Домой Анализы Англо саксония. Кто такие англосаксы на самом деле

Англо саксония. Кто такие англосаксы на самом деле

Современные англосаксы привыкли к тому, что о них говорят только в сюсюкающей тональности: их прославляют, ими восхищаются, их язык принято считать международным… Даже и те, кто ненавидит их и боится, говорит о них, мысленно склонив перед ними голову в почтительном поклоне. Нисколько не отрицая того, что англосаксы – это явление феноменальное, предлагаю вниманию читателей несколько иной взгляд на носителей английского языка, английского же менталитета и того расового типа, к которому принадлежит бóльшая часть этих людей. Людей, которых я, автор этих строк, считаю одною из старейших исконно фашистских наций на свете.

О фашизме нынче говорят много и со знанием дела: вот это, мол, фашисты, а вот это вовсе и не фашисты, а какие-нибудь там дорогие нашему сердцу пламенные борцы за правое дело.
Полагаю, что критериев фашизма всего-навсего три:
1) Публичное заявление некоей этнической группировки о том, что она, эта самая группировка, обладает какими-то исключительными правами, каковых прав она не признаёт ни за какими другими этническими группировками. Попросту говоря, это наглое заявление о своём собственном превосходстве.
2) Реальная, а не выдуманная сила: интеллектуальная, экономическая, военная. Чего стоит хвастливое заявление о своём собственном превосходстве, если оно ничем не подкреплено?
3) Длительное (на протяжении многих поколений и даже веков!) успешное функционирование именно такой системы взглядов и именно такой системы поступков.
И это всё. Никаких пунктов больше не нужно. Никакого значения не имеют ни цвет кожи носителей данной идеологии, ни система символов (знамёна, гербы, одежда), ни музыкальное или словесное оформление. Всё отодвигается в сторону перед величием этих трёх пунктов.

Так вот: англосаксы полностью вписываются в эти три пункта.
Возможно, кто-то ещё из обитателей Земного шара обладает этими же самыми тремя признаками, и я даже могу назвать этнические группировки, подпадающие под них.
Во-первых, это поклонники Ветхого Завета и наставлений Моисея о том, как надо порабощать народы. Это идеальные фашисты.
Во-вторых, это великая Китайская нация – древняя, могущественная и беспощадная; там, где живут китайцы, там не выживает больше никто. Китайцы поглощают всех.
И, в-третьих, это великая Японская цивилизация – могущественная, хитрая и жестокая.
Возможно, к этому списку можно было бы добавить и арабский вариант фашизма или турецкий, но я сейчас не ставлю себе такой цели – вникать во все эти подробности и предлагаю вернуться к теме этой статьи, которая посвящена англосаксам.

Итак, с какого момента обозначилась чёткая тяга англосаксов к фашистской идеологии?
5-й век нашей эры – это как бы официальная и всем известная дата зарождения английского фашизма. Но, я так думаю, такой поворот в сознании предков этого народа произошёл ещё и раньше, ибо к нему нужно было основательно подготовиться, и такая подготовка не могла произойти в один день, она должна была иметь свою длительную предысторию.

Всем известно, что римляне до 5-го века нашей эры удерживали остров Великобританию под своею властью. А затем добровольно (в силу своих внутренних причин) ушли с него. И тут-то и хлынули на остров племена англов, саксов и ютов.
Вопрос: а почему хлынули? Почему им не жилось в Центральной Европе, где они обитали до этого? Почему после них на материковой части Европы остались огромные пустые площади? Зачем надо было бросать насиженные места – деревни, поля, леса, реки? А ведь остров Великобритания отнюдь не был пустынным, и там уже жили кельты! Так почему же англы с саксами побросали всё на свете (при том, что никто их не гнал в шею) и кинулись на уже давно занятый кем-то остров?
Ответов будет несколько.

Пока на острове стояли римские легионеры, германские племена их боялись и не смели сунуться туда. Они бы получили мощный отпор, и они это прекрасно понимали. Германцы были сильны, но страх перед превосходящими силами – это и было то, что их останавливало. Германцы уважали силу.
Но вот римляне, по своим собственным причинам, покинули остров, и для германских племён это означало, что путь на него открыт. Остров можно занять и, с удобством поселившись на нём, делать оттуда вылазки на Европу и остальной мир, оставаясь при этом неуязвимыми для иноземных армий. Это было очень умное и дальновидное соображение.

Но почему пришельцы не боялись живущих там кельтов?
Да потому что по предыдущему длительному опыту они знали: кельты – это те, кого можно разгромить. У кельтов меньшая организованность и худшая сплочённость. Кельты склонны к внутренним разногласиям; кельтов меньше, чем германцев; кельты – худшие воины, нежели германцы.

Для справки. Кельты – типичные индоевропейцы, ближайшие языковые родственники италийских племён, тех самых, среди которых выделились на известном историческом этапе латины – основатели Римской империи. Долгое время кельты не уступали в могуществе и сплочённости германцам, а в интеллектуальном смысле так даже и значительно превосходили их, но, переселившись с континента на острова, они встретили там выходцев из Средиземноморья – людей неиндоевропейского происхождения с расовыми признаками, не свойственными остальным индоевропейцам. По терминологии Г.Ф.К. Гюнтера – это так называемая «западная» или «средиземноморская» раса. Признаки этого же расового типа имеют нынешние испанцы, португальцы, южные итальянцы и жители Северной Африки. Там же, на Британских островах, с древнейших времён жили и племена совсем уже неизвестного происхождения – языкового и расового. После смешения с людьми этих рас кельты во многом утратили своё былое могущество и стали более уязвимыми. Лишь немногие из них (в основном, северные шотландцы) сохранили прежний нордический расовый облик.

Вот на эту-то уязвимость и уповали новые пришельцы – англы, саксы и юты, которые сами, на момент вторжения на остров, практически полностью принадлежали к нордическому расовому типу.
Допустим. Но зачем же нужно было навсегда оставлять ту землю, с которой их никто не прогонял?

Характерно и другое: за всё время европейской истории после рождества Христова – это практически ЕДИНСТВЕННЫЙ случай, когда европейцы подобным образом обошлись с другими европейцами. Мне могут возразить, что были кровожадные поляки, которые зверствовали над украинцами; были немцы, лютовавшие на оккупированных территориях, но это всё – не тот масштаб. У англосаксов речь идёт о многих веках!
Ситуация с захватом земли и многовековым истязанием местного населения – такое в Европе было только у арабов, захвативших на время Пиренейский полуостров, у монголов в России и у турок на Балканах. Но во всех этих трёх эпизодах пришельцы были не индоевропейского происхождения. Что-то вроде инопланетян. И в любом случае это не тянулось так долго, как это тянется на Британских островах.

Другие пояснения: англы и саксы – это южногерманские племена, юты – северогерманское (скандинавское) племя, от которого произошли нынешние датчане. Англы переселились на остров – практически в полном составе. Юты и саксы – лишь частично. От саксов произошли нынешние немцы. Современные эстонцы до сих пор называют немцев саксами, а Германию – страною саксов (saksa, Saksamaa). Вполне возможно, что среди племён, устремившихся на остров, была и небольшая часть славян. Совсем крохотная. Современный английский язык содержит в себе слова древнеславянского происхождения. Из всех германских народов в настоящее время ближайшим по отношению к англичанам являются фризы, живущие на островах, принадлежащих Германии и Голландии. Фризы говорят на нескольких диалектах (4-6), среди которых ни один не претендует на звание главного. Фактически это несколько языков. И именно они более всего похожи на английский язык. Точнее – на древнеанглийский.

Вот так сложилась английская нация. У истоков её стояла идея того, что можно сначала поработить кого-то более слабого (потому что природная трусость им не позволяла связываться с более сильными!), а затем хорошо жить за счёт порабощённого народа.
О том, как эта идея воплощалась в жизнь на протяжении последующих пятнадцати столетий, хорошо известно. Все эти века были непрерывным избиением кельтских народов, каковое продолжается и по сей день. Кельты оказались не столь податливым материалом, как ожидалось, но в целом замысел удался: с помощью беспрерывных войн, с помощью мер экономического и политического характера, с помощью искусственного голода, с помощью религиозных инструментов воздействия – удалось, в конце концов, сломить все эти народы.

