Глава 1. Основные положения концепции "мягкой силы" ("soft power")


.1 Личность Джозефа С. Най-младшего и формирование его политических взглядов


Джозеф С. Най - младший (англ. Joseph S. Nye, Jr.; родился в 1937 году) - американский политолог, разрабатывающий ряд направлений в рамках неолиберализма, в том числе теорию комплексной взаимозависимости; ведущий эксперт по международным вопросам. В настоящее время является профессором Публичной административной Школы им. Кеннеди в Гарвардском Университете. Также принимает активное участие в Проекте по реформе национальной безопасности.

Джозеф Най получил степень бакалавра в Принстонском университете в 1958 году. Он написал докторскую диссертацию, выдвинутую на соискание стипендии Родса и затем получил степень доктора философии в области политики в Гарвардском университете. В 1964 году он начал свою преподавательскую деятельность в Гарвардском Университете и вёл один из наиболее крупнейших и важнейших курсов на своём факультете. А в декабре 1995 года Най стал деканом Публичной административной школы им. Кеннеди.

Помимо этого, занимал высокие правительственные посты:

·в 1977 - 1979 гг. - помощник заместителя госсекретаря по вопросам поддержки безопасности, науки и технологии, председатель группы Национального совета безопасности по вопросам нераспространения ядерного оружия;

·в 1993 - 1994 гг. - председатель Национального разведывательного совета;

·в 1994 - 1995 гг. - заместитель министра обороны по вопросам международной безопасности.

В ходе президентской кампании Джона Керри претендовал на место советника по национальной безопасности.

Член американской Академии искусств и наук и Академии дипломатии, Най также был старшим членом Института Аспена, директором Аспенской стратегической группы и членом Исполнительного комитета Трёхсторонней комиссии. Он успел побывать директором Института исследований безопасности восток - запад, директором Международного института стратегических исследований, члена совещательного комитета Института Мировой экономики, и американского представителя на Совещательном комитете Организации Объединённых Наций по вопросам разоружения. Более того, Най входил в число попечителей колледжа Уэллса и Колледжа Рэдклифф.

Член редакционных коллегий журналов Внешней политики и Международной безопасности, Най - автор многочисленных книг и больше чем ста пятидесяти статей в профессиональных журналах. Его последние книги - Soft Power: The Means to Success in World Politics (2004) и For the People: Can We Fix Public Service? (2003).

Кроме того, он публиковался на политические темы в Нью-Йорк Таймс, Вашингтон Пост, Интернэшнл геральд трибюн, "Уолл-стрит джорнал", и "Файнэншл Таймс". Он выступал на телепрограммах, таких как "Найтлайн ABC" и "Доброе утро, Америка", "Час новостей с Джимом Лехрером", и также на австралийском, британском, французском, швейцарцем, японском и корейском телевидении.

В дополнение к преподаванию в Гарварде Най также преподавал в течение кратких периодов в Женеве, Оттаве и Лондоне. Он - почетный товарищ Эксетерского колледжа, Оксфорд. Он жил в течение длительных периодов в Европе, Восточной Африке, Центральной Америке, и побывал более чем в 90 странах.

В центре внимания Ная - внешнеполитические проблемы, связанные с глобализацией и универсальной взаимозависимостью, вооружениями и распространением ядерного оружия, политикой США в отношении Азии (особенно Китая и Японии), а также вопросы управления и власти как внутри государства, так и на мировой сцене в условиях глобализации и информационной революции. В Школе им. Кеннеди инициировал научный проект "Система управления для 21 века" в целях исследования причин изменения роли правительств в политике и выработки соответствующих рекомендаций.

По мнению Ная, в современном мире растет недоверие не только к правительствам наций-государств, но и к социальным и политическим институтам из-за:

·демистификации власти;

·изменения баланса между либертаристскими (то есть защищающими приоритет индивида, его прав и свобод) и коммунитаристскими (отстаивающими интересы отдельных сообществ или общества и его структур в целом) ценностями в пользу первых; низкой эффективности государственного вмешательства в экономику и т.д. .

Итак, Джозефу Наю-младшему удалось эффективно соединить свои теоретические интересы с практической политикой.


1.2 Понятие "мягкая сила" ("soft power")


Джозефу Наю принадлежит понятие "мягкая сила" ("soft power"), разрабатывавшееся с 1980-х годов и ставшее одной из основополагающих теорий в мировой политике, экономике и дипломатии.

Най разделяет мощь государства на две крупных составляющих:

·"жесткую силу" ("hard power");

·"мягкую силу" ("soft power").

Под "жесткой силой" Дж. Най имеет в виду совокупную политическую, экономическую и финансовую мощь, а "мягкая сила" характеризуется тремя основными компонентами: культурой, политической идеологией и внешней политикой.

"Мягкая сила" - это понуждение других хотеть результатов, которые вы хотели бы получить". Однако это "не то же самое, что воздействие или влияние, "мягкая сила" - больше, чем просто убеждение, уговаривание или способность подвигнуть сделать что-либо при помощи аргументов, хотя все это является важными элементами этой силы. "Мягкая сила" - это также способность привлекать, и привлечение часто ведет к взаимопониманию. Проще говоря, в поведенческих понятиях, "мягкая сила" - это привлекательная сила".

