Домой Грыжи Учреждение государственной думы. Учреждение государственной думы Учреждение государственной думы 20 февраля 1906 г

Учреждение государственной думы. Учреждение государственной думы Учреждение государственной думы 20 февраля 1906 г


БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всем Нашим верноподданным:

Манифестом 6 Августа 1905 года Мы возвестили о созыве Государственной Думы из выборных от населения, утвердив того же числа ее учреждение. Манифестом 17 Октября минувшего года Мы предоставили Государственной Думе новые в делах законодательства полномочия. С тем вместе Нами одобрено предположение о переустройстве Государственного Совета на началах видного участия в нем выборных от населения.

Исполняя таковое намерение Наше, Мы повелели выработать необходимые вследствие того в учреждение Государственного Совета изменения, а также подвергнуть пересмотру учреждение Государственной Думы для согласования его с началами, 17 Октября прошлого года Нами провозглашенными. Труд сей ныне исполнен.

К участию в законодательной деятельности Государственного Совета - призываются, в равном числе членами, присутствующими в нем по назначению Нашему, выборные члены от духовенства господствующей в России Православной Церкви, от дворянства и земства, а также представители науки, торговли и промышленности.

В сем обновленном составе Государственному Совету предоставляются в делах законодательства равные с Государственною Думою права. Сохраняя незыблемым коренное положение Основных Государственных Законов, на основании коего никакой закон не может иметь своего совершения без Нашего утверждения.

Мы постановляем впредь общим правилом, что, со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы. Но во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совете Министров представляет о ней Нам непосредственно.

Мера эта не может, однако, вносить изменения ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждении Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы Соответствующей принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

Предстоящую совместную сих высших государственных учреждений деятельность Мы устанавливаем на следующих главных основаниях:

Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются и распускаются указами Нашими.

Государственный Совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная Дума проверяет полномочия своих членов. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Государственного Совета и членом Государственной Думы.

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенному предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издание новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра коих Мы сохраняет за Собою.

Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрению ею, поступают в Государственный Совет. Законодательные предположения, предначертанный по почину Государственного Совета, рассматриваются в Coвете и, по одобрению им, поступают в Думу.

Законодательные предположения, одобренные Государственным Советом и Государственною Думою, представляются на Наше усмотрение. Законодательные предположения, не принятия Государственною Думою, признаются отклоненными.

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.

В развитии сих главных оснований предначертаны и Нами утверждены постановления об изменении учреждения Государственного Совета, а также пересмотренное, по указаниям Нашим, учреждение Государственной Думы. Узаконения сии Мы повелели Правительствующему Сенату обнародовать во всеобщее сведение.

О порядке обсуждения законопроектов, общих Империй и Великого Княжества Финляндского, Нами в свое время будут преподаны надлежащие указания.

Призывая благословение Божие на предпринимаемое Нами великое преобразование в государственном строе дорогого Отечества, Мы уповаем, что открываемые Нашим верным подданным пути к участию, через выборных, в единении с Нами, в делах законодательства приведут к возрождению духовных и материальных сил России и к утверждение в ней порядка, спокойствия и благосостояния, а с тем вместе к упрочению единства и величия Государства.

Дан в Царском Селе, в 20-й день Февраля, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот шестое, Царствование же Нашего в двенадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: "НИКОЛАЙ".

Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, произведения народного творчества (фольклор), сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

БОЖИЕЙ МИЛОСТЬЮ, МЫ, HИКОЛАЙ ВТОРОЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем Нашим верным подданным:

Манифестом 6 Августа 1905 года Мы возвестили о созыве Государственной Думы из выборных от населения, утвердив того же числа ее учреждение. Манифестом 17 Октября минувшего года Мы предоставили Государственной Думе новые в делах законодательства полномочия. С тем вместе Нами одобрено предположение о переустройстве Государственного Совета на началах видного участия в нем выборных от населения.

Исполняя таковое намерение Наше, Мы повелели выработать необходимые вследствие того в учреждение Государственного Совета изменения, а также подвергнуть пересмотру учреждение Государственной Думы для согласования его с началами, 17 Октября прошлого года Нами провозглашенными. Труд сей ныне исполнен.

К участию в законодательной деятельности Государственного Совета - призываются, в равном числе членами, присутствующими в нем по назначению Нашему, выборные члены от духовенства господствующей в России Православной Церкви, от дворянства и земства, а также представители науки, торговли и промышленности.

