Домой Лечение Оздоровительные методики ушу. Китайская гимнастика - упражнения для похудения и оздоровления Утренняя зарядка ушу

Оздоровительные методики ушу. Китайская гимнастика - упражнения для похудения и оздоровления Утренняя зарядка ушу

К. М. БАРСКИЙ, востоковед,
В. В. СМЕКАЛИН, мастер спорта

Для китайской гимнастики ушу характерно многообразие школ и стилей. Шаолиньская школа наиболее популярна в Китае. Она взяла за основу движения, с помощью которых народ издревле укреплял здоровье и поддерживал спортивную форму.

Сегодня мы начинаем знакомить вас с «18 приемами буддийских монахов» - комплексом упражнений, который можно назвать энциклопедией шаолиньской школы ушу. Комплекс взят из книги известного китайского мастера ушу Ца Лунъюня.

Состоит комплекс из 28, а не 18 движений: несколько элементов добавлено с целью сделать более плавными переходы от одного движения к другому. Отдельные движения повторяются дважды.

Стрелками на рисунках обозначены последующие движения рук и ног.

1. ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Ноги вместе, руки вытянуты вдоль туловища, пальцы прижаты к бедрам, спина прямая, плечи расправлены, глаза смотрят прямо перед собой. Дыхание ровное, глубокое (рисунок 1).

2. НОГИ ВМЕСТЕ КУЛАКИ К ПОЯСУ

Сжать руки в кулаки, поднять их вдоль туловища к поясу, ребро ладони прижать к поясу. Повернуть голову влево, глаза смотрят прямо перед собой (рисунок 2).

Примечание: движения рук и поворот головы выполняются быстро и синхронно. При этом корпус слегка подать вперед, центр тяжести перенести на носки ног. Локти плотно прижаты к туловищу Тело готово к выполнению следующего движения.

3. ОРЕЛ ВПИВАЕТСЯ В ГОРЛО

а) Развернуть корпус на пол-оборота влево, ноги полусогнуты в коленях, правая на месте, левой сделать широкий шаг.

Левый кулак разжать и описать левой рукой круг против часовой стрелки перед собой от пояса к правому плечу, затем одновременно с разворотом корпуса вытянуть ее от плеча вперед; рука полусогнута в локте, ладонь направлена вперед, пальцы - вверх, большой палец отставлен, глаза смотрят на кисть левой руки (рисунок За).

б) Не прекращая движение хватающим жестом сжать левую руку в кулак, развернуть его ребром ладони к себе и резко отвести к поясу. Одновременно развернуть корпус влево, а носок правой ноги - вовнутрь, выпрямить правую ногу и полусогнуть в колене левую, перенеся на нее центр тяжести.

В это же время разжать правый кулак и выпрямить правую руку от пояса вперед, ребро ладони направлено вперед, пальцы - вверх. Глаза смотрят на кисть правой руки (рисунок 3б).

Примечание: отведение левой руки, выпрямление правой производятся одновременно. При выпрямлении правой руки плечи опущены, корпус слегка наклонен вперед, пальцы на уровне бровей.

4. ПОЗИЦИЯ ПУСТОЙ ШАГ И ТОЛЧОК ЛАДОНЬЮ

Перенести центр тяжести на правую ногу и полусогнуть ее в колене, отвести левую ногу немного назад, носок оттянут и едва касается земли (позиция пустой шаг).

Одновременно опустить правую руку вниз и отвести ее назад к поясу, ладонь направлена вперед, пальцы - вниз.

Левый кулак разжать и выпрямить левую руку толчком вперед, ребро ладони направлено вперед, пальцы - вверх.

Вслед за отведением правой руки подать корпус назад и слегка развернуть вправо, глаза смотрят на левую ладонь (рисунок 4).

Примечание: центр тяжести тела перенести на правую ногу, левая полностью разгружена, спина прямая.

5. ЧЕЛОВЕК, ЗАКИДЫВАЮЩИЙ НА ПЛЕЧО КОТОМКУ

а) Левой ногой сделать шаг вперед. Левой рукой описать круг против часовой стрелки через низ к правому плечу, большой палец отставлен, рука полусогнута в локте. Вслед за шагом рука от плеча продолжает движение вперед по дуге.

Одновременно с этим левую ладонь сжать в кулак, выпрямить левую руку и отвести ее за спину вниз. Глаза смотрят на кисть левой руки (рисунок 5а).

б) Не прекращая движение, хватающим жестом сжать левую ладонь в кулак, развернуть его ребром ладони к себе и резко отвести к поясу. Одновременно правой ногой сделать шаг вперед, вслед за шагом корпус развернуть влево, ноги полусогнуть в коленях (позиция наездника).