"Жесткая" сила, или "жесткое" могущество, - это способность к принуждению, обусловленная военной и экономической мощью страны. Мягкое могущество возникает, когда страна привлекает своей культурой, политическими идеалами и программами. Жесткая сила не теряет ключевого значения в мире, где государства стремятся оградить свою независимость, а внегосударственные группы, такие, как террористические организации, готовы прибегать к насилию. Но мягкая сила обретает все большее значение для сужения круга новых сторонников терроризма, а также для решения вопросов, требующих многостороннего сотрудничества.

Суть понятия "мощь" (power) Най сравнивает с погодой, от которой зависит все, но влияние которой не всегда поддается рациональному объяснению или математическому исчислению. В целом имеются в виду те инструменты и ресурсы, которые позволяют участникам международных отношений добиваться поставленных целей.

При этом к hard power государств относятся экономическая и военная мощь. А soft power характеризуется тремя основными компонентами: во-первых, культурой (определяемой как набор значимых для общества ценностей, не сводимый к массовой культуре - продукции Голливуда и фаст-фуду), во-вторых, политической идеологией, в-третьих, внешней политикой (понимаемой как дипломатией в широком смысле слова). Первые два компонента - исторически сложившееся наследие нации, третий - субъективный фактор, привносимый находящимися в данное время у власти политиками. Параметры последней составляющей soft power подвержены значительно большим флуктуациям, нежели первых двух ее компонентов.

Как отмечается в книге, soft power - это не только собственно влияние (influence), но и "привлекательность" (attractive power). Ресурсами soft power в мировой политике выступает все то, что "вдохновляет и привлекает" к источнику соответствующего воздействия, позволяя тому, кто его контролирует, добиваться желаемого результата.

Конституирующей основой и hard power, и soft power субъекта международных отношений выступает способность достичь поставленной цели путем воздействия на поведение других акторов. Разница между ними заключается в инструментах: проецирование hard power происходит через принуждение и навязывание своей воли (посредством экономического ресурса или угрозы силой), тогда как эффективное действие soft power формируется через механизмы согласования внешнеполитических акций и вовлечение в сотрудничество более широкого характера, как правило, на базе единых ценностей, такому сотрудничеству благоприятствующих.

Важнейшей характеристикой "мягкой мощи" является ее относительно более заметная независимость от непосредственно государства и правительства страны, такой мощью обладающей. "Жесткая мощь" гораздо сильнее привязана к государственной политике. Поэтому власти относительно сложней манипулировать первой и гораздо проще - второй. Как следствие, эффект от действия "мягкой мощи" - в отличие, к примеру, от экономических санкций или военной акции - оказывается более аморфным и им его труднее точно планировать.

Внешняя политика государства может лишь усиливать или ослаблять действенность soft power - например, война в Ираке нанесла, по мнению Дж. Ная, удар по привлекательности всего американского в большей части мира. Аналогично интервенции СССР в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) негативно повлияли на восприятие СССР народами стран даже "социалистического лагеря".

Сергей Хелемендик полагает, что Soft Power - это не "мягкая сила", а это "американская технология взятия власти в чужой стране и ее передачи нужным в данный момент людям. Технология переворотов. Технология ненасильственная - и это главное, что отличает Soft Power …".

Дж. Най постигает субстанцию власти в таких ее признаках - "гибкость" и "жесткость". Жесткая власть (hard power): власть военная, экономическая. Здесь преобладает материальный фактор: будь то наступление железной армады, или экономические санкции против конкурента (корпорации или иной непослушной страны). Но, несмотря на свою близость к военно-промышленному комплексу, Най меньше всего интересуется именно этой формой власти. И не потому, что он романтик, а потому, что прагматик. Потому как именно гибкая форма власти получает больше шансов в современных условиях. А все оттого, что полем боя становится информационное пространство. И по нему движутся не танки, а ценности морального и эстетического свойства. "Гибкая ("мягкая") власть" (soft power) Дж. Ная - это информация. Это власть не материальных факторов (пули или рубля, боеголовки или доллара), а информации и образов. Опирающийся на "гибкую власть" использует власть ценностей.

"Мягкая сила" как форма власти подвижна, легко приспосабливается к обстоятельствам. И именно в этой гибкости, изменчивости ее сила. Гибкая власть, в понимании Дж. Ная, это "способность получить то, что вы хотите получить, через привлечение, а не через подавление или некие "проплаты"". Эта власть основана на привлекательности культуры.

"Мягкая сила - это способность добиваться желаемого на основе добровольного участия союзников, а не с помощью принуждения или подачек". Най развивает эту мысль и очень рационально замечает: "Каждый хорошо знаком с жесткой властью. Мы знаем, что военная или экономическая сила может заставить других изменить свою позицию. Жесткая сила может основываться на побуждении (пряник) или угрозах (кнут). Однако иногда вы можете добиться желаемых результатов и без осязаемых угроз или выплат. ".