Как свершившийся факт мы видим: ирландцы и шотландцы практически полностью забыли свои собственные языки и перешли на язык своих поработителей. Примерно то же самое можно сказать и о валлийцах, хотя и в меньшей степени. Некоторые кельтские народности исчезли бесследно. То обстоятельство, что на голову самих англичан в 10-м и 11-м веках обрушились пришлые завоеватели, ничего не меняет в истории этого народа. Норманны оказались слепленными из того же материала, что и англосаксы, и, в конце концов, растворились в массе англичан, лишь усилив в них наклонности к завоеваниям и высокомерию.

Англичанам странным образом не пришёлся по вкусу католицизм, накладывавший на них чрезмерные нравственные ограничения. Им всегда хотелось жить в своё удовольствие и как можно меньше накладывать на себя трудных обязательств. Поэтому они создали такой вариант христианства, который в наибольшей степени сближал их с последователями иудаизма. Любовь к роскоши и к наживе, оформленная в религиозные оправдания – это специфическая черта английского лицемерия.
Поразительное сходство англичане проявили и с уже упомянутыми выше китайцами. И тут нужно сделать небольшое лингвистическое отступление и рассказать об особых свойствах китайского языка.

Дело в том, что китайцы народ очень и очень рациональный. Так же, как и англичане, для которых эта черта – одна из важнейших. Так вот, в китайском языке нет ничего лишнего: падежей, склонений, спряжений, времён, чисел, степеней сравнения. Китайские слова не делятся по составу на корень, суффикс, окончания и приставки. Они вообще ни на что не делятся. Фактически китайцы не знают частей речи. Некоторые лингвисты, считают, что у китайцев изредка различаются существительное и прилагательное, но с этим мнением можно поспорить.

Китайское слово – это один-единственный слог. В начале этого слога может быть не больше одного согласного, в середине – один гласный или дифтонг, а в конце – или ничего совсем, или один из двух допустимых согласных. Понятия «слог», «слово» и «корень» в китайском языке полностью совпадают. Рядовой китаец не способен произнести иностранное слово (чью-то иностранную фамилию или название иностранного города), если оно, это слово, состоит из слогов, не существующих в китайском языке. Например, сказать «Ленин» они могут, у них возможны оба эти слога (ЛЕ и НИН), но сказать «Стокгольм» или «Братислава», не исказив до неузнаваемости этих слов, они не в состоянии. Ударение в китайском языке падает на каждый слог в отдельности, а отсюда и крайне специфические особенности китайской поэзии и китайской музыки. Мне могут возразить, что в китайском языке есть конструкции, состоящие из двух слогов, которые производят впечатление двусложного слова. Слово «Пекин» – это не одно слово, состоящее из двух слогов, это на самом деле два слова со значениями «северная» и «столица», а мы записываем их слитно, чтобы не морочить себе голову особенностями китайского языка. Нам так проще записывать русскими буквами китайское словосочетание. С ударением у китайцев тоже не всё так же просто, как, допустим, в русском языке, где есть лишь два понятия: ударный слог и безударный.

Но это всё не отменяет того, что я сказал об этом языке: это язык, выражающий сверхпростые мысли сверхпростыми способами. Индоевропейцы когда-то имели такое же точно языковое мышление, но это было многие-многие тысячелетия тому назад, задолго до возникновения египетских пирамид. С тех пор мышление индоевропейцев поменялось до неузнаваемости, и теперь они так мыслить уже не способны.
Англы, саксы и юты – это были типично индоевропейские народы, в языках которых присутствовали все черты, свойственные индоевропейцам: падежи, числа, времена, суффиксы, окончания и прочие вещи, которые, с точки зрения китайцев, кажутся чистейшим безумием. Задача китайца – высказать мысль как можно быстрее, как можно короче и как можно проще. Китаец – человек дела. Его не интересуют эмоции и подробности, ему важен только конечный результат: заселить Землю как можно большим количеством себе подобных существ, которых нужно родить и прокормить. И тут не до шуток, и не до разговоров. Размножение – это не шутки, это очень серьёзно.
Так вот, за то время, что англосаксы прожили на своём острове, они проделали со своим языком такие операции, что он стал после этого максимально приближаться по своей структуре к китайскому.

Современный английский язык – самый НЕиндоевропейский по своей структуре, если, конечно, не считать армянского, у которого для такого несходства с остальными индоевропейскими языками имеются очень уважительные причины. Английский язык лишился большинства падежных и прочих окончаний, слова в нём упростились и многие умещаются лишь в рамках одного-единственного слога – как в китайском языке. Из-за этого возникло громадное количество совпадений, которых прежде не было: write – right, eye – I, no – know, main – mane. Омонимия всегда была позорным явлением любого языка. Не случайно, у древних индоевропейцев она была вообще под запретом – ни единой омонимичной пары не было в раннеиндоевропейском языке, описанном Николаем Дмитриевичем Андреевым (1920-1997)! В современном русском языке, слов типа лук (оружие) и лук (овощ), ключ (инструмент) и ключ (родник) – очень мало. Русские, как и большинство других индоевропейцев, не любят омонимов. А англичане к ним относятся совершенно спокойно. Так же, как и китайцы, где это явление (что правда, то правда) развито во много раз сильнее, чем у англичан.

Многие грамматические формы, которые были в древнеанглийском языке, ныне исчезли бесследно. Фактически англичане учинили полный разгром всего того, что получили в дар от своих великих индоевропейских предков. И целью этого избиения было торжество рационализма. В этом смысле они пока ещё не сравнялись с китайским языком, но то, что движение идёт именно в эту сторону, это несомненно.
Хемингуэй, по простоте душевной, попытался вернуть в английский язык утраченные падежные и глагольные окончания. В своём романе «По ком звонит колокол» он всё это решил возродить усилием своей воли, да ещё и стал употреблять давно забытое английское местоимение thou со значением «ты». Стоит ли говорить, что его инициативу никто не поддержал!

Англичане любят утверждать, что они прямые наследники Древнеримской Цивилизации. О том, почему это ложь, я скажу лишь с точки зрения лингвистики. В английском очень много слов латинского происхождения. Но то, как они произносятся по-английски, невозможно объяснить избыточным рационализмом. Это просто глумление над Великим Латинским языком. В самом деле, английское слово nation и латинское natio пишутся очень похоже. Но как они произносятся? В английском варианте от латинского слова остаётся лишь самый первый согласный, а всё остальное пропадает и заменяется чем-то другим, ничего общего не имеющим с латынью. Точно так же: английское слово future и латинское слово futurum. Примеры можно было бы и продолжить. Англичане имеют в своём языке слова, о которых заявляется, что они латинские или греческие, но те таковыми на самом деле не являются. Это какие-то новые слова, какого-то другого звучания. Неспособность англичан сколько-нибудь уважительно отнестись к словам иностранного происхождения очень сближает этот народ с китайским. Причём китайцы проявляют при этом намного больше порядочности. Они изображают иностранное слово своими иероглифами и произносят его как могут. При этом китайцы не навязываются в родственники и идейные наследники этим иностранцам, как бы говоря при этом: а мы и сами по себе чего-то стоим и без всяких родственников.

Кстати, по поводу иероглифов: писать латинские буквы, которые не читаются совсем или вместо них читается что-то совсем другое, это означает – просто рисовать. Иероглиф рисуется, а кто-то другой смотрит на него и затем вспоминает, что должно иметься в виду под этим узором. Иероглиф не содержит в себе никаких фонетических признаков, он только напоминает одним своим видом о том, что хотел высказать человек, нарисовавший этот условный знак. По этой причине одни и те же иероглифы с одним и тем же значением встречаются в трёх совершенно разных и не родственных друг другу языках – в китайском, японском и корейском. Китаец, японец или кореец смотрят на этот рисунок, вспоминают, что он означает и, таким образом, получают одну и ту же информацию, притом, что в каждом из этих языков это слово произносится совершенно по-разному. То же самое и в английском языке: рисуются буквы таким образом, что они напоминают какие-то слова из других языков. Эти слова понятны немцу, французу, итальянцу, но они произносятся совершенно по-другому, потому что для англичанина буквы не очень-то и нужны. Ему нужен лишь правильный рисунок. Если буквы будут складываться в слово «Манчестер», но будет принято считать, что это на самом деле написано «Ливерпуль», англичанин спокойно прочтёт: «Ливерпуль»! Фактически англичане низводят буквенную письменность до иероглифической, опять же уподобляясь китайцам, а не древним римлянам и грекам, которые писали так, как слышали!

