Домой Народные средства Как называется группа гребенщикова. Борис гребенщиков - биография, информация, личная жизнь

Как называется группа гребенщикова. Борис гребенщиков - биография, информация, личная жизнь

Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать

БГ, Гребень, Борис Борисыч - человек, стоявший у истоков русского рока, экспериментатор - поначалу и культовый музыкант - сегодня. Сегодня ему исполнилось 60 лет.


Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Отец Бориса, Борис Александрович Гребенщиков (1926—1975), был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства. Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929—2009) - долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском университете. Бабушка Екатерина Васильевна, была для Бориса незаменима и жила с ним со времени переезда семьи родителей Бориса под одну с ней крышу до своей кончины в 1992 году, в это время Борис находился в США. Екатерина Васильевна (как и её дочь Людмила Харитоновна) пережила блокаду Ленинграда, потеряв мужа и отца.

Заниматься гитарой Борис Гребенщиков начал еще учась в школе, в 1968 году. Первой заученной песней стала Ticket to Ride "Битлз". Свои собственные песни Бориc Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

В 1970 Борис Гребенщиков заканчивает Физико-математическую школу № 239 Ленинграда и поступает на факультет прикладной математики — процессов управления ЛГУ (Ленинградского государственного университета им. Жданова), где в июле 1972 вместе со своим школьным другом Анатолием Гуницким (он же Джордж, Старый Рокер) и группой единомышленников основал группу «Аквариум»как поэтически-музыкальный проект. Тридцать лет спустя Гребенщиков так охарактеризует этот проект: "У меня простой подход. Боб Марли говорил: «Who are playing with me is Wailers» — кто играет со мной, те и есть Wailers. Если людям будет интересно играть со мной, то это будет «Аквариум». Это буду не я лично, потому что мы, когда работаем вместе, мы и делаем всё вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит, это «Аквариум»." (Из интервью Гребенщикова «Нашему радио», Брянск, 2002.)


По распространённой версии название группы предложил один из участников группы, увидев на Будапештской улице Ленинграда пивной бар под названием «Аквариум» (в 1980-е годы это заведение было закрыто). Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии группы:

"РД. Кто придумал это название?
БГ. Никто не придумал. Когда мы совсем устали, случилось так, что мы ехали где-то в Купчине. Проехали такую двухэтажную «стекляшку». Она называлась «Аквариум». И кто-то сказал, что вот — «Аквариум». И мы решили, что — да.
РД. А где была эта «стекляшка»?
БГ. Где-то на Софийской или Будапештской… Сейчас там шашлычная, по-моему."
Интервью А. Житинскому, октябрь-ноябрь 1988 г. («Путешествие Рок-Дилетанта», Лениздат, 1990 г.)

"Такова версия моего друга Толи Гуницкого, с которым мы вместе и основали «Аквариум» летом 1972 года. Но я с ней абсолютно и полностью не согласен. Потому что пивом я не интересовался никогда — ни тогда, ни сейчас. И я твёрдо знаю, что название «Аквариум» было придумано где-то на двух третьих теперешнего Троицкого моста через Неву, приблизительно между серединой и выходом с моста к Петропавловской крепости, в результате того, что мы в течение трёх суток перебирали все возможные слова. <…> Мы ходили по городу, ездили по городу, передвигались всеми методами и перебрасывались трое суток, без сна и отдыха, сочетаниями слов, одно из которых должно было стать названием группы. Двое с половиной суток мы этим занимались, и примерно в 17 часов на этом мосту, то ли он, то ли я, вот этого я уже сказать не могу, сказал: «Аквариум». Мы остановились, посмотрели друг на друга и сказали «О! Может быть»." (БГ для BBC, Лондон, 2007.)

Группа была неформальной, жила полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на короткие гастроли в другие города. Поначалу у группы дело не шло дальше репетиций, но, по некоторым данным, в 1972 году группа всё же дала один маленький концерт за городом. По другим сведениям, первое выступление состоялось в ленинградском ресторанчике «Трюм» около Центрального Парка Культуры и Отдыха, а первый гонорар составил 50 рублей наличными. В 1973 году у «Аквариума» появляется первый концертный опыт, но выступает группа всё ещё редко: "Всё это время «Аквариум» почти не выступает, а сидит преимущественно на юге, пьёт портвейн и поёт песни (свои и Битлз) или же репетирует на факультете ПМ. Аппаратура стоит в подсобке, и её вполне достаточно, чтобы изредка играть на свадьбах." (Из интервью Гребенщикова.)

С 1976 года «Аквариум» начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт Гребенщикова, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 25 февраля 1976 года, а 10 марта «Аквариум» на свои деньги едет непрошенным гостем на Таллинский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи и получает приз за самую интересную и разнообразную программу.Там же происходит знакомство с Андреем Макаревичем.

В 1977 году после окончания университета БГ поступил в аспирантуру и начал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ), продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета. В это же время он основал самиздатовский журнал «Рокси».

Летом 1978 года «Аквариум» записывает первый акустический альбом «Все братья – сестры», вдохновленный творчеством Боба Дилана. Скандальную известность группе принесло участие в Тбилисском рок-фестивале в апреле 1980 года. По сравнению с остальными участниками фестиваля «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», Гребенщиков вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ исключили из комсомола (вступил в 1967), сняли с должности м.н.с. (младшего научного сотрудника), уволили с работы, а группу запретили официально.


«Аквариум» продолжил играть нелегально, став с марта 1981 членом незадолго до этого основанного Ленинградского рок-клуба, и участвуя во многих его фестивалях. Достаточно (имхо) просто перечислить альбомы: «Синий альбом» (январь 1981), записанный в стиле регги и ставший первой «исторической» самостоятельной студийной работой «Аквариума» и первым полноценным подпольным рок-альбомом СССР (песни были записаны в студии, присутствовали концепция и оригинальное оформление); «Треугольник» (летом 1981), который, по замыслу Гребенщикова, должен был стать новым «Сержантом Пеппером», и ставший своего рода возвращением «Аквариума» к традиционному року; «Акустика. История Аквариума — Том 1» (1981-82) - сборник песен, которые группа исполняла на домашних концертах, и о котором БГ сказал, что тот, кто слышал «Акустику», может считать, что он знает «Аквариум»; «Табу» (лето 1982), на обложке которого после названия группы был поставлен вопросительный знак, так как по словам БГ, для группы это были тяжёлые времена; «Радио Африка» (весна-лето 1983), названный БГ «языческим», в который вошла знаменитая песня «Рок-н-ролл мёртв», ставшая одним из главных хитов группы, а для многих — своеобразным гимном десятилетия; «День Серебра» (начало октября 1984), который многие считают одним из лучших альбомов группы — благодаря стройной концепции (создававшейся в течение восьми месяцев), удачным аранжировкам и, как всегда, малопонятным, но философским текстам...
Борис Гребенщиков в 1987 году
Несмотря на то, что популярность «Аквариума» увеличивалась, и в конце 1983 года группа даже попала в тройку лучших (после «Динамика и «Машины времени») в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой «Московский комсомолец» среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей из Москвы, Ленинграда и Таллина, а в феврале 1984 года по результатам экспертного опроса газеты «Московский комсомолец» уже занимала второе место среди ансамблей, выйти из подполья музыкантам удалось лишь во времена перестройки.