Следуя за корпусом, правая рука из-за спины уходит через низ вперед. Затем полусогнуть ее в локте, кулак расположить перед лицом на уровне бровей, ребро ладони направлено влево. Одновременно повернуть голову вправо, глаза смотрят прямо перед собой (рисунок 5б спереди и сзади).

Примечание: отведение кулака к поясу, широкий шаг правой ногой и выведение правой руки производятся одновременно. Приняв позицию наездника, правое плечо подать вперед, а левое - назад. Плечи опущены, спина прямая.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Исследуя традиционные оздоровительные системы стран этого региона, ученые ищут оптимальные пути их внедрения в нашей стране.

Общеразвивающие подготовительные упражнения гимнастики ушу которые предлагаются вашему вниманию, укрепляют мышцы плечевого пояса, улучшают подвижность плечевых суставов, совершенствуют координацию движений, тренируют вестибулярный аппарат.

Упражнения включают в себя элементы статической гимнастики, укрепляющие мышцы и связочный аппарат стопы, улучшающие подвижность крупных суставов ног, повышающие сосудистый тонус.

Обратите внимание на следующие моменты. Перед выполнением упражнений особым образом подготовьте мышцы ног и рук. Для этого сделайте самомассаж суставов в положении сидя.

Растирание начинайте с мелких суставов пальцев рук и ног движениями от периферии тела к его центру, например, от пальцев ног к голеностопному суставу и дальше к подколенной впадине. Мышцы под коленом массировать нельзя!

Затем мягко, но энергично разомните мышцы, стараясь захватывать мышечные пучки. Дижения массирующей руки должны быть несколько замедленными, вязкими. Массаж делайте в течение 3-5 минут до появления ощущения тепла в массируемой части тела.

Одним из достояний Китая является Военное искусство ушу. Это боевое искусство было распространено во всём Китае, как среди простолюдинов, так и среди дворян. У ушу были и хорошие времена и плохие, когда боевые искусства преследовались императорами. Мастера ушу издавна славились своим крепким здоровьем и уже тогда всем было известно, что ушу для здоровья полезен. Мастера ушу практиковали разные виды гимнастик и у разных школ были свои методы и техники.

Многие из мастеров ушу до сегодняшнего дня практикуют лечебное ушу и среди них одним из известнейших считается мастер Му Юйчунь. Он с самого детства учился в разных боевых школах ушу и практиковал боевую гимнастику. Конечно же, нельзя как-то разделить боевую часть ушу от лечебной, но за все годы своей практики мастеру удалось продумать специальную технику для тех, кто не учил боевое ушу, но хочет иметь крепкое здоровье.

Техника мастера Му Юйчунь представляет собой утреннюю гимнастику с аспектами боевого ушу, которая помогает излечиться от многих недугов. Все кто присоединился к мастеру, утверждают, что его техника утренней гимнастики творит чудеса. По словам мастера, его методика помогает людям излечиться не только от физических недугов, но и от душевных, так как основа этой практики — это душевное равновесие.

Загляните ещë сюда:


Ушу очень хорошая всесторонне развивающая физкультура или боевое искусство для всех возрастов, особенно, конечно, для детей. Читайте и смотрите видео про оздоровительную гимнастику и комплекс упражнений ушу.

Термин «ушу » в переводе с китайского означает «боевая (или воинская) техника (или искусство)». Этот термин существует с начала XX века, раньше использовались термины «цзицзи», «цзи-цяо», «цзиюн», «цюаньшу», «цюаньюн» (которые переводятся, соответственно, как «техника ударов», «техническое искусство», «герой техники, «кулачная техника», «кулачные герои». Последнее из эих названий (цюаньюн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - «Шицзин», датируемой XI-XII веками до нашей эры).

Основными задачами ушу являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона (последнее - не во всех стилях). Включает работу без оружия (тушоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в виде отдельных упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных упражнений.

Тренируются в одиночку, парами, группами. Самозащита без оружия (фаншэнь) и спортивные контактные поединки «саньда» (что означает «рассеянные удары», т.е. не объединенные в комплексы формальных упражнений), строго говоря, в ушу не входят.

Комплекс упражнений и гимнастика ушу

Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждом уезде Китая, часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля ушу . Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80.

Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово «кулак» (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для китайцев образные названия стилей («Цветок сливы», «Красный кулак»).

Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ ушу . Например, считалось, что родоначальником стиля «Обезьяны» (Хоу-цюань) был сам царь обезьян. Появление стиля «Направленная воля» (Синь-И-цюань) традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем.