Одними из главных противников Д. Ная являются неоконсерваторы, что, впрочем, вполне естественно, ввиду того, что сам он является одним из основных идеологов неолиберализма.

Также иногда критикуется его теория "мягкой силы". Суть этой критики состоит вот в чём: главное преимущество "мягкой силы" перед военной или финансовой мощью государства Джозеф Най видит в способности привлечь кого-либо благодаря ценностному содержанию внешней политики, а не простому набору материальных рычагов давления.

Най рассматривает три компонента, с помощью которых государство способно оказывать воздействие:

·культура (там, где она популярна, как в случае американской поп-культуры или французской "от кутюр"),

·ценности (причем не только их декларирование, но и следование им),

·внешняя политика, как таковая.

Но умозаключения американского исследователя вызывают неоднозначную реакцию. Многие справедливо указывают на то, что американская публичная дипломатия нередко напоминает пропаганду, особенно в том, что касается войны в Ираке.

Сам Джозеф Най неоднократно критиковал официальную риторику Госдепартамента США. По мнению ученого, провалы в американской публичной дипломатии объясняются как раз тем, что настоящая "мягкая сила", которой обладают Соединенные Штаты, подменяется неэффективной государственной пропагандой.

Сегодня Джозеф Най разрабатывает новую концепцию smart power - "умной силы". Вот как сам ученый объясняет, в чем суть этой концепции: "Вообще, сила - это возможность влияния в целях достижения нужных результатов. "Мягкая сила" делает это с помощью убеждения, притяжения и сотрудничества, "жесткая сила" - с помощью принуждения и вознаграждения. Сегодня же важнейшее значение имеет "умная сила" - способность координировать и комбинировать возможности и ресурсы "мягкой" и "жесткой" сил".

Как представляется, это идеально подходит НАТО, состоящему из взаимодействующих между собой военной и гражданской структур. И Най отмечает: "Да, для НАТО "мягкая сила" означает способность выйти за рамки чисто военной деятельности и сделать свою миссию привлекательной для общественности".

Най оценивает НАТО как своеобразную страховку для его членов, подтверждение того, что они сталкиваются с угрозами безопасности не в одиночку. В этой связи Най высказывается за более тесное сотрудничество НАТО с Россией.

Кроме того, Най подчеркивает, что общественная дипломатия, "мягкая сила" всегда были важнейшими в мировой политике, и не только для НАТО. Тем более это имеет большое значение сегодня, в век информации.

При этом Най не считает реальной угрозу того, что другие страны могут влиять на мнения граждан США так, что это будет приводить оказывать негативное влияние на независимость и безопасность Америки. Он не знает какой-либо страны, которая могла бы представлять сегодня серьезную угрозу Америке.

Най расширяет сферу применения своей концепции, указывая на необходимость сочетания у всякого лидера "жесткой силы" (средства давления) и "мягкой силы" (привлекательность, умение склонять на свою сторону, компромиссность). По мнению автора, именно искусством такого гармоничного баланса и отличаются харизматичные лидеры. Пытаясь найти ответ на вопрос, что же делает лидера харизматичным, Най останавливается на его "внутренних качествах", объясняя их с точки зрения психологии и быстро меняющихся социальных факторов.

С точки зрения Ная, феномен лидерства включает в себе три составляющих: это сам лидер, его последователи и весь тот контекст, в котором лидерство осуществляется. В свою очередь, контекст, по мнению Ная, включает в себя внешнее окружение и ту совокупность целей, которые преследует группа, возглавляемая лидером в конкретной ситуации. Именно контекст, как это ни удивительно, и формирует феномен лидерства, поскольку список требований, который последователи лидера предъявляют своему вожаку, зависит от конкретной ситуации. Несмотря на то, что лидер в большой степени зависит от группы своих последователей, существует качество, которое его отличает от остальных. А именно, каждый лидер должен обладать качеством "концептуального интеллекта". Это качество помогает лидеру понимать изменения окружающей среды, капитализировать тенденции и использовать события для реализации собственных стратегий.

При этом, Най уверяет: "Вы не сможете лидировать, если у вас нет силы". Но какой именно силой - "мягкой" или "жесткой" - должен обладать лидер, чтобы добиться успеха? В идеале необходимо оптимальное взаимодействие. Однако, как указывает Най, "мягкая сила" все же предпочтительнее. Ведь она представляет собой "способность формировать у других предпочтение того, что хочет лидер". Тем самым нивелируется чувство попранной справедливости, рождающей ненависть.

Тем не менее, "мягкая власть" не есть благо сама по себе. Как пишет Най, "никто не любит чувствовать, что им манипулируют, даже если манипулируют с помощью "мягкой силы". Часто лидеру приходится прибегать к приемам "жесткой власти".

В сущности, полагает Най, лидер должен обладать соответствующими навыками, чтобы использовать третий тип силы - "умную силу". Именно этот вид, представляющий комбинацию "мягкой" и "жесткой" силы, дает возможность решать сложнейшие проблемы управления.