Десятый альбом «Аквариума» — «Десять стрел» (1986) — стал концертным. В альбом были включены записи, сделанные на выступлениях за два года, предшествовавшие его выходу. Единственная студийная запись на альбоме — песня «Город», ставшая одной из самых известных композиций в исполнении «Аквариума» (часто авторство её музыки и стихов ошибочно приписывают соответственно Франческо да Милано и Алексею Хвостенко). В том же году в США на средства Джоанны Стингрей тиражом 1500 экземпляров вышел двойной виниловый сборник советской рок-музыки «Red Wave», в котором одну сторону из четырёх занимал «Аквариум». Впрочем, полноценным выходом из подполья это событие назвать было рано: «Аквариум» не давал больших концертов, о нём редко говорили в прессе и на телевидении. Музыканты продолжали общаться с лидерами советского андеграунда: кинорежиссёрами Александром Сокуровым и Сергеем Соловьёвым, музыкантами Виктором Цоем и Сергеем Курёхиным, журналистом Артемием Троицким. Близкие отношения установились у «Аквариума» с митьками.

БГ. 1987 год.
Вскоре после появления «Red Wave» с мёртвой точки дело сдвинулось и в СССР: выходит первая официальная пластинка группы (так называемый «Белый Альбом»), изданная фирмой «Мелодия» в 1987 году и представлявшая собой компиляцию песен из «Дня Серебра» и «Детей Декабря». Всеволод Гаккель даже связывает между собой выход двух этих пластинок: "Одну копию она (Стингрей) послала Рейгану, другую Горбачёву, сопроводив это заявлением, что то, что не могут достичь политиканы на дипломатическом уровне, с успехом получается у рок-музыкантов обеих стран. В результате чего Горбачёв спросил у своих советников: Какой такой Аквариум? Почему у них нет пластинки? И Министерство культуры дало директиву фирме «Мелодия» в срочном порядке выпустить пластинку этой группы, дабы создать иллюзию того, что пластинки этих групп давно выпущены и продаются."

Именно в этот период группа начинает приобретать всё бо́льшую известность, а 1987 год можно считать «годом великого перелома» в истории «Аквариума». Журнал ЦК ВЛКСМ «Смена» публикует первую (без учёта подпольных изданий) рецензию на творчество «Аквариума».

Ещё в марте 1984 года группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг» на ленинградском телевидении. 24 октября 1986 года ансамбль появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз, а 17 января 1987 года это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе. «Музыкальный ринг» становится первой «визуализацией» «Аквариума» «в полный рост» — в режиме студийного ток-шоу и концерта и в масштабе всего СССР. Это было своеобразным свидетельством окончательного выхода группы из подполья, её официального признания и узнавания как существенного элемента советской молодёжной музыкальной культуры того времени. До этого группа была известна главным образом среди поклонников и товарищей «по цеху». Уже в марте 1987 года журнал «Юность» назвал «Аквариум» лучшим музыкальным ансамблем страны. Лучшим музыкантом был признан Гребенщиков.

В 1987 году на «Мосфильме» был отснят фильм Сергея Соловьёва «Асса», в котором было использовано пять песен «Аквариума», в том числе «Город». Параллельно с фильмом вышел одноимённый саундтрек, включающий в себя пять песен «Аквариума» в собственном исполнении. Гребенщиков пишет музыку и к фильмам Сергея Соловьева: «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Нежный возраст».

В том же году на «Мелодии» вышел альбом «Равноденствие», первый студийный после двухлетнего перерыва и последний перед четырёхлетней паузой, связанной с временным прекращением деятельности «Аквариума». Гребенщиков в интервью журналу «Урлайт» охарактеризовал его как лебединую песню «Аквариума» 80-х и в целом был недоволен пластинкой: "И вот мы связались с ними (с «Мелодией»), записали «Равноденствие» и провалили нашу, может быть, самую лучшую пластинку. Всё нормально, контроль был целиком у нас, но то, как работает «Мелодия» — все маленькие штучки, заковырочки, неполадки с кабелями, что-то вырубается, у кого-то головная боль… И всё это выразилось в полной желеобразности." Автор обложки «Равноденствия» — кинорежиссёр Сергей Дебижев, в следующем, 1988, году снявший фильм «Золотой сон», с музыкой «Аквариума», а в его фильме «Два капитана-2» можно не только услышать музыку БГ, но и увидеть самого композитора.

3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей — в канадском Монреале, после которого Гребенщиков записал две песни («Китай» и «King Arthur») для своего будущего сольного англоязычного альбома. В августе 1988 он работает в США и Великобритании над сольником, получившим название «Radio Silence» («Радио Тишина»), с участием Дэйва Стюарта из Eurythmics. Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы. Идёт работа над альбомом «Феодализм», но группе не удаётся его дозаписать и выпустить в свет.

Деятельность «Аквариума» как единого коллектива окончательно приостанавливается. Позднее Гребенщиков однозначно выразится по этому поводу:

"— Скажи, Боб, «Аквариум» исчез навсегда?
— Да, «Аквариум» перешёл в область мифологии и легенд."
(Из интервью с Гребенщиковым в газете «Выбор», Киров, 11 октября 1991.)
"Группа «Аквариум» существовала с 1972 года. Всё, что мы могли сделать, мы уже сделали". (Из интервью с Гребенщиковым в Ярославле, 17 ноября 1991 года.)

«Radio Silence» вышел в Европе и США в начале лета 1989 года. В его записи принимали участие Гаккель и Дюша Романов, однако на лицевой стороне обложки указано только имя Гребенщикова. О работе над альбомом режиссёр Майкл Аптед (Michael Apted) создал фильм «Долгая дорога домой» (англ. «The Long Way Home»), который в июне 1989 года был показан по MTV.

