Домой Боли Конспект индивидуального логопедического занятия при сенсорной афазии (средней и лёгкой формы). Упражнения при моторной афазии Конспект индивидуального занятия при моторной афазии

Конспект индивидуального логопедического занятия при сенсорной афазии (средней и лёгкой формы). Упражнения при моторной афазии Конспект индивидуального занятия при моторной афазии

В данной статье представлен практический материал по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности. Материал будет полезен для широкого круга специалистов, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций.

Логопедическая работа по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Афазия – системное нарушение речи, состоящее в полной или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Афазия может иметь разную этиологию: сосудистую, травматическую (черепно-мозговая травма), опухолевую.

Наиболее тяжелыми последствиями локальных поражений мозга любой этиологии являются нарушения:

А) речи и других высших психических функций (ориентировки в пространстве, умения писать, читать, считать и т.п.);

Б) движений.

Они могут присутствовать одновременно, но могут выступать и изолированно: нарушения движений у больного могут присутствовать, а нарушения речи отсутствовать, и наоборот.

Афазия – одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

Наиболее распространенной и признанной в отечественной и зарубежной афазиологии является нейропсихологическая классификация, созданная А.Р. Лурией. В основу концепции А.Р. Лурия положил представление о том, что очаг поражения всегда расположен на уровне вторичных полей коры левого полушария. Он приводит к тому или иному виду речевой агнозии или апраксии, которые оказывают системное патологическое влияние на работу третичных полей коры. В результате этого больной испытывает трудности в использовании средств языка, необходимых для передачи сообщения. Таким образом, согласно А.Р. Лурии, третичные (смысловые) поля коры при афазии остаются непораженными, но не могут полноценно функционировать, потеряв гностические или праксические опоры. Очаг поражения может располагаться в разных отделах вторичных полей коры – лобной, заднелобной, премоторной, постцентральной (нижнетеменной), височной, затылочной. Он может охватывать как один, так и несколько отделов.

От того, где располагается очаг поражения, зависит и форма афазии.

Классификация форм афазии по А.Р.Лурии:

  1. Моторная афазия афферентного типа;
  2. Моторная афазия эфферентного типа;
  3. Динамическая афазия;
  4. Сенсорная афазия;
  5. Акустико-мнестическая афазия;
  6. Семантическая афазия.
  7. Сенсорная афазия.

Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария. Основной механизм при этой афазии лежит в нарушении сложных форм звукового анализа и синтеза, и прежде всего в нарушении фонематического слуха. Вследствие этого возникает нарушение дифференцированного восприятия близких звуков речи, отличающихся только одним признаком. В более грубых случаях нарушения аналитико-синтетической деятельности слуховой коры нарушается дифференцирование и гласных звуков. Дефект восприятия звуков речи ведет к нарушению устной и письменной речи, а главное – к глубокому изменению семантической структуры речи, и прежде всего к нарушению значения и предметной отнесенности слова, что ведет к нарушению понимания. Расстройства фонематического слуха обуславливают, согласно нейропсихологической концепции афазии, грубые нарушения импрессивной речи – понимания. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и его предметной отнесенности. Звуки речи теряют для больного свое константное стабильное звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам. В результате этой звуковой лабильности в экспрессивной речи больных появляются характерные дефекты: логорея (обилие речевой продукции) как результат «погони за ускользающим шумом», замены одних слов другими, одних звуков – другими: замены одних слов другими: вербальные и литеральные парафазии.

Характеристика речевого статуса у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Понимание речи

У больных с грубой сенсорной афазией объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии понимать лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике. Выявляется грубое отчуждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями. В основе этих явлений – первичное грубое нарушение фонематического слуха. При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику и жест, интонацию собеседника.

Объем слухо-речевой памяти

Объем слухо-речевой памяти в большинстве случаев исследовать не представляется возможным из-за грубости первичного нарушения фонематического слуха.

Спонтанная речь

понтанная речь изменена по типу «словесного салата»: обилие литеральных и вербальных парафазий, логорея, явления звукового и смыслового «соскальзывания». Выявляются многочисленные аграмматизмы согласования, но в целом речь больных производит впечатление потока. Интонации богаты, темп несколько убыстрен, имеются ошибки в ударениях; лексика разнообразна. В ней преобладают глаголы, а также междометия и другие служебные части речи. Больные сопровождают высказывание разнообразной адекватной мимикой и жестами. Несмотря на грубые искажения фонематической и лексико-грамматической стороны высказывания, его общая смысловая направленность, как правило, передается больным. Самоконтроль практически отсутствует.

Повторная речь

Повторная речь крайне ограничена. В основном больной повторяет лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое количество звуковых искажений.

Диалогическая речь

Диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями. Конкретные сведения в ответе практически отсутствуют. Удается лишь уловить, и то не всегда, общую смысловую направленность.

Называние

Попытки называния сопровождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Называние распространенных действий несколько легче, чем предметов.

Фраза по сюжетной картинке

Попытки составить фразу сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочетаний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочисленными междометиями.

Пересказ текстов

Недоступен.

Чтение

Чтение в состоянии распада. Больные не могут прочитывать вслух и узнавать отдельные буквы. Ассоциативные связи «фонема – графема» грубо нарушена. Имеются лишь элементы глобального чтения.

Письмо

Письмо как функция отсутствует. Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упроченные слова. списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильностью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют. Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.

Задачи и методы обучения при сенсорной афазии грубой степени выраженности

Правильная организация процесса обучения позволяет больным преодолеть многие из отклонений в общем поведении, в его личностной реакции на дефект, а также влечет за собой изменение эмоционально- волевой сферы

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга – способности к компенсации. Необходимо строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания, а именно индивидуальные свойства личности больного, тяжесть соматического состояния, условия жизни и др.

Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определенные задачи и соответствующие им методы работы. Программа обучения строится с соблюдением принципа системности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

При сенсорной афазии задачей педагогического воздействия является восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессивной речи, чтения и письма. В случаях грубого нарушения речи при сенсорной афазии работа начинается с предметной деятельности больных, требующей от них выполнения конкретных действий (трудовых, игровых, учебных и др.). Восстановление понимания речи на этом этапе обучения проводится через различного рода невербальную деятельность больных.

Для накопления обиходного пассивного словаря используют показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам; показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенной лексической теме; показ частей тела на картинке и у себя; выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений со зрительной опорой на картинку.

В целях стимуляции понимания ситуативной фразовой речи используются ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом, выполнение простых устных инструкций улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

При подготовке к восстановлению письменной речи используется раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам, ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа, письмо слов, слогов и букв по памяти, «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов, выработка связи «фонема — графема» путем выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.

Примерные конспекты занятий по восстановлению речи у больных с сенсорной афазией грубой степени выраженности

Занятие №1

  1. Установление контакта с больным и затормаживание непродуктивной непроизвольной речи.
  2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Накопление обиходного пассивного словаря.
  4. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Оборудование: лото, тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Вводная беседа.

Здравствуйте! Меня зовут …..

Как Вас зовут?

Какой сегодня день недели?

Сейчас утро?

Завтрак был?

Основная часть.

2.1.- Будем играть в лото.

Я называю картинку, вы слушаете. Если у Вас есть картинка, Вы забираете.

Сковорода.

Покажите, где сковорода.

Хорошо. Кладите картинку на карту.

Тарелка.

Покажите, где тарелка.

Молодец! Положите картинку на карту.

Покажите, где нож.

Хорошо! Положите картинку на карту.

Кастрюля.

Покажите, где кастрюля.

Отлично.

Соберите все картинки.

2.2.- Я задаю вопросы, Вы отвечаете «ДА» или «НЕТ».

Вас зовут Лена?

Вас зовут Катя?

Вас зовут Мария?

Вы живете в Москве?

Сейчас светит солнце?

Сейчас идет снег?

Сейчас идет дождь?

Молодец!

2.3.- Я говорю, Вы делаете.

Поднимите руку!

Возьмите ключи!

Покажите окно!

Закройте книгу!

Покажите кулак!

Топните ногой!

Молодец! Очень хорошо!

2.4.- Вот картинки. Я называю, Вы показываете.

Тарелка.

Кастрюля.

Половник.

Сковорода.

Молодец!

Чем едят?

Из чего пьют?

В чем варят?

Чем режут?

На чем жарят?

Чем наливают?

Из чего едят?

Что железное?

Что можно разбить?

Что можно поставить на плиту?

У чего есть ручка?

Молодец!

2.5.Вот картинки. Вот подписи. Положите подписи под картинки.

Кастрюля.