Вот я пытаюсь представить себе, что я англичанин, пишущий слово «knew». Что я при этом должен испытывать? Вот я написал букву «k», которая не произносится в этом слове совсем. Зачем я это сделал? Есть разумное объяснение: чтобы не перепутать это слово с другим, а именно «new»; пусть эти два слова – knew и new – хоть на бумаге различаются, если уж в жизни они стали звучать одинаково. Затем я с чистою совестью пишу букву «n» – единственную, которая на самом деле звучит в этом слове. Затем я пишу гласную букву «e», вместо согласной буквы «j», которая здесь на самом деле звучит. Затем я пишу согласную букву «w», хотя мне нужно было бы изобразить долгий гласный «u». И, наконец, я написал это слово полностью. Нарисовал иероглиф, вместо памятника буквенной письменности. Зачем я это сделал? Что я этим доказал? То, что я дорожу памятью предков, которые это слово писали так, как я его сейчас изобразил? Но ведь я его на самом деле так не произношу и, стало быть, не сохранил достояния предков…

Если даже допустить в этом ритуале какую-то мистическую составляющую, то и тогда это какое-то очень формальное объяснение в любви и преданности в адрес пращуров. Формальное и неискреннее. Лживое даже. Оно делается в расчёте на то, что духи предков, наблюдающие за нынешними поколениями из своего далека, ни черта не понимают, и этих предков можно обмануть…

И тогда возникает подозрение: может быть, англичане так же точно общаются и с Богом – говорят ему одно, а делают что-то другое? В расчёте на то, что Бог ничего не соображает и его можно обдурить.
Ситуация, когда пишется одно, а говорится совсем другое, – это самый настоящий обман. Это абсолютно безнравственно! Такие люди способны провозгласить одно, а сделать что-то совсем другое; они напишут закон или конституцию, а потом сами же не будут их выполнять. Обман, жульничество – часть менталитета этих людей.

Есть сходство и с японцами, но уже не лингвистическое.
Во-первых, и японцы, и англичане – островные народы, что дало им необыкновенные преимущества по сравнению с народами континентальными.
А во-вторых, и японцы, и англичане, пришли на свои острова, когда те уже были заселены. Великобритания – кельтами, а Японский архипелаг – айнами. Про то, как англичане обошлись и продолжают обращаться с кельтами, я уже говорил. А вот про айнов – это особая тема.

Откуда пришли японцы на эти острова, точно неизвестно, что бы там ни говорили. Есть мнение, что вначале это было не одно племя, а два разных (одно – сибирское, а другое – какое-то тропическое), которые слились воедино и образовали новую народность. В любом случае установить родство японского языка какому-либо другому языку на Земле – пока ещё не удалось. У японского языка нет ничего общего ни с китайским, ни с корейским. Это какой-то совершено особый язык.

Айны, которые жили на архипелаге до прихода японцев, – тоже особого происхождения. Если о японцах можно хотя бы точно сказать, что они монголоиды, то об айнах нельзя сказать в этом смысле совсем ничего. Их расовая принадлежность, так же, как и язык – тайна, покрытая мраком.
Поначалу воинственные айны яростно сопротивлялись пришельцам, и японцы лишь с большим трудом продвигались с юга на север. Но позже это сопротивление ослабло, и айны были практически полностью уничтожены.

Главный нравственный урок, который вынесли японцы из зверского истребления коренных жителей своего архипелага: уничтожать более слабых – не стыдно. И ещё: такое можно повторять и впредь с другими народами. При первом же столкновении с русскими, прорвавшимися за многие тысячи километров от своего основного места обитания, малоподвижные японцы сделали для себя вывод: это всего лишь разновидность айнов, которую можно будет вырезать так же беспощадно и безнаказанно, как и морально сломленных аборигенов Японского архипелага. Основанием для такого сравнения были некоторые расовые особенности русских, у которых так же, как и у айнов, растут на лице бороды и усы, столь не свойственные монголоидам. О том, как дальше развивались отношения русских и японцев, я рассказывать не буду, потому что моя тема – англичане. И тут-то и уместно провести параллель между отношением японцев к айнам, и отношением англичан к кельтам.

Итак, англичане, за время своего пребывания на острове, получили ценный нравственный урок: истреблять более слабых – нужно и можно. И это – не стыдно.
И с этим знанием они двинулись на просторы Земного шара, когда развитие кораблестроения и прочей техники позволило им это сделать. О том, как расширялась Британская империя и кто в неё вошёл, я рассказывать тоже не собираюсь. Все и так это знают.

Но лишь немногие знают, что лишь однажды англичане встретили на покоряемой земле необычно сильное сопротивление, которое повергло их в изумление. Кто-то скажет, что это были китайцы или афганцы, но я – не о них. Когда большие народы или народы, имеющие географические преимущества, оказывают сопротивление пришельцам, – это не так интересно. Гораздо интереснее, когда оказывают сопротивление те, у кого, казалось бы, нет никаких шансов на победу.

Таким народом оказались новозеландские полинезийцы, которых принято называть словом «маори». Некоторые полинезийцы имеют очень заметные европеоидные черты, которые достались им неизвестно где и, видимо, в глубокой древности. В их языках есть много слов древнеиндоевропейского происхождения, но совершенно очевидно, что это – не индоевропейцы. Европейские мореплаватели, когда увидели первых полинезийцев, с изумлением отмечали, что у многих были голубые глаза и рыжие волосы. То же самое касается и людей племени маори. Чисто внешне они выглядели, как европейцы, расписанные экзотическими татуировками.
И эти дикари оказались вдруг неожиданно достойными и благородными противниками. Когда англичане выдерживали в своих фортах осаду со стороны маори, то они с удивлением отмечали, что осаждающие подбрасывали им по ночам немного пищи. В представлениях маори о нравственности считалось невозможным морить кого-то голодом. Что, конечно же, казалось удивительным для англичан, которые успешно применяли массовый искусственный голод как оружие против ирландцев, да и других народов – тоже.
Но – продолжим!
Австралийские аборигены не смогли оказать сопротивления и были почти полностью истреблены.

Американские же индейцы сопротивлялись, как могли. Но и с ними было покончено, когда стало ясно, что от них – нет никакой пользы. По какой-то неведомой причине американские индейцы совершенно не способны к рабскому труду. В рабстве они просто умирают, но работать в цепях не хотят и не могут. Таково их свойство.
Попутно оказалось, что негры, живущие в Африке, вполне способны работать в цепях. Тогда-то негров из Африки и перевезли на Американский континент, а индейцев перебили за ненадобностью.

Главное в этой истории вот что: действовали англичане на основании уникального для европейцев опыта, приобретённого у себя на своём острове под названием Великобритания. Если можно безнаказанно уничтожать и порабощать кельтов – то можно то же самое делать и с другими народами, независимо от цвета кожи.
С неграми у них потом как-то всё утряслось, с индейцами – более-менее тоже. Но опыт-то остался. И даже пополнился.

И вот уже абсолютно белые люди – буры (или африканеры), проживающие на Юге Африки, рассматриваются англичанами всего лишь как вариант кельтов, негров, индейцев или австралийских аборигенов. Причём так: буры – это люди более белые, чем сами англичане. Они все сплошь голубоглазые блондины в отличие от англичан, среди которых часто встречаются и черноволосые. Как англичане зверствовали с бурами – это все знают. Они натравливали на них местных негров и в союзе с ними истребляли своих собратьев по Европейской цивилизации.

Про Югославию – всем, у кого есть совесть, уже всё давно понятно. Мы не знаем и знать не хотим, где находится эта страна и что она такого плохого нам сделала, но бомбить её надо – вот девиз рядового американского ублюдка.
Про нежнейшую любовь англосаксов к чеченским террористам и другим мусульманским фанатикам – тоже всем давно известно… Всё-таки англосаксы – очень умные люди, но почему они так удивляются, когда кто-то сокрушает самолётами их небоскрёбы или взрывает что-то в центре Лондона? Этакая наивность: делать гадости другим – это только мы имеем право, а кто же дал право делать гадости нам? Ведь мы – самые лучшие и самые правильные!