В начале 1990-х годов, после распада группы «Аквариум», БГ создает новую группу — «БГ-Бэнд» - своеобразную реинкарнацию «Аквариума» в новом названии и звучании и в новых «старых» лицах. За время своего существования (1991—1992) новая группа дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и «Аквариума». Существует концертный альбом коллектива, выпущенный в 1993 году под названием «Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке». В январе — феврале 1992 года Гребенщиков и музыканты из состава «БГ-Бэнда» записывают в Москве «Русский альбом», основанный на песнях этого периода. В ноябре того же года «Русский альбом» выходит в виде виниловой пластинки и становится символом окончательного возвращения Гребенщикова на родину. Альбом представлял своим слушателям абсолютно новый коллектив: теперь лирика, мелодии и исполнение основывались на русских песенных традициях — от этой стилистики не отходит ни одна из композиций альбома. В текстах используются православные образы: таковы песни «Никита Рязанский» и «Кони беспредела»; вступительный инструментал называется «Архистратиг» (то есть архангел Михаил).

"Пожалуй, единственным альбомом в истории русской музыки — если не считать каких-нибудь контр-культурных акций, канувших в Лету, — имеющим какое-либо непосредственное отношение к тому, что именуется «dark-folk» или «folk noir», был «Русский альбом» Гребенщикова (который в ту пору увлекался творчеством Дэвида Тибета), наполненный заимствованиями и ссылками на Current 93 (так когда-то «Сергей Ильич» ознакомил население Страны Советов с «Cat Black» Болана), хотя как раз-то этот альбом как «дарк-фолк» совсем не воспринимается…" (Из статьи «England was burning… а Россия горит по-своему».)

Но в сентябре 1992 года коллектив «Аквариума» собирается вновь. Выпускают альбомы "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострома mon amour", "Навигатор", "Снежный лев". В 1997 году вышли диски "Гиперборея", а затем "Лилит". Последний был записан с западными музыкантами — группой The Band. Также Борис Гребенщиков обращался к творчеству других музыкантов — в 1994 году вышел диск песен Александра Вертинского в его исполнении, а в 1999 году — Булата Окуджавы. Вместе с тем были осуществлены и другие проекты Гребенщикова, например записи инструментальных альбомов, а также альбом "Прибежище" — тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, а в 2002 году — с ними же — альбом Bardo. В 2001 году был выпущен альбом песен на стихи Анатолия Гуницкого "Пятиугольный грех". В 2003 году "Аквариум" выпустил альбом "Песни рыбака", запись которого проходила в России и в Индии, с участием индийских музыкантов. В этом же году музыкант отметил свое пятидесятилетие большим концертом "Аквариума" в Государственном Кремлевском дворце.

Наступает период признания творчества Гребенщикова. За вклад в развитие рок-музыки он получает премии «Триумф», «FUZZ», «ПобоRoll», «Своя колея» и другие:
Январь 1998 — лауреат премии «Триумф».
23 сентября 2000 — вручение премий «Люди нашего города», Санкт-Петербург.
7 апреля 2001 — вручение премии журнала «Fuzz» «За вклад (в развитие рок-музыки)».
31 марта 2002 — Гребенщикову и «Аквариуму» вручили премию НАШЕго радио «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки.
18 октября 2002 — лауреат Царскосельской художественной премии.
24 января 2004 — вручение премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого.


БГ (на первом плане) во время концерта на сцене МХАТ, 2005 год.
Представлен новый альбом группы "Zoom Zoom Zoom".
БГ и бас-гитарист Андрей Светлов. МХАТ. 2006 г.
новый альбом "Беспечный русский бродяга"

БГ (в центре) и "Аквариум". ДК "МАИ". 2006 год.
МХАТ им.Горького. 2007 год.
В марте 2005 БГ выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. 22 мая 2005 года БГ начинает вести почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».

В 2008 году Гребенщиков выступил с новым проектом Aquarium International, суть которого состояла в том, чтобы собирать на одной сцене с "Аквариумом" почти два десятка представителей разных стран, играющих на самых различных инструментах.

В 2009 году Гребенщиков и "Аквариум" одни из первых использовали в России модель "скачай и заплати, сколько считаешь справедливым", выложив свой новый альбом "Пушкинская, 10" на сайте Kroogi.ru.

В 2011 году "Аквариум" представил новый альбом "Архангельск". В 2012 году, в честь 40-летнего юбилея "Аквариума", группа выложила в сеть каталог из всех 29 "естественных" студийных альбомов коллектива.

В 2012 году Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита создали ораторию "Семь песен о Боге" для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. Ее премьера состоялась 20 ноября 2012 года в Большом зале Московской консерватории.

В марте 2013 года Гребенщиков выступил с заявлением о том, что группа "Аквариум" прекращает общение со СМИ и уходит в "партизаны". При этом коллектив сократит количество даваемых концертов, но продолжит работу в студийном формате. Но и сегодня знаменитый музыкант, один из «отцов-основателей» русской рок-музыки - Борис Гребенщиков продолжает свою творческую карьеру, он много гастролирует, создает новые песни, выпускает альбомы.

Семья

с женой и дочкой
Первая жена БГ — Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года. В июне 1978 года расстались. Развелись в 1980 году после скандала в Тбилиси.
дочь Алиса Гребенщикова, актриса.
зять Сергей Дондурян.
Внук Алексей (род. 2008)

Вторая (по данным одной из программ «НТВ», первая) жена — Людмила Шурыгина (1980—1989) (до этого — гражданская жена Всеволода Гаккеля). Работала уборщицей в 222-й школе.
сын Глеб Гребенщиков (род. 14 февраля 1985) — известен как диджей gebe.
внучка Алиса Гребенщикова

Третья (1991 год) жена Ирина, бывшая жена Александра Титова. Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову — сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса — художник.

БГ на граффити. Харьков, 2008
Увлечения, интересы, отношение к искусству

Как сказал БГ в интервью КП: "Нельзя быть невежами, это вредно. Это вредно для потенции."

В 2012 году по просьбе издательства «Розовый-жираф» Гребенщиков составил список десяти своих любимых книг, который, по его словам, «мог бы быть и втрое больше», ведь "мне было интересно читать, я начал читать до школы". В список вошли следующие литературные произведения (кстати, мне тоже нравятся все эти книги) за исключением "Ветра в ивах", её я просто не читал, нужно будет прочесть):
«Ветер в ивах» К. Грэм;
«Книга джунглей» Р. Киплинг;
«Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкиен;
«Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкиен;
«Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролл;
«Алиса в Зазеркалье» Л. Кэрролл;
«Буратино» А. Н. Толстой;
«Остров сокровищ» Р. Стивенсон;
«Волшебник Земноморья» У. Ле Гуин;
«Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.

Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Александра Сергеевича Пушкина, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Анны Ахматовой, Бориса Акунина и Виктора Пелевина. Гребенщиков неоднозначно относится к творчеству писателей-экзистенциалистов, утверждая, что «когда европейцы начинают заниматься философией, у меня это вызывает хохот».