В сем обновленном составе Государственному Совету предоставляются в делах законодательства равные с Государственною Думою права. Сохраняя незыблемым коренное положение Основных Государственных Законов, на основании коего никакой закон не может иметь своего совершения без Нашего утверждения.

Мы постановляем впредь общим правилом, что, со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы. Но во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совете Министров представляет о ней Нам непосредственно.

Мера эта не может, однако, вносить изменения ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждении Государственного Совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы Соответствующей принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

Предстоящую совместную сих высших государственных учреждений деятельность Мы устанавливаем на следующих главных основаниях:

Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются и распускаются указами Нашими.

Государственный Совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная Дума проверяет полномочия своих членов. Одно и то же лицо не может быть одновременно членом Государственного Совета и членом Государственной Думы.

Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенному предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издание новых законов, за исключением Основных Государственных Законов, почин пересмотра коих Мы сохраняет за Собою.

Манифестом 17 октября 1905 года Мы возвестили об осуществлении Нами законодательной власти в единении с представителями народа и о даровании населению незыблемых основ гражданской свободы.

Установив новые пути, по которым будет проявляться Самодержавная власть Всероссийских Монархов в делах законодательства, Мы утвердили Манифестом 20 февраля сего года порядок участия выборных от народа в сих делах и определили временными правилами условия пользования населением гражданскою свободою.

Вместе с тем, в видах укрепления основ обновляемого государственного строя, Мы повелели свести воедино постановления, имеющие значение Основных Государственных Законов, подлежащих изменению лишь по почину Нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей Нам нераздельно власти верховного государственного управления от власти законодательной.

Начертанные на сих основаниях, по предуказаниям Нашим, Основные Государственные Законы Мы признали за благо утвердить и препровождаем в Правительствующий Сенат для обнародования их установленным порядком.

Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение.

Глава первая. О существе Верховной Самодержавной власти

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.

5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.

6. Та же Верховная Самодержавная власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство Престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг Ее не почитается Государем: он пользуется почестями и преимуществами наравне с супругами Государей, кроме титула.

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

Глава третья. О законах

44. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора.

45. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в Учреждения Государственного Совета и Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет.

Глава четвертая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий.

56. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами Государя Императора.

57. Продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами Государя Императора.

58. Государственный Совет образуется из Членов по Высочайшему назначению и Членов по выборам. Общее число Членов Совета, призываемых Высочайшею Властью к присутствованию в Совете из среды его Членов по Высочайшему назначению, не должно превышать общего числа Членов Совета по выборам.

59. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу.

60. Государственный Совет проверяет полномочия своих Членов по выборам. Равным образом, Государственная Дума проверяет полномочия своих Членов.

61. Членом Государственного Совета и Членом Государственной Думы одно и то же лицо одновременно быть не может.

62. Состав Членов Государственного Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих Членов по указу Государя Императора, коим назначаются и новые выборы Членов Совета.

63. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее Членов распущена указом Государя Императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

64. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами.

Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание третье. Том XXV. 1905. Отделение I. № 27805.

Глава первая. О составе и устройстве Государственной Думы.

1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти по силе Основных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и Учреждении Государственного Совета.

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в Положениях о выборах в Думу...

5. Государственная дума может для предварительной разработки подлежащих ее рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии...

7. Для законного состава заседаний Государственной думы требуется присутствие не менее одно трети всего числа данного состава членов Думы.

8. Расходы по содержанию Государственной думы относятся на счет Государственного казначейства...

Глава третья. О членах Государственной думы.

14. Члены Государственной думы пользуются полной свободой суждения и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

15. Член Государственной думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе, как по распоряжению судебной власти, а равно не подлежит личному задержанию за долги...

Глава пятая. О предметах ведени.: Государственной думы.

31. Ведению Государственной думы подлежат:

1) предметы, требующие издания законов и штаты, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, -на основании установленных правил;

3) отчет Государственного контроля по исполнению государственной росписи;

4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения;

3!) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;

6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим повелениям.

Примечание. Ведение Государственной думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами...

Глава шестая. О порядке производства дел в Государственной думе.

34. Законопроекты или вносятся в Государственную думу министрами, либо главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из членов думы (ст.57), или же поступают в Думу из Государственного совета (ст.49)...

55. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона члены Государственной думы подают письменное заявление ее председателю. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительной к проекту запиской. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение Думы...

(ПСЗ. Собр. 3-е. Т. XXVI. №27424)

27.Извлечение из "Основных Государственных Законов" (1906 г.)