Согласно легенде, знаменитый стиль «Пьяницы» был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль «Потерянный след», или «Лабиринт», - бывшим воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.

Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.

Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали три крупных центра ушу , каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений традиционного (или народного) ушу : шао-линьского, уданского и эмейского.

Гимнастика ушу для начинающих

Гимнастика ушу для начинающих Уданское направление сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его «дай», то есть Пути. Даосизм, основываясь на учении о двух началах инь-яни пяти первоэлементах, стремился достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию.

За два тысячелетия даосские монахи, исходя из «Книги перемен», создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.

Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную гимнастику, а также строжайшую диету.

Создавая гимнастические комплексы, даосы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными.

Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека. Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые, превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых «звериных» стилей, характерных для всех направлений ушу .

Ушу оздоровительная гимнастика для ребенка

Ушу оздоровительная гимнастика для ребенка. Первый из дошедших до нас трактатов ушу уданского направления был написан в III в. лекарем-даосом Хуа То, назывался он «Игры пяти зверей». Его автор еще при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал: «У меня есть своя система упражнений…

В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения».

Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте «Высшей чистоты». В крупном даосском центре в горах Удан-шань в провинции Хубей произошло формирование уданского направления как методики достижения здоровья и долголетия путем психомедитативного проведения энергии «ци» по 12 каналам внутри тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной гимнастики; сексуальной практики; дие-тологии.

Считается, что мягкие стили, отличающие уданское направление, зародились в III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде китайской истории.

Почему же уданский стиль ушу называют мягким? Все его школы (Тайцзи-цюань, Багуа-чюань, Синь-И-цюань и др.) стремились привести человека в состояние естественности, единства с окружающим миром. А тот, кто совершал или провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны, но даже она почти лишена элементов агрессии.

Основные принципы всех мягких стилей удан-ского направления сводятся к следующему.

  1. Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга движений.
  2. Плавность и округлость движений.
  3. Своевременное расслабление, позволяющее «двигаться будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже». Все тело должно быть подобно мягкому шлангу, наполненному энергией.
  4. Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это внешнее движение, а контроль за дыханием, разумом и волей - внутреннее.
  5. Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока. «Корень сокровенной пружины произрастает из сердца» - такая фраза неоднократно встречается в уданском ушу . Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.

Китайская гимнастика ушу для начинающих

Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их сложности, известны под названием «тао». В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, «перед тем как исчезнуть», передала их людям как путь физического и духовного совершенствования.

Для «тао» всех школ характерны чередование мягкости и жёсткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии! Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение.

Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии.

Схемы движений в тао воспроизводят священные геометрические фигуры-символы: квадрат, круг, спираль. Даже количество движений соответствует «магическим» числам. Все тао различных школ уданского ушу прямо связаны с теорией 8 триграмм и 64 гексаграмм «Книги перемен».

Каждое движение в них несет философский смысл и магическую символику. Например, тао звериных стилей призваны даровать могущество, стремительность, бесстрашие и неуязвимость. А выполняющий их находится под покровительством того божественного животного, чьи движения он воспроизводит.

Ушу упражнения гимнастика для начинающих

Ушу упражнения гимнастика для начинающих в уданском ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения.

Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал: «В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают…

Идущему впереди тех, кто; слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность… хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости».

Другим крупным направлением в ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай), включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.

В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из Индии к берегам Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В их числе был двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко известной на Востоке секты Дхьяна.

Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского раджи Сугандха, принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование соответствовало его высокому положению: он изучал традиционные воинские искусства, древние Веды, буддийские сутры.

Особенно его привлекала теософия, учение о единении человеческой души с божеством. Чтобы узнать сокровенные истины буддизма, Бодхидхарма вступил в секту йогачара, а затем основал свою собственную. Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил отправиться в эту страну.

Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников буддизм в Китае переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30 тысяч буддийских храмов распространяли через своих послушников чужеземную религию. Сразу же по прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства Северный Вэй.

О чем они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора Бодхидхарма отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и удалился в небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в провинции Хэнань.

Основы и боевые упражнения ушу

Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном одиночестве в горном гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно проповедовать Чань («чань» по-китайски то же самое, что «дхьяна» на санскрите - «медитация»).

Это учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла укрепление тела и духа во имя постижения вечных истин. Вот почему Бодхидхарма начал проповедовать Чань с преподавания ушу , упорной физической тренировки тела как «вместилища духа».

От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие в конце концов 72 воинских искусства. В древнем трактате говорится: «В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусства.

Восемнадцать из них - трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения оружием. Остальные посвящены овладению Ци, упражнениям на твердость и мягкость, приемам захватов…» Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы, способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими человек мог наносить удары любой частью тела.

Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое мест занимает среди них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века. Это был блестяще и разносторонне образованный человек. Увлечение философией победило все остальные привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы полностью посвятить себя изучению проблемы единства духа и тела.

Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел основной школой шаолиньского ушу , но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал комбинации видов обороны - «72 шаолиньских приема захватов и освобождений». Позднее они вошли в арсенал почти всех школ ушу , но под разными названиями.

Вот лишь некоторые из них: «Секреты шаолиньских захватов», «Искусство боевых замков», «72 тайных захвата», «Искусство разрыва связок и сухожилий», «Коварная или дьявольская рука».

Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на законах биомеханики и ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера ушу открыли, что из нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108 могут при давлении на них усилить либо ослабить удар или захват.

В их число входят 36 точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой можно убить человека. Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру ушу нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока, удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и трансформировалось в боевом единоборстве айки-дзюцу.

Гимнастический комплекс ушу для начинающих

Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей «Тигра», «Дракона», «Леопарда», «Змеи», «Журавля».

Стиль «Тигра» как наиболее жесткий и силовой использует в основном энергию разрывания. В стиле «Дракона» сила не играет главной роли, в нем доминирует протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение одновременно действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека безукоризненного вестибулярного аппарата.

Стиль «Леопарда» основан на умении накапливать упругую силу и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке особое внимание уделяется нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция делает его наиболее опасным. Стилю «Змеи» присущи низкие перетекающие движения, смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного расслабления.

Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое место. Стиль «Журавля» характеризуется oсобой выносливостью, равновесием, великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.

Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям.

Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или саблей…

На базе шаолиньского ушу оформились и развились самые различные стили. Например, школа «Обезьяны» синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе. Обилие акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из искуснейших в ушу .

Сложной акробатикой наполнены стили «Пьяницы», «Катающегося по земле», «Мицзун». Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене психофизических состояний.

В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи участия не принимали.

И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта ушу .

Пять больших южных школ ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из Шао-линя.

Многие приемы боевых искусств сохранились еще с древних времен, т.е. каждый прием – это передача многолетнего исторического опыта, знаний в области единоборств, методики обучения и.т.п. Поэтому мы говорим, что единоборства это обмен этими знаниями, в них побеждает тот, кто лучше знает прием, кто правильнее умеет проводить его, кто больше тренировался.

При подготовке единоборца применяется система физических упражнений, организуемых на учебно-тренировочных занятиях. Тренировка – это процесс физического воспитания, направленный на достижение спортивных результатов.

Задачами тренировки является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие, формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование навыков избранного вида единоборства, воспитание морально -волевых качеств, приобретении знаний о боевых искусствах.

Структура занятий.

Все учебно-тренировочные и самостоятельные тренировочные занятия имеют сходную структуру и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть – разминка, имеет целью разогреть организм, подготовить опорно-двигательный аппарат и внутренние органы к предстоящей работе.
Важной особенностью разминки в боевых искусствах является правильное дыхание и полная концентрация.

Основная часть отводиться на изучение или совершенствование техники, а также развитию двигательных качеств занимающихся. Её содержание зависит от периода тренировок, подготовленности спортсмена и других условий.

Заключительная часть тренировки используется для переключения от работы к отдыху.
Это создание условий для ускоренного протекания восстановительных процессов.

Тренировочные методы.

Основной методический арсенал тренировки составляет система методов строго регламентированного упражнения . Эта обширная группа методов включает многие разновидности, в частности:

  • методы расчлененно-конструктивного упражнения и методы целостного упражнения (техническая подготовка);
  • методы избирательно направленного упражнения и методы генерализованного (с общим воздействием на комплекс способностей спортсмена) упражнения (физическая подготовка);
  • методы различаются также по признакам стандартности или вариативности связанных с ними воздействий, их прерывности или непрерывности:

Одним из таких методов можно считать повторный метод , который характеризуется повторением одних и тех же движений или связок несколько раз с интервалами для отдыха. При этом необходимо стабильно сохранять качество движений и скорость.

Количество и время выполнения упражнений зависят от задач тренировки, особенностей тренировки гликолитических и окислительных мышечных волокон, функционального состояния спортсмена, характеристик объема и интенсивности нагрузки и других условий.

Круговой метод – поочередное выполнение различных упражнений, подобранных и объединенных в единую схему. Для каждого упражнения определяется место, таких мест может быть 8-10. На каждом из них спортсмен выполняет одно из упражнений.

