Домой Сифилис Роль отца в семейном воспитании. Лекция для родителей

Роль отца в семейном воспитании. Лекция для родителей

Роль отца в семейном воспитании

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья – это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.

Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин исторического и культурного свойства.

Отец в современной российской семье выполняет одну из самых яркий ролей в воспитании ребёнка. С одной стороны над ним довлеют исторические установки прошлого, с другой стороны, отец всё больше становится полноценным субъектом воспитания.

В современной российской семье повышается образовательный уровень отца, который позволяет ему сознательно и на более высоком уровне вести воспитательную работу с ребёнком. В связи с изменяющимися юридическими и экономическими отношениями в обществе меняется статус отца в семье. Хотя доля неполных семей ещё чрезвычайно велика, в полных семьях уровень ответственности за воспитание детей возрастает с каждым годом.

Роль отца в воспитании уникальна. Ф. Махов автор одной из немногих книг по воспитанию, где рассматривается и роль отца («Кого мы растим?»), пишет, что отец (а слово это одного корня с отечеством, отчизной) – корень семьи, непререкаемый авторитет. Самым действенным средством всегда было слово отца, его укоряющий взгляд, а надо – и отцовский ремень. Но так было в старой патриархальной семье. Сейчас отец совершенно новое лицо. На утрату лидерского положения отец ответил снижением чувства ответственности за семью и детей, что совершенно логично. Он не чувствует себя опорой семьи, меньше работает дома, стал более раздражительным, импульсивным, говоря научно у него повысился уровень невратизма (что всегда считалось «привилегией» женщины); зато у него вырос интерес к своей внешности, также к развлечениям какие может дать досуг (чаще всего в ущерб культурному развитию и самообразованию). Такого человека трудно называть добрым, старым словом «батя», он скорее папаша, а то и «папашка», который утратив законодательную роль в семье решил вознаградить себя хоть какими-нибудь удобствами.

Точка зрения на положение отца в семье, по-видимому должна соответствовать условиям меняющегося общества. Судя по тому, что мы сейчас знаем, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе и в своём положении, знающий и умелый, заботящийся о ребёнке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и к детям, в то же время способный в нужный момент взять на себя принятия ответственных решений.

Проявив к отцу уважение мы знаем, что уважение – залог его влияния в семье и подойдём к нему как к равноправному участнику педагогической дискуссии, который обладает собственной точкой зрения и вносит свой абсолютно незаменимый оттенок в игру взаимодействующих сил формирующих растущего человека.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них:

· Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

· Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).

· Ловушка нормальности, или «все как у людей» - отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

· Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» - ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

· Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).

· Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») - игнорирование личностного общения.

· Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.

· Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

· Ловушка ревности к детям - нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.

ТИП ВОСПИТАНИЯ ОТЦА

Учёные, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребёнка и матери, сплошь и рядом забывая о существовании отца. Недоверие к мужчине-воспитателю проявляется не только на уровне семье. Показатель этого недоверия – обилие женщин педагогов всюду от детского сада до университета.

Стоит обратить внимание на то, что как ни странно более мягкие, чувствительные мужчины воспитываются в культурах, где важную роль в воспитании играет отец. И наоборот, у народов, где сыновья растут в условиях преобладающего или даже исключительного женского воздействия мужчины воинственны и агрессивны. Дальше мы увидим, что эта парадоксальная на первый взгляд закономерность имеет место отнюдь не только среди примитивных народов. Её действие мы каждый день видим вокруг себя.

ПАТРИАРХАТ

Патриарх - глава рода, отец семейства, выполняющий по совместительству функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя (как и Отца и Учителя) - характернейшая черта патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи - не более. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье осколок общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди - единому Богу, Отцу небесному. Триада

Отец - Правитель - Бог - основа патриархальной идеологии. Отношения их взаимны. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой - правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

До сих пор даже в такой «непатриархальной» стране, как США, дети склонны описывать обобщенный образ отца примерно в тех же словах, что и президента страны. В протестантской культуре, где преобладал образ сурового Бога-отца, он вкладывался в головы реальных отцов, формируя идеал отношения к жене и детям. Подобно тому как маленький обрывок голографического снимка содержит в себе все изображение, так и патриархальная семья несет свойства патриархального государства и космоса. Общество, семья и Вселенная взаимно моделируют друг друга.