Раздел первый

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих делах

Управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных Установлениях. Употребление местных языков и наречий в

государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая

О существе верховной самодержавной власти

4. Императору всероссийскому принадлежит верховная

самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх,

но и за совесть сам бог повелевает.

7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой.

8. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе.

9. Государь император утверждает законы и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского.

В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям.

11. Государь император в порядке верховного управления издает в соответствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.



12. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь император есть державный вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства...

16. Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

17. Государь император назначает и увольняет председателя Совета Министров, министров и главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения...

19. Государь император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий...

22. Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем императорского величества...

О законах.

84. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке...

86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора...

87. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном. Совет министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта, не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в учреждения Государственного совета или Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная дума или Государственный совет...

Глава десятая

О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий

98. Государственный совет и Государственная дума ежегодно взываются указами государя императора.

99. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государственной думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора.

104. Состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий их членов по указу государя императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.

105. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва

106. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.

107. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору.

ПО. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.

111. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственной думой, признаются отклоненными.

(ПСЗ. Собр.3-е. Т. XXVI. № 27805)

28.Из именного Высочайшего указа, данного Сенату "Учреждение Государственного Совета" (25 апреля 1906 г.)

В ведение

1. Государственный совет составляет государственное установление, в коем обсуждаются законодательные предположения, восходящий к верховной самодержавной власти по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственной думы. В

Государственном совете образуются также департаменты и особые присутствия для рассмотрения дел, к ведению оных отнесенных.

2. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам.

3. Председатель и вице-председатель Государственного совета назначаются ежегодно высочайшей властью из числа членов Совета по высочайшему назначению...

Раздел первый

О Государственном совете

Глава первая

О членах Государственного совета

9. Общее число членов Государственного совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. Состав присутствующих в Совете членов по высочайшему назначению может быть пополняем из числа сих членов, как не присутствующих в Совете, так и вновь назначаемых. Члены по высочайшему назначению увольняются только по их о том просьбам.

Глава вторая

О порядке производства дел в Государственном совете.

29. Законопроекты поступают в Государственный совет из Государственной думы. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета, вносятся в Совет либо министрами и главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из членов Государственного совета...

43. Государственный Совет может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст.54-56), за исключением Основных государственных законов...

Раздел второй.

О департаментах и особых присутствиях в Государственном совете.

Глава первая.

О департаментах.

66. В составе Государственного совета состоят два департамента: Первый и Второй...

68. Ведению Первого департамента подлежат:

1) дела об учреждении заповедных имений;

2) дела об утверждении в почетных достоинствах (княжеском, графском и баронском) и о передаче дворянами фамилий, гербов и титулов;

3) дела, из общих собраний Правительствующего сената на основании Учреждения оного поступающие;

4) дела об ответственности за преступные деяния, совершенные членами Государственного совета и членами Государственной думы при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сим званиям, а также об ответственности за нарушение долга службы председателя Совета Министров, министров, главноуправляющих отдельными частями, наместников и генерал-губернаторов и о предании суду за преступления должности прочих высших чинов, занимающих должности первых трех классов;

5) дела об употреблении имуществ или капиталов, пожертвованных для определенной надобности казне, земству, городу или какому-либо обществу, учреждению и т.п., если употребление сих имуществ или капиталов, сообразно указанному жертвователем назначения, сделается по изменившимся обстоятельствам невозможным (зак. гражд., ст. 986).

69. Ведению Второго департамента подлежат:

1) кассовый отчет министра финансов;

2) годовые отчеты Государственного банка и государственных сберегательных касс;

3) годовые отчеты государственных Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков;

4) отчеты С.- Петербургской и Московской ссудных казен при разногласии между министром финансов и государственным контролером;

5) годовой отчет по операции выдачи ссуд на сельскохозяйственные улучшения;

6) дела о разрешении постройки частных железных дорог, если не требуется ассигнования средств из казны, а равно дела об устройстве подъездных путей в тех случаях, когда для сего требуется высочайшее разрешение...

7) дела об избрании способов удовлетворения правительства по его претензиям к железным дорогам, принятым в казенное

заведование от несостоятельных обществ (Уст. железн. дор., изд. 1886 г., ст. 143)...