Таким образом, смысл силы как таковой ("жесткой" или "мягкой") Най определяет как возможность добиться от других желаемых результатов. И зависит эта возможность, кроме всего прочего, от наличия у данного конкретного режима тех или иных ресурсов осуществления власти, умения их применять, а также от "контекста", то есть от условий для их эффективного применения.

Глава 2. Место и роль "мягкой мощи" в мировой политике


2.1 "Мягкая сила" в политике разных стран


Книга Ная "Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике", по сути, являет собой изящно завуалированную критику курса Дж. Буша-младшего (напомним, книга увидела свет в 2004 г.) с позиций политической теории. Главный пафос несогласия автора адресован республиканской политике односторонних действий и опоры на одностороннее военное превосходство. Если бы демократы победили на выборах 2004 года, то труд Дж. Ная вполне мог претендовать на роль своего рода "декларации ценностей" внешней политики американских либералов. Но верх взяли республиканцы, и эта работа оказалась вариантом альтернативного (по отношению к неоконсерваторам) видения стратегии и тактики международной политики США.

На страницах своего произведения Най приводит немало примеров политики администрации Дж. Буша в Ираке, считая эту политику квинтэссенцией всего ошибочного, что, по мнению Дж. Ная, накопилось в американской политике. Най возвращается к постулату, впервые сформулированному им еще в 1990 г. в работе "Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской мощи" ("Bound to Lead: the Changing Nature of American Power"). Именно тогда им была высказана идея об абсолютном превосходстве США не только по показателям военной силы и экономического могущества, но и по параметрам несилового влияния на международные отношения. Последние Най и назвал "мягкой мощью" (или "мягкой силой"). Еще тогда Най считал, что коллегам-теоретикам школы "политического реализма" нужно отказаться от абсолютизации значения "жесткой мощи" (hard power) в мировой политике в условиях совершенно очевидного в конце 80-х гг. прошлого века ослабления биполярной конфронтации.

Степень влияния soft power различается в зависимости от уровня социально-экономического развития общества, его восприимчивости к происходящим в мире событиям. Из процессов, усиливающих значимость soft power в мировой политике, следует выделить информатизацию: распространение информации ведет к расширению "зоны приема" сигналов, посылаемых через национальные границы.

Понимание Наем мировой политики - ключ к определению места и роли в ней "мягкой мощи". Для Дж. Ная мировая политика - "шахматная игра на трехмерной доске". Победу можно одержать, преуспевая как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Верхняя часть схемы - "классические" межгосударственные отношения на основе баланса силовых возможностей. В этой проекции мир видится автору однополярным.

Средний уровень характеризуется многополярностью - это экономические отношения между государствами. А на нижнем уровне находятся транснациональные элементы мировой политики: терроризм, международная преступность, экологические угрозы. Проигрывает тот, кто играет лишь в плоскости традиционных межгосударственных отношений. Не суждено преуспеть и тому, кто играет в трехмерном измерении, но использует "неадекватные" ресурсы и инструменты. Для победы на нижнем уровне как раз и требуется применение soft power.

Дж. Най дает оценку американской ресурсной базе "мягкой мощи". Ее первый "столп" применительно к США - привлекательность американской культуры и образа жизни. Ученый указывает на лидерство США по таким показателям, как численность принимаемых эмигрантов, объем выпускаемой телепродукции, численность иностранных студентов в США и количество американцев среди нобелевских лауреатов в области физики, химии и экономики. Предлагается деление культуры на "массовую" и "высокую" (popular and high). Приведенные цифры показывают, что почти 80% респондентов из 43 стран мира восхищаются достижениями США в области науки и технологии (высокая культура), а около 60% - любят американскую музыку и телевидение. Второй "столп" soft power США - американская политическая идеология, полностью или частично ей симпатизирует половина опрошенных.

С точки зрения "мягкой мощи" Дж. Най считает европейские страны "вообще" ее единым центром глобального значения. Несмотря на отставание в военной и экономической области, Европа выступает серьезным конкурентом США в борьбе за умы и сердца. Европейские языки, восприятие Европы как оазиса процветания, самые высокие в мире показатели социально-экономического развития, а также французское вино, европейские курорты и швейцарская надежность - все это образы, относящиеся к культурной привлекательности Европы и европейцев. Политические ценности, их "мягкая привлекательность" и (что выгодно отличает Европу от США) ориентация европейских политиков на сотрудничество при решении международных вопросов с привлечением многосторонних институтов, акцент на невоенном решении конфликтов - устойчивые черты европейского имиджа в международном сообществе.

Среди азиатских стран Най много говорит о Японии, которая, по его мнению, обладает крупным ресурсом "мягкой мощи". Одно из лидирующих мест в мире по количеству зарегистрированных патентов, первое место по оказанию помощи зарубежным странам, наибольшая продолжительность жизни - таков выигрышный образ Японии в глазах мира. Отличительной чертой японской soft power, особенно в развивающемся мире, является ее успешный опыт модернизации, достижение сопоставимого с американским и европейским уровнем экономического развития без ущерба для самобытной японской культуры.

