Домой Полезное Философские воззрения на причинность необходимость и случайность. Категории необходимости, случайности и возможности: их смысл и методологическая роль в научном познании

Философские воззрения на причинность необходимость и случайность. Категории необходимости, случайности и возможности: их смысл и методологическая роль в научном познании

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности.

Необходимость -- это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе.

Случайность же -- то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Важным вопросом философского детерминизма является вопрос об объективном познавательном статусе категории случайности/ Суть проблемы заключается в следующем.

В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации:

или случайность выводилась за рамки действия принципа детерминизма и постулировалось объективное существование абсолютной случайности как ни чем не детерминированного события, явления, процесса, или случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе -- к лишению категории случайности объективного познавательного значения.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно но остается места в науке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше. Как было показана ранее, и необходимость причинного обусловливания, и необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или отсутствие которых но всегда определяется необходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружающего мире. Необходимость относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относительный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям.

Обращение к понятию условия является одним из путей обоснования объективного существования случайности. Другой путь обоснования объективного существования случайности был предложен Г. В. Плехановым. Он отмечал, что случайность возникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономерно обусловленных цепей или линий существования различных объектов. Необходимой является и последовательность событий, обусловленных внутренними закономерностями данного предмета. Такая последовательность образует линию его существования. Пересечение внутренне необходимых линий существования двух или более различных объектов в одной точке порождает.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий.

Соответственно к необходимым относятся такие события, которые вытекают из существенных связей и которые осуществляются в стабильных условиях

Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным.

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.

Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде,

Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда накладывает себе дорогу через массу случайностей.

Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнения необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необходимых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно является и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений

Еще одна черта, характеризующая диалектику необходимости и случайности, связана с процессом их превращения друг в друга в ходе развития и эволюции материальных систем.

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществившийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития. Потенциально реализация любой из этих возможностей в будущем является случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необходимые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуществляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В таком представлении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

Среди многообразных явлений природы и человеческого общества есть и такие, которые не вытекают с необходимостью из закономерного развития данной вещи или данного ряда событий, которые могут случиться, а могут и не случиться, могут произойти так, но могут произойти и иначе. Это случайные явления.

Например, град, повредивший посевы, является случайным по отношению к труду земледельцев и закономерностям роста растений.

Вокруг проблемы случайности в науке велось немало споров. Из правильного положения о причинной обусловленности всех явлений в природе и человеческом обществе многие ученые и философы делали неверный вывод о том, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Случайность, с их точки зрения, - это субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего мы не знаем.

Такой взгляд глубоко ошибочен, потому что здесь отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность. Верно, что нет в мире беспричинных явлений; верно, что и случайные явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся необходимыми. Возьмем такой пример. Поезд сошел с рельсов и потерпел крушение. Мы можем узнать причину крушения, например плохое крепление рельсов к шпалам, которого не заметил обходчик; тем не менее крушение является случайностью, а не необходимостью. Почему? Потому что оно было вызвано обстоятельством, не вытекающим из закономерностей движения поездов по железным дорогам, поскольку технически вполне возможно создать условия, при которых крушении не будет.

Отрицание объективной случайности ведет к выводам, вредным и с научной и с практической точки зрения.

Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается неспособным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. Как говорил Энгельс, сама необходимость низводится при таком взгляде на уровень случайности.

Для правильного понимания необходимости и случайности нужно видеть не только различия, но и связь между ними. Этой связи совершенно не понимает метафизика, для которой необходимость и случайность - это противоположности, не имеющие друг с другом ничего общего. В противовес метафизике материалистическая диалектика доказала, что неправильно абсолютно противопоставлять случайность необходимости, рассматривать случайность изолированно от необходимости, как поступают метафизически мыслящие люди. Никакой абсолютной случайности нет. Есть только случайность по отношению к чему-либо.

Неверно думать, будто явления могут быть либо только необходимыми, либо только случайными. Любая случайность содержит в себе момент необходимости, точно так же как необходимость прокладывает себе дорогу сквозь массу случайностей. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и ее дополнение. Следовательно, случайности имеют место и внутри необходимого процесса.