БГ и сам пишет. Написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило». 31 марта 2009 года состоялась презентация книги «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно», выпущенная фондом благотворительной помощи хосписам «Вера», в создании которой участвовал наравне с Акуниным, Маканиным, Прилепиным и др. писателями.

Кроме того, с 1978 БГ пишет картины. Дебютировал как художник на первой официальной выставке группы "Митьки" в 1985, был дружен с художниками "Новой Академии" и представителями "ленинградского экспрессионизма". Как вспоминает сам БГ: «У моей первой жены дед был художником. И вот мы как-то были у него на даче, и я залез на чердак. Смотрю — а у него там куча холстов стоит: некоторые ещё даже не тронутые, а другие уже совсем покрыты толстым слоем пыли и паутины. И тут же краски, кисточки, всякие разбавители... И я думаю: «Вау! Как интересно! Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что из этого получится». Стащил всё это вниз и начал рисовать». В 1996 году БГ записал в Вудстоке сольный альбом «Лилит», на котором выразил свое кредо следующим образом: «Ван Гог умер, Дарья, а мы еще нет. Так что Дарья, Дарья, не нужно рисовать мой портрет. Ты можешь добиться реального сходства, или феноменального скотства, ты все равно рисуешь сама себя, меня здесь нет.» (Дарья Дарья)


В мире кино, музыкант отмечает фильмы «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».

Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение. Помимо этого, он увлекается классической музыкой XVIII — XIX веков, в частности, творчеством таких немецких композиторов, как Брамс и Бах. "На мифическом Западе был Элвис, у нас был Высоцкий, и они несли на себе один и тот же крест: сказать несказанное. Уважаю его дар, но меня тяготит безысходность, встроенная в сам лад русской песни. Никто и никогда не пел по-русски так просто и мудро, как Булат Окуджава. Песни Окуджавы всегда казались мне образцом достоинства, культуры и рыцарства." (из интервью КП)


Религия

Как сообщается в FAQ официального сайта группы «Аквариум», Гребенщиков не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов он всерьёз увлёкся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России. Неоднократно посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным индийским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама, что в переводе с санскрита означает «выходящий за пределы ограничений». При поддержке Шри Чинмоя были организованы концерты Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холле, в августе 2007 года — сольный концерт в ООН, в котором Гребенщикову аккомпанировали ученики Шри Чинмоя.

Гребенщиков изучает индийскую и китайскую философию. Перевёл с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом «Бхагавад-гиты» на русский язык. Музыкант утверждает, что эта «гениальнейшая книга человечества» переведена на русский язык «так, что читать её невозможно. Я пытаюсь сделать так, чтобы было понятно всем».

Гребенщиков иногда посещает православные храмы и участвует в православных богослужениях. Долгое время он занимался составлением списка чудотворных икон России.


Правила жизни. Борис Гребенщиков

Мик Джаггер сказал: «Если ты начнешь думать о том, что другие люди думают о тебе, — ничего сам не сделаешь». Кто-то считает меня буддистом-маразматиком? Я не против.

Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать. Реакция мужчин меня не интересует — близкие друзья не в счет.

В музыке нет иного уровня, кроме мирового: это когда человек держит у себя дома сто компактов, и среди них — твоя музыка. Остальное все — сельская самодеятельность. Из наших музыкантов пока никто не дотянулся.

Самое большое удовольствие для меня — сидеть в теплом солнечном месте, выпивать и болтать с друзьями.

Деньги — это эквивалент энергии. Я пою и отдаю довольно большое количество энергии. Те, кто приходят на концерт, мне за это платят. Они не могут платить напрямую своей энергией — поэтому дают бумажки, которые ее заменяют. На эту бумажку я могу купить бутылку водки, приму ее, и во мне высвободится определенное количество энергии, которую я могу использовать в своих целях. А те, кто относится к деньгам с придыханием, не видят самого главного: что это не деньги, это энергия. Есть анекдот: с завода ликеро-водочных изделий вынесли десять ящиков водки. Продали их — на деньги напились. Но два первых действия были не нужны. Большая часть людей стремится к приобретению денег, теряя при этом возможность воспринять то, что они на эти деньги купят.

Нормальные люди в России мучаются, потому что не знают, что им делать. Не знают, кто они такие, зачем они здесь. Они коротают время в ожидании какого-то подарка. Когда же им поступает этот подарок — не знают, что с ним делать. У каждого есть сотни примеров.

Те, кто говорят о власти с придыханием или захлебываясь от ненависти, — глубоко ошибаются. Власть не заслуживает ни того, ни другого. О власти нет смысла говорить в той же степени, в какой нет смысла говорить о водопроводчиках.

Большое искусство не может возникнуть в эпоху катаклизмов. Гиппиус? Есенин? — упаси господь. Маяковский? — ужасный поэт. Настоящее искусство возникает от пресыщенности — когда человек спокойно, забыв про все на свете, может заниматься своим делом и оттачивать каждую миниатюрную грань.

Я все время с чем-то ношусь . Высказываю категорические суждения по поводу явлений, которые еще до конца не усвоил, а позже говорю: на самом деле это полное говно. И мне не стыдно. Нужно пестовать свой идиотизм — это называется «контролируемая глупость».

Дэвид Боуи лет 15 назад говорил мне что-то про войну с мусульманским миром, но я не запомнил. Не запоминаю, что люди говорят про войну: когда Земле будет нужна очередная война — она будет. Мы же, по сути, не понимаем, почему возникают войны. Война может начаться в любую секунду, сейчас, например, — и перерасти в мировую.

Говорят: самые надежные друзья — те, с которыми ты познакомился в детстве или юности. Это точка зрения инертного человека. Значит, ты просто не в состоянии найти себе друзей. Не вижу смысла сохранять старые компании. Людей, которых я сейчас люблю, я, как правило, встретил совсем недавно.

Настоящее искусство возникает от пресыщенности — когда человек спокойно, забыв про все на свете, может заниматься своим делом.


"ПОЛОВИНЫ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ МЫ ОБСУЖДАЕМ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ" (из интервью КП, 27.11.2013)

- Когда ты тратишь много времени, для того чтобы заслужить собственное имя…

Я не трачу время, чтобы заслужить. Зачем заслуживать собственное имя, когда оно у тебя есть с рождения?

- Но надо много работать, для того чтобы стать известным, популярным...

Какие бедные эти люди, как жалко, что им приходится тратить жизнь на то, чтобы казаться кем-то в глазах других людей. Какой это позор!

- Это же не специально происходит.

Если ты занимаешься искусством, тебе не важно, что по твоему поводу думают. Вот, например, Клод Моне сидит и рисует. Он пишет и пишет, потому что ему важно добиться определенных результатов, которые только он понимает. Естественно, ему удобно, если у него есть какие-то связи и его картины продаются. Удобно, но не важно.