Тарелка.

Сковорода.

2.6.Перепишите эти слова в тетрадь.

Покажите, где слово

Тарелка

Сковорода

Молодец!

2.7.- Читаем слова. Я читаю вслух, а Вы «про себя».

Тарелка.

Сковорода.

Вот два слова.

«Одежда» и « Посуда».

Как одним словом можно назвать эти предметы. Выберите.

Правильно! Молодец!

О чем мы сегодня говорили? Об одежде?

О посуде?

Домашнее задание. Вот картинки. Вот слова. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Пол_вник.

Сковород_.

Занятие №2

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.

Оборудование: пазлы, тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Ввведение

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Как Вы себя чувствуете?

Голова болит?

Врач Вас осматривал?

Основная часть

2.1. — Вот картинка. Соберите из кусочков такую же.

Кто нарисован на картинке?

Мужчина.

Что делает мужчина?

Что читает мужчина?

Молодец!

Соберите кусочки в стопку. Вот так. Молодец!

Уберите кусочки в коробку. Хорошо!

2.2.- Я спрашиваю, Вы отвечаете «ДА» или «НЕТ»

Сейчас зима?

Сейчас лето?

Сейчас осень?

Сегодня суббота?

Сегодня вторник?

Вам 30 лет?

Вам 40 лет?

Вам 50 лет?

Вы находитесь в театре?

Вы находитесь в больнице?

2.3. — Я говорю, Вы делаете.

Покажите стол.

Возьмите ручку.

Откройте тетрадь.

Поставьте чашку на стол.

Сядьте на кровать.

Сядьте на стул.

Летом выпадает снег.

Зимой очень холодно.

Черепаха быстро скачет.

Вилкой едят суп.

Ложкой едят суп.

Вилкой едят макароны.

2.5.- Вот. Картинка. Здесь нарисовано лицо. Посмотрите.

Покажите, где у Вас лицо.

Я говорю, Вы показываете на картинке и у себя.

Ресницы.

Подбородок.

Молодец!

Чем смотрят?

Чем дышат?

Что хмурят?

Чем моргают?

Что бывает карими?

Что бывает румяными?

Что бывает густыми?

Что бывает курносым?

Что бывает пухлыми?

2.6. — Вот подписи. Разложите подписи под каждой частью лица.

Молодец!

2.7. — Я читаю подписи вслух, а Вы «про себя».

Подведение итогов.

Что мы сегодня смотрели на картинке?

Домашнее задание. Я наклеила картинку в тетрадь. Вот слова. Подпишите части лица.

Занятие №3

1. Установление контакта с больным и затормаживание непродуктивной непроизвольной речи.

2 .Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.

3. Накопление обиходного пассивного словаря.

4. Подготовка к восстановлению письменной речи.

Оборудование: тетрадь, ручка, предметные картинки

Ход занятия

1. Ввведение

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Как Вы себя чувствуете?

Голова болит?

Врач Вас осматривал?

Основная часть

2.1.- Вот картинки. На каждой карточке один предмет лишний. Найдите его и покажите.

Пальто, куртка, сапоги, шуба.

Платье, юбка, блузка, галстук.

Кроссовки, валенки, ботинки, сарафан

Туфли, сапоги, босоножки, кеды.

2.2. — Вот таблички «Одежда» и «Обувь». Вот картинки. Разложите картинки под таблички.

Кроссовки.

Комбинезон.

Предметы из какой группы лежат здесь?

Отлично!

2.3. — Я говорю, а Вы делаете.

Откройте тетрадь.

Возьмите ручку.

Нарисуйте круг.

Нарисуйте квадрат.

Нарисуйте стол.

Поставьте точку.

Напишите букву «М»

Напишите букву «А»

Напишите букву « К».

Прочитайте, какое слово получилось.

Молодец!

2.4. — Я говорю, а Вы отвечаете так это или нет.

Кошка родила щенка.

Корова ест мясо.

Собака грызет кость.

Папа учится в школе.

- Ёлка растет в пустыне.

Ножом едят.

Зимой носят туфли.

Зимой носят сапоги.

Молодец!

2.5. — Вот картинки «Одежда» и «Обувь». Покажите

Что носят на ногах?

Что надевают на себя?

2.6.Вот подписи. Разложите подписи под картинками.

Подведение итогов.

О чем мы сегодня говорили?

Обувь и одежда.

Молодец!

Домашнее задание.

Я нарисовала в тетради картинки. Я написала в тетради названия картинок. Подпишите картинки.

Заключение. Результаты логопедической работы

В результате восстановительного обучения у больных расширяется объем понимания речи. Пациенты в состоянии отвечать на простые ситуативные вопросы, выполнять простые устные инструкции. Появляются попытки вслушивания в речь окружающих, что свидетельствует об определенном восстановлении функции слухового внимания. В собственной устной речи больных остается словесный салат, но возрастает число адекватных слов. Упроченные слова произносятся без грубых искажений звуковой структуры. Появляются некоторые возможности самоконтроля и самокоррекции. Положительные изменения отмечаются и в состоянии номинативной функции, т.е. имеет место рост активного словаря, особенно предметного, поскольку восстановительное обучения на данном этапе преследует обычно цели накопления слов-названий обиходных предметов. Появляются определенные возможности конструирования простой фразы. При этом больные используют по-прежнему ограниченное число знаменательных слов.

VII.Список использованной литературы.

  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии, Москва, 2005г.
  2. Логопедия. Учебник для ВУЗов/ под ред. Л.С.Волковой, Москва, 2004г.
  3. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучения, Москва – Воронеж, 2001г.
  4. Хомская Е.Д. Нейропсихология, Санкт Петербург, 2011г.
  5. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии, Москва, 200г.

Шипаева А.В.,
логопед

Конспект индивидуального логопедического занятия при сенсорной афазии (средней и лёгкой формы)

Цель: Восстановление развёрнутой, грамматически и логически правильно оформленной, спонтанной речи.
Задачи:
1. Растормаживание функций артикуляционного аппарата;
2. Восстановление слухоречевой памяти;
3. Восстановление понимания сложных логико-грамматических оборотов речи, в которых употребляются предлоги;
4. Расширение словарного запаса;
5. Развитие речевого мышления.
Оборудование: зеркало, карточки с заданиями, карточка с предлогами.

Ход занятия:

Организационный момент. Объявление плана занятия.
1. Выполнение артикуляционной гимнастики:
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4.Чередование положений губ.
Заборчик - Улыбка - Хоботок.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Надуть обе щёки.
3. Втянуть щёки.
Упражнения для языка
1. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
2. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Основная часть
2. Прослушать предложение, ответить коротко на вопросы:
«Четыре дня моторное рыболовное судно носилось по бушующему морю без пищи и воды.»
Вопросы:
1. Что делало судно?
2. Какое было судно?
3. Сколько дней носилось судно по морю?
4. Какое было море?
5. Без чего было судно?
3. Вставьте пропущенные предлоги:
…саду росли вишни и сливы.
Лампа висит …..столом.
….окне лежал рыжий пушистый кот.
Мы подошли …..дому, который стоял …..высоком холме.
Листья …….деревьев опали, ….лугах побурела трава.
…. широкой дороге ехала голубая машина.
…..беседки расцвёл куст жасмина.
…….кустов выскочил заяц и бросился бежать…… росистому лугу.
4.Найдите ошибку в предложении, перепишите правильно:
Машина переехала от дома.
Солнце освещается землёй.
Мальчик набросил удочку.
Ключ открывается замком.
Лес поднимается над самолётом.
Зимой нападает много осадков.
5.Объясните словосочетания:
развесить уши, смотреть сквозь пальцев, повесить нос; расшатать здоровье; завоевать уважение.
6.Ответьте на вопросы.
Дайте полный развёрнутый ответ:
-Для чего нужны книги?
-Для чего нужны театры?
-Для чего нужны ателье?
7.В пословицах пропущены слова большой, маленький. Вставьте эти слова.

Пенёк опрокидывает........................................ воз.

Крючком................ ..............рыбу не выудишь.

Дело лучше........................................... безделья.

Подведение итогов занятия. Вспомнить все задания, которые выполняли. Что понравилось, что удалось, какие трудности встретились.