(ПСЗ. Собр.3-е. Т. XXVI. № 27808)

В начале XX в. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации населения. Под влиянием революции правительство начало обновлять монархию. Царский Манифест 17 октября 1905 г. даровал России общественные свободы - неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов; объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации; придал Государственной думе характер законодательного учреждения, провозгласив принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

Была проведена реформа Государственного совета, существовавшего с 1810 г. В высочайшем манифесте от 20 февраля 1906 г. “Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы” расширялись права законодательной деятельности названных государственных учреждений. Государственный совет, как и Государственная дума, наделялись уже не законовещательными, а законодательными полномочиями. Положения закона о том, что “законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет” и др., а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный совет превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента.

Согласно Указу “О переустройстве учреждения Государственного Совета” от 20 февраля 1906 г. были радикально изменены принципы формирования Госсовета. Ранее его члены назначались царем. По новому же закону преобразованный Госсовет состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Госсовета: избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов).

Был принят новый демократический избирательный Закон от 11 декабря 1905 г. “Об изменении Положения о выборах в Государственную думу”. Он содержал нововведение: к существовавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась еще одна - рабочая курия. Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии устанавливалось разное количество ступеней: двухстепенные выборы для крупных землевладельцев и буржуа, четырехстепенные - для крестьян и трехстепенные - для рабочих. Крестьянству России, насчитывавшему 100 млн. человек, обеспечивалось значительное представительство в Государственной думе (45% мест). Авторы избирательного закона надеялись на консервативные и монархические установки крестьян, но ошиблись. В I и II Государственных думах крестьяне требовали ликвидации помещичьего землевладения.

23 апреля 1906 г. были опубликованы “Основные государственные законы Российской Империи” в новой редакции (из них было изъято определение “неограниченное” самодержавие). В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

Манифестом 20 февраля 1906 года Николай II ограничил законодательные права Государственной думы. Законопроекты Думы должны были утверждаться Государственным советом и царем.

В марте 1906 г. были проведены выборы в I Государственную думу, в которую было избрано 179 кадетов. Вместе с близкими к ним партиями они стали самой крупной фракцией в Думе. Остальные депутаты распределялись между фракц

иями таким образом: 17 октябристов, 94 трудовика, 18 социал-демократов (меньшевиков), 100 беспартийных. Большевики бойкотировали выборы в Думу.

I Государственная дума открылась 27 апреля 1906 года. Председателем Думы был избран кадет профессор С.А. Муромцев. Кадеты поднимали вопросы о некотором расширении избирательных прав и свобод населения, о создании министерства, ответственного перед Думой, об амнистии политических заключенных. Крестьянские депутаты настаивали на немедленном обсуждении аграрного вопроса.

В мае министр внутренних дел И.Л. Горемыкин огласил в Думе декларацию с отказом на все пожелания депутатов.

По настоянию крестьянских депутатов в Думе началось обсуждение аграрного вопроса, Были представлены проекты его разрешения. Трудовики выступали за конфискацию у помещиков земли и передачу ее крестьянам. Кадеты предлагали отчуждение части помещичьей и государственной земли и передачу ее крестьянам за выкуп. Помещики стали требовать разгона Думы.20 июня было опубликовано сообщение царского правительства, подтверждающее неприкосновенность помещичьих земель.8 июля Указом Николая II Государственная дума была распущена. Горемыкин получил отставку. Главой правительства был назначен П.А. Столыпин.

В январе - феврале 1907 г. прошли выборы во II Думу. Было избрано 44 октябриста, 99 кадетов, 157 трудовиков и эсеров, 65 социал-демократов, 50 беспартийных.20 февраля 1907 года II Дума начала свою работу. Центральное место вновь занимал аграрный вопрос. Кадеты отказались от проекта аграрной реформы, предложенного в Первой Думе, и предлагали отдать крестьянам в собственность за выкуп часть помещичьих земель. Правые партии поддерживали политику правительства, выраженную в Указе от 9 ноября 1906 г. На основании этого Указа крестьянам предлагалось отказаться от общинного владения землей и перейти к частновладельческому, а помещичья собственность оставалась неприкосновенной. Большевики требовали конфискации всех помещичьих земель. Правительство Столыпина не желало идти ни на какие уступки в аграрном вопросе и прекратило обсуждение.

Воспользовавшись спадом революционной борьбы, царское правительство перешло в наступление.3 июня 1907 г. Дума была распущена. Был издан царский Указ о новых выборах в Государственную думу, который шел вразрез с Манифестом 17 октября 1905 г. События Зиюня 1907 г. были по существу государственным переворотом. В стране победу одержали правые силы. Первая революция в России потерпела поражение.