Подавляющее большинство современных американцев совершенно искренне думают, что их образ жизни единственно верный и что все те, кто живёт иначе, – ошибаются. А раз ошибаются, то их можно и научить. Для их же пользы.
Особую склонность англосаксы всегда имели к заговорам, умышленной дезинформации, подстрекательствам, убийствам из-за угла и всевозможным формам предательства. Я имею в виду не отдельных личностей, а государственную политику Англии и США. Это очень древний обычай, и он рассматривается англосаксами как нечто священное, как часть драгоценного англосаксонского менталитета. На это указывал ещё Джонатан Свифт: если ты хочешь выиграть дело в суде, то ты должен как-нибудь намекнуть судье, что ты жулик и негодяй, а твой противник – честный человек, и тогда судья непременно будет на твоей стороне. Перечислять, кого и как предали, кого с кем искусственно стравили или кого подставили англосаксы – это не моя задача. Да и тема – слишком уж грандиозная для отдельной статьи. Турки, Крым, писатель Грибоедов, Пёрл Харбор, выдача на смерть наших казаков в Югославии после Второй Мировой войны, завещание Аллена Даллеса грядущим американским потомкам, убийство президента Кеннеди, тайная помощь мусульманским фанатикам – всего не перечислишь.

Со своими неграми они поступили так: привезли из Африки в цепях, построили на их труде своё благополучие, а затем освободили. И теперь, когда у белых и чёрных американцев возникает некая взаимная неловкость по поводу того, кто кому и чем обязан, американские англосаксы в очередной раз проявляют подлейшие черты своего характера. Они заставляют расплачиваться за свои грехи всех белых людей Земли. Любовь к неграм, заискивание перед ними, непременное совместное проживание с ними, обязательное совместное обучение детей – белых и чёрных, а затем и непременное расовое смешение белых с чёрными – это непременное условие не только для всех белых американцев, но и вообще для всех белых всего Земного Шара. За них это уже давно решено всё теми же англосаксами и без ведома самих белых людей.

К примеру, русский человек, предки которого никогда не пользовались трудом чёрных рабов – ему-то за что испытывать чувство неловкости перед неграми? Ему-то за что расплачиваться? Но чувство ответственности навязывают и ему с помощью подкупленных средств массовой информации.
Почему перед дворцом шведского короля в составе почётного караула можно среди белобрысых шведских парней увидеть и негра в шведской форме? Да потому что таков приказ из-за океана, и шведский король не посмеет его не выполнить. Все белые люди обязаны выражать свою любовь к неграм…

Подставляют и предают они не только чужих, но и своих же. Знаменитый Скотт (что в переводе означает – шотландец!) со своею командой погиб при штурме Южного полюса не потому, что был трусом или ему не хватало умения, а потому что его подставили. Маленькая Норвегия нашла средства для подготовки экспедиции своего Амундсена, а могущественная Британская империя, у которой не в почёте настоящие красивые подвиги, – не нашла. Результат: Южного полюса достиг первым Амундсен, он и вернулся живым-здоровым домой. Скотт достиг Южного полюса вторым и вскоре после этого погиб из-за того, что его экспедиция была плохо профинансирована. И что же? Англичане заявляют после этого, что именно они первыми открыли Южный полюс, и английские школьники читают в своих учебниках именно эту информацию!
Не герой, а подлец в почёте у англосаксов. Пока они понимали, что Скотт – героическая личность, они ему вредили как могли, а как только Скотт погиб и выяснилось, что из его смерти можно извлечь выгоду, они превращают его в подлеца и самозванца, хотя, конечно, он не виноват ни в чём.

Любимым занятием англосаксов является приписывание себе научных и технических изобретений, которые были сделаны раньше у других народов – более талантливых, чем они. Это же касается военных, политических и культурных подвигов. Приписывать себе чужое и совершенно искренне верить в то, что краденая слава – их собственная, это неотъемлемая часть англосаксонского менталитета.

Именно это самое мы наблюдаем и с оценкой результатов Второй Мировой войны. Официальная версия англосаксов: это только они в ней сражались, и честь победы принадлежит именно им одним. Совершать настоящие подвиги англосаксы не любят, им гораздо легче сфальсифицировать историю. Это ведь и в самом деле – намного проще. Рассуждение типичных торгашей и мошенников.

Когда англосаксам станет выгодным противопоставить себя чеченцам, то у них непременно появятся фильмы, в которых героические псковские десантники отбиваются от в десятки раз превосходящих их чеченских бандитов. И почти все погибают. Но среди этих героев непременно будет американский негр, возглавляющий всех и несколько подчинённых ему американцев, один из которых непременно будет евреем, а другой гомосексуалистом. Точно так же они расскажут и про героическую оборону горы Ослиное Ухо: американские негры с подчинёнными им белыми получали умные приказы из Вашингтона, а русские под их руководством сражались.

Поразительно, но многие виды искусства никогда не давались англосаксам. Среди них не было ни единого композитора уровня Бетховена или Чайковского, ни единого художника уровня Дюрера, Рембрандта или Боттичелли. Ничего отдалённо похожего на Достоевского, Тургенева или Толстого у них тоже никогда не было. Хотя среди писателей у них и были очень большие таланты – правда, весьма и весьма специфические, что связано с особенностями английского языка, мало приспособленного для художественной речи. Характерно, что многие из великих американских писателей влачили при жизни самое нищенское существование и умерли в полном забвении. Если бы американцам со стороны не подсказали, что Эдгар По, Герман Мелвилл, О’Генри или, допустим, Джек Лондон – это большие люди, то они бы сами до этого никогда не додумались. С другой стороны, англичанин Диккенс – производитель массовой литературы для усреднённого потребителя и та мадам, которая целыми томами пишет про Гарри Поттера – это то самое, что у англосаксов пользуется бешеным успехом и очень хорошо оплачивается ещё при жизни авторов.
Характерно, что многие из знаменитых английских деятелей литературы имели шотландские (кельтские!) корни. И всё же это не умаляет талантов и самого английского народа. Время от времени этот народ порождает великих людей – особенно в тех областях, где дело касается науки и техники: осмеянный англичанами при жизни и даже после смерти гениальный лингвист 18-го века Монбоддо; Фенимор Купер, проклинаемый при жизни за антиамериканизм; Чарльз Дарвин (тоже осмеянный!); Герберт Уэллс, Эрнст Резерфорд и многие другие – это украшение англосаксонской нации. Особо хочется отметить знаменитых путешественников: Слокама, Фосетта, того же Скотта, Чичестера и это только за последние лет сто! А сколько их было ещё раньше?

Среди англосаксов встречаются честные журналисты, неподкупные полицейские и судьи и настоящие мыслители общеевропейского уровня. Я надеюсь, эти люди ещё скажут своё слово.

Поразительно то, с каким упорством англосаксонские мужчины стремятся жениться на русских женщинах. Этому можно дать такое объяснение: проклятые торгаши – хотят купить хороший товар, вот и всё. Охотно допускаю, что отчасти это правда. Но этому явлению можно дать и совершенно другое объяснение: англосаксы чувствуют, что им чего-то не хватает, и таким способом хотят улучшить свою породу. Почему-то же есть англичане, которые с уважением относятся к России, или переходят в православие, или переезжают на жительство в русскую глубинку. Ещё и Лесков писал об одном таком… Никого не удивляет, когда таким образом ведут себя немцы, когда француз основывает русский балет, а датчанин пишет русскому народу толковый словарь его языка, но когда высокомерные англичане доброжелательно и с интересом относятся к чему-то русскому – это что-то невероятное!.. Значит же, не все они одинаковы.

В заключении хочется рассказать о расовом типе современных англосаксов. Конечно, среди англичан, англо-канадцев, англо-американцев, англо-австралийцев и англо-новозеландцев встречаются разные типы – практически все те же самые, что и во всей остальной Европе. Англосаксы могут быть динарцами, альпийцами, фальцами, нордическими и восточнобалтийцами. Они могут быть брюнетами, блондинами и рыжими. И всё же один признак является очень типичным для большинства англосаксов. Это ощутимо заметная примесь средиземноморской расы. В остальной Европе этот расовый тип является обычным для испанцев, португальцев, южных итальянцев и некоторых других южных народов. А также для европейских евреев, которые получили очень сильную испанскую примесь за время своего известного пребывания в этой стране. Но во всех этих случаях – это, как правило, низкорослые брюнеты со специфическими чертами лица. У англосаксов же это – высокие брюнеты и блондины со всеми переходами между ними, но с этими же самыми чертами в лице. Это и есть результат смешения средиземноморского расового типа с нордическим. Такого варианта практически нет нигде больше во всей Европе.
Узкие продолговатые лица, не расширяющиеся кверху, как это бывает у большинства остальных европейцев. И такие же точно затылки – очень узкие и высокие. Именно такую характерную форму имеют бритые затылки американских солдат, по которым их можно безошибочно распознать. Они-то сейчас, к сожалению, и становятся символом англосаксонского владычества во всём мире.