Вариационный (переменный) метод основан на изменении основных характеристик и параметров базовых упражнений и комплексов. Примером может быть тренировка базовых стоек в более медленном темпе, тренировка прыжков и передвижений на песке, тренировка с более тяжелым оружием и.т.п. Этот метод характеризуется непрерывной работой с меняющейся интенсивностью.
Примером такой тренировки может быть сначала отработка удара медленно, акцентируя внимание на траекторию движения, далее с большой скоростью, затем с выбросом силы и динамическим напряжением.

Также к этой группе относятся метод непрерывного упражнения.

Игровой метод позволяет тренировать такие качества и способности единоборца как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, вариативность. Эффективность метода объясняется высоким эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в играх.

Соревновательный метод – выполнение комплексов или поединков в условиях близких к соревнованиям.

Кроме названных в процессе спортивной тренировки и в тесной связи с ней используются многие другие средства и методы. Это прежде всего общепедагогические (методы словесного и наглядного объяснения, методы побуждения, убеждения, приучения и.т.п.)

Объем и интенсивность тренировочных нагрузок.

Общая величина нагрузок производна от ее объема и интенсивности. В самом широком смысле объем нагрузки относится к ее протяженности во времени и суммарному количеству работы. Понятие интенсивность нагрузки связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени. Важной особенностью тренировок является правильная комбинация этих параметров. Обычно это сочетание объема и интенсивности, которое характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки тем меньше интенсивность, и наоборот. Нагрузки с предельно возможными параметрами объема и интенсивности применяются значительно не часто. Правильное использование этих параметров это отличный инструмент в руках тренера, который поможет избежать переутомления и перетренированности спортсмена.

Тренировка технических действий.

Когда мы говорим о выполнении двигательного действия, то всегда упоминаем понятие «техника». Под техникой понимается наиболее эффективный способ выполнения действия или, еще говорят, рациональное выполнение.

Техника двигательного действия есть результат поиска, анализа, проверки на практике способов его выполнения мастерами. Рациональность техники оценивают по ее параметрам (динамическим, кинематическим, временным, скоростным и.т.д.), но в единоборствах решение двигательной задачи зависит от реакции спортсмена, выбора необходимого действия, точности, оценки двигательной ситуации.

Тактическая подготовка.

Прием – это техническое действие, с помощью которого добиваются победы. Использование отдельных приемов в единоборствах не всегда оказывается эффективным, так как подготовка приема и его проведение требуют времени, при этом не трудно разгадать намерение атакующего. Поэтому большинство мастеров имеют одну общую особенность, применяют так называемые комбинации атак, используя подготовительные и завершающие приемы, проведение которых подчинено единой тактической цели.

Под тактической подготовкой понимается рациональное использование тактических действий с целью создания благоприятных условий для проведения задуманного приема.

Этапность обучения двигательным действиям.

В основе двигательного умения лежит знание о движении, предварительный двигательный опыт. В процессе многократных повторений двигательные действия становятся привычными и координированными. Умения переходят в двигательные навыки. Движения происходят как бы автоматически, без направленной концентрации внимания на деталях. Знание основных закономерностей формирования двигательного умения, совершенствование двигательных действий существенно ускоряет овладение новыми движениями, формирует прочные двигательные навыки.

Процесс овладения новым движением происходит в три этапа:
1. Ознакомление с новым движением.
2. Формирование двигательного умения.
3. Формирование и совершенствование двигательного навыка.

На этапе ознакомления с новым движением, занимающийся слушает объяснение тренера, просматривает демонстрацию движения. После чего делает первую попытку выполнить новый элемент в общих чертах, при этом выполняя элемент полностью или по частям. Важной особенность тренировки на этом этапе является правильное выполнение техники. Для этого важно акцентировать внимание занимающегося на ключевых моментах («опорных точках») приема или движения. Например, при отработке прямого удара кулаком, занимающийся акцентирует внимание на важных «опорных точках»: кулак, плечи, взаимодействии двух рук, работе корпуса, направлении взгляда.

На этапе формирования двигательного умения путем многократных повторений технические приемы доводят до совершенной формы. Широко используется целостный способ выполнения упражнения с избирательной отработкой отдельных деталей.

На этапе формирования и совершенствования двигательного навыка приемы отрабатываются в реальных и даже усложненных условиях. Это самый длительный этап подготовки.

Соревнования.

Очень важной составляющей учебно-тренировочного процесса являются соревнования. Неслучайно говорят, что настоящий рост мастерства спортсмена происходит на соревнованиях. Смена противников, т.е. постоянное изменение условий, в которых единоборец совершенствует технические действия, является самым эффективным средством для роста спортивного мастерства.