Приведем пример. С переходом к зиме в северных широтах наступают холода, выпадает снег. Это необходимость. Но в какой именно день температура опустится ниже нуля и выпадет снег, каким будет холод, сколько выпадет снега и т. д. - все это является случайным. В то же время в этих случайностях проявляется необходимость, ибо и холод и снег - обязательные признаки нашей зимы.

В приведенном выше примере с поездом, сошедшим с рельсов, крушение было случайностью. Однако если на железной дороге плохая организация, слабая дисциплина, низкая квалификация работников, то аварии из редкой случайности становятся необходимым результатом неудовлетворительной работы дороги. Конечно, и в этом случае конкретные обстоятельства той или иной аварии, а также место и время их происшествия остаются более или менее случайными.

Случайности, далее, оказывают влияние на ход развития, необходимого процесса, они могут ускорять или замедлять его. Очень часто случайности в ходе развития настолько включаются в необходимый процесс, что сами превращаются в необходимость. Так, согласно теории Дарвина, незаметные случайные изменения организмов, полезные для них, закрепляются наследственностью, усиливаются в ходе эволюции и приводят к изменению вида. Случайные различия, таким образом, превращаются в необходимые признаки нового вида.

Сказанное свидетельствует о том, что необходимость и случайность не отделены друг от друга непреодолимым рвом, они взаимодействуют, переходят друг в друга в процессе paзвития.

Из связи случайности и необходимости следует, что и случайные явления также подчиняются известным закономерностям, которые могут быть изучены и познаны.

Так, например, статистикой установлено, что в США средняя продолжительность жизни белых выше, чем негров. Эта закономерность не означает, что всякий белый живет дольше всякого негра. Некоторые белые умирают молодыми, а некоторые негры доживают до глубокой старости. Но в среднем, в массе, указанная закономерность действует, и в ней находят свое выражение тяжелое положение негров в США, расовая дискриминация, худшие условия жизни, более низкая заработная плата и т. д.

Закономерности, которым подчинены случайные явления, обобщены в ряде научных теорий, в частности в математической теории вероятности.

В концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности.

Связи между причинами и следствиями могут быть не только строго детерминированными, но и случайными.

Необходимость - это такая однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление причины обязательно влечет за собой вполне определенное следствие, т. е. она вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий.

Случайность - такая связь причины и следствия, при которой допускается реализация любого альтернативного следствия. При этом то, какой именно вариант осуществится, зависит от стечения обстоятельств и условий. То есть случайное событие наступает как результат неизвестных причин. Другими словами, случайность имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Если докопаться до глубины явления, получится, что у случайного тоже есть причина или причины, так как случайность не может возникнуть хаотично и из «ничего».

Мерой возможности наступления случайного события является вероятность.

Пример: закон тяготения - это необходимость, но формы проявления этой необходимости будут, скажем, падение мяча в играх, падение человека на землю (если он поскользнулся) и др. На первый взгляд эти явления случайны, но причиной их падения является необходимый закон всемирного тяготения. Марксизм говорит, что случайность есть форма проявления необходимости.

Проясним этот вопрос поподробнее.

Суть проблемы заключается в следующем. Если принимать принцип причинности, то и случайные явления следует считать причинно обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является необходимость, следовательно, случайность тоже необходима и объективное противопоставление необходимости и случайности лишается смысла.

В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации: во-первых, случайность исключалась из детерминизма и постулировалось объективное существование абсолютной случайности как ни чем не обусловленного события, явления, процесса; во-вторых, случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе - к лишению категории случайности объективного познавательного значения.

Но каким бы соблазнительным ни выглядело предложение отказаться в рамках детерминистского учения от объективного существования случайности, в конечном счете оно ведет к абсурдным выводам.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно не остается места в науке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше. Необходимость причинного обусловления, и необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или отсутствие которых не всегда определяется необходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружающего мира.

Необходимость относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относительный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям. Одно и то же выступает как необходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной этого отношения выступают условия, совокупность различного рода факторов, влияющих на процесс детерминации.

Рассмотрим еще один пример. Если два человека встречаются в определенном месте, не договариваясь о такой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, а могла и не быть. С другой стороны, если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется интересами этих людей, то она является необходимой.