Конспект занятия с больным с афферентной формой афазии на резидуальном этапе.
Тема: звуки [а], [у], [ы],[м].
Цель: восстановить способность дифференциации звука [м] в слогах.
Задачи:
Развитие навыка фонематического анализа (выделение звука из ряда)
Восстановить способность дифференциации звуков по акустическим и артикуляторным признакам
Восстановить зрительные образы букв
Восстанавливать структуру развернутого высказывания
Восстанавливать конструктивно-пространственный праксиса

Оборудование: профили артикуляции, разрезная азбука, элементы букв, карточки с предложением, схема пространства с предлогами
Ход занятия:
Проверка дом.задания.
Беседа о семье.
В каком городе Вы родились? У вас есть семья? Сколько человек в Вашей семье?
Какая у Вас квартира?
У Вас есть балкон? Сколько у Вас комнат? Всем хватает места?
Что Вы больше любите яблоки или груши?
Что Вы больше любите зиму или лето?
Что Вы больше любите музыку или живопись?
Кто Вы по специальности? В каком городе Вы учились в школе?
Какой институт Вы окончили?
Восстановление способности улавливать смысловые искажения (больному предлагаются карточки со словами)
Инструкция: Прочитайте. Можно ли так сказать? Исправьте ошибку.
Ответьте, может ли так быть:
Рыба летает, птица плавает.
Кашу пьют, воду едят.
Ночью светит луна, днем светит солнце.
Восстановить способность дифференциации звуков по акустическим и артикуляторным признакам.
Посмотрите внимательно на меня. Отгадайте, какие звуки я произнесла.
Найдите их профили артикуляции.
Соберите из элементов буквы.
Запишите эти буквы.
Запишите над ними надстрочные знаки.
Чтение слогов(пред больным кладется карточка со слогами МА, МУ, МО, МЫ).
Посмотрите, запишите эти слоги надстрочными знаками.
Прочитаем вместе. Теперь сам.
Складывание слогов.
Составьте слог МА, МО, МЫ, МУ из профилей артикуляции. Прочитайте.
Прочитайте слоги по надстрочным знакам. Подпишите буквы.

Вставьте пропущенную букву.
_а _у _ы _о
_ак _усс _ыс _ост

Восстанавливать структуру потенциального развернутого высказывания.
Дифференциация слов близких по ритмической структуре и акустическим параметрам.
Закончите предложение (предлагается закончить фразу подходящим по смыслу словом, задание написано либо в тетради, либо на карточке).
Из чайника идет...
В печке большой... пар, жар

Хозяйка сварила...
У мальчика на голове... зуб, суп, чуб
У девочки болит...

Мою дочь зовут...
Всем детям нужна манная Паша, каша, Маша
Моего сына зовут...

Восстанавливать конструктивно-пространственный праксиса.
НАД

Выполните действия.
Положите ручку под книгу.
Положите карандаш над тетрадью.
Положите ручку над книгой.
Положите карандаш над книгой.
Положите линейку под тетрадь.
Положите линейку над тетрадью.
Подберите предложение к этим предложениям(логопед выделяет предлог и окончания).
Домашнее задание.
Записать слоги надстрочными знаками
Вставить пропущенные буквы в слова
Вставить пропущенные предлоги


Приложенные файлы

Цель занятия: восстановление языковых и понятийных связей у пациентов с афазией по теме «Море», использование их в импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

  • восстановление понимания обращённой речи;
  • преодоление персевераций в собственной речи;
  • растормаживание произносительной стороны речи;
  • обогащение активного и пассивного словаря по теме «Море»;
  • преодоление аграмматизма;
  • восстановление и коррекция фразовой речи;
  • восстановление звуко-буквенного анализа слова.

Ход занятия

1. Давайте вспомним, что такое море, какое оно, приходилось ли вам бывать на море. Кто из вас был на море?

Я, я, я… (пациенты ).

2. Вопрос на выбор (по картинке):

Это море или речка?

Море большое или маленькое?

Оно глубокое или мелкое?

Море солёное или пресное?

3. Синхронное проговаривание:

Море огромное.

Море глубокое.

Море солёное.

Море чистое.

Море прозрачное.

Море штормовое.

Море Чёрное.

Море Средиземное.

Море Каспийское.

Море Красное.

Море Балтийское.

Море Лаптевых.

Море Охотское.

4. Повторить предложение (индивидуально, по кругу):

Я был на Чёрном море.

Я был на Красном море.

Я был на Балтийском море и т.д.

5. Подобрать слова – действия. Что делает море?

Море шумит.

Море бурлит.

Море волнуется.

Море штормит.

Море бьётся о берег.

Море топит корабли.

Море кормит рыбаков.

Море хранит свои тайны.

6. Подобрать слово (варианты предлагают пациенты):

Морской …

Морская …

Морское …

Морские …

7. Групповое синхронное проговаривание словосочетаний с объяснением непонятных выражений:

8. Вписать однокоренные слова в таблицу .

Море, взморье, моряк, Приморье, морепродукты.

9. Придумать предложения с однокоренными словами:

Море, моряк, морской, лукоморье, взморье, Приморье, заморский, поморы, морепродукты.

10. Синхронно договорить последнее слово во фразе:

Бьётся о берег морская … (волна ).

Якорь опустился на морское … (дно ).

Неумолчно шумит морской … (прибой ).

Аквалангисты спускаются на морское … (дно ).

Влюблённые отправились в морское … (путешествие ).

Жители Средиземноморья любят пищу из … (морепродуктов ).

Капитан – бывший выпускник морского … (училища ).

Море выбросило на берег пятиконечную морскую … (звезду ).

Похож на настоящего коня морской … (конёк ).

В Ялте целебный морской … (воздух ).

Полезны салаты из морской … (капусты ).

Дельфин и кит – это морские … (животные ).

Моряки верят в морские … (приметы ).

Школьники сражаются в морской … (бой ).

11. Выучить наизусть. Повторить синхронно.

Я плыву на корабле,
Путь лежит к родной земле.

Конец занятия.

Логопед - афазиолог

Компьютерные программы для занятий

Информация

Упражнения для восстановления речи после инсульта при афазии

Уважаемые пациенты и родственники!

В этом разделе предлагаю обсудить основные приёмы, направленные на восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Обширную информацию с подробным описанием Вы можете найти в литературе, которая представлена в СПИСКЕ. В этой статье будем обсуждать только основные моменты, так как для занятий с каждым пациентом можно использовать десятки самых разнообразных приемов, и указать их все не представляется возможным.

На практике очень редко встречаются чистые (истинные) формы афазий, особенности которых Вы найдёте как в литературе, так и на страницах этого сайта. Из этого следует, что восстанавливать речь больного по какому - то шаблону просто недопустимо, хотя, основные этапы всё - таки следует соблюдать.

Занятия по исправлению речи у взрослых больных принято называть восстановительным обучением, которое начинается сразу же при выходе больного из тяжелого состояния в острый период заболевания. При этом учитываются возможности пациента, вырабатывается установка на коррекцию речи. В начале продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут, затем продолжительность увеличивается, и достигает к концу острого периода заболевания (инсульт – это 21 день) 10 – 15 минут. На технологию восстановительного обучения у разных специалистов разные мнения. Кто – то рекомендует сразу же после выписки из стационара заниматься 2 – 3 раза в неделю без перерывов на лето, отпуск, поездки на дачу. Я же считаю такой подход неприемлемым и настаиваю на том, что необходимо проводить восстановительное обучение в виде отдельных курсов по 1 – 2 месяца с частотой занятий не менее 2 раз в неделю с последующим перерывом на отдых (во время которого, как показывает опыт, также отмечается положительная динамика в речевой сфере пациента).

Много вопросов задают родственники наших больных о предположительных сроках полного восстановления речи (когда заговорит?), на которые ответить крайне сложно. Любовь Семеновна Цветкова выделяет следующие факторы, влияющие на восстановление речевой функции:

Этиология (причина) заболевания. Если афазия сохраняется более 2 недель - то для спонтанного восстановления шансов мало, необходимы занятия. Афазии, возникающие в результате черепно – мозговой травмы, имеют более благоприятный исход по сравнению с афазиями, возникшими при сосудистой патологии головного мозга.

Обширность очага поражения.

Исходная степень тяжести нарушений речи.

Период от начала заболевания до первого обследования речи и начала занятий.

Форма афазии. Хуже всего – тотальная афазия (не понимает, не говорит). При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной афазии.

Доминантность по руке. У левшей симптоматика афазии менее выражена, а восстановление бывает более полным и выраженным.

Возраст. Мнения ученых разноречивы. Возраст не является единственной причиной, а входит в комплекс других неблагоприятных факторов, который отягчает динамику восстановления.

Александр Романович Лурия считал, что для спонтанного восстановления речи имеются благоприятные условия у больных с глубоким расположением очага поражения мозга, а также с отсутствием поражения корковых речевых областей при кровоизлиянии в мозг.