Любопытна корреляция между "мягкой мощью" и "жесткой мощью" Японии. Несмотря на экономический спад последнего десятилетия, привлекательность страны в целом выросла даже больше, чем в условиях экономического бума 1980-х годов. Еще популярнее стали японская бытовая техника, архитектура, мода, еда, искусство мультипликации. Явно улучшилось общее восприятия Японии. При этом главным ограничителем soft power этой страны Най считает внутреннюю ориентацию ее культуры на сохранение, консервирование особенностей ее деловой этики и образа жизни. Именно такая внутренняя установка мешает Японии претендовать на более широкое распространение ее влияния.

Продолжая сравнения, Дж. Най отмечает, что главным фактором, сдерживающим влияние "мягкой мощи" Китая, является внутренняя политика КПК. А дополнительным ограничителем - нарастающие опасения в США перед КНР как потенциальным соперником Америки.

Особую ценность представляет анализ "мягкой мощи" негосударственных акторов мировой политики. Существуя в "другом измерении" международных отношений, негосударственные субъекты оказывают непосредственное влияние на мировые процессы, зачастую пользуясь почти исключительно ресурсами soft power. Например, международная организация "Human Rights Watch" опубликовала в 2003 г. доклад, в котором содержалась жесткая критика американской стратегии борьбы с терроризмом. В течение последующих 10 дней в мировых СМИ было зафиксировано 288 упоминаний этого доклада и организации. Фактически этот материал стал на время определять направленность глобальной политической дискуссии. О степени влияния неправительственных организаций свидетельствуют и данные опроса, показавшего 42-процентный рейтинг доверия к ним в европейских странах. Возникновение сетевых субъектов и информационная революция заметно усилили эффективность воздействия "мягкой мощи" негосударственных субъектов.power нетрадиционных акторов может входить в прямое столкновение с политикой и идеологией государственных субъектов. Пример тому - замалчиваемый и плохо осознаваемый рост привлекательности терроризма (это автор признает), вольная или полусознательная популяризация которого в СМИ (а об этом автор не пишет) увеличивает угрозы национальной и международной безопасности.

Най рассматривает пути наращивания потенциала американской "мягкой мощи". Наиболее эффективный из них - публичная дипломатия (public diplomacy). Центральная роль в ее осуществлении принадлежит информационному ресурсу и контролю над информационными потоками. Дж. Най выделяет три измерения публичной дипломатии:

·Первое - ежедневное направленное освещение американских внешнеполитических акций.

·Второе - "стратегическое общение", под которым подразумевается фокусированное обсуждение наиболее важных для США политических тем.

·Третье - развитие прямых контактов с иностранной аудиторией посредством системы обменов, программ научных стипендий, которые позволяет зарубежным гражданам лично знакомиться с Соединенными Штатами. Автор указывает, что среди 700 тыс. лиц, посетивших США после 1945 года, были такие ставшие "проамериканскими" политики, как М. Тэтчер, А. Садат и Г. Шмидт.

Следует отметить, что с приходом к власти новой администрации во главе с Б. Обамой, во внешней политике США наметились (во всяком случае, это было продекларировано) некоторые подвижки. Говоря о подвижках во внешней политике США, прежде всего имеется в виду ключевая концепция нового руководства Госдепартамента США, которая предусматривает широкое использование рычагов "мягкой силы". Именно эту идею Хиллари Клинтон настойчиво озвучивала во время слушаний в Конгрессе по утверждению ее в должности Государственного секретаря США. В частности, она не раз повторила, что Вашингтон "в своей внешней политике должен опираться больше на мягкую силу (soft power), чем на жесткую (hard power)". Согласно новой стратегической доктрине администрации президента Обамы, в сложный период финансово-экономического кризиса Америка должна запустить процесс "перезагрузки" отношений, причем не только с Россией, но и с остальным миром. Конечно, это вовсе не означает, что Соединенные Штаты собираются отказаться от своей "глобальной миссии" по распространению демократических ценностей по всему свету, однако президент Барак Обама твердо намерен изменить тактику своего предшественника Джорджа Буша, который в основном полагался на "жесткую силу" американского могущества - то есть на способность "убеждать" оппонентов, используя в основном военное превосходство и экономическую мощь Соединенных Штатов Америки.

Сама по себе идея распространения собственного влияния на окружающий мир посредством "мягкой силы" не является такой уж новой. Так, у США и Запада в прошлом был очень удачный исторический опыт применения "мягкой силы", в частности, во времена "холодной войны". Несомненным успехом такого подхода можно назвать радиовещание "Голоса Америки", радио "Свобода", "Би-Би-Си", а также "Самиздат" - издание за границей запрещенной в СССР литературы.