- Но если нет денег, то тот же гипотетический Моне не сможет купить себе краски...

Мы все время ставим повозку впереди лошади. Если человек начинает делать то, что он делает, то может случиться так, что ему не понадобятся все те устройства для решения проблем, которые он придумал, еще не начав делать. Эти места на искусственном Олимпе никому не нужны, кроме людей, которые настолько лишены какой-то потенции, что им приходится заменять настоящую жизнь ее подобием.

- Соглашусь.

Так вот, если мы с этой точки зрения посмотрим, выясняется, что половина вопросов, которые мы обсуждаем, даже не существует. Потому что есть искусство, которым интересно заниматься, сложно и абсолютно неприбыльно. А есть вещи, которые прибыльны, но неинтересны, и заниматься ими не стоит, потому что они ничего хорошего не дают, кроме воображае­мого престижа, воображаемых денег.

Легендарного Гребенщикова по достоинству считают отцом-основателем русского рока. Благодаря его таланту слушатели наслаждались потрясающими композициями и познакомились с совершенно непривычным жанром в музыке.

Биография

Борис Борисович – потомственный ленинградец, родился в интеллигентной семье 27 ноября 1953 года. Папа, Борис Александрович, – научный сотрудник вуза, мама -преподаватель математики. Семья проживала недалеко от метро «Московская». Здесь и прошло детство будущей легенды русского рок-течения. Учился сначала в обычной школе, в средних классах перешел в школу с математическим уклоном. Мальчик успешно сдал экзамены и поступил в университет, выбрал математическую специальность. Параллельно он организует первый в своей жизни музыкальный ансамбль, его помощником становится приятель Анатолий Гуницкий. Стартовые репетиции проходили в актовом здании вуза. В молодые годы Борис Гребенщиков, Гуницкий, как и вся молодежь, заслушивались западной музыкой. Кумирами миллионов были группы «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Дип Перпл» и т. д. На жанр, выбранный молодыми исполнителями, повлияло творчество Моррисона, Дилана, Марли. Отлично владея английским, Гребенщиков мог с легкостью переводить любые композиции. В 1973 году выпущен первый винил «Искушение святого Аквариума». Публика услышала что-то необычное, не похожее на композиции советской эстрады – привычной и однотипной.

Все фото 7

В 1974 году ансамбль пополняется Файнштейном и Романовым. Параллельно с созданием группы ребята организовали в институте театральный кружок и принимают участие в постановках. Гуницкий становится автором пьес, Гребенщиков и Романов примерили на себя роли актеров. Но постоянная занятость на сцене отрицательно сказывается на репетициях «Аквариума», и группа оказываются на грани распада. В то же время руководство факультета запрещает ребятам выступать, и Гребенщиков вступает с деканатом в конфликт. Состав ансамбля сокращается до одного человека. Спустя несколько месяцев Гребенщиков познакомился с Севой Гаккелем – талантливым виолончелистом. Он, не раздумывая, приглашает его выступать вместе и пишет композиции, которые вошли в золотой список хитов «Аквариума». Выступления группы полностью запрещены руководством вуза, и ребята начинают выступать подпольно. Некоторый период Борис Гребенщиков со своими коллегами играл на квартирах, в которых собирались поклонники русского рока. Чтобы соседи не позвали правоохранителей, петь и играть на инструментах нужно было очень тихо. Но для «закрытых» музыкантов в те годы существовала еще одна проблема: они не могли записывать свои песни, с ними не работали звукозаписывающие студии. Пришлось искать нелегальные пути в самиздатах, и в 1976 году записывается альбом «Зеркальное стекло», через два года – «Все братья-сестры». Несмотря на то что последняя пластинка имела тираж 10 экземпляров, слушатели стали передавать диск из рук в руки и переписывать шлягер в домашних условиях. Благодаря росту популярности ребята заимели полезные связи и уже на полулегальном положении работали в студии. Борис начал сотрудничать с Андреем Тропилло. С его помощью в свет вышли альбомы «Треугольник», «День Серебра» и несколько других. Впервые открыто о себе группа «Аквариум» заявила на рок-фестивале в Тбилиси. Публика приняла выступление на ура, но номенклатурное жюри было недовольно успехом ребят. Во время концерта Гребенщиков познакомился с Виктором Цоем и сказал о его творчестве лестные слова. Руководство также возмутил тот факт, что «Аквариум» исполнил не ту композицию, о которой объявил ранее. Вместо акустического выступления музыканты исполнили песни «Герои», «Кусок жизни» и «Минус 30». Жюри покинуло концерт, зал для репетиций в Ленинграде опечатали. Бориса Гребенщикова исключили из комсомола, распалась семья. Образованному человеку пришлось устроиться обычным сторожем. Чтобы заниматься творчеством, он согласился войти в состав профкома драматургов и продолжил работать в «Аквариуме». Сергей Курехин, неоднократно приходивший на помощь андеграундным исполнителям, начинает раскручивать «Аквариум». Вскоре группу пригласили в эфир передачи «Веселые ребята». Затем они становятся участниками популярного «Музыкального ринга». Так началась телевизионная карьера легендарного «Аквариума».

В конце 80-х «Аквариум» полностью выходит из подполья. Парни с завидным постоянством дают концерты на лучших площадках страны. Популярность стала залогом набитых битком стадионов и залов, композиции звучат в культовых кинолентах «АССА», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Город» и т. д. Слушатели могут спокойно наслаждаться песнями «Равноденствие», «Город золотой», «Десять стрел». Борис Гребенщиков разъезжает по миру, в 90-е годы примыкает к легендарной британской группе «Ю-Ритмикс» и солирует вместе с непревзойденной Энн Леннокс. В 1986 году в США выходит сингл ансамбля, затем сразу два диска «Радио Лондон» и «Радио Сайленс». В 2003-м талантливому музыканту был вручен орден 4-й степени «За заслуги перед Отечеством», а также награда «Триумфа» за вклад в искусство.