В разных источниках, в том числе и в Интернете можно найти данные о наиболее благоприятном периоде проведения восстановительного обучения. Период до 6 месяцев от начала заболевания считается самым благоприятным (речь восстанавливается более быстрыми темпами), также, руководствуясь собственным опытом можно сказать что период до 1 года является не менее плодотворным для работы. Но можно встретить и такие цифры, как 2 года и даже 5 лет. Поэтому в нашей клинике, когда пациент готовится к выписке домой, проводится беседа с родственниками о сущности речевой патологии, определяется тактика восстановления речи в домашних условиях, обучаем их простым логопедическим приемам, готовим пособия для занятий. Проводится работа по консультированию родственников с помощью сайта. В настоящее время при отсутствии логопедического сопровождения после выписки из стационара, это очень актуально и востребовано.

Теперь ближе к теме. Я рассчитываю на то, что вы знаете, какая форма афазии выходит на первый план в речевом статусе пациента. Ну, или догадываетесь. Если речь вообще отсутствует, то показать пациента специалисту просто необходимо, в таком случае выполняйте только рекомендации, приведенные ЗДЕСЬ.

Материал для занятий по восстановлению речи при афазии (на ранних стадиях) скачать

Эфферентная моторная афазия.

Проблемы: трудности начала фразы, не переключиться со слога на слог (инертность), с одного слова на другое (зависит от степени тяжести нарушений речи). Напоминает заикание.

Цель: преодолеть инертность в речевом процессе.

медленное, напевное, протяжное произнесение счета 1 – 10, дней недели, фраз, бытовой речи отстукивание ритма рукой;

заканчивание фразы нужным словом (договаривание пословиц, поговорок);

пересчет предметов, затем с опорой на числа;

игры: лото, шашки, шахматы, конструкторы, игральные карты;

выделение отдельного слова из ряда, например любой одной цифры при счете до 10 – ти;

метод противопоставлений (черный – белый и т.п.). Одно слово говорит родственник, другое – пациент;

вербализация действий (больной пытается проговорить что он делает);

приём письма и чтения.

Афферентная моторная афазия.

Проблемы: нарушение артикуляционных укладов, поисковые реакции губ, языка в момент произнесения.

Цель: восстановление артикуляции.

чтение стихов, ритмическое проговаривание с одновременным отстукиванием ритма фраз;

классификация предметов по выделенным признакам;

игры: лото, домино, шахматы, шашки, предметное лото;

счет 1 – 10, дней недели,

на начальных стадиях письмо и чтение не подключаются, а лишь на более поздних – производится работа по выделению звукобуквенного состава слов.

Проблемы: отсутствие активной, продуктивной речи, наличие речевых шаблонов, стереотипов. Короткая, рубленая фраза. Длительная пауза между словами. Сохранно повторение, называние, понимание речи, письмо и чтение.

Цель: исправить дефекты внутренней речи, восстановление способности актуализировать слова – глаголы, восстановление программирования высказывания.

ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да» , «нет»;

стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету;

раскладывание подписей под картинками;

чтение хорошо знакомых слов и фраз;

накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом;

чтение и пересказ текстов (при наличии возможности);

«ролевые беседы», обыгрывающие определённую ситуацию;

составление поздравительных открыток, писем и т.д..

Проблемы: нарушение понимания речи, наличие в речи обилия бессмысленных слов (логоррея), нарушение контроля за собственной речью.

Цель: восстановление понимания обращенной речи и устной речи, нарушенной вторично.

показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям и другим признакам;

показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;

показ частей тела на картинке и у себя;

выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;

выполнение простых устных инструкций;

раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

письмо слов, слогов и букв по памяти;

«озвученное чтение» отдельных букв слогов и слов;

дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;

заполнение пропусков во фразах;

письмо под диктовку слов и простых фраз;

прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

составление рассказов по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов по плану и без плана;

чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов.

Проблемы: сужение объема восприятия речи на слух, дефекты зрительных предметных образов.

Цель: восстановление зрительных предметных образов и связи их со словом, увеличение объема восприятия.

выполнение 2-3 звеньевых устных инструкций;

прослушивание текстов и ответы на вопросы по содержанию текстов;

письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;

чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти); повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз;

заучивание наизусть коротких стихотворений и текстов;

повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 секунд, через 1 минуту после первого предъявления;

составление устно предложений по опорным словам;

классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова;

составление рассказа по серии сюжетных картинок;

пересказ текстов сначала по подробному плану, затем - по свёрнутому, затем - без плана;

развёрнутые диалоги на внеситуативные темы.

Проблемы: нарушено понимание логико – грамматических конструкций (передают систему отношений слов, например «отец брата или брат отца»), понимание отдельных слов – сохранно.

Цель: преодоление дефектов восприятия предметов в пространстве, восприятия «левого» и «правого».

схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;

изображение плана пути, комнаты;

конструирование по образцу, по словесному заданию;

работа с географической картой, с часами.

заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

составление фраз со словами, имеющими пространственное значение.

составление предложений с заданными союзами.

импровизация на заданную тему;

толкование сложных по смысловой структуре слов.

Проблемы: нарушение номинативной функции речи (называния предметов), дефекты выбора нужного слова из всплывающих альтернатив.

Цель: расширение активного словаря, восстановление восприятия образов – представлений в зрительной сфере.

вычленение существенных признаков предметов (объектов, явлений);

показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками;

показ частей тела по тому же принципу;

анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;

смысловое обыгрывание слов в контекстах;

классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова.

Что такое Афазия?

системное нарушение речевой функции, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга в период речевой зрелости

в настоящее время выделяют шесть форм афазий

Афазия - это синдром, как часть более глобального заболевания - последствия поражения мозга различного характера: сосудистого, травматического, опухолевого, нейроинфекционного

Ссылки

email: Реабилитация речи после инсульта, консультации, логопедические упражнения при афазии.

Логопед - афазиолог

Восстановление речи после инсульта

Подбор упражнений для самостоятельных занятий

После перенесенного инсульта, часть 4

Восстановление понимания речи

При всех формах афазии понимание речи в той или иной степени постепенно восстанавливается не только под влиянием логопедических занятий, но и в результате ежедневного общения больного с окружающими, восприятия на слух радио- и телепередач. Однако не грубые, но досадные для больного нарушения понимания речи могут отмечаться еще длительное время. В этом случае что делать для улучшения понимания речи?

У неговорящих больных необходимо продолжать тренировать слуховое внимание как к отдельным словам, так и к различным звеньям предложений. В неторопливом темпе больного просят показать окружающие его предметы или картинки, изображающие их, сначала по одному предмету, затем по два сразу и по три. Например: «Покажи вилку, тарелку, хлеб», «чашку, сковородку и нож».

Задание можно усложнить: «Покажи то, чем режут, то, из чего пьют». Нередко больные лучше понимают название предметов и хуже понимают названия действий и предлогов. Поэтому им дают задания с выполнением действий: «Застегни. расстегни. положи на. положи перед стаканом, в стакан, за стакан, около стакана». Если больной выполнил задание неточно, ему показывают требуемое действие с предметом.

Больные с сенсорной афазией обычно долго не различают на слух близкие по звучанию слова. Поэтому для них схематично рисуют в тетради дом, том (книгу, на которой обозначено - т. I), бочку, почку, дочку, точку, дачку, тачку, траву, дрова и тому подобное, и к этим картинкам делают подписи. Больного просят показать тот или иной рисунок или подпись к нему, а для самостоятельной работы предлагают выписать в тетради из любого текста (например, из текста газетной статьи) слова, начинающиеся на б, п, д, т, с, з, г, к. В результате, как правило, представление больного о звуках речи постепенно улучшается.

Даже с относительно легкой степенью нарушения речи больные с сенсорной афазией также испытывают некоторые трудности в ее понимании, особенно если одновременно говорят с ними два-три человека. Родным и близким необходимо это учитывать при общении с больным.

При моторных формах афазии восстановлению понимания речи содействуют занятия устной речью: чем лучше больной произносит слова, чем легче строит предложение, тем лучше он и понимает.

У некоторых больных с моторной афазией грубо нарушено произношение даже самых простых звуков. Таким больным следует подсказывать артикуляцию отдельных звуков: «а», «о», «у», «м», «п». Прежде чем предложить больному повторять звуки за обучающим, надо в спокойной обстановке помочь ему научиться открывать и закрывать рот, оскаливать зубы, высовывать язык, надувать щеки, поднимать язык к верхним зубам.