Аттестации.

В боевых искусствах широко используются нормативные способы количественной постановки задач и оценки результатов их выполнения. Каждый удар, прием, бросок имеет свое контрольно-оценочное значение. По выполнению либо недовыполнению различных технических элементов можно судить о том, как идет реализация поставленных задач, какова эффективность средств и методов, насколько удалось повлиять на динамику роста технического мастерства и двигательных способностей.

Неслучайно, в боевых искусствах, которые являются сложнокоординационными видами спорта, особое внимание уделяется разработке и внедрению нормативов для аттестации на пояса.

Тренировка в УШУ. Основы мастерства.

Тренировки в УШУ строятся на основе понимания цели, которую ставит перед собой занимающийся. Принято считать, что это может быть оздоровительная, спортивная или боевая направленность, что каждая из этих составляющих имеет свои средства и методы для ее достижения. Есть и другой подход в понимании тренировки в УШУ.

Особенности тренировок и соревнований в дзюдо, самбо, шуайцзяо.

На протяжении развития всей истории развития человеческого общества борьба служила универсальным средством физического воспитания человека и подготовки его к трудовой и военной деятельности. Постепенно происходило осмысливание и формирование технических действий, характер и особенности во многом зависили от условий образа жизни и традиций разных народов. Мы рассмотрим три вида борьбы получивших известность и популярность во всем мире. Это японская борьба «Дзюдо», китайская борьба «Шуайцзяо», и борьба сложившаяся из национальных видов борьбы СССР «Самбо».

Тренировки в каратэ.

Каратэ это одно из старейших боевых искусств на земле. Оно зародилось на острове Окинава путем смешения приемов китайского ушу и приемов местной борьбы.
Особую актуальность каратэ получило после захвата Окинавы Японией и введения запрета на ношение оружия местным жителям. Первоначально каратэ так и называлось-"китайская рука". Отцом современного каратэ является Гитин Фунакоси, который в начале 20-го века приехал из Окинавы в Токио, где и провел первую демонстрацию каратэ.

Тренировки в тхэквондо.

Из всех видов корейских боевых искусств наиболее известно тхэковондо.
Тхэквондо - это боевое искусство, возникшее как совокупность древних видов корейских единоборств. По-корейски Тхэквондо означает " Путь ноги и руки ". Характерной особенностью Тхэквондо является широкое применение ударов ногами, а также ударов ногами и руками в прыжках. Этот вид боевых искусств опирается на тысячелетний опыт традиционных боевых искусств, и при этом использует все лучшее, что было создано современной наукой.

На протяжении многолетней истории развития боевых искусств, на основе глубокого анализа и проверки на практике была проведена огромная работа по оптимизации выполнения движений и технических действий, накоплен богатейший опыт в области биомеханики движения. И это не просто особенности или манера выполнения или общая культура движения присущая каждому виду, а важные принципы и закономерности, рациональная и продуманная структура построения движения, а также способы подготовки, с целью увеличения двигательных возможностей при использовании боевых приемов. Важно понимание этой уникальной возможности на пути изучения боевых искусств.


Занятия и семинары по ушу для взрослых

УШУ-ЭКСПЕРТ

Cеминар на тему: "Чанбин - фехтование на копьях".

Темы семинаров:

1. Оздоровительные методики ушу
2. Дуаньбин - фехтование на коротком оружии
3. Чанбин - фехтование на длинном оружии
4. Традиционные направления ушу
5. Самооборона и рукопашный бой
6. Борьба шуайцзяо

Подробнее на официальном сайте УШУ-ЭКСПЕРТ www.wushu-expert.ru



Эффективная самооборона для женщин на основе системы тунбэй.

В программу уроков самообороны входят приемы не требующие большой физической силы, удары в самые опасные для человека зоны, важные принципы и методы использования силы противника, а также изучение техники опережающего удара. Этот семинар будет полезен не только для женщин, но и для всех тех, кто заботится о своей безопасности.

Основы и базовая техника стилей входящих в тунбэй: бацзи, пигуа, фаньцзы, чоцзяо.

Понимание взаимосвязи этих стилей УШУ, хорошая тренировка базовой техники, поможет вам не только хорошо изучить и эффективно использовать эту систему, но и на ее основе создать свою уникальную методику самообороны.

Фехтование на короткой (меч дао, цзянь) и длинной дистанции (копье цян).

За 20-летний опыт работы с китайскими мастерами разработана целая система тренировки и применения главного приема фехтования на копьях - "ла на чжа". Также подробно разбирается техника передвижений, маневрирования, взаимодействия приемов копья и работы тела.

Фехтование с использованием двуручного меча мяо дао и палки бянь ган.