Завоевание Британии

Миграции племён во II-V веках

Англосаксонское завоевание Британии являлось длительным и сложным процессом, продолжалось свыше 180 лет и закончилось, в основном, в начале V века . Война между бриттами и англосаксами в V веке была борьбой между римской империей и варварами, которые завоевывали её. Однако в VI веке характер противостояния преобразовался в схватки между самостоятельными бриттскими королевствами и такими же королевствами англосаксов, появившимися вследствие распада постримской Британии на многочисленные удельные независимые государства, в которых англосаксонские захватчики основали свои собственные королевства.

В процессе завоевания англосаксы истребили большое количество кельтского населения. Часть кельтов была вытеснена из Британии на континент (где они поселились на полуострове Арморика в Галлии , получившем в дальнейшем название Бретани), а часть превращена в рабов и зависимых людей, обязанных платить завоевателям дань.

Независимость отстояли только горные кельтские области на западе Британии (Уэльс и Корнуолл) и на севере (Шотландия), где продолжали существовать племенные объединения, превратившиеся впоследствии в самостоятельные кельтские княжества и королевства. Полную независимость от англосаксов сохранила и населённая кельтами Ирландия.

Англия периода англосаксов

Археологические находки

В графстве Стаффордшир летом 2009 года был найден крупнейший в истории англо-саксонский клад . Клад датируется приблизительно VII веком.

Литература

  • Англосаксонская раса: Государства народов англосаксонской расы в настоящем и будущем / Аэм А. - М.: Т-во Тип. А. И. Мамонтова, 1906. - 390 с. - репринтная копия
  • //
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. :
    • об англосак. церкви Соамеса, «The Anglo-Saxon church» (Лондон , )
    • «The Latin church during Anglo-Saxon times» (Лонд., );
    • Лингард, «The antiquities of the Anglo-Saxon church» (Ньюкэстль, ; немецкий перевод в Бреславле , ).
    • Лучше всего история англосаксов и их общественное устройство представлено у Тернера, «History of the Anglo-Saxons» (6 изд., 3 т., Лондон, ); Пэльгрэва, «The rise and progress of the English Commonwealth» (2 т., Лонд., ) и его же «History of the Anglo-Saxons» (Лонд., ); Лаппенберга, «Geschichte von England» (Гамбург , ); Кембля , «The Anglo-Saxons» (2 т., Лондон, ; немецкий перевод Брандеса, 2 т., Лейпциг, 1 852-54) и у Стебба, «The constitutional history of England» (3 изд., Лондон, ).
  • Шор Т. У. Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906.
  • Шэрон Тёрнер . История англо-саксов с древнейших времён до нормандского завоевания. (рус.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Англосаксы" в других словарях:

    Англосаксы … Орфографический словарь-справочник

    Общее название германских племен англов, саксов, ютов и фризов, завоевавших в 5 6 вв. Британию. В 7 10 вв. сложилась англосаксонская народность, впитавшая и кельтские элементы. Позднее англосаксы, смешавшись с датчанами, норвежцами и (после… … Большой Энциклопедический словарь

    АНГЛОСАКСЫ, АНГЛОСАКСОНЦЫ англичане по их происхождению от англов и саксов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Англосаксы - (Anglo Saxons), общее назв. сев. герм, племен англов, саксов и ютов, вторгавшихся в Британию (ок. 450 600 гг.) после ухода рим. легионов. К ним, вероятно, присоединялись фризы, швабы (Шва бия) и обитатели Юж. Швеции.Происх. возникших здесь… … Всемирная история

    Ов; мн. [англ. Anglo Saxon]. 1. Ист. Общее название западногерманских племён, которые в 5 в. завоевали и колонизировали Британию. 2. В Англии, США и некоторых других странах: о белых протестантах. 3. О любом белом человеке, родным языком которого … Энциклопедический словарь

    англосаксы - общее название германских племён англов, саксов, ютов и фризов, завоевавших в V VI вв. Британию. Набеги англосаксов на остров в середине V в. сменились их переселением в прибрежные районы и дальнейшим продвижением в глубь страны в борьбе с… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Историки дают это название немецкому племени англов и саксов, к которым примкнули и юты. Эти племена, жившие по нижнему течению реки Эльбы (Лабы) и Везера, в первый раз в 449 г. под предводительством Генгиста и Горзы, а потом во второй раз в V же … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Мн. 1. Общее название германских племен англов, саксов, ютов и фризов, положивших начало английскому народу. 2. Название англичан и американцев. 3. Представители этих племен. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    англосаксы - англос аксы, ов, ед. ч. с акс, а … Русский орфографический словарь

    англосаксы - мн., Р. англоса/ксов; ед. англоса/кс (2 м) … Орфографический словарь русского языка

Происхождение народа саксов или англосаксов покрыто мраком неизвестности. Так как это племя на данный момент может считаться чуть ли не самым успешным на планете, кое у кого появляется соблазн подыскать ему соответствующих его современному положению предков. В «Википедии», например, высказывается предположение, впрочем, не подтвержденное, что саксы являются потомками скифов, которых иначе иногда называли саками. Скифы некогда владели третью Евразии. Ну а сегодняшним англосаксам принадлежит Великобритания – до недавнего времени «владычица морей» и повелительница величайшей в мировой истории колониальной империи. Они владеют еще такими огромными по территории странами, как Канада, Австралия и США, а также рядом стран поменьше. В целом территория, занимаемая государствами англосаксов, составляет порядка 28 млн. кв. км, что в 1,6 раза больше, чем территория РФ. Но меня загадка происхождения саксов увлекла вовсе не по геополитическим причинам. В языке и верованиях древних саксов явно прослеживается влияние славян.

Прежде чем приступить к анализу доисторической истории саксов, хочу сказать несколько слов моим друзьям и читателям о причинах моего долгого молчания на блоге. Причиной тому были события на Украине. Они надолго лишили меня душевного равновесия.
Представители двух славянских народов полны ненависти друг к другу. Как быть мне русскому по складу ума и души, в котором течет кровь древних волынян – племени, составляющему в нашу эпоху часть украинской нации? Сознаюсь, что отчасти меня утешила именно изучаемая мной сегодня история саксов.
В VIII веке нашей эры саксы, жившие в северной Германии, и их сородичи франки жестоко воевали между собой. Но по окончании войны оба народа слились в одном государстве на равных правах, как об этом повествует саксонский историк той эпохи Видукинд Корвейский в своей книге «Деяния саксов».
В XVIII-XIX веках воевали между собой Британия и США. Но с началом ХХ века между этими странами установились прочные дружеские отношения.
В ХХ веке дважды с огромными потерями воевали между собой англосаксы и немцы. А, между прочим, саксы или саксонцы составляют значительную часть немецкой нации. Кажется, и в этом случае можно сказать, что взаимная ненависть исчезает.
Надеюсь, что исчезнет она и во взаимоотношениях русских и украинцев. Не так уж много на сегодня пролилось крови, хотя, может быть, говорить о том вслух и несколько цинично. И все же что такое несколько тысяч жизней для многомиллионных народов, чтобы желать смерти еще тысячам и тысячам единокровных «врагов». Напомню, что англосаксонская авиация в 1945 году стерла с лица земли столицу германской Саксонии Дрезден, уничтожив, может быть, сотни тысяч своих кровных братьев немецких саксонцев. (Думаю, что, несмотря на разрушение украинской артиллерией Луганска, подобная судьба не постигнет Киев - мать городов русских). Однако и такая катастрофа, как мы видим из истории саксов, не может быть причиной для вечной вражды.
В ближайшие десятилетия развитие России и Украины пойдет несколько разыми путями. Кто будет более успешен, покажет время. Будет идеально, если успеха в соревновании достигнут оба народа, каждый по-своему. Но в любом случае, верю, что мы еще протянем руку друг другу в братском рукопожатии.