Когда больной сможет выполнять эти действия, предлагают произнести звук «а», широко раскрыв рот, звук «у» - стянув губы в дудочку; сомкнув губы, произнести звук «м». По мере овладения произношением отдельных звуков приступают к разучиванию простых звукосочетаний и слов: ау, уа, мама, му, ум, ам. Очень важно научить больного следить за артикуляцией обучающего. Сначала больной с трудом будет находить характерные для каждого звука движения языка и губ. Для облегчения можно нарисовать ему внешнюю схему этих артикуляций: «а» - большой кружок, «у» - маленький кружок, «м» - сомкнутые губы.

Обычно, чтобы научить больного с нарушением артикуляции произносить простейшие звуки, приходится затрачивать много сил и терпения. Губы его не будут сразу подчиняться, находить нужную позицию. Освоив относительно простые звуки: «а», «у», «о», «м», приступают к упражнениям, необходимым для произнесения несколько более сложных в отношении артикуляции звуков: «в» (закусить слегка нижнюю губу), «г» (упираться языком в передние зубы так, чтобы был виден кончик языка). Из этих звуков и составляются первые простейшие слова: «тут», «там», «Тата», «Вова», «Тома», «вот». Все освоенные звуки записываются в тетрадь. Больного надо научить находить букву, соответствующую звуку, и уметь ее вслух прочесть.

Затем обучают произношению звуков «с», «п», «и», «к», «я» и других, из которых строятся несложные фразы: «я сам. », «я тут. », «я ем суп. », «я хочу пить» и т. д. Больные с нарушением артикуляции могут еще в течение долгого времени неправильно произносить некоторые звуки, а наиболее сложные из них (в артикуляционном отношении - «л», «р») опускать. Например, в слове «хо-ошо» (хорошо), «пивет» (привет). Ни больного, ни занимающегося с ним это не должно смущать. Не рекомендуется задерживать освоение активного словаря из-за того, что некоторые звуки произносятся неверно.

Важно, чтобы больной начал пользоваться словами еще до того, как его произношение станет полностью правильным и свободным.

По мере освоения произношения целых слов и коротких фраз, больной учится их складывать из фишек разрезной азбуки, читать и писать под диктовку.

Складывание букв из фишек разрезной азбуки помогает восстановлению письменной речи. Вначале складывают короткие, часто употребляемые в речи слова, например: «дом», «суп», «чай», «каша», «рука», «очки», «часы», «окно», имена близких людей (Маша, Коля и т. д.). Больной должен видеть образец составленного из букв слова, затем складывать его по памяти. Постепенно у него появляется возможность составлять все более сложные слова.

Важным этапом в работе по восстановлению речи является совместный с больным анализ слов, отличающихся близким составом звуков. Например, дом-дым, бак-бок, бык-бук, пить- петь, мак-рак-бак-лак, дом-ком- том-сом, рот-кот-бот-пот, мука- рука, Даша-Маша-каша-Саша, нож-ночь-нос-ноль, ком-кот-кок-кон-кол-код, пишет-пашет- пышет, наша-Наташа, бук-буква- букварь, лак-кулак, сорт-торс- рост-трос, лист-лифт.

Каждое из перечисленных слов произносится обучающим (в роли этой может выступать родственник или знакомый больного), а затем повторяется больным, который одновременно должен найти на картинках изображения того, что называет.

С целью восстановления представлений о звуковом составе слов рекомендуется давать задания на восстановление пропущенных букв: ян-арь, ср-да, пят-ица, в-скресенье, м-рт, Ки-в, Кр-м, Ку-ск, Таш-ент, Мурм-нск, Bo-га, Ен-сей и т. д.

С теми больными, у которых произношение отдельных слов с называнием предметов и действий восстановилось (либо не было нарушено), проводится работа над составлением фраз. Для этого больному предлагают сюжетные картинки, иллюстрации к журналам, газетам для вольного пересказа.

При этом часто неверно употребляются окончания существительных и глаголов, пропускаются или заменяются предлоги. Помогают в этих случаях вопросы, которые следует задать больным, чтобы облегчить не только выбор нужных слов, но и нахождение правильных окончаний. Например: «Кто пишет письмо? - Сын. Что сын делает? - Сын пишет. Что сын пишет? - Письмо. Кому он пишет? - Отцу. О чем он пишет письмо? - О своих делах».

Кроме того, восстановлению помогает нарисованная в тетради схема предложения, хорошо известная со школьных лет: подлежащее + сказуемое + дополнение (с вопросами к каждому слову). Для самостоятельной работы больному можно задавать по 5-7 упражнений на заполнение в предложении пропущенных букв, слов (предлогов, глаголов, существительных), их окончаний. Например: «Дети идут. школу. Машина стоит около. Птица. из клетки. Дети возвращаются из лес. »

Вот несколько типовых упражнений для восстановления устной речи при моторной афазии, подобные которым можно составить по школьным учебникам.

1. Вставьте пропущенные глаголы: Рассказ «Сын». Моему сыну 10 лет.

Он. в четвертом классе. После работы я всегда. с сыном. Спрашиваю его, что он сегодня. в школе, какие отметки. на каких уроках его. к доске».

«На прогулке». В субботу мы всей семьей. за город. Дочь. с собой фотоаппарат, сын. удочки. Мы. небольшой костер, . уху, . песни, . грибы».

В конце текста пропущенные слова приводятся для справок.

2. Вставьте пропущенные предлоги: «Недалеко. деревни было большое,

глубокое озеро. Один раз два мальчика, Коля и Юра, пошли. озеро, . берега они увидели плот».

«У нас. даче всегда весело. Дети бегают. дорожкам сада, строят. песка крепости, носят. ведерках воду и поливают. лейки цветы».

3. Допишите предложения: «Мы рады, что. Я доволен, что. Я рад, что. »

4. Составьте предложения по опорным словам: молния - башня; пруд -

ласточка; дерево - иней; пароход - пристань; птица - небо.

5. Напишите предложения со словами: проснулся, поют, готовит, гуляем, собирает, шумит, светит.

8. Объясните словосочетания: развесить белье, развесить уши; смотреть кино, смотреть сквозь пальцы; повесить пальто, повесить нос; расшатать гвоздь, расшатать здоровье; завоевать уважение, завоевать страну.

9. Допишите окончания существительных: «Мальчик ушел из школ. На дерев. сидит белка. Карандаш лежит на стол. Собака убежала из конур. »

10. Ответьте на вопросы: «Куда вы идете? С кем советуется больной человек? О ком заботится мать? Сколько у вас детей? Кто ваши друзья?» и т. п.

11. Употребите фразы: «Кто там?», «Кому ты звонил?», «От кого пришло письмо?», «Что ты купил?», «Что надо купить?», «Где лежит сахар?», «Посоли суп».

Для совершенствования устной речи больному дается задание прочитать вслух небольшой (6-12 строк) рассказ, затем пересказать его с помощью наводящих вопросов, а позже и самостоятельно. Для самостоятельной работы больному задаются упражнения по составлению предложений по нескольким словам. Например, даются два слова: «машина» и «улица», с которыми нужно составить фразу: «машины едут по улице» (или «по улице едут машины»).

Степень сложности задания должна соответствовать речевым возможностям больного. Чем лучше он говорит, тем более сложный текст предлагается ему для чтения и пересказа.

Относительно хорошо говорящим больным предлагается писать сочинения, например, по темам рисунков X. Бидструпа, иллюстраций журналов «Огонек», «Крокодил», репродукций картин. Можно также предложить пересказать содержание телепередач, прочитанной статьи из журнала, газеты.

Следующим этапом по восстановлению устной речи является работа над составлением рассказов-импровизаций на заданную тему, проведение с больным бесед-диалогов. Сюжет таких бесед может быть разным: «В магазине», «В автобусе», «На почте», «В поликлинике». Содержание таких бесед (с учетом словарного запаса и речевых возможностей больного) следует продумать и записать до занятий, заранее.

Приведем примеры таких бесед-диалогов (вопросы, обращенные к больному).

Расскажи о своем знакомом? Кто твой знакомый? Сколько ему (ей) лет? Где он (она) работает? Где он (она) живет? Как его (ее) зовут? Какая у него (нее) семья? Как часто вы встречаетесь? Куда вы вместе ходили? Помогаете ли вы друг другу? Что любит твой знакомый? Чем он интересуется?

Как квасят капусту? Как ее режут, шинкуют; во что ее уложат? Что кладут на крышку кадки? Зачем? Куда поставят кадку? Когда капуста будет готова?

Подобные вопросы могут предлагаться не только в устной беседе, но и для письменного ответа на них, а также в качестве плана к рассказу о том или ином человеке или событии.

В следующем типе упражнений больному дается текст, содержание которого он должен развить.