В традиционной китайской семье почтение к отцу распространяется и на сына, особенно старшего; уже с четырехлетнего возраста он пользуется большим уважением женщин. Недаром в Китае выражение «старший брат» может служить в качестве почтительного обращения к любому мужчине.

В традиционной японской семье отец еще более отдален от детей. Он, как пишет один исследователь, почетный гость в своей собственной семье. Через отца идет духовная нить, связывающая человека с Императором, носителем божественной сущности.

Контраст традиционной восточной семье, где преобладают почтительность и поклонение, представляет традиционная латиноамериканская семья, в которой доминирование властного, грубого, жестокого отца основано на специфическом культе мужественной силы. Отец с презрением относится к «возне с детьми», считая это занятие недостойным настоящего мужчины

Отец в патриархальной немецкой семье проводит с детьми (особенно с сыновьями) много времени, отдыхает, играет с ними, постоянно заботится о них. Это не мешает ему не упускать из виду строгость и дисциплину. Даже в середине 70-х годов нашего века, когда о патриархальной немецкой семье можно было говорить только в прошедшем времени, дети из ФРГ оценивали своих отцов как значительно более авторитарных (но зато и более заботливых), чем дети из США. Отношение к отцу в традиционной германской семье характеризуется словом Ehrfurcht - «честь и страх». Отец не может быть не прав, и его слово является законом («непогрешимость папы»). Мать также подчиняется ему беспрекословно, в его присутствии одобряя его дисциплинарные меры, хотя в отсутствие отца она добра и ласкова с детьми.

По-разному относятся отцы к своим детям в этих семьях. Роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми - от почти полного пренебрежения ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы - в германской. Однако во всех случаях есть одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, их отношения строго вертикальны, отец - прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом.

Переход к капиталистическому способу производства ознаменовал собой первый удар по традиционной семье. Юридическое выражение это получило, в частности, в законодательстве Великой французской революции, которое освободило отца от всякой ответственности за содержание семьи (в этот период, между прочим, резко повысилась детская преступность). На раннекапиталистических фабриках и заводах женщины подвергались изнурительной эксплуатации наравне с мужчинами; широко использовался и детский труд. Это делало разделение семейных ролей на мужскую и женскую формальным и в какой-то мере приближало ребенка к отцу. Однако это своеобразное равенство положения мужа и жены в пролетарской семье было равенством в горе и нищете и вело в конечном счете к распаду семьи.

Разложение родительско-детских отношений в условиях развивающегося буржуазного общества лучше всего, пожалуй, было показано великим Золя в его романах «Жерминаль», «Западня».

По мере улучшения материальной стороны жизни рабочих индустриальных стран, развития законодательства, запрещающего детский и ограничивающего женский труд, положение отца и матери в отношении детей вновь стало асимметричным. Традиции патриархальности, подчеркивающие значение отца как главы семьи, кормильца и защитника, и матери как хранительницы очага и воспитательницы детей, за это время не были забыты. Они сохранялись в первую очередь в крестьянской среде и в какой-то степени могли быть восстановлены. При этом, с одной стороны, отец получил возможность общаться с детьми вне работы: играть с малышом, возиться с дочерью - тогда как раньше отец был главным образом воспитателем сына и то лишь с того момента, когда сын становился достаточно взрослым, чтобы продолжать отцовское дело.

С другой стороны, именно эта функция отца в воспитании мальчика, функция, выражающаяся словами «делай, как я» (вспомним единство ролей Отца и Учителя в патриархальной культуре), - эта функция в развитых обществах XX века явно утеряна.