В целом, властные ресурсы любого государства одной лишь военной или экономической мощью никогда не исчерпываются. Желаемых результатов во многих случаях можно добиться и при помощи других факторов, таких как: духовная и материальная культура, исповедуемые в обществе политические принципы, качество проводимой внешней (и внутренней) политики и т.д. Эти дополнительные факторы в идеальном исполнении безотказно работают на повышение привлекательности образа (имиджа) страны, они-то и формируют тот самый особый ресурс, определяемый Наем как "мягкая сила". По мнению американского исследователя, современные тенденции развития цивилизации таковы, что значение "мягкой силы" в общем властном балансе каждого государства будет неминуемо возрастать. Прежде всего, потому, что даже самые крупные и развитые государства больше не могут позволить себе решать собственные и международные проблемы исключительно военными средствами. Во-первых, из-за взаимного переплетения экономик, в результате чего применение некоторых форм современного оружия, прежде всего, ядерного, теряет всякий смысл. А во-вторых, вследствие резкого "снижения значения военной доблести и славы в шкале ценностей современных постиндустриальных обществ", воевать за чьи-то не всегда понятные интересы сегодня особенно никого и не заставишь. Поэтому, считает Най, в нынешнюю эпоху информационной революции фактор привлекательности той или другой страны может иметь гораздо большее значение, чем самое сокрушительное военное превосходство. Да и просто здравый смысл подсказывает - используя "мягкую силу" можно существенно сэкономить, сократив огромные издержки, связанные со стимулированием других государств (и их лидеров не в последнюю очередь) к необходимым действиям исключительно путем материального поощрения.

Говоря о природе "мягкой силы" применительно к Соединенным Штатам, Най прежде всего обращает внимание на роль американских образовательных центров, служащих точками притяжения для студентов из разных государств. Значительное количество выпускников американских университетов, составляющих государственные элиты других стран, формирует крайне важный ресурс благожелательного отношения к Америке за ее рубежами. Кроме того, по мнению Ная, не меньший вклад в формирование "мягкой силы" США по-прежнему может внести и американская массовая культура, в лучших образцах которой присутствуют "послания свободы, раскрепощения и демократизма", что так или иначе находит отклик у жителей разных стран и представителей различных культурных традиций. В итоге Джозеф Най утверждает: "Когда ты можешь побудить других возжелать того же, чего хочешь сам, тебе дешевле обходятся кнуты и пряники, необходимые, чтобы двинуть людей в нужном направлении".

Концепция "мягкой силы", предложенная Наем, выглядит достаточно привлекательно в первую очередь для самих американцев, которые за восемь лет правления администрации Дж. Буша устали от противостояния если не со всем миром, то по крайней мере со значительной его частью. Потому победившим на президентских выборах демократам так срочно и понадобилась "перезагрузка", целью и смыслом которой является изменение имиджа Америки в лучшую сторону. При всем этом американцы не настолько наивны, чтобы полагаться исключительно на "мягкую силу", чего Джозеф Най, собственно, и не скрывает: "Кончено, мягкая сила не может решить всех проблем. Даже если северокорейский диктатор Ким Чен Ир любит смотреть голливудские фильмы, это вряд ли скажется на его программе по созданию ядерного оружия. Точно так же с помощью мягкой силы не удалось добиться отказа правительства Талибан от поддержки аль-Каеды в 90-ых годах ХХ века. Чтобы положить конец этому альянсу пришлось применить грубую военную силу. Но таких наших целей, как содействие развитию демократии и прав человека, легче достичь с помощью мягкой силы. У принудительной демократизации есть свои пределы. ".

Итак, несогласие с ориентацией Вашингтона на принуждение и угрозы, практика игнорирования "более тонких" материй внешнеполитического влияния - такова сквозная идея книги Ная "Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике". В книге немало практических советов по вопросам современной мировой политики и внешней политики США, смысл которых - в поиске путей укрепления "мягкой мощи" США и повышения эффективности ее использования.


