Понятие о синтаксисе, пунктуации (из истории).
А) Синтаксис.
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.
Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
В науке нет единого определения предложения, наоборот, известно более двухсот различных определений. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане:
логическом.
психологическом.
формально - грамматическом.
Представитель первого направления Ф. И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» («Историческая грамматика русского языка», 1858г.).
Сторонник второго направления Д. Н. Овсянико - Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости») » («Синтаксис русского языка», 1912г.).
Представитель формально - грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое» («О преподавании грамматики русского языка в низших и старших классах общеобразовательной школы», 1899г.).
Б) Пунктуация.
Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания.
Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними.
Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания.
В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки).
Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).
Сложное предложение.
Сложное предложение- это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, из двух и более простых предложений. Участвующие в создании сложного предложения простые предложения называются его частями и представляют собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Например:
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
(А. Пушкин.)
Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.
Например:
Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана уж так природой.
(И. Крылов.)
2) Ещё напор - и враг бежит.
(А. Пушкин.)
3. Основные виды сложных предложений в русском языке.
В зависимости от способа соединения частей (интонация, союзы или союзные слова) сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные.
Сложное предложение.
Бессоюзные.
Сложносочинённые
Сложноподчинённые.
В сложносочинённых предложениях части соединяются при помощи союзов: и, а, но, да, или, либо, то - то, не только - то, то ли - то ли, как... так и, и др., а в сложноподчинённых - при помощи союзов и союзных слов: что, где, кто, который, чтобы, когда и др.
Части сложносочинённого предложения равноправны, т.е. ни одна часть не зависит от другой:
Наступил октябрь, и заметно похолодало.
Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
Части сложноподчинённого предложения неравноправны - одна часть (придаточная) зависит от другой (главной):
Заметно похолодало, так как наступил октябрь.
В одном сложном предложении могут быть разные виды связи:
Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек.
(А. Толстой.)
Сложносочинённое предложение.
Это такие сложные предложения, части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. По характеру союза или значению сложносочинённые предложения делятся на три группы.
А) Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
В предложениях с этими союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно или последовательно.
Потом все сидели в гостиной с очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман.
(А. П. Чехов.)
Б) Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.
В них указывается на чередовании явлений (событий), на возможность одного явления из двух или нескольких:
Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.
В) Сложносочинённые предложения с противительными союзами.
В предложениях данной группы одно явление(событие) противопоставляется другому:
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
(А. Пушкин.)
Сочинительные союзы делятся на следующие разряды.
Соединительные: и, да (= и), да и, ни-ни, также (= и), то же (= и), не только - но и, как - так и;
Противительные: а, но, да (= но), однако, зато, же, только (= но);
Разделительные: или (иль), либо, то - то, то ли - то ли, не то - не то.
Сложноподчинённое предложение.
Сложноподчинённое предложение может быть с одной придаточной частью или с несколькими придаточными частями.
Сложноподчинённым называется предложение, в котором одна часть зависит от другой, т.е. от одной части (главной) задаётся вопрос к другой - зависимой (придаточной).
Главная часть - независимая, от неё задаётся вопрос к придаточной части. В главном предложении часто используются указательные слова (тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, потому, оттого, сколько и др.), которые указывают, что при нём имеется придаточные предложение. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части и связывают её с главной:
О чём? (А. Ахматова.)
Основные группы сложноподчинённых предложений.
I. С придаточным определительным.
Придаточные определительные относятся к имени существительному (или местоимению главной части) и отвечают на вопросы определений какой? который? чей?
В главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:
И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.
(А. Пушкин.)
Придаточные определительные стоят всегда после определяемого слова.
II. С придаточным изъяснительным.
Эти придаточные предложения отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчинённого предложения:
И, конечно, брат мой ни одной минуты не думал, что он виноват в её смерти.
Придаточная часть может стоять после поясняемого слова, реже - перед поясняемым словом:
Что волки жадны, всякий знает..
Что? (И. Крылов.)
Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.
Печорин говорит Максим Максимычу о том, что ’’если отдадим дочь этому дикарю, он её зарежет или продаст’’.
(М. Ю. Лермонтов.).
III. С придаточными обстоятельственными.
С придаточными места.
Где? куда? откуда?