Отец уже не является наставником сына, бережно направляющим его еще нетвердые шаги по пути своего ремесла - будь то охота (в примитивном обществе), крестьянское дело (в «классической» патриархальной культуре) или рабочая профессия (в обществе развивающейся индустрии).

Сейчас отец(рабочий или служащий) отделен от ребенка. Он целые дни проводит «где-то там», на работе, причем эта работа - какая-то мистика, что-то для ребенка совершенно непонятное, не имеющее ни цвета, ни запаха. В школе ребенок учится совсем не тому, чем занимается его отец; классическая преемственность «сын - наследник моего дела» ушла в прошлое; разрыв между ролью Отца и ролью Учителя стал очевиден. В той же мере роль Отца полностью утратила и присущие ей ранее черты Вождя. Характерная для современных культур демократизация всех форм общественной жизни (в том числе и семейных отношений) сразу обесценивает дисциплинирующую функцию отца в семье, уменьшает значение наказания как специфически мужского средства воспитания.

Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор переведенной у нас недавно книги «Быть или иметь», анализируя традиционную семью, выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви. Отцовская любовь требовательна. Она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами - не больше, но и не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок. Она не требует никаких заслуг; красивый и урод. умный и бестолковый, трудяга и лентяй - все в равной мере достойны материнской любви.

(Разумеется, это описание относится к идеальным типам отцовской и материнской любви. Отношения конкретных матерей и отцов к своим детям могут лишь в той или иной степени приближаться к этим типам Отцовская и материнская любовь, по Э. Фромму, - это скорее два полюса, между которыми располагаются реальные чувства реальных людей.)

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Человеку необходима справедливая оценка его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с другой стороны, он нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви - отцовской или материнской - ведет к нарушению поведения.

Ирина Богомолова
«Роль отца в семейном воспитании». Родительская конференция, приуроченная к празднику 23 февраля

Родительская конференция «Роль отца в семейном воспитании » , приуроченная к празднику 23 февраля

Подготовили педагоги МБДОУ детского сада «Солнышко» г. Данилов Ярославской обл.

Старший воспитатель - Богомолова И . А., учитель - логопед Чеснова Л. Ю., педагог-психолог Усачёва А. В

Ведущий : Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады видеть вас на нашей встрече, которая посвящена роли отца в семейном воспитании . И я хочу пригласить для приветствия наших детей. (входят дети, читают стихи, танцуют)

Слайд № 2

Ведущий : Игры наших воспитанников в детском саду , беседы детей между собой помогли увидеть большую проблему : все детские вопросы чаще всего решаются мамой, мама удовлетворяет и познавательные интересы детей, и дефицит эмоционального общения. Современные мужчины очень заняты, но воспитание ребенка нельзя откладывать «на потом» .

Во все времена велико и ничем не заменимо было место отца в семье . Природой и обществом каждый мужчина подготавливался к тому, чтобы стать мужем, отцом. Недаром подмечено, что человек, как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность – быть отцом, опорой семьи. Как подчеркивают исследователи, «стать отцом» и «быть отцом» - не одно и то же, т. к. переход к активной воспитательной и образовательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребенка. Чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства.

Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребенка. Отсутствие внимания со стороны мамы и папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения малыша. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца . Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Представления детей о том, как бы они «выглядели в глазах отца » или «что бы сказал о них отец» в той или иной ситуации, имеют значительный эффект для формирования поведения и положительной самооценки ребенка.

Слайд № 4 О том, какими видят своего папу дети расскажет наш видеоролик. (видеоролик)

Слайды № 5, 6 Современные отцы стали более изобретательны, поэтому от них исходит инициатива усовершенствования быта, организации семейного досуга . Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем это было раньше, что благоприятно влияет на детское развитие.