2.2 Идея приоритета "мягкой силы" в политике России


Следует признать, что идея приоритета "мягкой силы" над жесткой силой в большой степени универсальна. Ведь проблемы с внешним восприятием испытывают не только Соединенные Штаты, но и многие другие государства. Например, в настоящее время далеко не все в порядке с имиджем у того же Европейского Союза. Оставляет желать лучшего и "имидж" России, который в своем падении уже давно преодолел "нулевую отметку" и теперь находится в глубоком "минусе". И все потому, что в своем навязчивом стремлении "возродить империю", вернуть России статус великой державы, Москва последние годы упорно игнорирует "мягкую силу", предпочитая по отношению к своим соседям (и не только) проводить жесткую политику "кнута и пряника", рискуя растерять при этом последние остатки позитивного восприятия РФ окружающими народами. Так, нередко в последнее десятилетие Россия пыталась самоутвердиться в основном за счет "энергетических войн" с Украиной и Беларусью, дипломатических скандалов со странами Балтии. Результат оказался прямо противоположным от ожидаемого - Россия почти безвозвратно утратила свой довольно значительный потенциал "мягкой силы", который достался ей после распада Советского Союза. Надо заметить, что потенциал этот был (отчасти еще и остается) довольно существенным, он включает в себя: информационно-культурное влияние России на страны СНГ, возможность беспрепятственного распространения продукции российской теле - и киноиндустрии, музыкальной продукции (пусть и очень низкого качества), научно-образовательную привлекательность российских ВУЗов, хорошо развитый книжный рынок в РФ, широкое использование русского языка населением стран СНГ, и т.д. Когда-то Москва распространяла свое влияние благодаря школам и русскому языку. Но эти каналы воздействия отошли в прошлое. Но этого недостаточно. Как отмечает Джозеф Най, даже самая очевидная привлекательность страны неизбежно оборачивается ее отторжением, если руководство этого государства ведет себя по отношению к другим высокомерно и само же дискредитирует те ценности, к распространению которых оно, якобы, стремится. Это в полной мере относится и к российским властям, для которых, впрочем, внутренняя аудитория была и остается куда важнее внешней. Поэтому, если РФ изредка и прибегает к "мягкой силе", то главным образом для укрепления своей же "жесткой силы" и для реализации задач далеких от повышения собственной "привлекательности". Вот мнение Ная о современной России: "Многие на Западе считают, что сегодня Россия переживает реакцию националистического характера на потерю позиций в 90-х годах. Это приводит к ущемлению свободы слова и рыночных отношений, что в свою очередь снижает российских потенциал в области "мягкой силы". Лучший способ противодействовать этим мнениям - вести себя так, чтобы всем было очевидна ошибочность таких суждений. И, конечно, надо развивать многосторонние контакты для того, чтобы никто не становился заложником ложных стереотипов". Для России падение ее притягательности в культурном отношении - один из самых животрепещущих политических вопросов. Не случайно еще в 2007 году по инициативе В. Путина Кремль основал организацию "Русский мир", которая распределяет значительные гранты на "формирование пророссийского электората в постсоветских обществах", пропаганду русского языка в странах СНГ. Тем не менее, даже эти усилия РФ довольно фрагментарны и бессистемны, а те немногочисленные примеры использования российской стороной своей "мягкой силы" чаще всего осуществляются грубо, что противоречит самой сути "мягкого" влияния. В качестве примера можно привести некоторые конфронтационные заявления российского руководства в отношении Украины, некоторых других стран СНГ, которые не только не способствуют укреплению авторитета РФ, но серьезно повышают настороженность.

Заключение


Джозеф Най-младший (род. В 1937 году) - декан Школы государственного управления Джона Кеннеди Гарвардского университета, член Американской академии искусств и наук. Джозеф Най - экс-глава Института "Восток-Запад" по исследованию проблем международной безопасности; стоял во главе Международного Института стратегических исследований, представлял США в Комитете по вопросам разоружения при ООН и т.д. Кроме того, Джозеф Най занимает пост американского председателя Трехсторонней комиссии.

Статьи Ная по вопросам современной внутренней американской и внешней политики публикуются в "New York Times", "The Washington Post", "The International Herald Tribune". Он выступает с анализом острых международных проблем в целом ряде популярных программ на каналах CNN, ABC, CBS и т.д.

Именно Наю принадлежит столь популярное в современные времена понятие "мягкая сила", которое он разрабатывал с 1980-х годов. Именно так, "Soft Power" называлась его книга, изданная в США в 2003 году. Эта книга стала бестселлером и обязательной настольной книгой для аналитиков, людей, интересующихся тенденциями в сфере глобальной политики, изменениями в сущности и структуре современной власти в разных ее ипостасях: политике, экономике, культуре. Сегодня понятие "Soft Power" - неотъемлемая часть лексикона не только политиков, политологов и аналитиков, но и современных образованных людей по всему миру.

"Мягкую силу" Джозеф Най определяет как производное трех частей:

·культуры государства (тех ее элементов, которые могут быть привлекательны для других),

·политических ценностей государства (которых оно придерживается как внутри страны, так и за своими приделами),

·внешней политики государства (которая должна быть законной и морально оправданной).

Благодаря работам Джозефа Ная и его сторонников была заложена основа неолиберальной школы международной политики.

В оценке возможностей, которыми обладают сегодня США, и роли, которую эта единственная сверхдержава играет в мире XXI века, Дж. Най использует не только результаты своих теоретических исследований, но и опыт, обретенный за годы работы в Пентагоне и Госдепартаменте, Национальном совете по разведке и Комитете ООН по проблемам разоружения. Многие его выводы, хотя и диссонируют с привычной риторикой, основаны на глубоком анализе функционирования системы международных отношений, на понимании взаимности любых политических обязательств, признании права каждой страны выбирать собственные пути и приоритеты. Ценность его рассуждений особенно велика в наши дни, когда интеллектуальные горизонты политиков стремительно сужаются до пределов порочного круга, задаваемого внутренней "логикой" антитеррористической истерии. Работы Дж. Ная и его единомышленников поддерживают веру в то, что современное черно-белое видение мира неизбежно, и причем скоро, уступит место более адекватной красочной картине.

В 2005 г. Дж. Най был признан одним из десяти наиболее влиятельных в США интеллектуалов в области международных отношений.

Список литературы


1.Алексеева, Т. Насилие и демократия в политике США: [Текст] / Т. Алексеева // Международные процессы. - 2008. - № 2. - С.33-39.

2.Астафьева, Е.М. "Жесткое" влияние "мягкой силы": [Текст] / Е.М. Астафьева // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2009. - № 12. - С.17-28.