[ там, туда, оттуда ], (союзные слова: где, куда, откуда).
Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.
Откуда? (А.Н. Толстой.)
С придаточными времени.
Когда? С каких пор? На сколько времени?
[ тогда, до тех пор ], (союзы: когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как).
Покуда ночка длится, покуда бричка катит, дороги этой дальней на нас обоих хватит.
(Б. Окуджава.)
Как долго?
С придаточными сравнительными.
Относятся ко всей главной части и поясняют то, о чём в ней говорится, при помощи сравнения.
Отвечают на вопрос: как?
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем... тем и др.
Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.
С придаточными образа действия и степени.
Они раскрывают образ, способ действия, а так же степень признака, названного в главной части сложноподчинённого предложения.
В русской земле столько прелестей, что всем художникам хватит на тысячи лет.
(К. Паустовский.)
Сколько? До какой степени?
Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет.
В какой степени?
С придаточными цели.
Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего?
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др.
Чтоб чем - нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
С придаточными условия.
Указывают на условия при котором протекает действие, о котором говорится в главной части. Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: если, когда (= если), раз, коли, ежели, как скоро, кабы и др.
Коли парень ты румяный, братец будешь нам названный..
При каком условии?
С придаточными причины и следствия.
Придаточные причины отвечают на вопросы: почему? по какой причине? отчего?
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что и др.
Так как встала полная луна, то многие пошли гулять.
Почему? (Л. Н. Андреев.)
К придаточным следствия от главного предложения можно задать вопрос - что из этого следует?
Придаточные следствия присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: так что.
Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали по саду жёлтые бабочки.
(Л. Н. Толстой.)
Что из этого следует?
С придаточными уступительными.
Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: хотя, хотя... но, пускай, несмотря на то что и др. и союзные слова - как, сколько и др.
Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата.
(М. Лермонтов.)
Несмотря на что?
Бессоюзные сложные предложения.
Это такие сложные предложения, части которых соединены только интонацией, без союзов и союзных слов.
В них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.
Интонация при устной речи и знаки препинания при письме определяются значением бессоюзного предложения.
Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.
Двоеточие. Тире. Запятая, точка с запятой. Перечисление.
а) Перечисление.
Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал.
(И. С. Тургенев.)
б) Причина.
Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит.
в) Пояснение.
Всё это значило, друзья; с приятелем стреляюсь я.
г) Быстрая смена событий.
Сыр выпал - и с ним была плутовка такова.
(И. А. Крылов.)
д) Противопоставление.
Шестнадцать лет служу - такого со мной не было.
(Л. Н. Толстой.)
е) Вывод (следствия).
Любишь кататься - люби и саночки возить.
(Пословица.)
Пашню пашут - руками не машут.
(Пословица.)
Список литературы
Современный русский язык. «Высшая школа» Москва - 1971г. Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич.
Русский язык 9класс, под ред. «Дрофа». Москва - 1999г. М. М. Разумовской.
Русский язык в школе, 1 \ 2000г. Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях. Н. Н. Милованова.
Краткий справочник по русскому языку для школьников, «Баласс». Москва - 1998г. Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева.
СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок") – это раздел грамматики характеризующий правила создания предложений и словосочетаний. Синтаксической строй вместе с морфологическим строем есть грамматика языка. Сущность грамматики и морфологии способствует их распределению на разделы грамматики.
Синтаксис - это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, а именно словосочетания, предложения, текст, способы соединения словосочетаний в предложения, предложений в текст, построение простых предложений и объединение их в сложные.
Очень сложно разделить синтаксис и морфологию. Морфология изучает формы и значения слов, а синтаксис сочетаемость слов и построение предложений.
Какая же роль синтаксиса в современном языке? Дословно с греческого слово "синтаксис " означает "порядок" и указывает, что необходимо упорядочивать отдельные единиц языка - слова. Наличие синтаксиса в жизни человека связано с потребностью людей в общении, желанию построить свою речь так, чтобы понятнее передать информацию и свои эмоции. Одним словом человек не может передать все свои мысли и эмоции, а использует в своей речи более сложные речевые элементы - это словосочетание, предложение, текст.