Первое упоминание о саксах встречается во II в. н.э. в сочинении античного географа Клавдия Птолемея . В достаточно авторитетной Кирилло-Мефодиевской энциклопедии о них написано следующее:
«Первоначально саксы жили к северу от Эльбы, в современном Шлезвиге. Постепенно в состав саксов влились соседние племена – херуски, ангриварии, часть лангобардов, часть свевов и тюрингов. Считается, что свое имя саксы получили по названию сакса – короткого меча с лезвием длиной 22-33 см.
Саксы прославились благодаря пиратским набегам на берега Галлии. С середины IV в. набеги становятся интенсивными, саксы начинают совершать походы и по суше. Им удалось закрепиться на некоторое время на северном побережье Галлии, откуда они совершали вылазки в глубь страны. Известно, что саксы жили около современного Байе в Нормандии. Значительная часть саксов после ухода римских войск из Британии в V в. переселилась туда вместе с англами и ютами. Группа саксов в VI в. н.э. участвовала вместе с лангобардами в завоевании Италии. И все же большая часть этого обширного объединения осталась в Северной Германии».

Лично меня заинтересовало, где жили саксы до своего прибытия в Шлезвиг. А то, что Шлезвиг был для них лишь временным ареалом обитания не вызывает у меня никаких сомнений. Все или почти все германские племена в разное время проходили через территорию современной Дании – Зеландские острова и Ютландию - на пути из Скандинавии в центральную Европу. И все они не могли миновать Шлезвиг, который многократно переходил из рук в руки.

В соответствии со своей теорией переноса топонимов в процессе переселения народов я стал искать на карте Европы саксонские топонимы. Но здесь предо мной встал первый вопрос: а какие топонимы собственно следует считать принадлежащими именно саксам?

Разумеется, на первом месте должны быть топонимы, содержащие в себе племенное название «сакс». Исключая германскую Саксонию и Англию, топонимы типа «сакс», «секс» и «сас» (так в последнем случае называют саксов западные славяне и кельто-романские народы) можно отыскать почти во всех странах Европы. Они точно есть в Польше, Литве, Венгрии, Румынии, Словакии и даже в Македонии.

И это не удивительно. Там, где саксы не успели побывать в качестве завоевателей в период Великого переселения народов в первые века нашей эры, они частенько селились в качестве мирных колонистов. Саксонские колонисты селились даже в далекой России, приглашенные туда российской императрицей Екатериной II, которая, кстати, и сама тоже принадлежала к саксонской княжеской фамилии Ангальт-Цербст.

А что мы можем сказать относительно саксонских топонимов в Скандинавии - этого «чрева народов» (по выражению раннесредневекового готского историка Иордана)? Они там тоже есть. Но мы так же, как и в других случаях, не можем без должного анализа уверенно сказать появились ли они там как следствие переселения мирных колонистов в историческое время или там некогда находилась прародина саксов.

Предположение о том, что саксы могли прийти в Германию из Скандинавии высказывал еще упоминавшийся выше саксонский историк Х века Видукинд Корвейский. Но точно утверждать это он не решился. Некоторые современные исследователи считают, что саксы в отличие от большинства других германских племен никогда и не жили на Скандинавском полуострове. Но у меня на этот счет сложилось другое мнение.

На западном берегу Сконе (исторической провинции Швеции, до XVIII века принадлежавшей Дании), прямо напротив Копенгагена расположен городок Саксторп. Поясню, что torp – это скандинавское произношение немецкого Dorf (деревня). То есть Саксторп означает «Деревня саксов». Конечно, и Дания и Швеция издавна охотно принимали к себе немецких колонистов, но есть два обстоятельства, которые склоняют нас к мысли, что в данном случае речь идет не о сравнительно недавнем поселении немецких саксонцев.

Во-первых, Саксторп стоит недалеко от устья реки, название которой Саксон. То есть в данном случае мы имеем дело с гидронимом, а древность гидронимов обычно намного больше, чем в случае с населенными пунктами. Конечно, река Саксон не слишком велика, а такие небольшие реки меняли названия чаще, чем крупные водоемы. Можно было бы предположить, что речку переименовали лишь сравнительно недавно, потому что на ней стали жить исключительно саксонцы. Но на Саксоне есть немало других, в том числе и более крупных городков, в которых живут чистокровные шведы-сканцы. Поэтому вероятнее, что название речки все-таки древнее.

Во-вторых, на более подробной компьютерной карте можно обнаружить, что кроме самого Саксторпа, рядом с ним ближе к морю, расположен еще один населенный пункт с названием Саксторпкоген. Когами в средневековой Северной Европе называли небольшие парусники. Мы может истолковать название «Саксторпкоген» как «Корабли деревни саксов» или просто как «Корабли саксов».

Кстати, в моей статье «Море венетов» доказывается, что западноевропейское «ког» происходит от вендского (славянского) «коч» (Собственно, это не мое мнение, а мнение авторитетнейшего немецкого филолога Фасмера).

Обширная бухта с песчаными берегами, на которой лежит Саксторпкоген, очень удобна для причаливания именно небольших деревянных судов (такие суда обычно потом вытягивают на песчаные пляжи). Учитывая положение этой бухты, можно уверенно говорить, что именно в этом месте саксы, если они некогда жили в Скании, в свое время, как и многие другие племена германцев, переправились на остров Зеландия или Сьяланд.

На Сьяланде, почти напротив Саксторпкогена тоже имеется обширная бухта, удобная для причаливания когов. Она, впрочем, так и называется - Кёге-букт. Но главное! Один из городов, ставших ныне пригородами Копенгагена, называется Гладсакс.
Название городка можно толковать как «Счастливый сакс». Саксы и в самом деле должны были чувствовать себя счастливыми, после трудной массовой переправы через пролив Зунд. Тем не менее, с данным топонимом не все так гладко. На восточном берегу Сконе есть еще один Гладсакс. Поэтому можно с долей уверенности полагать, что топоним был просто перенесен на Сьяланд из Сконе.

У меня есть серьезное предположение, что и название столицы Дании Копенгагена имеет чисто сакское происхождение.
На датском языке Копенгаген называют København. Имеющееся на данный момент толкование гласит, что København это искаженное стародатское Køpmannæhafn, то есть «гавань торговцев» . Я же уверен, что в основе лежит англосаксонское слово cabin (хижина). «Кёбенхавн» - означает «Гавань хижин», то есть обитаемая гавань, что в древности встречалось отнюдь не повсеместно. Согласитесь, что Køben и cabin похожи больше, чем Køben и Køpmann. Однако cabin – специфически англосаксонское слово, родственное, думаю, немецкому Haben (имение).

Подтверждением моей теории является еще один несомненно сакский топоним Дании. Это название города Сакскёбинг (Sakskøbing) на острове Лоланн к югу от Сьяланда. «Сакскёбинг» толкуется мной как «Хижины саксов». В основе топонима опять-таки лежит английское cabin. И в этом случае никак невозможно толковать købing как искаженное køpmann. Слишком много получается одинаково искаженных «кёпманн», потому что к востоку Сакскёбинга находится еще и Нюкёбинг (Новые хижины), главный город датского острова Фальстер.

Кстати, возможно, именно во время пребывания на так называемых Малых Датских островах Лоланне и Фальстере возникло разделение единого до того племени саксов на западных и восточных. Западные саксы, по моему мнению, жили на Лоланне, а восточные на Фальстере, название которого можно было бы толковать как «фал эстре» (народ востока). Наличие второго Фальстера – Фальстербю – на самой южной оконечности Сконе, я склонен объяснять созданием колонии фальстерцев (возможно, уже не саксов, а датчан) в более поздние времена.

От Лоланна уже недалеко и до Шлезвига. Отсюда начинается уже писаная история саксов. И здесь мы должны разрешить одно недоумение. Видукинд Корвейский утверждает, что высадка саксов на севере Германии произошла в местности, которая и ранее и в его время называлась Гадела. В современных комментариях к указанному утверждению написано, что «имеется в виду местность, расположенная в низменности, налево от р. Эльбы, простирающаяся от впадения р. Осты до г. Ритцебютеля». Однако если, как получается из нашего анализа, саксы высадились на восточном берегу Шлезвига, то мнение комментатора относительно положения Гаделы было ошибочным.

Обратим внимание на то, что первоначальным занятием высадившихся в Гаделе саксов была исключительно торговля. А наиважнейшей торговой точкой Шлезвига в древности был город Хедеби . Заметим себе для начала, что корни топонимов «Гадела» и «Хедеби» имеют некоторое фонетическое сходство. Из скандинавских названия можно было бы в первом приближении толковать как «Хеде-би» (гавань Хеде), Гаде-ла (волны Гаде).