Личная жизнь

Лидер «Аквариума» неоднократно состоял в официальном браке. Первой женой музыканта была Наталья Козловская. Молодые люди познакомились, еще будучи совсем юными, Наташа только окончила институт. Свадебные торжества были пышными, гуляли в легендарном ресторане «Астория», были приглашены друзья и родственники. Семейная идиллия продлилась недолго. После рождения дочери Алисы Борис ушел из семьи. С дочерью он никогда не прекращал общаться, помогал во всем, в том числе поддержал, когда она объявила о том, что хочет стать актрисой. После ухода из семьи лидер «Аквариума» попросился пожить у друга Гаккеля. Его супруга, Людмила Шурыгина, была женщиной ослепительной красоты. Гребенщиков настолько увлекся, что не только занял полезные метры, но и отбил жену у близкого приятеля. На удивление, Сева спокойно отнесся к такой новости и не стал вступать в конфликт с другом. Приятели поддерживают отличные отношения до сих пор. Молодые уехали из Ленинграда в небольшое село на Валдае и поселились в бывшем доме культуры. Там новоиспеченная семейная пара арендовала участок земли, занялась хозяйством. Поначалу артисту нравились тишина и спокойствие. Так они прожили девять лет, родился мальчик Глеб. О загородном доме музыкант мечтал давно, но привыкший к городскому быту сын интеллигентов вскоре устал от деревенской жизни. Вскоре он бросил жену и ребенка и уехал в Питер. Вторая жена осталась в деревне и начала заливать свое одиночество алкоголем. В 1991 году наш герой встретился с супругой солиста группы «Земляне» Александра Титова Ириной. Борис влюбился с первого взгляда, почувствовал в женщине родственную душу и увел ее от законного мужа. В том же году была сыграна свадьба. У Ирины от первого брака есть сын Марк, немного позже она родила исполнителю «Города золотого» дочь Василису. Пара до сих пор вместе и, судя по всему, расставаться не собирается.

Борис Борисович Гребенщиков (также известен под псевдонимом БГ) — русский поэт и музыкант, композитор, певец и гитарист рок-группы «Аквариум», один из родоначальников русской рок-музыки. Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 ноября 2003) — за большой вклад в развитие музыкального искусства. Борис Гребенщиков — лауреат Царскосельской художественной премии (2002) и премии «Триумф» (1997).

Ранние годы и образование Бориса Гребенщикова

Отец — Борис Александрович Гребенщиков (1926−1975) — инженер, был директором опытного завода Балтийского пароходства.

Мать — Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929−2009), работала юрисконсультом Ленинградского дома моделей. Бабушка и мать Бориса Гребенщикова — блокадницы. «Моя мама школьницей перенесла блокаду. Бабушка растила ее одна, чтобы выжить, работала в трех местах. Понятно, что за чудовищное, голодное было время, но мама и его считала счастливым», — вспоминал Гребенщиков.

Борис Гребенщиков сначала учился до 8-го класса в ленинградской престижной школе № 421, но затем перешел в физико-математическую школу № 239, которую окончил в 1971 году. Борис Гребенщиков в этом же году поступил в Ленинградский государственный университет им. Жданова на факультет прикладной математики, где и получил высшее образование. Гребенщиков окончил ЛГУ в 1977 году.

Гребенщиков с детства проявлял музыкальные способности. Заниматься игрой на гитаре Борис Гребенщиков начал еще в школе, в 1968 году. Также Борис сочинял песни на свои же стихи. Как сообщается в биографии Гребенщикова на сайте РИА «Новости», первой заученной песней Бориса стала битловская Ticket to Ride. Свои собственные песни Борис Гребенщиков первое время писал на английском языке, а затем стал сочинять на русском.

Музыкальная карьера Бориса Гребенщикова

Летом 1972 года Гребенщиков вместе с Анатолием Гуницким основал группу «Аквариум». Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1974 году, этот диск открывает так называемую «доисторическую» дискографию Гребенщикова и «Аквариума». Как говорится в биографии Бориса Гребенщикова в Википедии, запись, считавшаяся утерянной, благодаря виртуальному сообществу «Планета „Аквариум“» была найдена в конце 1997 года.

До середины 80-х годов музыканты жили полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на непродолжительные гастроли в другие города.

Получив образование в университете, и после его окончания, работая в НИИ социологии младшим научным сотрудником, Борис Гребенщиков продолжал писать песни, выступал с концертами. Также его группа сотрудничала с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета.

С юности Борис Гребенщиков увлекался творчеством Боба Дилана , подражал ему в своих ранних выступлениях, вполне сознательно хотел быть похожим на знаменитого американского барда. «Важно, что Б.Г. откровенно работал под Дилана и других американских бунтарей 1960-х. А все американские бунтари 1960-х были насквозь антибуржуазные, антикоммерческие и выступали за преодоление рыночных отношений между людьми на всех уровнях», — писал о Гребенщикове Алексей Цветков .

В 70-е вышли несколько «доисторических» альбомов БГ, к которым относится и знаменитая запись «Все братья сестры», сделанная с Майком Науменко . Первым официальным диском «Аквариума», который был записан в настоящей студии звукозаписи Андреем Тропилло и появился в магнитиздате в 1981 году, стал «Синий альбом». Песни «Железнодорожная вода», «Герои рок-н-ролла» («Молодая шпана»), «Электрический пёс», «Плоскость» с этого альбома стали хитами Гребенщикова.

В дальнейшем магнитоальбомы «Аквариума» записывались и выходили ударными темпами, по нескольку в год. В 1981 после «Синего альбома» вышли «Треугольник» и «Электричество» (с песнями «Старик Козлодоев», «Мочалкин блюз», «Мой друг музыкант», «Вавилон» и другими в скором будущем легендарными произведениями русского рока). В 1982 вышли «Акустика» и «Табу», в 1983 — «Радио Африка», в 1984 — «Ихтиология». «Держаться корней», «Моей звезде», «10 стрел», «25 к 10», «Рок-н-ролл мёртв» — хиты Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» покоряли любителей музыки СССР.

Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых — начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками». Квартирник подразумевал акустический формат выступления на квартире у кого-то из слушателей. Играли тихо, чтобы соседи не вызвали милицию. В то время выступать на «квартирнике» было не менее опасно, чем приходить на него в качестве слушателя — и тем не менее люди поддерживали «запрещенную» музыку, несмотря на все опасности нажить себе проблемы.

После того, как в начале 80-х группа успешно выступила на рок-фестивале в Тбилиси Борис Гребенщиков был исключен из комсомола и уволен с работы. Борис устроился на работу сторожем, а через некоторое время стал членом профкома драматургов, что позволило ему не работать и заниматься творческой деятельностью без боязни быть осужденным за тунеядство. Сотрудничество с ярким представителем ленинградского андеграунда Сергеем Курехиным способствовало еще большей популярности коллектива. Вскоре Гребенщиков впервые появляется на телевидении — в эфире программы «Веселые ребята» группа «Аквариум» исполнила под фонограмму песню «Два тракториста». После этого «Аквариум» неоднократно появляется в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения.

Затем был создан Ленинградский рок-клуб, как вполне легальная площадка. Творчество Гребенщикова успешно развивалось. Вышедший в 1984 году «День Серебра» — пятый «естественный» альбом группы «Аквариум» — считается вершиной творчества «Аквариума» 1980-х годов, такого мнения придерживается и сам Борис Гребенщиков. В этот альбом вошли такие знамениты песни, как «Сидя на красивом холме», «Иван Бодхидхарма», «Дело мастера Бо». В 1986 вышел последний подпольный альбом «Аквариума» «Дети Декабря».