Словосочетание – это группа слов, которые соединены между собой грамматически и по смыслу. Очень часто в речи встречаются ошибки в строении словосочетаний, как грамматические, так и смысловые, например ужасная красота, красивый девочка. Переходным элементом от лексико-морфологического к синтаксическому является синтаксис словосочетаний. С помощью синтаксиса отдельные слова структурно оформляются в предложения.
Предложение – это набор слов, которые связаны по смыслу и имеют грамматическую основу. Если грамматическая основа одна то предложение простое, если больше то сложное. Предложение имеет законченный смысл и интонационную завершенность.
Само словосочетание определяет явление, действие, предмет, а предложение уже воспроизводит эмоции, мысли, желания. Синтаксис это универсальный инструмент, способствующий правильному построению человеческой речи. Порой очень сложно понять речь маленького ребенка или иностранца, не владеющих основными правилами синтаксиса .
Предложение – это минимальная единица общения. Синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, как элементе коммуникации, но и в словосочетаниях, как смысловом и грамматическом объединение слов. Синтаксис изучает строение предложений их грамматические свойства и типы, и словосочетание как самое маленькое объединение слов связанное грамматически. Таким образом, можно выделить синтаксис предложения и синтаксис словосочетания.
Синтаксис это отражение творческой составляющей языка. Ведь в процессе общения постоянно строятся новые предложения, возникают новые словосочетания. Синтаксис это сфера грамматики, которая исследует возникновение огромного количества словосочетаний и предложений из конечного множества слов.
служебные, изменяемые и неизменяемые.
Первое знакомство с предлогами происходит в процессе изучения состава слова и морфемики, в ситуации различения приставки (пишется слитно) и предлога, который признается самостоятельным словом и поэтому отделяется на письме от других слов. Однако их генетическая близость понятна школьникам.
Предлоги запоминаются; производные предлоги типа вокруг (дома), вслед за (весной) пока не изучаются. Над лексическим значением предлогов работа проводится: предлог не имеет денотата, его значение связано с другими частями речи – именем существительным, местоимением, числительным в косвенных падежах. Тем не менее за предлогами закреплены значения, связанные с пространством, временем, причиной, целью, объектными отношениями и пр. Эти значения проясняются в процессе языкового, семантического анализа. Для выяснения значений предлогов используются также ситуативные рисунки, например: клетка – птичка в клетке, над клеткой, под клеткой, за клеткой и пр.; сюжеты: до обеда – после обеда; перепрыгнул через ручей и пр.
Предлоги выполняют в грамматике служебную роль; они участвуют в образовании падежных форм, а также в построении словосочетаний типа управления: «глагол + предлог + имя существительное».
Внимание школьников обращается и на то, что предлоги не употребляются с именами прилагательными, порядковыми числительными, глаголами, наречиями.
Начальная школа знакомит детей с вариантами предлогов, зависящими от тех существительных или местоимений, с которыми предлоги употреблены: под столом , но подо мной ;
о завтраке, но об обеде и обо мне.
Если существительное в косвенном падеже имеет и предлог, и прилагательное, то последнее стоит между предлогом и существительным: по синему морю, в высоком тереме , но
за горами высокими (инверсия).
Термин предложное управление не вводится, но практическая работа со словосочетаниями типа управления проводится (и анализ, и синтез, т. е. построение).
Глава 11. СИНТАКСИС
Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе
Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение». В современных коммуникативно направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение – речь – текст – предложение – слово – слог – звук (на письме – буква). Такой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматики (использования).
Но знакомством с предложениями дело ограничивается: последующие синтаксические темы вводятся разрозненно, на протяжении нескольких лет. К сожалению, за последние 40 лет объем синтаксического материала в начальных классах значительно сокращен: ушли темы «Сложное предложение», «Обобщающие слова при однородных членах», «Обращение», «Прямая и косвенная речь», «Определение, дополнение и обстоятельства». В настоя-
щее время многое восстановлено, если не в минимуме, то в программах углубленного изучения языка.
Основные темы синтаксического курса:
– предложение, его словесный состав и его моделирование;
– обозначения начала и конца предложения, интонации;
– простейшие типы предложений;
– главные члены предложения;
– второстепенные члены;
– выделение предложения из текста;
– составление предложений и их запись;
– смысл предложения, выявление связей между словами в предложении – членами предложения и т. п.