Ты пошел в магазин, увидел нужную вещь (например, пальто), а у тебя не хватает денег. Что ты сделаешь?

Пошел сильный дождь, а тебе надо обязательно идти к врачу. Что ты сделаешь?

К нам сегодня придут гости. Как ты их примешь, чем займешь, как накроешь на стол?

Представь себе, что мы пришли в театр, а на нашем месте уже кто-то сидит. Как ты будешь себя вести? Что сделаешь?

У тебя кончилось лекарство, а оно тебе очень нужно. Что ты сделаешь?

При некоторых формах сенсорной афазии проявляется своеобразный разрыв между словами и понятиями, отражающими смысл этих слов. Такой больной может, например, правильно повторить слово «стол» и в то же время на просьбу показать, где он стоит, указать на стул или шкаф. У таких больных наблюдается и снижение так называемой слухоречевой памяти. В ответ на просьбу повторить 3-4 слова подряд, они обычно воспроизводят лишь одно-два.

Для коррекции зрительных представлений и восстановления функции называния предметов больным с такого рода нарушениями рекомендуются упражнения по срисовыванию отдельных предметов с картинок. Затем срисованные предметы просят нарисовать по памяти, обязательно со всеми их существенными отличительными признаками. Далее больному предъявляется та же картинка или сам предмет, чтобы зафиксировать его внимание на допущенных ошибках.

Для восстановления слухоречевой памяти предлагаются следующие упражнения.

Перед больным выкладывается серия предметных картинок, ему дается задание выбрать 2-3-4 предмета. Затем" он прослушивает их названия - серию (2-3-4) слов - и ищет данные изображения предметов в стопке картинок. Когда же больной начинает уже неплохо выполнять эти задания, приступают к следующему этапу восстановления. Его просят сначала повторить серию (2-3- 4 и более) слов по памяти, а затем написать их или зарисовать названные предметы (например: чайник, чашка, стол, ложка).

В дальнейшем по мере восстановления речи с больным проводится работа по освоению многосмыслового значения какого-либо одного слова. Для этого конкретное понятие (например, «бегать») обыгрывается в разнообразных фразеологических контекстах (время бежит, вода бежит, кошка бежит, облака бегут).

Часто у больных с афазией, даже при относительно легкой степени речевых расстройств, оказывается нарушенным понимание сложных логико-грамматических оборотов речи: пассивных оборотов, предложений, отображающих пространственное расположение предмета, (в которых, например, употребляются предлоги - над, под, у, справа, слева, снизу).

Больным с такого рода нарушениями даются задания по устному или письменному описанию различно расположенных предметов. Предметы эти могут быть наглядно расположены на столе или изображены на картинке. Примеры таких описаний: «ручка, лежащая справа от тетради и слева от стакана», «птица, сидящая на ветке над скворечником». Больным с нарушением понимания сложных логико-грамматических оборотов рекомендуются следующие типы заданий.

Подберите к заданным словам слова с противоположным смыслом (антонимы): «новый - старый»; «высокий - низкий»; «узкий - широкий»; «добрый - злой»; «сладкий - горький»; «сильный - слабый».

Подберите слова, определяющие качества существительных: воды, воздуха, молока, мяса, масла, лимона, лука, сахара, свеклы, картошки, полотенца, одежды, дня, ночи, зимы, лета, весны, осени, характера, настроения (например: вода чистая, холодная, ключевая, питьевая, грязная, кипяток).

Составьте по 2 предложения со словами: «рука об руку»; «рукой подать»; «быть под рукой»; «на руках носить»; «держать себя в руках»; «ухватиться обеими руками»; «золотые руки»; «попасться под руку»; «железная рука».

Объясните, когда употребляются следующие обороты: души не чаять; покраснеть до корней волос; спать как убитый; как свои пять пальцев; во все лопатки; во все горло; хоть глаз выколи; кот наплакал.

Объясните, какое из предложений правильное: фонарь освещается улицей, улица освещается фонарем, море омывается берегами, берега омываются морем.

Покажите: ручку карандашом, ручкой карандаш, карандашом ручку; ключом монету, монету ключом; пальцем шкаф, шкаф пальцем.

Положите: ключ справа от монеты, ножницы слева от ниток; карандаш справа от ластика; ложку слева от чашки.

Нарисуйте домик слева от елки и справа от чашки; цветок слева от стола и справа от гриба; лампу справа от карандаша и слева от стула.

Нарисуйте домик под чашкой, чашку над карандашом, очки под стулом, стул под солнцем; цветок над елкой и под грибом; окно над шкафом и под ложкой.

Докончите начатые предложения разными вариантами: «Она не могла поступить в институт, хотя. », «Она поступила в институт, несмотря на. », «Если бы я нашел такси, . », «Мы пойдем за грибами, если. », «Девушка, которая. работает в школе». «Пальто, которое. надо повесить в шкаф». «Когда. было уже поздно».

Для начавших говорить при всех формах афазии очень полезно:

1) решение несложных кроссвордов;

2) составление серий слов из многосложного слова (всем известная с детства игра, когда из букв, например, слова «преподаватель», образуются слова «вода», «лето», «дело», «правда» и др.);

3) обсуждение кинофильмов, спортивных передач.

Если больной желает и может вернуться к работе, к этому моменту он уже должен делать небольшие доклады на производственные темы, пересказывая журнальные статьи или параграфы из справочников по специальности. Труднопроизносимые термины выписываются им в специальные словарики, для того чтобы их отработать в процессе многократного произнесения. Если больной студент или учащийся, следует рекомендовать ему вернуться на тот курс, за который у него уже сданы экзамены. Такое отступление поможет ему втянуться в учебную программу, привыкнуть к лекционной нагрузке.

Несомненно, этим не исчерпываются все приемы восстановления речи у больных с афазией. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется сочетание различных форм афазии. Речевые нарушения у этих больных могут быть более стойкими, чем все вышеописанные.

Преодоление артикуляционных расстройств

Следствием нарушения мозгового кровообращения, кроме афазий, могут быть различные дизартрии. Диагноз дизартрии, ее форм ставит врач невропатолог. Наиболее часто встречающаяся форма этого речевого расстройства называется псевдобульбарной (по названию соответствующего отдела мозга) дизартрией, которая возникает при двустороннем нарушении нервных путей, идущих от коры головного мозга к его подкорковым отделам, к стволу мозга.

При этой форме речевого расстройства у больных полностью сохраняется понимание речи, они могут общаться при помощи письма или азбуки, по которой они указывают пальцем буквы, входящие в слова и фразы.

При псевдобульбарной дизартрии у больных нередко наблюдается полное отсутствие движений языка, губ, мягкого нёба, гортани либо крайняя замедленность, заторможенность этих движений. Язык больного подтянут кзади, спинка языка закруглена и закрывает вход в глотку. Больной с трудом высовывает малоподвижный язык вперед, во многих случаях может пододвинуть его лишь к зубам, не выдвигая из полости рта.

Амплитуда движений языка настолько мала, что больной не всегда может облизать губы, поднять язык вверх. Наименее подвижным оказывается кончик языка, он напряжен, почти не меняет своего положения, если надо облизать губы, опустить язык вниз.

Так как при псевдобульбарной дизартрии нарушаются движения не только языка, но и губ, мягкого нёба, глотки, гортани, больной не только молчит, но и не ест обычную пищу из-за нарушения жевания и глотания. Нередко больные поперхиваются жидкой пищей. И как следствие нарушения сглатывания слюны у них наблюдается слюнотечение.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется в разной степени тяжести, и для преодоления этого недуга подчас требуется довольно длительное время. Хотя по мере восстановления речи у больных наблюдается и уменьшение слюнотечения, но долгое время сохраняется «гнусавый» оттенок голоса из-за плохой подвижности мягкого нёба, несмотря на расширение амплитуды движений языка и губ.

Преодоление псевдобульбарной дизартрии возможно только при ежедневной тренировке движений мышц языка, губ, мягкого нёба и глотки. Для этого используется особая гимнастика артикуляционного аппарата, сочетаемая с легким массажем органов артикуляции, при этом желательно проводить и посильную для больного общую гимнастику.

Надо постоянно помнить о чрезвычайно быстро возникающей усталости больного, в связи с чем желательно после каждых 5-7 минут занятий (а иногда и чаще) делать небольшие перерывы, давая ему отдохнуть. Многие больные могут тренироваться сами, сидя перед зеркалом и постепенно добиваясь все большей амплитуды движений языка и губ.

Вот основные упражнения, содействующие преодолению артикуляционных расстройств при этой форме дизартрии.