Традиционно отцу в семье отводится в первую очередь дисциплинирующая роль . Не секрет, что основой нравственного воспитания многие считают страх отцовского наказания. Научные исследования свидетельствуют о наличии обратной связи между строгостью отца и нравственностью сына : запреты отца действуют только на фоне отцовской любви, а сыновья суровых отцов бывают лишены способности к сочувствию и состраданию.

Слайд № 7,8 Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Его любовь дает ощущение особого эмоционально – психологического благополучия, учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене и окружающим.

Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов : перенимают походку, манеру разговаривать, жесты, хобби. От отцов они воспринимают такие черты , как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу, мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой.

Слайд №9 В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Очень важно показывать дочери, что папа ценит её мнение, интересуется её делами, советуется с ней. Не нужно забывать и о таком «важнейшем» для девочки обстоятельстве, как её внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери, манеру держаться и голос. Отцовское принятие воспитывает уверенность в себе , женское достоинство.

В повседневном общении с дочерью и сыном отец по-разному реагирует на поведенческие проявления : у мальчиков поощряет активность, решительность, выносливость; у девочек – приветствует мягкость, нежность, хвалит за участие в приготовлении обеда.

Слайд №10 Многие воспринимают мужчину в семье лишь как источник дохода или мастера на все руки, но не менее важен его интеллектуальный вклад в воспитание ребенка . По мнению ученых, структуры мышления мужчины и женщины несколько различны. Ум мужчины в большей степени направлен на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин – явные превосходства в речевом развитии, в интуиции, в быстроте «схватывания» ситуации в целом.

Слайд №11 Именно в семье, наблюдая роли отца и матери , дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях , обязанностях, семейных заботах , проблемах и разумных способах их разрешения.

Современные отцы глубже переживают интимность семейной жизни , чем их деды. Мужчинам присущи многие черты, благоприятные для нормализации семейной атмосферы . Большинство из них великодушны, умеют «не заметить» мелкие неурядицы, достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, значит, могут «уйти» от ссоры, чувствуют юмор, поэтому шуткой могут «рассеять тучи» на семейном небосводе . Но эти качества должна стимулировать, одобрять жена.

Слайд № 12

Каждый отец имеет свой взгляд на вопросы воспитания детей , свой стиль. Поэтому психологи выделяют несколько типов отцов : (ведущий коротко характеризует каждый из типов)

«Папа – мама»

«Мама – папа»

«Карабас – Барабас»

«Крепкий орешек»

«Попрыгунья – стрекоза»

«Рубаха – парень»

Слайды № 13, 14

В план проведения нашей конференции мы включили анкетирование пап. В нём приняло участие 57 человек. Анализ анкет.

Можно сделать вывод, что рядом с нами чуткие, заботливые, терпеливые, мудрые, всегда доступные детям, кормильцы, немного строгие, очень занятые и часто находящиеся на работе папы.

Слайд № 15 Результаты анкетирования. Как, отметили в своих анкетах папы, а это 51 ч, дети чаще всего общаются с мамами. Часть из опрошенных пап – 23 ч отметили, что они тоже часто общаются с детьми.

Слайд №16 Результаты анкетирования на вопрос : «Какова роль отца в семье

Слайды № 17, 18 Папы в свободное время с детьми – играют, гуляют, читают книги, смотрят и обсуждают мультфильмы, стараются приучать детей к домашним делам, общаются, разговаривают, рисуют, лепят, смотрят телевизор, прибирают жильё, работают в огороде, выполняют строительные работы, выезжают на природу, на речку, играют за компьютером, катаются на санках, велосипеде, занимаются спортом (ходят на каток, в бассейн) .

Слайд №19 Папы стараются говорить своим детям «Я тебя люблю» , и не забывают их хвалить. Они почти никогда не ругают своих детей в присутствии посторонних, иногда только делают замечания.

Слайд № 20, 21

28 пап считают наказание неэффективным способом воспитания , остальные – иногда эффективным. Многие папы рассказывают детям о своем детстве (интересных событиях, любимых играх и игрушках) . Все папы детского сада проводят отпуск вместе с детьми, к сожалению, не у всех пап есть отпуск.