Последнее связывает синтаксис с морфологией: мотивирует склонение и спряжение, формообразование частей речи.
Синтаксические знания и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи – устной и особенно письменной. Последняя нуждается, например, в теме «Прямая речь, ее пунктуационное оформление».
Непрерывность синтаксической работы учащихся обеспечивается в двух вариантах: аналитическом (выделение предложений из текста, их анализ) и синтетическом (составление словосочетаний и предложений, их интонирование, запись, включение в текст).
Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно (хотя и не всегда правильно) строят и сложные предложения,
и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Все это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи. Синтаксис в значительной мере обосновывает усвоение пунктуации.
Предложения, их виды
В период обучения грамоте формируется понятие о предложении по таким ступеням:
– составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли,
– произнесение с нужными интонациями;
– членение на слова;
– постановка вопросов к словам в предложении;
– счет числа слов;
– составление схемы – моделирование: ________;
– моделирование состава предложения и его границ: ;
– составление предложений по их моделям.
Место предложения в тексте (в речевом потоке) может быть показано школьникам или аналитически (напечатанный текст разделяется на несколько предложений, производится чтение этого текста с паузами), или синтетически, путем составления нескольких последовательных предложений, создания текста – рассказа, описания и пр. Работа проводится в устном и письменном вариантах.
Целесообразно понятие «текст» ввести одновременно с понятием «предложение».
На основе практического знакомства с предложением, когда уже накопилось некоторое количество наблюдений, когда дети уже овладели операциями, перечисленными выше, вводится учителем или выводится самими школьниками логическое определение:
Познавательная актив кость учащихся обеспечивается эвристической беседой в процессе наблюдения различных предложений.
Вывод определения осложняется тем, что само слово мысль дается так, будто оно всем понятно: на самом деле предложение как единица языка (речи) обладает намного большей конкретностью, чем мысль. Но такое определение устойчиво держится в учебниках.
Можно рекомендовать наряду с выводом определения через родовое понятие «мысль», подтверждаемым составлением предложения кем-то из учащихся перед всем классом, еще другой прием: разделение текста на предложения. Предложение при этом будет восприниматься как относительно завершенная составная часть текста. Остальные признаки – те же.
а) цель высказывания: сообщение чего-либо, вопрос, приказ или просьба; б) интонация: сообщения или повествовательная, вопросительная или эмоциональная,
восклицательная; в) в предложениях целесообразно выявить также утверждение или отрицание.
Следует обратить внимание также и на то, в каких текстах или ситуациях обычно используются предложения изученных типов; например, вопросительные и восклицательные предложения употребляются в диалоге, в разговорах.
Деление предложений на распространенные и нераспространенные вводится после знакомства с главными членами предложения, с предикативной группой (термин не дастся). Важно, чтобы школьники научились быстро и безошибочно находить предикативную группу в предложении.
Знакомство со сложными предложениями, как уже не раз встречалось, можно провести на основе анализа или синтеза (или обоими методами).
Анализ: анализируется текст, выделяются предложения, в них главные члены. Вскоре встречается сложное предложение: в нем встречаются две предикативные группы, а возможно, находится и союз. Выделяется одно простое, второе простое, разбираются их значения и состав. Строим схему-модель сначала более общую (два параллелограмма, между ними – со-
единяющая линия, союз, запятая). И более полную модель, в которой показаны главные и второстепенные члены; и еще более полную – с показом связей между членами предложения.
Синтез: составляются два предложения на близкие темы, устанавливается смысловая связь между ними; возможно, оба предложения входят в текст сочинения, например: Пригре-
ло апрельское солнышко. Расцвели голубенькие подснежники. Эти два предложения легко объединить, употребив союз и, поставив запятую; при чтении изменится интонация. После этого упражнения дети составляют сложные предложения сразу, без объединения простых. При синтезе предложений, как и при аналитической методике, полезно выделять главные члены, чтобы не путать сложное предложение с однородными членами: такая ошибка часто допускается школьниками. Школьники подводят итоги: два простых предложения могут быть объединены в одно сложное (или даже три простых); в каждом простом предложении есть свои подлежащее и сказуемое; могут быть еще второстепенные члены; при объединении простых в одно сложное вводится союз и ставится запятая.