Но признанное на данный момент толкование топонима «Хедеби» (смотри «Википедию») из скандинавских языков в целом явно неудовлетворительно: от heiðr = «пустошь». Хедеби ведь был многолюдным для того времени, богатым городом.

Гораздо точнее было бы толковать название от англосаксонского head (голова). Во-первых, Хедеби был в этих краях главным торговым центром. Во-вторых, находился он в самой глубине Шлезвиг-фьорда, и эту точку по всей справедливости можно было бы назвать «головой залива», подобно тому как говорят «во главе угла». Так что «Хедеби» можно бы понимать как «Главная гавань». Ею Хедеби и был на территории Шлезвига.

Эпитетом Хедеби вполне могло быть выражение «хорошее место». В английском языке есть слова good (хороший). Не так уж далеко от развалин Хедеби можно обнаружить замок Готторп, главную резиденцию шлезвикских герцогов. Название этого замка толкуется из скандинавских языков как «Хорошая деревня», что уверенно подтверждает нашу гипотезу.

Синонимом good в английском языке является слово well. Оба имеют значение «хороший. Оба они имеют дополнительные значения: good (товар), well (кладезь). Словосочетание good+well имеет, таким образом, значение «кладезь (склад) товаров». Ну, а Goodwell созвучно топониму «Гадела», не правда ли?

Впрочем, если кому-то мои последние рассуждения покажутся несколько натянутыми, то вот еще одно обстоятельство. В Шлезвиге имеется целый ряд населенных пунктов, в чьих именах присутствует суффикс «эль»: Боргведель, Козель, Нюбель, Гамель, Бребель и многие другие. Сочетание слов good или head с этим суффиксом опять же дает нам убедительную этимологию несомненно латинизированного топонима «Гадела», приведенного в Видукиндовом латинском оригинале «Деяний саксов».

И последнее. Для саксов место, где они высадились, обретя новую родину, конечно, должно было стать священным – божьим. В английском языке слово god (бог) произносится как «гад». Отсюда «Гадела» = «Божье». Топоним «Готторп» тоже можно толковать как «Божья деревня».

url="/uploads/images/default/dan.jpg"]

Уже когда эта статья была опубликована, один из моих друзей указал мне, что я не попытался как-то отыскать упоминание о саксах в сочинении готского историка VI века Иордана. Действительно, в "Гетике", есть перечисление целого ряда скандинавских племен, большинство из которых до сих пор историками не было отождествлено. В своей статье "Вандалы - не венеды" я попытался это сделать, и отнес ряд племен, перечисленных Иорданом к числу славяноязычных.
Думаю, что могу указать среди племен перечисленнызх Иорданом и саксов. Очевидно, саксы названы в "Гетике" в параграфе 21 как "суэханс". Известно, что звук, передаваемый в кириллице буковй "х", часто переходит в звук, передаваемый латинской буквой "х" (икс). Таким образом, "суэханс" может звучать и как "суэксанс" (саксонцы).
Во времена Иордана саксы жили уже на территории континетальной Германии бок о бок с племенем турингов, которые впоследствии даже слились с саксами. У Иордана суэханс также упоминаются в связи с турингами. Вот цитата: "Другое племя, живущее там же, – суэханс; они, подобно турингам, держат превосходных коней. Это они то [суэханс?] и пересылают посредством торговли через бесчисленные другие племена сапфериновые {22 } шкурки для потребления римлян и потому славятся великолепной чернотой этих мехов. Племя это, живя в бедности, носит богатейшую одежду".
В отрывке, по моему мнению, говорится о том, что суэханс вели широкую торговлю мехами. Это вполне соответствует сведениям Видукинда Корвейского о том, что изначально саксы занимались в земле турингов исключительно торговлей.

***
Вернемся из Шлезвига обратно на Скандинавский полуостров. Предыдущий анализ топонимов ясно свидетельствует, что саксы переселились в северную Германию из Сконе. Не может ли быть, что сам ойконим «Сконе» связан с племенным именем «саксы»?

В самом деле. Вот возможный ряд фонетической трансформации: Сконе – сакконе – саксоне. Звук «к» (одинарный или двойной) легко переходит в звукосочетание «кс» или «ск» даже в русском языке. Так, например, «грек» - «грецкий». В западноевропейских (в частности германских) языках это встречается еще чаще. Например, голландское zakke (мешки) переходит в голландское же zakjes или английское sacs (и то и другое - мешки).

В своей статье «Вандалы - не венеды» на этом блоге я предложил гипотезу о происхождении ойконима «Скандинавия». Повторим её.
«Из числа этимологий названия «Скандинавия» внимание привлекла связь данного топонима со словом skan (песок). Мы лишь не согласны с тем, что имеются в виду отмели вокруг полуострова, делающие его «Опасной землей» (такова одна из этимологий названия Скандинавия). По нашему представлению, которое не расходится с мнением большинства историков-профи, предки скандинавов пришли на полуостров с востока не по суше, а по морю. Германцы на нее высаживались. Высадка на землю на скандинавских языках называется landning от слова lan (страна, земля). Но мы должны учесть, что деревянные ладьи легче было причаливать на песчаных пляжах. Таким образом, по нашему мнению, мог существовать синоним слова landning с использованием вместо lan слова skan – skandning. Следовательно, «Скандинавия» означает «Страна высадки».

Однако нельзя не признать, что топонимы «Скандинавия» и «Сконе» должны быть связаны между собой. Оба они также связаны с древнейшим известным нам из античных литературных источников названия Скандинавии «Скандза». Означает ли это, что название полуострова Сконе тоже связано с понятием «песок» (skan)? И этноним «саксы» тоже связан?

Конечно, есть древнее (известное еще из Библии) сравнение множества людей с песком. Но, думаю, что в данном случае все гораздо сложнее.

Окончание статьи ищите в разделе "Доисторическая история славян" на странице 4.

(область расселения англов и ютов), в середине V века , как и многие племена Северной Европы , скорее всего, в результате климатических изменений, начали переселяться в Британию .

Завоевание Британии [ | ]

Миграции племён во II-V веках

Англия периода англосаксов

Англия в конце V века оказалась поделена на три значительных варварских королевства - королевство англов, королевство саксов и Кент (королевство ютов), каждое из которых было основано вождями, изначально возглавлявшими первопоселенцев или племена и утвердившими себя в качестве королей. Позже государства англов и саксов раздробились на более мелкие королевства. Англия c VI по IX века была поделена на семь основных королевств (англосаксонская Гептархия). Это были королевства:

Существовало также несколько мелких королевств, как, например, Линдси , Суррей и Хвиссе, тем не менее, они не играли какой-нибудь значимой роли. Эти королевства изначально соперничали и воевали между собой. Междоусобные войны велись ещё до полного покорения бриттов, например, у западных саксов в землях, прилегающих к долине реки Северн . Это позволило бриттам закрепиться на некоторых землях и образовать там свои королевства, которые ещё долго сопротивлялись завоевателям. На полуострове Корнуолл образовалось даже два бриттских королевства - Думнония и Корнубия. На северо-западе образовались королевства Стратклуд и Кумбрия , которые долго успешно боролись как с Нортумбрией, так и с пиктами на севере. Валлийцы и оттеснённые сюда же бритты, хоть и были разделены на множество враждовавших между собой княжеств, также отстояли свою свободу.

С севера для саксов постоянную угрозу несли набеги скоттов и пиктов с территорий Ольстера и современной Шотландии. Завоеватели, однако, часто пренебрегали существованием бриттов и увлечённо выясняли отношения между собой. Взаимная борьба сопровождалась и различными союзами и объединениями, члены королевских семейств и высшей знати вступали в перекрёстные браки, выравнивались культурные, языковые и правовые различия между королевствами. Со временем все жители этих королевств стали называться саксами или англами, а к VIII веку уже стало широко употребляться название «англы» для всех жителей этих королевств, и их язык тоже стал называться англским. Одновременно с этим происходило распространение христианства среди завоевателей, а также становление и укрепление института королевской власти.

Вначале не обязательно старший сын наследовал корону. Новым королём мог стать любой из сыновей покойного короля, а также его брат или племянник (даже при наличии сыновей). Часто ещё при своей жизни король назначал себе наследника. К X веку в основном закрепилось право старшего сына на престол.