В стране разразилась реакция. Было объявлено чрезвычайное положение в более 70 губерниях. В стране происходили массовые аресты, действовали военно-полевые суды для расправы с участниками революционных событий. За 1906-1909 гг. царские суды вынесли более 5 тыс. смертных приговоров. В годы реакции было закрыто свыше 450 профсоюзов, запрещен выпуск 100 демократических газет и журналов.

Выборы в III Государственную думу производились на основе нового избирательного закона, утвержденного 3 июня 1907 г. Правительство увеличило число выборщиков от помещиков и буржуазии, урезав избирательные права рабочих и крестьян. Ограничивались права национальных окраин. Губернии и области Средней Азии, Сибири были лишены права выбора депутатов.

Выборы в III Думу начались в сентябре 1907 г. В результате было избрано: дворян - 201 чел., духовенства - 45 чел., купцов - 54 чел., крестьян - 98 чел., мещан и представителей других сословий - 48. Партийный состав был следующим: монархистов - 137, октябристов - 132, кадетов - 118, трудовиков - 14, социал-демократов - 18, беспартийных - 27. Заседание Думы открылось 1 ноября 1907 г. Председателем был избран октябрист Н.А. Хомяков. За время своего существования Дума рассмотрела 2500 правительственных законопроектов и одобрила 2200. III Дума полностью поддерживала правительство в вопросах внутренней и внешней политики.

7. Реформы П.А. Столыпина

После третьеиюньского переворота в России правительство П.А. Столыпина искало новые пути выхода из сложившегося кризиса.

Свою деятельность П.А. Столыпин, будучи сторонником либеральных реформ, начал с борьбы против революции. Он ввел военно-полевые суды. Появились специальные «столыпинские вагоны», перевозившие в Сибирь арестантов. Столыпин хорошо понимал, что революционное движение вызвано объективными причинами, которые можно устранить только путем реформ. На заседании Государственной думы, обращаясь к представителям левых партий, он заявил: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Столыпин хотел модернизировать Россию, вывести ее на уровень европейских стран преимущественно за счет внутренних ресурсов, а не только иностранной помощи. Петр Аркадьевич разработал план реформы управления Российской империей, рассчитанный на 1910-1920 годы, включающий предоставление автономии национальным окраинам. Многие преобразования он успел осуществить.

Ядро столыпинской политики составила аграрная реформа.

Основные положения реформы были изложены в царском Указе от 9 ноября 1906 года. По новому закону каждый крестьянин имел право выйти из общины и закрепить свой надел в личную собственность. Выйдя из общины, крестьянин имел право на сведение разрозненных полос земли в один участок - отруб. Крестьянин мог переселиться за пределы села, на хутор. По мнению Столыпина, в деревне важно было создать широкий слой богатых крестьян-фермеров, которые наряду с помещиками стали бы социальной. базой конституционного самодержавия. Крестьянам предоставлялось право продавать свои наделы.

В целях создания большого числа хуторов и отрубов правительство предоставило право крестьянам покупать земли через крестьянский банк. Всего за 1907-1915 гг. из фонда было продано 3 млн.736 тыс. десятин, разделенных на 270 340 хуторских и отрубных участков.

Продажа крестьянам земли оказывалась возможной только при предоставлении им банком ссуды в размере 90-95% цены приобретаемого участка. Предоставляя эту ссуду, банк требовал оплаты остающейся суммы. Правительство в принудительном порядке начало разрушать общинное крестьянское землевладение. В 1906-1916 гг. с общинного владения в частное удалось перевести около 2,5 млн. дворов.

Крестьяне сопротивлялись аграрной политике правительства. Большинство из них не умело действовать единолично и боялось лишиться помощи общины.

Аграрная реформа способствовала еще большей дифференциации крестьянства. Выйдя из общины, многие крестьяне окончательно разорились и потеряли землю. В 1908-1910 гг. около 1 млн. крестьянских дворов распродали свою землю. Покупали землю, как правило, зажиточные крестьяне. С целью ослабления крестьянского движения царское правительство разрешило свободное переселение крестьян в Сибирь, на Кавказ, в Среднюю Азию. За 1906-1908 гг. число переселенцев достигло более 1 млн. человек. Не устроившись на новых местах, переселенцы сотнями тысяч возвращались обратно. Фактически столыпинская реформа успешно прошла там, где уровень интенсивного товарного сельскохозяйственного производства был высок: в Украине, в отдельных губерниях Поволжья, в Прибалтике, где хуторская система уже существовала.

Новое на сайте

>

Самое популярное