Примером могут служить также несчастные случаи: производственные травмы, дорожные аварии и т. д. Известно, что организация производственного процесса включает правила техники безопасности, соблюдение которых исключает травматизм. Относительно этих правил несчастный случай на производстве не является необходимым, и если он происходит, то в силу случайного стечения обстоятельств.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий. Случайными являются изменения в наследственной структуре организмов, ибо они определяются действием многих факторов, непосредственно не связанных с жизнедеятельностью. Случайным является выпадение той или иной стороны монеты при бросании, поскольку исходные условии бросания монеты определенным образом варьируются.

Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным.

В связи с сосуществованием случайных и необходимых явлений следует обратить внимание на утверждение: «Наука - враг случайности». Если понимать эту формулу в том смысле, что наука не должна интересоваться случайностью, то эта формула, безусловно, ложна и не соответствует практике научного исследования .

Цель научного исследования случайных процессов и явлений заключается в том, чтобы за случайностью обнаружить необходимость, причинную обусловленность, закономерность. Поэтому для диалектического детерминизма важно не только обоснование объективного существования случайности, но и выявление связи случайности и необходимости.

  • Интерес науки к изучению случайных явлений и процессов возрастал в геометрической прогрессии начиная с XVIII в. Для исследования случайных процессов были выработаны специальные, так называемые вероятностно-статистические методы исследования, которые широко используются в физике, биологии, социологии, в других науках.Однако если эту формулу понимать как отрицание существования случайности абсолютной, не связанной с необходимостью и не подчиняющейся принципу причинностии закономерности, то такая случайность действительно исключается наукой.

Понятие необходимого и случайного

Познание причинности является началом выведения необходимости как общей категории и формы бытия. Если рассматривать причинно-следственные связи, то можно заметить, что причина возникает первично, вследствие чего наступает итог.

Замечание 1

В том случае, когда отсутствует причина, будет отсутствовать и следствие.

То есть, человек обнаружил, что связь причины и следствия имеет необходимый и неотъемлемый характер. Так как понятие необходимости формируется базируясь на исследованиях категории причины и на основе понимания важности неразрывной причинно-следственной связи, отдельные мыслители отождествляют с причинностью саму необходимость. Тем не менее, необходимость и причинность являют собою два разных понятия, которые затрагивают две разные стороны действительность. В реальности же, категория «причинности» будет отражать обусловленность определенных форм бытия посредством других, их генетические корни. Понятие «необходимости» является отражением неизбежности проявления определенных свойств и связей при сопутствующих благоприятных условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Необходимость и случайность 430 руб.
  • Реферат Необходимость и случайность 230 руб.
  • Контрольная работа Необходимость и случайность 230 руб.

Таким образом, необходимым являются те связи и свойства, которые имеют определенную причину своей экзистенции и обусловлены внутренней природой материальных образований.

Определение 1

Связи или свойства, которые имеют причину своего бытия в ином, то есть, которые обусловлены факторами внешнего воздействия, являются случайными .

Определение 2

Необходимость является одним из аспектов внутренней стороны явления или предмета. Случайность же является выражением внешних свойств и признаков материальных образований, так как она непосредственно связана обстоятельствами и условиями бытия этого явления или предмета.

Критика идеалистических и метафизических воззрений на необходимость и случайность

Как правило, идеалисты не берут во внимание объективность необходимости. Они полагают, что необходимость является важным элементом только создания, так как это всего лишь его форма, свойство и методологическое требование.

Материалисты же рассматривают и утверждают объективное наличие необходимости, так как это одно из всеобщих свойств вещей и взаимосвязей предметов. Тем не менее, признавая логическую необходимость отдельные материалисты не считают, что случайность является объективным. Они полагают, что она создана лишь для прикрытия неосведомленности в определенных вопросах и делах.

Замечание 2

Когда человек не ведает причины определенного процесса или явления, или не может просто объяснить это явление, он объявляет его случайным.