В биографии Бориса Гребенщикова на сайте «Узнай все» сообщается, что в 1986 году вышел первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома — «Radio Silence» и «Radio London». Находясь за границей, Гребенщиков познакомился со многими известными представителями западной рок-сцены. В то же время покорить западных слушателей БГ не удалось.

В 1988 на фирме «Мелодия» вышел официальный альбом группы «Равноденствие» с песнями «Партизаны полной луны», «Аделаида», «Золото на голубом» и другими.

Во второй половине 80-х музыка и песни Бориса Гребенщикова активно использовались в кино, особенно ярко это проявилось в фильмах Сергея Соловьева «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом». Гребенщиков и сам снялся в картине Сергея Курехина «Два капитана-2». В культовом фильме «Асса» БГ был во всеуслышание «обожествлен», герой фильма сообщал, что от «Гребенщикова сияние исходит».

В биографии Бориса Гребенщикова говорится, что 4 марта 1991 года была прекращена деятельность «Аквариума». Некоторое время группа Бориса Гребенщикова называлась «БГ», в 1992 году был собран новый состав «Аквариума» («Аквариум 2.0»).

В 90-е группа Бориса Гребенщикова выпустила новые популярные альбомы: «Библиотека Вавилона», «Любимые песни Рамзеса IV», «Пески Петербурга», «Кострома mon amour», «Навигатор», «Снежный лев», «Гиперборея». Параллельно Борис Гребенщиков записывал сольные альбомы, в частности, с песнями Александра Вертинского и Булата Окуджавы .

В 1997 Борис Гребенщиков стал лауреатом премии «Триумф». В том же году завершилась биография «Аквариума 2.0». Затем Борис Гребенщиков записал в США с группой The Band альбом «Лилит».

Дискография «Аквариума 3.0» началась в 1999 году с «Ψ» («Пси») — четырнадцатого «естественного» альбома группы «Аквариум». «Маша и медведь», «Стоп, машина!», «Сын плотника», почти все песни альбома стали хитами. Вскоре вышли новые альбомы: «Территория», «Сестра Хаос», «Песни рыбака», «ZOOM ZOOM ZOOM», «Беспечный русский бродяга». Было много новых песен, концертов по России, СНГ и миру.

В 2003 году 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова был отпразднован большим концертом в Кремле. В 2007 году состоялся концерт группы «Аквариум» в лондонском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Мероприятие было организовано при поддержке фонда индийского философа, проповедника и музыканта Шри Чинмоя , духовного наставника Гребенщикова.

В 2009 году Гребенщиков и «Аквариум» одними из первых использовали в России модель «скачай и заплати, сколько считаешь справедливым», выложив свой новый альбом «Пушкинская, 10» на сайте Kroogi.ru.

22-й альбом «Аквариум +», вышедший в 2013 году, по классификации самого Гребенщикова подвел черту «Аквариума 3.0».

В 2014 вышел новый сольный альбом «Соль», который критики называли «лучшим за 40 с лишним лет». Затем в рамках «Аквариума 4.0» вышли альбомы «Песни нелюбимых» и «Двери травы», а в 2018 году вышел новый сольный диск «Время N». Этот альбом, выпущенный в цифровом виде 16 февраля 2018 года, по словам Бориса Гребенщикова, стал тематическим продолжением его диска «Соль».

В 2015 году Борису Гребенщикову удалось менее чем за сутки собрать сумму в 1 миллион 300 тысяч рублей на запись нового альбома.

В последние годы Гребенщиков часто играл на улицах в различных городах России и Украины. В Омске Гребенщиков сыграл в подземном переходе, чтобы собрать журналистам деньги «на молоко за вредность».

Карьера Бориса Гребенщикова в других ипостасях

В биографии Бориса Гребенщикова немало места занимает литература. В 1977 году он основал самиздатский музыкальный журнал «Рокси». Борис Гребенщиков написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило».

В 2005 году Борис Гребенщиков начал карьеру радиоведущего и с тех пор ведет почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России». Тексты к выпускам радиопрограммы вошли в четырехтомную музыкальную авторскую энциклопедию Бориса Гребенщикова «Аэростат».

В 2007 году музыкант устроил собственную выставку непрофессиональных фотографий родного города «Инфра Петербург».

В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».

Борис Гребенщиков говорит в интервью, что не интересуется политикой, но знаком со многими политиками. В 2005 году он выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым , замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ. Также Борис Гребенщиков встречался с председателем СК РФ Александром Бастрыкиным .

В ходе встречи Александр Бастрыкин рассказал Борису Гребенщикову о созданных в Следственном комитете консультативном совете по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также об общественном координационном совете по оказанию помощи детям юго-востока Украины. Со слов музыканта, он проводит концерты, сборы от которых перечисляет на лечение тяжелобольных детей. При этом Гребенщиков, как и Следственный комитет, осуществляет пожертвования детям, проходящим лечение в клинике Доктора Лизы.

Председатель СК РФ и рок-музыкант договорились о сотрудничестве в сфере благотворительности. При этом Гребенщиков не исключил своего участия в совместных со Следственным комитетом адресных благотворительных акциях.

Награды Бориса Гребенщикова

Борис Гребенщиков награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), является лауреатом премии «Триумф» (1998), Царскосельской художественной премии (2002), премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого (2004). В 2009 году Гребенщиков получил премию «Степной волк» за одну из книг из серии «Аэростат». В 2012 году музыкант стал обладателем премии журнала «Русский пионер» в номинации «Стихи XXI века. Поэзия эпохи www».

Здоровье Бориса Гребенщикова

В 2006 году Борису Гребенщикову была сделана операция по коррекции зрения. В январе 2009 года в Берлине музыканту сделали операцию по шунтированию.

По данным источника телеканала «Санкт-Петербург», причиной обращения к медикам стала болезнь сердца. В пользу этой версии говорит тот факт, что девять лет назад музыканту делали операцию по шунтированию. Однако позже представители Гребенщикова сообщили на его странице «ВКонтакте», что информация о проблемах с сердцем — ложь.

Весной 2018 года Борис Гребенщиков был экстренно госпитализирован в реанимацию одной из клиник Санкт-Петербурга с воспалением легких. Лидер российской рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, несмотря на болезнь, не изменил дату запланированного в Санкт-Петербурге концерта, сообщалось в новостях.

Впрочем, позже группа «Аквариум» перенесла несколько ранее запланированных концертов. Как сообщалось на официальном сайте музыкального коллектива, на такой шаг пришлось пойти из-за болезни бессменного лидера группы Бориса Гребенщикова.