Формируемые понятия: «речь», «текст», «предложение», «виды предложении», «интонации», «паузы», «сложноепредложение», «простоепредложение», «знакипрепинания» идр.
Практические действия учащихся (только новые):
– анализ: выделениевсехпредложенийизтекста, гденерасставленызнаки препинания;
– попыткарасстановкизнаковпунктуации(точек, вопросительныхзнаков, запятыхипр.);
– усложнение предложений вне текста или (и) в тексте, обоснование необходимости введения новых слов (смысловые, коммуникативные цели);
– составлениеразнообразныхпотипамипотематикепредложений, введениеихвтекст;
Каждый язык - это сложная система, включающая в себя ряд разделов наук о языке: морфологию, орфографию, фонетику, лексику, пунктуацию, синтаксис и другие. Разобравшись в этих науках, человек может начать свободно говорить на иностранном языке.
Но чтобы речь была понятной и грамотно
й, нужно уметь правильно связывать между собой слова, словосочетания и предложения. Изучает способы сочетания лексических единиц между собой внутри предложений наука, получившая название «синтаксис» (произошедшее от древнегреческого слова «σύν-ταξις», что на русском языке значит составление).
Об основных особенностях
синтаксиса русского языка и сложностях при изучении мы расскажем далее.
Типы словосочетаний
Слово - основная единица речи
, кирпичик, из которого вырастает любая мысль. При комбинации с другими словами эта малая единица образует словосочетание - два или более слов, соединенных особой (грамматической или смысловой) связью.
Словосочетания делятся на категории:
По типу связи.
Так как в словосочетании одно слово находится в зависимости от другого, то по типу связи слов словосочетания подразделяют на три группы:
- Согласование. Зависимое слово в словосочетании-согласовании синхронизируется с главным в числе, роде и падеже. Главным словом чаще всего выступает имя существительное: Чудесный день, Ласковый котенок;
- Управление. Зависимое слово в словосочетании-управлении ставится в том косвенном падеже, которого требует главное: Любовь к собаке, Пирожное с кремом;
- Примыкание. При этом типе связи слова сочетаются по смыслу, лексически, без морфологических и грамматических изменений. В роли главного слова находится наречие или инфинитив (неопределенная форма глагола): Танцевал изящно;
По типу главного слова.
- Глагольными. На роль главного слова может претендовать деепричастие, причастие, глагол. Плавать брасом;
- Именными. Место главного слова чаще занимают имена существительные. Веселый банкет;
- Наречными. В такой комбинации главное слово - наречие. Безумно плохо.
По структуре.
По строению словосочетания бывают:
- Простыми - состоящими из двух слов. Новая машина
- Сложными - такие сочетания, как правило, образуются из простых словосочетаний. Захватывающая сказка на ночь
Синтаксис русского диалекта
В русском языке
существует такое понятие как синтаксис диалектов. Диалекты - разновидности языка по территории, совокупность традиций и обычаев народа. В основу диалектологии русского языка легли диалектные зоны и наречия (среднерусские говоры).
Словосочетания разных диалектов
строятся по тем же принципам и имеют те же виды связей, как и словосочетания литературного языка, но отличие заключается в произношении и зависит от локализации. Часто иностранцам сложно понять русского человека из-за его своеобразного говора.
Сходства и различия русского и английского синтаксиса
Английский язык, в отличие от русского, имеет следующие характеристики:
- Наличие артиклей (определенный the, неопределенные a, an);
- Наличие специализированных вспомогательных слов (to do, will, to be и др.);
- Наличие ряда модальных глаголов (can, must, may, need, might и др.);
- Фразовые глаголы. Смысл фразового глагола может меняться, если к нему подставить предлог. Take (взять) - take back (возвращать), take off (взлетать), take after (быть похожим на).
Заключение
Синтаксис - важная составляющая
любого языка. Наряду с другими разделами наук, синтаксис следует изучать также тщательно, ведь не поняв структуры связи, вы не научитесь правильно сочетать между собой слова, говорить на иностранном языке связно и доступно для понимания другими людьми.
На низших ярусах синтаксиса - в словосочетании и простом предложении - изменение порядка синтаксических сегментов выступает особенно наглядно в силу относительно малой протяженности конструкции, которую они составляют.