.Валлерстайн, И. "Постамериканский период" мировой истории: [Текст] / И. Валлерстайн // Международные процессы. - 2009. - № 3. - С.40-45.

.Валовая, М.Д. Политика. Учебник: [Текст] / М.Д. Валовая. - М.: Магистр, 2008. - 335 с.

.Власть, взаимозависимость и негосударственные субъекты мировой политики: [Текст] / под ред. Хелен В. Милнер и Эндрю Моравчика. - Принстон: Принстон Юниверсити Пресс, 2009. - 320 с.

.Геополитика: Учебник: [Текст] / под общ. ред. В.А. Михайлова; Отв. ред. Л.О. Терновая, С.В. Фокин. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 456 с.

.Давыдов, Ю.П. "Жёсткая" и "мягкая" сила в международных отношениях: [Текст] / Ю.П. Давыдов // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - № 1. - С.3-24.

.Дугин, А.Г. Проект "Евразия": [Текст] / А.Г. Дугин. - М.: Эксмо, Яуза, 2004. - 380 с.

.Зеленев, И.В. Геополитика и геостратегия: [Текст] / И.В. Зеленев. - СПб.: Питер, 2005. - 456 с.

.Истягин, Л. Влиятельный компонент "мягкой силы": [Текст] / Л. Истягин // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 3. - С.119-122.

.Казанцев, А.А. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования мягкой силы: [Текст] / А.А. Казанцев, В.Н. Меркушев // Полис (Политические исследования). - 2008. - № 2. - С.122-135.

.Капицын, В.М. Космополитизм - компонент "мягкой силы" и глобального управления: [Текст] / В.М. Капицын // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2009. - № 10. - С.70-79.

.Козырев, Г.И. Политология: Учеб. пособие: [Текст] / Г.И. Козырев. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 367 с.

.Лебедева, М.М., Фор, Ж. Высшее образование как потенциал "мягкой силы" России: [Текст] / М.М. Лебедева, Ж. Фор // Вестник МГИМО университета. - 2009. - № 6. - С. 200-205.

.Мёрден, С.У. Проблема силы: борьба на глобальном поле боя: [Текст] / С.У. Мёрден. - Боулдер, Лондон: Линн Реинер Паблишерс, Инк., 2009. - 234 с.

.Мэтьюз, Оуэн. "Мягкая сила" России мягчает: [Электронный ресурс] / Оуэн Мэтьюз // sd.net.ua/2008/06/04/myagkaya_sila.html.

.Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике: [Текст] / Джозеф С. Най. - Нью-Йорк: Паблик афферз, 2004. - 192 с.

.Най, Джозеф С. "Мягкая" сила и американо-европейские отношения: [Текст] / Джозеф С. Най // Свободная мысль-ХХI. - 2004. - № 10. - С. 20-24.

.Най, Джозеф С. До скорой встречи, оружие! О том, какими будут войны XXI века, и о новой роли силы в мировой политике: [Электронный ресурс] / Джозеф С. Най // uisrussia. msu.ru/docs/nov/2010/10/nov_2010…16. htm.

.Павлов, А. "Мягкая сила" в контексте лидерства: [Текст] / А. Павлов // Русский журнал. - 25.10.2008

.Политология: Учебник: [Текст] / отв. ред.В.Д. Перевалов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2009. - 511 с.

.Рогозин, А. Коммерческий пиар и политические технологии объединяются (Беседа члена Молодежной общественной палаты, аспиранта МГИМО (У) МИД России Алексея Рогозина с Дж. Наем о НАТО, России и "умной силе"): [Электронный ресурс] / А. Рогозин // www.apn.ru›Публикации›article20896. htm. - 3 с.

.Рукавишников, В. О "мягкой мощи" России в глобализирующемся мире: [Текст] / В. Рукавишников // Управление мегаполисом. - 2009. - № 4. - С.105-124.

.Сизов, В. Фактор силы в политике США: [Текст] / В. Сизов // Международные процессы. - 2009. - № 2. - С.33-40.

.Современная мировая политика: прикладной анализ: [Текст] / отв. ред.А.Д. Богатуров. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 588 с.

.Трибрат, В. "Мягкая безопасность" по Джозефу Наю: [Текст] / В. Трибрат // Международные процессы. - 2005. - № 1. - С.34-39.

.Филимонов, Г.Ю. Неофициальная внешняя культурная политика как компонент "мягкой силы" США: [Текст] / Г.Ю. Филимонов // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - № 4. - С.69-82.

.Хелемендик, С. Soft Power - мягкая сила "made in USA": [Электронный ресурс] / С. Хелемендик // inosmi.ru. - 2 с.

.Шелов-Коведяев, Ф.В. Мировой кризис и инструментарий "мягкой силы" для России: [Текст] / Ф.В. Шелов-Коведяев // Безопасность Евразии. - 2009. - № 3. - С.218-232.

30.Net, J. US power and strategy after Iraq // Foreign affairs. - N. Y., 2003. - № 4. - Р.60-73.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Новое на сайте

>

Самое популярное