I. Подготовительные упражнения.

1. Упражнения для мышц шеи: медленно, спокойно поворачивать 2-3 раза голову в стороны (вдох носом, выдох ртом), нагибать голову вниз (выдох носом), не спеша поднимать ее прямо (вдох ртом).

2. Гимнастика мышц зева и глотки:

а) по возможности широко открыть рот, вдохнуть и плавно выдохнуть воздух (позевывание);

б) покашливание (имитировать кашель);

в) зажав слегка ноздри, пальцем сдувать с ладони ватку или бумажку, дуть на зажженную спичку, на воду, надувать щеки при крепко сжатых губах.

Выполнение упражнений контролировать, наблюдая за собой в зеркале.

II. Проводить очень легкий массаж мягкого нёба подушечкой повернутого ногтем вниз большого пальца (ноготь должен быть либо аккуратно обрезан, либо закрыт напальчником гигиенической перчатки). Это упражнение должно быть очень кратким, достаточно прикоснуться к мягкому нёбу 3-4 раза, чтобы возникло необходимое для преодоления малой подвижности мягкого нёба рвотное движение.

III. Гимнастика и массаж артикуляционных мышц.

1. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, затем движение нижней челюстью в стороны, выдвижение нижней челюсти вперед и отведение ее назад.

3. Одновременно надуть обе щеки, затем надувать их попеременно то правую, то левую. Втянуть щеки в пространство между зубами. Втягивать губы в рот. Поднимать верхнюю и опускать нижнюю губу. Пробовать фыркать и цокать.

4. Высовывать язык вперед лопаткой, жалом, поднимать язык к верхним зубам, к верхней губе, опускать язык в полость рта, на зубы; позже - к нижней губе, делать круговые движения языком в разные стороны в полости рта, вокруг зубов, вокруг рта, присасывать язык к нёбу.

Кроме этого желательно проводить гимнастику мускулатуры лица: «хмурить» по заданию лоб, брови, морщиться, имитируя зубную боль или ощущение кислого во рту, поднимать и опускать брови, имитируя удивление, попеременно закрывать веки глаз, имитируя прищуривание то левым, то правым глазом, попеременно поднимать углы рта, делать нюхательные движения, оскаливать зубы, имитируя откусывание хлеба.

Проводится очень мягкий (1 минуту) массаж губ, щек, мышц лба.

Не каждый больной на одном занятии сможет выполнить все рекомендованные выше упражнения. Следует исполнять одно-два из каждой группы упражнений одновременно на каждом занятии, особенно в начале восстановительного лечения. В дальнейшем, по мере улучшения состояния, объем выполняемых упражнений постепенно расширяется, включаются новые задания. Постоянно надо помнить, что больные с дизартрией очень утомляемы, и гимнастические занятия должны длиться не более 15--20 минут (а иногда и меньше), с небольшими перерывами на отдых.

Параллельно с проведением специальных упражнений для мышц, участвующих в артикуляции, с больными ведутся и занятия по восстановлению речи. Вначале следует добиваться появления отдельных звуков, слогов, простых слов, затем фраз и сложных в артикуляционном отношении слов (например: электрификация). Больным с дизартрией легкой степени даются задания на четкое произнесение скороговорок типа: «На дворе трава, а на траве дрова», «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать», «Карл у Клары украл кораллы», «Шла Саша по шоссе».

С каждым занятием больным необходимо постепенно увеличивать свою речевую активность. Параллельно воспитывается самоконтроль за правильностью речи. В занятиях с больным надо быть терпеливым, гибким, деликатным и в то же время пунктуальным в организационных вопросах, не жалеть своего времени, не забывать о расписании занятий, помнить, что без помощи близких людей самому больному трудно справиться с речевым дефектом.

У человека, перенесшего инсульт, часто нарушаются взаимоотношения с окружающим миром, изменяется в той или иной мере и сама личность больного - происходит его психическая и социальная дезадаптация (расстройство приспособленности). Поэтому задачей не только врачей, методистов по лечебной гимнастике, логопедов, психологов, но и родных и близких больного, иначе говоря, всех, кто участвует в процессе реабилитации, является восстановление его социальных контактов, бытовых навыков и в определенной мере трудоспособности.

У многих больных восстановление бытовых навыков первое время может несколько отставать от восстановления движений. Такие больные с уже неплохо восстановившимися движениями не могут сами одеться, нуждаются в посторонней помощи при мытье в ванне, боятся одни выходить на улицу. Задача этого этапа восстановления - обучить больного полному обслуживанию себя в быту,

научить обходиться без посторонней помощи при одевании, зажигать газ, подогревать пищу, пользоваться ванной, выходить одному на улицу.

Ряд факторов может задерживать восстановление самообслуживания и трудоспособности. Так, у некоторых больных, перенесших инсульт, развиваются нежелательные изменения эмоциональных и волевых качеств, меняется отношение к окружающему и самому себе. Эти изменения тормозят процесс социальной адаптации больного.

Так, например, при обширных поражениях коры правого полушария головного мозга, наряду с нарушением движений в левых конечностях, у больных возникает снижение двигательной и психической активности. У разных больных это снижение активности может быть выражено в разной степени: от благодушного, беспечного отношения к своей болезни (к имеющемуся двигательному дефекту) до полной апатии.

Даже при относительно неплохом восстановлении движений больные могут безучастно лежать в постели. Если их посадить перед телевизором, они также часами бездумно смотрят одну передачу за другой. При этом нельзя считать, что их мысли витают где-то далеко. Они могут обстоятельно рассказать все, что видели. Но увиденное и услышанное не вызывает у них должных эмоций. Сохранность памяти и интеллекта у таких больных сочетается с эмоциональной тупостью и отсутствием инициативы.

Одновременно с притуплением эмоций и безынициативностью у подобных больных наблюдаются и другие изменения личности: расторможенность, проявляющаяся в нетактичности, склонности к плоским шуткам и неуместным замечаниям. Причем все это может возникнуть даже у тех, кто до болезни отличался высокой культурой поведения. Нередко у больных, перенесших инсульт в правом полушарии головного мозга, наблюдаются различные проявления некритичного отношения к своему заболеванию и имеющемуся двигательному дефекту: от недооценки их до полного игнорирования и даже отрицания (синдром анозогнозии).

Восстановление ходьбы, самообслуживания и трудоспособности у больных

со сниженной психической и двигательной активностью и анозогнозией резко затруднено. Различные действия они совершают не столько по внутреннему побуждению, сколько в результате стимулирования извне. Выполняют, например, упражнения по лечебной гимнастике только в присутствии методиста, в остальное же время безучастно лежат или сидят.

С такими больными необходима упорная работа с целью выработки у них потребности к движениям, к ходьбе и самообслуживанию. На первом этапе для этого требуется постоянная стимуляция извне.

Роль семьи в осуществлении этой стимуляции неоценима, особенно после выписки больного из больницы. Дома, под контролем родных и близких он должен регулярно проводить занятия по лечебной гимнастике. Необходимо обязательно привлекать больного к выполнению посильных для него домашних обязанностей, таких, как участие в уборке помещения, в мытье посуды, накрывании на стол.

Желательно на каждый день составлять план (лучше письменный) с точным и детальным указанием, когда и что больной должен сделать. Первое время, конечно, одних письменных инструкций оказывается недостаточно, и требуется постоянно побуждать больного к деятельности, иногда даже преодолевая сопротивление с его стороны.

Следует неустанно напоминать больному, что никакие чудодейственные лекарства и методы физиотерапии не приведут к восстановлению нарушенных движений без усилий с его стороны, объяснять ему, что если он будет 45-60 минут в день заниматься с методистом лечебной гимнастикой, а остальное время лежать или сидеть у телевизора, то это не приведет к положительным сдвигам в его состоянии.

Опыт показал, что настойчивые усилия со стороны близких и родных больного, упорные занятия комплексом восстановительной терапии приводят к значительному восстановлению движений, бытовых навыков, социальных контактов, к сглаживанию нарушений в эмоциональной и волевой сферах.

К больным постепенно возвращается их прежняя активность, они начинают самостоятельно, без понуждения извне заниматься лечебной гимнастикой, интересоваться окружающим, семьей, делами служебными и производственными, постепенно включаются в социальную жизнь, многие из них возвращаются на прежнее место работы.

Контроль эмоционально-волевой сферы

Сочетание слабости, повышенной утомляемости с пониженным, подавленным настроением составляет основу признаков астенодепрессивного синдрома. Такие изменения со стороны эмоционально-волевой сферы часто возникают в результате инсульта (астения - слабость, бессилие; депрессия - пониженное, подавленное настроение). Наличие у больных этого синдрома препятствует успешному проведению восстановительных мероприятий.