Слайд № 22-24 Результаты анкетирования

Слайды № 25, 26 В конце каждой анкеты папы высказали свои пожелания детям.

Слайд №27 Благодарность все папам, принявшим участие в анкетировании за их искренние и интересные ответы.

Слайд №28

Презентации семей : Мальгиных, Цветковых, Филлиповых, Кукушкиных, Митюшкиных. Родители рассказывали об опыте семейного воспитания девочек и мальчиков и роли отца в семьях

Слайд №29 Награждение заведующей ДОУ Куделиной О. Ю. выступающих родителей

Слайд № 30

Ведущая : При подготовке к нашей встрече мы обратились ко всем папам с просьбой рассказать нам посредством фотографий о себе, своей работе, увлечениях, службе в армии. Получились очень яркие, запоминающиеся стенгазеты. Передать словами чувства любви и гордости, с которыми дети передавали нам фото своих отцов, просто невозможно.

Слайд №31 Многие папы откликнулись и на нашу просьбу показать нам свои умения и мастерство. На нашей выставке вы видите различные скворечники, кормушки, различные виды транспорта, предметы быта и украшения интерьера и, конечно, игрушки. И всё это изготовлено золотыми руками наших пап, за что им огромное спасибо.

Слайд №32 : В период празднования Дня защитника Отечества мы предложили мамам с детьми, подготовит для вас поздравительную открытку. Все открытки разные, но всех их объединяет огромная любовь ваших близких к вам, нашим папам. Сегодня мы имеем возможность отметить тех пап, которые особо активно участвуют в жизни детского сада, группы, охотно откликаются на различные просьбы педагогов детского сада.

Слайд №33 Награждение активных пап.

Ведущая : Нам бы хотелось, чтобы ряды таких активных и умелых пап пополнялись с каждым годом.

Слайд № 34

К сегодняшней нашей встрече мы подготовили буклеты, которые содержат различные советы по вопросам воспитания детей . Вы можете выбрать те, которые вам интересны.

Слайд № 35 Решение конференции

Слайд №36

Ведущая : Нам хотелось бы закончить нашу встречу такими словами : «Нет никакого сомнения, что на протяжении всего детства именно родители оказывают на ребенка наиболее сильное влияние. Самый верный способ создать наилучшие отношения со своими детьми – контролировать себя, а не винить детей. Чем лучше мы научимся разбираться в себе и жить в согласии с самим собой, тем больше пользы принесем детям»

«Роль отца в семейном воспитании»

Свое выступление хочу начать с задания для первоклассника: отгадайте зашифрованное слово - 7Я. Верно, семья. Все присутствующие здесь люди – выходцы из семей. Такое знакомое и близкое слово прозвучало – и как-то теплее стало на душе. Слово «семья» образовано от южнославянского существительного «съмь» - работник, слуга, домочадец. Год назад все наши домочадцы создавали все условия для того, чтобы мы как можно лучше сдали ЕГЭ, вместе с нами решали, кем быть, куда поступать, волновались и переживали. Именно в такие периоды жизни понимаешь, что такое семья. Говоря языком психологии, семья – это группа людей, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, обеспечивающая личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Действительно, в семье чувствуешь себя защищенным, веришь, что помогут, поддержат тебя.

А теперь поднимите руку те, кому в семье наиболее близка мама. Невооруженным глазом видно, что таких людей большинство. Мать, женщина – хранительница семейного очага; от нее исходит доброта, нежность, только она может так заботиться и жертвовать собой ради детей! Так нужен ли семье отец? Многие семьи, и число их увеличивается с каждым годом, прекрасно обходятся без поддержки мужчины. Или это мнимое благополучие? Задавая себе эти вопросы и стараясь найти ответ, я поняла, что предлагаемая мной тема «Роль отца в семейном воспитании» актуальна.