Порядок слов находится в тесном взаимодействии с лексическими значениями компонентов словосочетания, так как словопорядок определяет характер связи между наречием и глаголом, и этим способствует реализации того или иного значения наречия. С другой стороны, лексические отношения между элементами словосочетания могут либо создавать благоприятные условия, либо препятствовать реализации данного значения порядка следования элементов и тем самым видоизменять синтаксическую функцию наречия.
Связь в словосочетаниях как между постпозитивным наречием и глаголом, так и между постпозитивным прилагательным и существительным является более свободной, более живой, чем в препозиции, приобретая отдельные оттенки предикативности. Постпозитивная связь скорее характеризует само предложение. Признак предмета функционирует уже более обособлено, выражая особую актуализацию в высказывании, приближаясь функционально к акцентирующему детерминанту.
Существенную роль в размещении членов словосочетания выполняет коммуникативная функция порядка слов, проявляющаяся в актуальном членении предложения, сегментом которого является словосочетание. В неак-туализированных словосочетаниях экспрессия достигается посредством инверсированного расположения компонентов в пределах словосочетания, являющегося компонентом ремы или темы. Целостность словосочетания при этом сохраняется. Немаловажная роль в данном случае принадлежит интонации, поскольку более сильное ударение независимо от порядка следования компонентов в словосочетании приходится на главный компонент. В художественной прозе инверсивный порядок слов в словосочетании используется для придания речи поэтической окраски или рассматривается как экспрессия разговорно-повествовательного характера. В собранном материале словосочетания с инверсированным порядком слов составляют 4 %.
Компоненты словосочетания могут перераспределяться между блоками актуального членения предложения. При этом происходит разрушение словосочетания, когда один из компонентов входит в рему, а другой - в тему. Синтаксические компоненты изменяют грамматически закрепленное за ними местоположение под воздействием коммуникативного задания. Актуализированное словосочетание характеризуется полипредикативными отношениями с другими компонентами синтаксической структуры.
Отличие нерасчлененных высказываний от расчлененных в интересующем нас плане заключается в том, что в последних предикация выражена имплицитно, а в нерасчлененных нет имплицитной предикации, их содержание заключается в сообщении одного факта, они полным своим составом входят в рему.
В высказываниях такого типа препозицию сказуемого по отношению к подлежащему при определенных условиях можно считать нормативным словорасположением. Эта конструкция служит инвариантной синтаксической структурой для развертывания высказывания, где детерминирующими ее элементами могут выступать второстепенные члены предложения.
В расчлененных высказываниях начальное детерминирующее обстоятельство является темой, которая может выступать либо «данным», либо «новым» для получателя информации. Но в любом случае тема известна говорящему, в ней имплицитно выражается предикация.
Наличие тех или иных валентностей есть следствие условий, которые необходимы, чтобы распространить данную словоформу до высказывания. Однако в целях создания экспрессивности или под воздействием иллокутивного фактора мы находим нехарактерные синтаксические валентности.
Актуализацию той или иной семы значения слова определяет его лек-сико-синтаксическое окружение и порядок следования элементов этого окружения. Другие семы выражаются имплицитно и составляют пресуппози-циональный фон. При этом полноценная актуализация содержания языковых значений происходит в высказываниях, входящих в контекст.
Обособление происходит в случае изменения следования компонентов посредством расчленения исходного семантического материала и вынесения ремы высказывания. Такое изменение в словорасположении может быть обусловлено иллокутивной функцией, когда целью говорящего является актуализация какого-либо элемента предложения.
Синтаксические позиции некоторых элементов могут обусловливать расположение других элементов высказывания и, тем самым, определять его смысл. Порядок следования элементов может выполнять дифференциальную функцию, в частности, служить одним их факторов различения функции уточняющего члена и функции приложения.
Различные обособленные обороты служат средством актуализации высказывания, т.е. выделяют семантически важные компоненты. Их позиция по отношению к детерминату может определяться иллокутивной функцией. Причастия, в которых актуализировано пропозитивное значение, осложняют семантическую структуру простого предложения, углубляя его перспективу. Поскольку для передачи содержания вместо синтаксической конструкции используется одно слово, в частности причастие, есть основания рассматривать причастие как случай свертывания синтаксической структуры изофунк-ционального ряда в целях компактной передачи пропозитивного значения.