В программу семинара включены 16 приемов меча мяо дао на основе знаменитой техники, составленной патриархами традиционного ушу Ма Фэн Ту и Го Чан Шэн - мяо дао против копья, а также техника бяньгана у ин ци шоу, ши сань фа.

Оздоровительная система тунбэй да цзя цзы.

Движения в тунбэй да цзя цзы выполняются в медленном ритме с небольшими ускорениями, естественно и свободно, с концентрацией на внутреннее состояние и ровное дыхание. Особое внимание в движениях уделяется координации стоп и кистей, коленей и локтей, бедер и плеч, а также взаимодействию дыхания и потока внутренней энергии.

Оздоровительная система тунбэй да цзя цзы включает более 100 приемов. На этом видеоролике демонстрируются основные приемы этой системы. Это видео можно использовать как учебное пособие.

ОТ АВТОРА

У совершенно мудрого не бывает ошибок. В мире никто не понимает смысла его слов, мысли свои он хранит в глубокой тайне.

Гуань-цзы (I в. до н. э.)

Занятия гимнастикой ушу , на мой взгляд, доступны не только опытным физкультурникам, но всем, кто стремится укрепить собственное здоровье и избавиться от целого багажа хронических заболеваний.

С незапамятных времен на Руси, да и во многих других цивилизованных странах, сформировался стереотип здорового человека: конечно же, высокого роста, с атлетическим торсом, впечатляющим рельефом мышц. Но Восток – «дело тонкое», вернее, худое и маленькое. Поэтому в Азии идеал здорового человека – небольшого роста человечек, вполне упитанный, даже с небольшим брюшком (из-за брюшного дыхания, а не любви вкусно и много поесть). Кроме этого, у здорового человека, прежде всего, должны быть розовая атласная кожа, блестящие волосы, улыбка и спокойный, сияющий взгляд…

Главные признаки здорового человека в восточной культуре отличаются от европейских. Это, естественно, гибкость, подвижность суставов и сухожилий, пластика движений, правильное дыхание и способность управлять своим телом и волей. То есть налицо, вернее, на тело, гармония духа и плотского начала! Основатель знаменитой шаолиньской школы ушу Бодхидхарма четырнадцать веков тому назад воспитывал своих учеников по принципу: «Через совершенство тела к совершенству духа».

Ушу – это не только воинское искусство и спорт, это, прежде всего, лечебная и оздоровительная гимнастика, психотренинг и, как ни странно, философская система. Прежде чем развивать физические способности своего тела, китайские учителя призывали к совершенствованию личности, к поиску гармонии человека с окружающим миром.

Дословный перевод термина «ушу » – «воинское искусство». Возникнув несколько тысячелетий тому назад, ушу представляло собой приемы охоты и самозащиты от зверей и врагов. Но позже древние китайцы пришли к мысли, что, имея в арсенале такое мощное оружие, как ушу, человек должен быть сильным духом и владеть мастерством его использования, чтобы не причинить вреда слабым и беззащитным. Этого можно достичь только с помощью тренировок, не одного тела, но и духа.

Теперь, когда боевые действия ведутся с помощью совершенно другого оружия, нежели ушу, возникли два новых направления: это самооборона без оружия и система профилактической и лечебной гимнастики.

Лечебные и оздоровительные аспекты ушу составляют неотъемлемую часть народной медицины. Из многочисленных китайских источников известно, что «овладевший системами ушу повышает защитные свойства организма… постоянные занятия дают практическое умение в достижении крепкого здоровья и продлевают срок жизни… тогда человеку не понадобятся целые горшки лекарств ». Искусство ушу развивается на основе психофизической тренировки, во время которой человек активизирует и мобилизует скрытые возможности организма.

Самое широкое распространение ушу получило после образования в 1949 г. Китайской Народной Республики. С первого класса в начальных и средних школах введено преподавание ушу как обязательной физической подготовки.

Ушу – самый массовый национальный вид физической и спортивной подготовки в Китае, и на сегодняшний день не только в нем. Ушу не ограничивается лишь физкультурой и спортом. Ушу – сплав гимнастических комплексов и дыхательной гимнастики, включающих в себя элементы акупрессуры и имеющих оздоровительное и лечебно-профилактическое значение, это и спорт, и воинское искусство, это и психофизический тренинг, и изобразительное искусство, это философская система, определяющая взгляд на мир и даже сам образ жизни.

Условно в ушу можно выделить три направления: оздоровительное, спортивное и военно-прикладное, причем каждое следующее направление включает в себя предыдущие как неотъемлемую часть.