Высшим органом государственного управления в англосаксонских королевствах являлся уитенагемот (древнеангл. witena gemot - «собрание мудрых») - совет знати при короле. В него входили члены королевской семьи, епископы , элдормены , королевские тэны . Основным органом местного управления являлся совет шайра, возглавляемый вначале элдорменами, а позднее шерифами.

Правитель королевства, добившийся господствующего положения на острове, получал титул бретвальда (Bretwald - «правитель Британии»). Этот титул давал право на дань от отдельных королевств (тем самым их правители признавали свою зависимость от бретвальда), право на крупные земельные пожалования. Короли время от времени собирались при дворе «правителя Британии», а во время войн оказывать ему вооружённую помощь. Англо-саксонская хроника под 829 годом отмечает восемь правителей, которые были настолько могущественны, чтобы завоевать этот титул.

Король Эгберт Уэссекский в 825 году соединил большинство королевств Гептархии в одно королевство, которое получило имя Англии (Englaland , то есть «Земля англов»).

Общественное устройство [ | ]

После датского погрома 870-х годов Альфред Великий восстановил королевство на основаниях, сходных с германскими племенами, жившими на континенте. Во главе государства утверждался король (Cyning, Cyng), вместо германского герцога (Heretoga), и исключительно сыновья и ближайшие родственники которого образовали родовую знать (этелинги). Королевы (Cwen) также пользовались значительными привилегиями. Король был окружён своими приближёнными, дружиной (Geferescipe), из которой мало-помалу образовалось служилое и ленное дворянство. Дружина состояла из двух классов: альдерманов (Ealdormann, потом Earl под датским влиянием), которым король раздавал придворные должности и ставил их во главе провинций, и остальных слуг (Gesith), которые вместе с высшим классом носили общее имя тенов, или танов и, обладая землями, были обязаны являться на войну. Обыкновенные свободные люди, между которыми последнее место занимали оставшиеся свободными бритты, назывались керлы и в основном оставались в зависимости от знатного человека, который назывался Hlaford (то есть «хлебный господин», откуда произошло слово лорд ). Число несвободных (Theow) было невелико. Все эти классы различались по своим правам и в особенности размером пени за их убийство. Последняя соизмерялась с принадлежностью лица к высшему или низшему классам.

Большие округа, Shires (Sciras) или графства распадались на меньшие десятки (Teothung), состоявшие из соединения десяти свободных глав семейства с круговой порукой перед судом в каждой; десять десятков образовывали сотню, над судом которой имел власть только суд графства, а во главе последнего суда стоял альдерман . В важнейших случаях последний решал дело только с участием собрания (Gemôte) «мудрейших», то есть танов или представителей местных общин в соответствующем графстве. Это собрание созывалось каждые полгода вместо прежде созывавшихся общенародных собраний. Также и король созывал на подобное Witenagemôte или Micelgemôte (то есть большое собрание) епископов и знатных светских людей.

Одежда и руны англосаксов [ | ]

Женщины носили длинные, просторные платья, которые застёгивались на плечах большими пряжками. Были также обнаружены украшения - броши, ожерелья, булавки и браслеты. Мужчины обычно надевали короткие туники поверх облегающих брюк и тёплые плащи.

Англосаксы пользовались алфавитом, состоящим из 33 рун . С их помощью делали надписи на посуде, металлических украшениях и предметах из костей. С распространением христианства распространился и латинский алфавит ; некоторые рукописные книги (манускрипты) сохранились до наших дней. Иногда манускрипты украшали рисунками, свидетельствующими об образе жизни англосаксов.

Распространение христианства [ | ]

Папой Григорием I в Британию был послан святой Августин - первый архиепископ Кентерберийский , который в конце VI века проповедовал христианство у Этельберта , кентского короля и мужа Берты , уже крещённой прежде дочери франкского короля. В 664 году на синоде в Уитби, собранном королём Освайном, было провозглашено единство британской церкви с Римской . В 668 году Феодор Кентерберийский ввёл везде богослужение по римскому чину и первым был возведён в достоинство примаса Англии. Ему подчинялись йоркский архиепископ и 15 других епископов, которые на соборах в присутствии короля и вельмож до VIII века заложили основы управления англосаксонской церковью без прямых указаний римского папы . Несмотря на попытки пап при каждом благоприятном обстоятельстве подчинить англосаксонскую церковь своей власти, только в X веке святому Дунстанe удалось расширить влияние пап в Англии. Англосаксонское духовенство не менее ирландского отличалось образованностью и любовью к наукам. Больше всех прославился в этом отношении

Англосаксы - предшественники современных англичан, жившие в 5-11 веке. Изначально они представляли собой конгломерат различных германских племен. Он постепенно стал новой нацией. Резкий эволюционный скачок произошел после Нормандского завоевания Англии в 1066 году.

Происхождение термина

Англы и саксы - северно-германские племена Ютландии и Нижней Саксонии, которые завоевали и заселили большую часть Англии в период раннего Средневековья. Люди были варварами, но со временем смогли успешно влиться в православную христианскую цивилизацию.

Англосаксонское завоевание Британии представляло собой длительный процесс, который продолжался больше 180 лет. Война была между бриттами и англосаксами. Но в 6 веке борьба стала носить более выраженный характер, поэтому следствием стал распад постримской Британии на небольшие независимые государства. В процессе военных и захватнических мероприятий было истреблено огромное количество кельтского населения. Часть кельтов была вытеснена из Британии на континент. Другая часть была превращена в рабов, которые вынуждены были платить своим завоевателям дань.

Независимыми остались только горные кельтские области на западе и севере. Там продолжали существовать племенные объединения, которые превратились в последствии в самостоятельные кельтские княжества и королевства.

В результате таких действий Англия оказалась поделенной на три значительных отрезка. Это были королевства:

  • англов;
  • саксов;
  • ютов.

Возглавляли их вожди или племена, утвердившие себя в качестве королей. В 9 веку Англия уде была поделена на восемь королевств. На самом деле их было больше, но маленькие королевства не играли какой-либо существенной роли, поэтому внимания им сильно не уделялось. Такие небольшие королевства изначально соперничали и воевали между собой.

Как жили англосаксы?

Вплоть до 9 века основная масса была представлена крестьянами-общинниками, которые владели большими участками земли. Керлы обладали полноправием, могли принимать участие в народных собраниях, иметь при себе оружие.

После датского погрома 870-х годов Альфред Великий восстановил королевство примерно так же, как это происходило у германских племен, проживавших на континенте. Во главе государства находится король. Родовую знать составляли ближайшие родственники. Хорошие привилегии были и у королев. Непосредственно король был окружен приближенными и дружиной. Из последней было постепенно сложено служилое и ленное дворянство.

В литературе много внимания уделяется и одежде, в которой ходили люди. Женщины носили длинные просторные платья, которые застегивались на плечах большими пряжками. Характерным в те времена было украшения в виде брошей, ожерелий, булавок и браслетов. Мужчины обычно надевали короткие туники, облегающие брюки и теплые плащи.

Англосаксонцы пользовались алфавитом, состоящим из 33 рун. С их помощью делали всевозможные подписи на украшениях, посуде или элементах из костей. Латинский алфавит был принят с приходом христианства, при этом некоторые рукописные книги того времени сохранились до наших дней.

По характеру англосаксы были бесстрашными, жестокими. Такие черты формировали склонность к беспорядочному разбою. Именно из-за этого их боялись другие племена. Люди презирали опасность. Они спускали свои разбойничьи корабли на воду и позволяли ветру нести их к любому заморскому берегу.

Распространение христианства

Папа Григорий Двоеслов поставил задачу Августину распространить христианство среди англосаксов. Борьба с суеверием проходила успешно. Начиная с середины 5 века англосаксы во времена полуторавековой борьбы с местным населением овладели восточной частью острова. деление на королевства было удобно для быстрого распространения христианство.

Церковное общество принимало очень активное участие в судьбах страны. За годы войн кельтское христианство было оторвано от римских корней. Поэтому важной частью стало восстановление утраченной связи. К 7 веку новая религия была проповедана практически по всей территории.

С конца 12 века до начала 19 века Британия становилась одной из сильнейших морских держав. В силу отдельных уникальных черт островов была построена гигантская Британская империя. Для поднятия своего статуса она неоднократно «стравливала» континентальные страны Европы в разрушительных войнах. Выигрывали в них в основном британцы, которые получали заморские колонии, богатства, отобранные у конкурентов.

Новое на сайте

>

Самое популярное