Диалектика необходимости и случайности

Случайность и необходимость очень тесно переплетены между собой. По своей сущности, данные категории являются противоположными, но в системе категориального аппарата они нераздельны и выступают в единстве. Данное соотношение случайности и необходимости было произведено в высказывании Ф. Энгельса, который утверждал, что случайность является формой проявления необходимости. В одном из своих писем он писал:

«Люди сами творят свою историю, но до сих пор они делали ее, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определенным образом ограниченного, данного общества. Их стремления перекрещиваются, и во всех таких обществах господствует поэтому необходимость, дополнением и формой проявления которой является случайность».

(Дополнительный материал в рамках )

Необходимость и случайность — важнейшие категории диалектики.

В домарксистской философии проблему соотношения необходимости и случайности решали односторонне. Философы-материалисты и детерминисты (Демокрит, Спиноза, французские материалисты XVIII в.) обычно считали, что в природе все имеет свою причину, поэтому все необходимо и нет никаких случайностей. Случайностью, по их мнению, люди называют то, причина чего им неизвестна. Но как только у явления, кажущегося случайным, установлена причина, оно перестает быть таковым. Материалисты отстаивали господство необходимости, и эта точка зрения была прогрессивной.

Философы-идеалисты, стоявшие на позициях индетерминизма, утверждали, что явления причинно не обусловлены и поэтому в природе и обществе нет необходимости, а господствует случайность. Многие из них считали, что все происходит в результате проявления «свободной воли» и желания людей.

Детерминисты-метафизики были ближе к истине, однако тоже допускали серьезные ошибки в понимании соотношения необходимости и случайности. Они отождествляли необходимость с причинной связью, в то время как это вовсе не одно и то же. Достаточно сказать, что не только необходимость, но и случайность причинно обусловлена, и уже поэтому отождествление необходимости с причинностью является неправомерным. Кроме того, метафизические детерминисты отрывали необходимость и случайность друг от друга и противопоставляли их друг другу. Они полагали, что, где есть необходимость, там не может быть случайности, а где есть случайность, там нет необходимости. В действительности же необходимость и случайность взаимосвязаны , и правильно их понять можно, только рассматривая их в единстве, во взаимообусловленности.

В объективном мире господствует необходимость - неизбежный ход развития явлений, вытекающий из их сущности и обусловленный всем их предшествующим развитием и взаимодействием. Категория необходимости выражает закономерный характер развития природы и общества.

Вместе с тем диалектический материализм признает и существование случайности. Рассматривая случайность, можно выделить ряд присущих ей черт.

Во-первых, случайные явления, так же как и необходимые, имеют свои причины. Неверно думать, что случайность и беспричинность - это одно и то же. Беспричинных явлений вообще не существует.

Во-вторых, случайность объективна. Ее существование не зависит от того, знаем мы ее причины или нет. Отрицание объективного характера случайности приводит к смешению важных и незначительных факторов развития. История общества и жизнь отдельного человека приобретают в этом случае роковой, мистический характер.

В-третьих, случайность относительна. Нет абсолютной случайности, нет таких явлений, которые были бы случайны во всех отношениях и не были бы связаны с необходимостью. Случайное явление случайно не абсолютно, а лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другой связи то же самое явление может быть необходимым. Так, с точки зрения общего хода развития науки случайно, что именно данный ученый сделал то или иное открытие. Но это открытие является необходимым результатом определенного уровня развития производительных сил, прогресса самой науки; оно необходимо также в отношении таланта, интересов и целеустремленной работы самого ученого.

Очень часто случайность возникает при столкновении двух или нескольких необходимых связей. Рассмотрим, например, случай, когда дерево свалено бурей. Сильный ветер по отношению к жизни дерева случаен, так как не вытекает с неизбежностью из сущности жизни и роста дерева. Однако по отношению к метеорологическим факторам ветер - явление необходимое, так как его возникновение обусловлено определенными законами действия этих факторов. В точке пересечения этих двух необходимых процессов - жизни дерева и возникновения ветра - и появилась случайность. При этом не только ветер случаен для дерева, но и для ветра случайно, где и какое дерево встречается на его пути.

Значит, случайность есть нечто внешнее по отношению к данному явлению или процессу, и поэтому она для него возможна, но не обязательна, она может быть, а может и не быть.