Чего не может женщина...

Современная женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью - уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Женщина может многое! Может даже быть мужественнее многих мужчин...

Одного не может женщина - быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков...

Потребность ребенка в отцовской защите

Вполне понятно, почему, говоря о семье, мы представляем, прежде всего, свою маму. Природой заложена в нас потребность в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более самостоятельным, он долго еще нуждается в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви.

При этом отец воспринимается иначе. В норме - это ощущение силы, родной и близкой, которая и окутывает тебя, защищая, и как бы входит в тебя, становится твоей собственной, дает ощущение неуязвимости. Дети чувствуют эту силу и тянутся к ней. И если нет отца, но есть рядом любой мужчина, который стал убежищем и старшим другом, ребенок не обездолен.

Ребенок нуждается в защите от опасностей внешнего мира, от опасностей, связанных с его внутренними страхами. Внешний мир - очень опасное место для маленького ребенка. Просто для того, чтобы выжить, он нуждается в защите от хитроумных приспособлений домашнего хозяйства и окрестных хулиганов. Среди прочего он должен научиться так переходить улицу, чтобы его не сбила машина, и так пользоваться домашними приборами, чтобы его не ударило током.

Кроме того, как не парадоксально это звучит, ребенок нуждается в защите от избыточной опеки матери. Я поняла это, когда в нашей семье появился ребенок, мой младший брат.

Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Фрейд говорил: "У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите". С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности

Также немаловажным фактом является то, что в общении ребенка с отцом усваивается так называемый мужской тип мышления, ответственный за успешность в понимании и овладении точными науками.

Отец прививает ценностное отношение к жизненной ситуации

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Спрашивает: «Сколько баллов ты набрала в игре «Русский медвежонок»? Или говорит: «Молодец, тебе вручили сертификат пловца! Ты умеешь плавать!» И семейный альбом (он теперь электронный) оформляет именно отец, сканируя грамоты и фотографии, систематизируя файлы и папки. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации.

Матери рождают мальчиков, а отцы воспитывают мужчин

Мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает его мужские черты. Именно на плечи отца возлагается нелегкая, ответственная, но почетная обязанность - ввести сына в мир по-настоящему мужских поступков, передать ему определенные взгляды на жизнь.

Отец как модель отношений с противоположным полом

Для сына отец является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с девочками.

Для девочки взаимоотношения с отцом – это первый опыт взаимоотношений с представителем противоположного пола. Как девочка будет строить отношения с мальчиками, во многом зависит от того, как к ней относился отец. Любимые отцами дочки ищут и, как правило, успешно находят подобные отношения во взрослой жизни. Девочкам, которые не испытали в детстве отцовского обожания, приходится его искать на протяжении всей жизни.

Так ли важен отец?

В заключение выступления, отвечая на вопрос «Так ли важен отец?», с уверенностью говорю: роль отца в семейном воспитании велика. Без его мужской поддержки, внимания и любви ребенка нельзя назвать по-настоящему счастливым.

Классификации отцовского отношения к ребенку

Выделяют два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая по требность в мужчинах сильнее - опекать заботиться или учить:

1) мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой за хватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен, безза щитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь;

2) у других мужчин ведущая потребность - учить, передавать свои зна ния и умения, т.е. сделать ребенка в пря мом смысле слова своим наследником

Есть и другая классификация отцов:

1) большой друг . Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребен ком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но |обычно на этом «большой друг» останавлива ется, уверенный в том, что он сделал всё то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовле нии уроков... Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме «Большой друг» - это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет мно го друзей, то кто же будет ему папой

2) предводитель семейства . Наиболее тра диционный тип отца. Все домашние хло поты ему неинтересны. Это мужчина, ко торый чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ре бенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

3) исключительный папа . Это отец, котор ый иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях! Единстве нно, чем рискуют папы-наседки, - это увле чься и стать... еще одной мамой, т.е. кон курентом, а не дополнением. А если па па занимает мамино место, то кто же бу дет на папином?