Дело в том, что из-за быстро возникающей утомляемости такие больные не выдерживают длительных занятий, а из-за сниженного настроения, неверия в свои силы и в возможности восстановления часто даже отказываются заниматься. Их настроение можно охарактеризовать как состояние капитуляции.

По своему поведению, чисто внешне, они иногда напоминают больных со сниженной двигательной активностью, наступающей при поражении правого полушария мозга, хотя причины разные. Это и надо учитывать при проведении восстановительных мероприятий. Так, если у больных с астенодепрессивным синдромом снижение активности связано с быстрой утомляемостью и неверием в успех, то гипоактивность (при поражении правого полушария) обусловлена глубоким нарушением волевых процессов, эмоциональным оскудением и недооценкой своего состояния.

В преодолении астенодепрессивного синдрома значительная роль принадлежит психотерапии наряду с лекарствами, повышающими настроение (антидепрессанты) и тонус центральной нервной системы (нейростимуляторы). Не только врач, но и родные, близкие больного должны постоянно укреплять в нем веру в свои силы, уверенность, что в новой, изменившейся ситуации он найдет свое

В беседах с больным необходимо подчеркивать важность его мнения для членов семьи, советоваться с ним по всем семейным вопросам.

Большую роль, по нашим наблюдениям, могут сыграть в этом и сотрудники по работе, поддерживая в больном надежду в возможность возвращения к труду. С повышением настроения, при более оптимистическом взгляде на будущее снижается утомляемость, больному становится легче переносить физические нагрузки.

В ходе восстановительного лечения у больных нередко возникают различные невротические реакции, сопровождаемые страхом. Чаще всего страх выйти одному на улицу. Но иногда возникает и страх перед самостоятельным передвижением даже в пределах помещения. Такой больной может ходить самостоятельно - опираясь на палку или даже без нее, и рекомендуется, чтобы рядом с ним обязательно кто-нибудь был для страховки от падения. Усилению подобных страхов нередко способствуют предшествовавшие падения, которые иногда случаются при первых попытках к самостоятельному передвижению после инсульта.

Затрудняют дело и другие страхи, связанные с самостоятельным передвижением: боязнь лестницы, лифта, больших открытых пространств и т. п. Хотя больные и могут относительно хорошо передвигаться в пределах замкнутых пространств (в квартире, в больничном коридоре), все же они боятся без сопровождающих спускаться по лестнице, а тем более пользоваться городским транспортом.

Существуют различные методы преодоления подобных страхов, в их числе и лекарственная терапия, уменьшающая страх с помощью транквилизаторов. Но ведь могут помочь родные и близкие больного: участвовать в ежедневных тренировках больного в ходьбе по лестнице, в пользовании лифтом, при его самостоятельном передвижении по улице.

Вначале сопровождающий лишь поддерживает больного, помогает ему, а в дальнейшем только находится рядом. По мере того как больной овладевает навыком ходьбы, ему необходимо на примерах показывать, что он может обойтись и без посторонней помощи. Именно при такой практике - постепенного расширения самостоятельности - страх со временем довольно быстро исчезает. Но в то же время нельзя что называется подгонять больного, форсировать его самостоятельность: это может привести к обратному эффекту - к усилению страха.

Немаловажную роль в борьбе со страхами и другими невротическими проявлениями (бессонницей, раздражительностью) играет аутогенная тренировка, которую можно проводить и в домашних условиях.

Преодоление страхов самовнушением

Больные с последствиями инсульта должны выполнять упражнения аутогенной тренировки в положении лежа на кушетке или диване, в удобной позе, способствующей максимальному расслаблению мышц. Под голову следует положить невысокую подушку, глаза закрыть, руки вытянуть вдоль тела. В среднем каждое занятие длится 30-40 минут, а проводить их лучше утром (сразу после сна) и вечером (перед сном).

Для аутогенной тренировки рекомендуется комплекс из шести стандартных упражнений, каждое из которых разучивают на протяжении нескольких занятий. В начале каждого занятия больной мысленно произносит несколько раз фразу «Я совершенно спокоен» до тех пор, пока им не овладеет ощущение покоя, умиротворенности, отрешенности от повседневных забот.

Этой подготовительной формулой внушения создается внутренняя настройка на последующие упражнения.

Но не у всех с помощью этой простой формулы удается вызвать состояние покоя. Люди с повышенной возбудимостью должны настраивать себя постепенно, с помощью последовательного самовнушения:

  • Я успокаиваюсь.
  • Я становлюсь совершенно спокойным.
  • Я успокоился.
  • Полный покой охватывает мое тело. обволакивает меня.

Подготовительные формулы успокоения произносятся не спеша, медленно и подкрепляются образным представлением.

Особенности образа жизни

Кроме избыточного нерационального питания, нарушению обмена веществ и развитию атеросклероза способствует малоподвижный образ жизни. К сожалению, многие люди, чья профессия отличается дефицитом движений, не контролируют этот фактор риска: свободное от работы время не используют для занятий физкультурой и спортом, лыжных и пеших прогулок, туризма, посещения бассейна, не увлекаются работой на садовом участке. Тем более это важно людям, перенесшим инсульт, чья активность ограничена либо двигательным дефектом, либо возникшей в результате изменений психики заторможенностью, апатией, нежеланием что-либо делать.

Неоценима роль семьи в деле организации для больного нормального двигательного режима. Помимо занятия лечебной гимнастикой, которые следует проводить 2-3 раза в день, больным необходимы ежедневные прогулки (желательно 2-3 раза в день), продолжительность и длительность которых зависит от степени тяжести пареза и состояния сердечной деятельности. В значительной степени эти вопросы регулируются в зависимости от самочувствия больного и частоты его пульса.

Больные с хорошим восстановлением движений могут совершать прогулки с постепенным увеличением их продолжительности (по времени и расстоянию), прогулки по пересеченной местности, при хорошем восстановлении движений разрешаются непродолжительные лыжные прогулки, плавание в бассейне, ненагрузочные спортивные игры (настольный теннис, бильярд и т. д.).

Разумеется, при этом необходимо периодически обращаться к врачу, проводить электрокардиографическое исследование, измерять артериальное давление. Во время занятий лечебной гимнастикой, на прогулках больной может сам контролировать свой пульс. Максимально допустимое число сокращений для людей в возрасте 40 лет считается 180, для возраста 50 лет - 170, 60 лет - 160 (оно равно 220 минус возраст). Во время занятий лечебной гимнастикой, при быстрой ходьбе пульс не должен превышать 75 % от максимально допустимого числа сердечных сокращений, но лучше, когда оно не превышает 60 %.

Таким образом, для человека 40 дет допустимое ускорение пульса составляет 108-135 ударов в минуту, для 50 лет - 102-127, для 60 лет - 96-120, для 70 лет - 90-112. В связи с тем что заболеванию мозговых сосудов часто сопутствует поражение сосудов сердца, нагрузку следует увеличивать постепенно. При возникновении ощущений общей слабости, потливости, а тем более болей в области сердца или головокружении физическую нагрузку необходимо тут же прекратить и обратиться к врачу. Возобновить занятия можно только после разрешения врача.

Способствующим развитию инсульта фактором является нервно-психическое перенапряжение, сопровождающееся отрицательными эмоциями, которое в научной литературе и в повседневной речи получило название «стресс». Причиной его могут быть, например, различные неурядицы и конфликты в семье и на работе, недовольство своим положением, невозможность осуществить намеченные планы, болезнь или смерть близкого человека.

Все эти причины могут нередко в той или иной мере присутствовать в жизни больного, перенесшего инсульт. Здоровый психологический климат в семье является надежной защитой от различных психологических стрессов, подстерегающих больного. Несомненно, при каких-либо неожиданных неприятностях, психотравмах, сопровождающихся выраженными эмоциональными реакциями, необходимо обратиться к помощи лекарств, но все их необходимо принимать, только посоветовавшись с врачом.

Расскажите о статье друзьям или скормите ее принтеру

Статьи по теме
Медицинские центры

Онлайн-консультации Задать вопрос получите консультацию

у наших экспертов

Все права защищены. Перепечатка материалов только с указанием на источник.

Внимание! Информация, опубликованная на этом сайте, является справочной или популярной. Диагностика и назначение лекарственных препаратов требуют знания истории болезни и непосредственного обследования врачом. Мы рекомендуем Вам, для исключения случаев недопонимания, по вопросам применения лекарств и диагностики обращаться к лечащему врачу.

Новое на сайте

>

Самое популярное