В моей книге я познакомлю читателей с первым направлением, которое является только малой вершиной громадного айсберга под названием ушу.

Ушу оздоровительной направленности включает в себя комплексы гимнастических упражнений, базовые движения тела (бедер, рук и ног), упражнения на отработку пластики перемещении, дыхательные упражнения и комплексы массажа.

Я не буду останавливаться на философских основах ушу, которые сложны и связаны с древними и современными религиозными системами Китая. Главная задача моей книги – это ознакомление с лечебной гимнастикой ушу, которая позволяет развить силу, гибкость, координацию движений, укрепить здоровье и, что самое главное, доступна людям с различным уровнем физической подготовки.

Освоение этих гимнастических комплексов и базовых движений поможет приобрести навыки использования вашей силы при выполнении различной тяжелой работы, развивает координацию движений и ловкость. Эти упражнения также можно использовать и в качестве гимнастики для снятия усталости и придания бодрости при напряженном умственном и физическом труде, причем большинство из них не требуют дополнительного пространства и специальных условий.

НАЧАЛЬНЫЙ ГИМНАСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Все должны понимать, что ушу – это не легкая загородная прогулка на свежем воздухе, поэтому, прежде чем приступать к сложным упражнениям, нужно подготовить свой ослабленный болезнями и бездельем организм.

Предлагаемый комплекс представляет собой упрощенную систему упражнений. Выполняя эти несложные упражнения, вы сможете не только размять все суставы, мышцы, сухожилия, но и «проработать» кровеносную и нервную системы, внутренние органы.

Если вы человек жутко занятой и у вас не хватает времени на выполнение всего комплекса, вы, конечно, можете сократить количество упражнений, но это то же самое, что, «приняв на грудь », забыть «занюхать корочку ». Результативность занятий значительно уменьшится. Поэтому, если вы всерьез задумались над своим здоровьем и планируете довести ваш организм до совершенства, не стоит экономить время на занятиях, особенно начальных. Помните, что даже тренированный гимнаст, имеющий при разминке сразу большие нагрузки, может получить травму.

Чем правильнее и тщательнее вы будете выполнять каждое упражнение, тем большего положительного эффекта достигнете. И хотя ушу первоначально сформировалось как боевое искусство, помните, что упражнения, приведенные мною в этой книге, не являются имитацией боевых движений. Поэтому выполняйте упражнения плавно и мягко. Иначе возможна травма сухожилий и мышц.

Несколько важных советов, прежде чем вы приступите к выполнению начального комплекса.

Лучше всего выполнять эти упражнения утром или вечером после работы (умойтесь, почистите зубы, освободите кишечник).

Одежда для занятий должна быть свободной. При выполнении упражнений в перерывах на работе распустите ремень и галстук, расстегните ворот рубашки и снимите часы.

Не делайте упражнений, когда чувствуете сильный голод; не делайте упражнений ранее, чем через 1,5–2 часа после еды.

Обычно, по китайской традиции упражнения выполняют стоя лицом на север.

Соблюдайте постепенность в нагрузке, занимайтесь регулярно (лучше понемногу, но регулярно).

Упражнения стоя

Можно включить бодрую музыку, лучше без слов или со словами на иностранном языке, чтобы не отвлекаться на осмысление текста (особенно трудно заниматься, если текст песни совершенно бессмыслен – слова ее могут надолго застрять у вас в мозгу, и бедный мозг, вместо того чтобы расслабиться, будет вынужден работать над анализом неанализируемого).

Каждое упражнение нужно выполнять не менее 12 раз.

Упражнение 1

Исходное положение : ноги врозь, руки вниз.

На каждый счет 1–4 делаем наклоны головы вперед, назад, вправо, влево.

Упражнение 2

Исходное положение : ноги врозь, руки в стороны.

На каждый счет делаем круговые движения кистями.

Упражнение 3

Исходное положение : ноги врозь, руки в стороны.

На каждый счет делаем круговые движения руками.

Упражнение 4

Исходное положение : ноги врозь, в руках гимнастическая палка или скакалка.

Поднимите прямые руки вверх над головой и сделайте круг в плечевых суставах, а затем вернитесь в исходное положение.

Упражнение 5

Исходное положение : ноги врозь, руки на пояс.

На счет 1–3 поочередно делаем пружинистые наклоны туловища влево и вправо.

Упражнение 6

Исходное положение : ноги врозь, руки на пояс.

На счет 1–3 поочередно делаем пружинистые наклоны туловища к правой ноге, левой ноге, вперед, на 4 возвращаемся в исходное положение.

При наклонах старайтесь достать кончиками пальцев или ладонями рук пола.

Новое на сайте

>

Самое популярное