Случайность - это такое объективное явление, которое имеет основание и причину, но не в сущности данного процесса, а в других процессах, и вытекает не из внутренних, а из внешних, несущественных связей.

Как уже говорилось, необходимость и случайность находятся в тесной взаимосвязи. Эта связь заключается прежде всего в том, что одно и то же явление выступает в одном отношении как случайное, а в другом - как необходимое. Но этим данная связь не исчерпывается. Случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Это положение, высказанное Ф. Энгельсом , выражает другую глубокую сторону взаимосвязи необходимости и случайности.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что «чистой» необходимости, без случайностей, в объективной действительности не бывает и быть не может. Необходимость всегда проявляется через случайности, пробивает себе дорогу через массу случайностей, как нечто устойчивое, повторяющееся. Например, общественное развитие складывается из деятельности множества людей, имеющих самые различные стремления, цели, характеры. Переплетение, скрещивание и столкновение всех этих стремлений приводит в итоге к определенной линии развития, имеющей строго необходимый характер. И там, «где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам» .

Случайности всегда сопровождают и дополняют необходимость и поэтому играют известную роль в историческом процессе. Этим наряду с другими причинами объясняется тот факт, что одни и те же законы общественного развития в разных странах в различное время выступают в особых формах, действуют со множеством оттенков. Если бы существовала только необходимость, а случайности не играли бы никакой роли, история, замечал К. Маркс, носила бы очень мистический характер.

Из того обстоятельства, что необходимость может проявляться только через случайности, вытекает, что случайности не только дополняют необходимость, но и представляют собой форму ее проявления . Это очень существенно для понимания диалектики необходимости и случайности. Например, такой необходимый процесс, как произрастание дикого растения, выступает в форме ряда случайных моментов. Случайным является здесь, где и когда семя попадает в землю, в каких именно условиях оно оказывается и т. д. В этой же связи можно привести и другой пример. Известно, что движение молекул газа, находящегося в замкнутом сосуде, хаотично. Какая именно молекула, где и когда столкнется со стенками сосуда - все это случайно. Но хотя удары отдельных молекул о стенки сосуда случайны, в целом их движение подчиняется определенному закону, согласно которому давление газа на любой квадратный сантиметр площади стенок сосуда всегда одинаково и передается равномерно по всем направлениям. Таким образом, и здесь мы видим, что случайности (столкновения отдельных молекул со стенками сосуда) выступают как форма проявления необходимости, выражающейся в данном законе.

То же самое имеет место и в общественной жизни. Осуществление закономерных общественных явлений, например социальных революций, связано со многими случайными обстоятельствами, такими, как место и время тех или иных событий, круг лиц, оказавшихся во главе движения, и т. п. Эти обстоятельства случайны по отношению к историческому развитию, но именно через них осуществляются необходимые процессы.

Связь необходимости и случайности проявляется также и в том, что в процессе развития случайное может стать необходимым, а необходимое - случайным. Например, обмен товаров в условиях первобытнообщинного строя носил случайный характер, не вытекал из экономических законов этого общественного строя. При капитализме обмен товаров становится необходимым явлением, выражает сущность господствующих экономических отношений. Натуральное же хозяйство, необходимое в феодальном обществе, при капитализме превращается в единичное, случайное явление.

В социалистическом и коммунистическом обществе, где общественное развитие происходит планомерно, складываются благоприятные условия, позволяющие значительно ограничить действие нежелательных случайностей. Так, внедрение научной агротехники, широкая мелиорация земель и другие мероприятия значительно ограничивают отрицательное действие случайностей погоды на сельское хозяйство.

Наука не игнорирует случайности, а изучает их, с одной стороны, для того, чтобы предвидеть возможность нежелательных случайностей и предотвратить или ограничить их, а с другой - чтобы использовать случайности положительные. Но главная цель науки заключается в том, чтобы за случайностями увидеть законы, познать необходимость. Знание законов позволяет управлять природными и общественными процессами, научно предвидеть их течение, целесообразно изменять их в нужную человеческому обществу сторону.

При подготовке насточщей статьи использовался «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г.

См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 39, стр. 175

См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 306

Новое на сайте

>

Самое популярное