4) вечно юный супруг . Он обожает ребенка и всегда готов помочь суп py г e ... Но он не может отказаться от сво его мотоцикла, друзей, любимых занятий . Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много зан имается с ребенком. Зачем возиться два часа с его уроками или так расстраивать ся из-за его отметок? Итак, существуют самые разные типы отцов ского отношения к ребенку. Но, несмот ря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в развитии ребенка. В наше время уже никого не уди вляет, что многие мужчины присутствую т при родах жены. И это не проходит бесслед но ни для отца, ни для ребенка. Так, например, отцы, оказывающие помощь во врем я или сразу после родов, отмечают, что они практически сразу привязывались к : ребёнку, чувствовали эмоциональный подъем, гор дость и росли в собственных глазах. данные многих исследований говорят о том что отцы, державшие ребенка на руках с разу после рождения, и в дальнейшем продолж али больше играть со своими детьми заботиться о них. Такое отношение со стороны отца очень важно для развития ребенка. Так, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и ум ственного развития.

А вот еще одно исследование. Сравни вая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпе­ тентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, вырос шие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы от­рицательно сказывается на учебе и само уважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

Итак, мы видим, что роль отца в вос питании ребенка очень велика. Думаю, что разговор о специфике взаимоотношений отца и ребенка может быть продолжен без сомнения, существует много об щего в том, как отцы и матери ве дут себя по отношению к детям. И все -таки матери отличаются от отцов по тему, каким занятиям уделяет больше «внимания каждый из них. Эти различия и являются в их содержании. Например, такое занятие с ребенком, как иг ра. Сам стиль игры у отца и матери разли чен. Отцы обычно склонны играть с де тьми более энергично, проявляют больше физической силы. Игра между отцом и ребенком носит циклический ха рактер, за вспышками возбуждения в про явлении внимания следуют периоды ми нимальной активности.

Матери же играют по-другому: они во влекают детей в традиционные спокой ные, предсказуемые игры. Но что инте ресно: когда отец берет на себя основную заботу о ребенке, он чаще ведет себя так, как это делает мать.

Сегодня все больше мать берет на себя основную ответственность за благосостояние ребенка и его поведение. Следует, однако, отметить, что отец дает меньше ука заний ребенку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И, может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму. Хотя вмешательства отца важны, он стремится играть поддерживающую роль для матери в формировании поведения ребенка. В целом мама является не только основным человеком, который за ботится о ребенке (даже если работает), но также она исполняет роль первичного посред ника в социализации ребенка.

При рассмотрении специфики отношени я матери и отца к ребенку стоит упомяну ть и о лежащих в основе организации общества принципах: патрицентрического (или патриархального) и матрицентричес кого (или матриархального). Матрицент рический принцип делает центральной фигурой общества любящую мать. Мате ринский принцип - это принцип безус ловной любви; мать любит своих детей не потому, что они нравятся ей, а потому, что они ее дети (или дети другой женщины). Поэтому материнскую любовь нельзя за служить хорошим поведением, но нельзя и потерять ее, согрешив. Материнская любовь - это милосердие и сострадание. Отцовская любовь, напротив, обусловле на; она зависит от достижений ребенка и его хорошего поведения; отец сильнее лю бит того ребенка, который больше всего похож на него, того, кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но ее можно вновь заслужить раскаянием и смирением. От цовская любовь - это справедливость (Э.Фромм, 1990). Об этом же пишет и М.Максимов: «Мама - это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты, хороший или плохой. Мамина любовь всегда с то бой. Папиной любви надо добиваться, ста раясь быть таким, каким он хочет тебя ви деть» (М.Максимов, 1992).

Итак, можно сказать, что специфика отцовской позиции обусловлена как био логическими (природными) особенностя ми мужчин, так и социокультурными ожиданиями.

Новое на сайте

>

Самое популярное