Борис Гребенщиков (“БГ” - псевдоним) является талантливым гитаристом, композитором и исполнителем популярной музыки, основателем знаменитой российской рок-группы, организованной еще в Советском Союзе.

До сих пор музыкант пользуется феноменальной популярностью и небывалым признанием среди отечественных и зарубежных звезд эстрады. И все благодаря своим невероятным способностям и яркой незабываемой харизме.

Чем примечательна биография Бориса Гребенщикова? Какова история его взлета и в чем секрет гениальности? В данной статье даются ответы на эти и многие другие вопросы. А также размещены фотографии Бориса Гребенщикова в молодости, в зрелые годы и в настоящий момент.

Родом из детства

Родился маленький Боря поздней осенью 1953 года, в большом и красивом городе Ленинграде. Родители будущего рок-певца были образованными и интеллигентными людьми. Мама Бориса Гребенщикова - Людмила Харитоновна, занимала ответственную должность в НИИ, отец - Борис Александрович, работал научным инженером.

Впоследствии прославленный гитарист не раз утверждал, что многим в своей жизни обязан матери. Именно она познакомила его с театром, музыкой и литературой, именно она привила ему любовь к искусству и самовыражению.

Людмила Харитоновна научила сына ценить прекрасное, в какой бы новой, неординарной форме оно ни находилось. Она познакомила мальчика с рок-музыкой, побуждала не бояться идти вслед за своим талантом, защищала перед отцом и верила в его счастливую звезду.

Талантливый математик

Свое музыкально призвание юный Борис осознал не сразу. Вначале он хотел избрать другой жизненный путь - путь одаренного трудолюбивого ученого.

В школьную пору биография Бориса Гребенщикова была связана с математикой. Первые годы он обучался в элитной городской школе. Затем перешел в среднее учебное заведение, специализирующееся на глубоком изучении математических наук. Успехи парня были потрясающими.

Высшее образование молодой Гребенщиков решил получить в авторитетном университете, избрав специальность “прикладная математика”. Казалось бы, вся его судьба расписана на несколько десятилетий вперед: красный диплом, научная деятельность, академические звания…

Но жизнь распорядилась иначе.

Зарождение таланта

В высшем учебном заведении талантливый математик увлекся музыкой. И не привычной классикой, а западным рок-н-роллом. Он в совершенстве знал английский язык, поэтому мог свободно воспроизводить зарубежные композиции, подражая иностранным музыкантам в манере и стиле исполнения.

Увлечение музыкой оказалось серьезным - молодой Гребенщиков создал свой коллектив, систематические репетиции которого постоянно проводились в университетском актовом зале.

Вместе с Анатолием Гуницким (школьным другом и творческим союзником) молодой Борис окунулся в творческие поиски своего направления. Поначалу ребята писали стихи по-английски, сочиняя музыку на западный манер. Несколько позднее молодые люди определились с собственным стилем - они захотели исполнять репертуар лишь на родном языке.

Как же называлась рок-группа, созданная Борисом Гребенщиковым? “Аквариум”. Это был современный ансамбль, которому предстояло около десяти лет осуществлять полуподпольную деятельность, покоряя сердца сотен и даже тысяч слушателей.

Первая пластинка

Так как деятельность “Аквариума” была нелегальной, Борис Гребенщиков и ребята, входящие в его группу, выступали редко и конспиративно, а пластинки записывали подпольно, собственными усилиями и умениями, без необходимой техники и аппаратуры.

Первым треком коллектива стал альбом “Искушение Святого Аквариума”, который музыканты выпустили в 1973 году. Эта пластинка была оригинальной и непохожей на популярный русский рок советского периода. Лидер ансамбля, вложив в это произведение всю душу, уверенно заявил о себе как об образцовом и талантливом представителе мирового рока, гармонично сочетаемого с российскими традициями и ценностями.

Приблизительно в этот период в группе появляются новые лица: Романов, Файнштейн, Грошевский. Они пишут и ставят на студенческой сцене гротескные постановки, все более и более углубляясь в артистическое искусство. На фоне этого в молодой рок-группе произошел раскол, и Гребенщиков оказался почти один.

Новый виток

Однако такая ситуация не повлияла на его энтузиазм. Молодой человек был полон энергии и воодушевления. Он усиленно искал новых единомышленников, которыми оказались Александров и Гаккель.

Вместе с ними начинающий музыкант начинает целеустремленно добиваться призвания. Ребята активно ведут концертную деятельность, выступая везде, где есть люди: в скверах, парках, институтах. Из всех акустических музыкальных инструментов и приспособлений у них были только гитара, виолончель, флейта и… юношеский задор.

В 1976 году “Аквариум” Бориса Гребенщикова смело заявляет о себе на поп-фестивале в Таллине, куда является дерзко и без приглашения. Однако такой поступок пришелся присутствующим по душе - группе присуждают приз за самое интересное выступление. С тех пор коллектив начал часто выезжать на гастроли, а звукозаписывающие компании стали разрешать полулегальным музыкантам записывать у них пластинки.

Взлет и взыскание

Благодаря этому свет увидели такие яркие и незабываемые альбомы, как “С той стороны зеркального стекла”, “Все братья-сестры”, “Треугольник”, “Дети декабря” и “День серебра”, которые отличались от предыдущих более качественной звукозаписью.

На весенних ритмах в Тбилиси 1980 года выступления Гребенщикова и его компании ознаменовались огромным скандалом. Являясь представителями русского рока, ребята настолько выложились на сцене, что ошеломили публику своей эпатажностью и эксцентричностью. Их обвинили в пропагандировании гомосексуализма, кровосмешения и непристойности. А когда солист, увлеченно играя на гитаре, лег на сцену, судейская комиссия демонстративно покинула свои места.

Слух об этом выступлении вызвал множество толков. Любители рока обратили внимание на талантливую развивающуюся группу, а критически настроенные власти решили наказать рок-лидера. Его уволили с работы (в то время Гребенщиков уже несколько лет трудился в НИИ).

Чтобы зарабатывать деньги и продолжать концертную деятельность, талантливый музыкант устроился работать дворником. В это время для своих концертов он стал использовать новый вид помещений.

Квартирники

В те времена ребят часто приглашали к слушателям на квартиру, где они выступали очень тихо и осторожно.

Так как по всему СССР группа была запрещена, посещать такие музыкальные вечера было очень опасно не только исполнителям, но и зрителям. Однако недозволенная музыка пользовалась небывалым спросом, поэтому “Аквариум” часто выезжал на “квартирные” гастроли.

В одной из таких вылазок предприимчивый солист познакомился с С тех пор биография Бориса Гребенщикова резко изменилась.

Телевидение

Благодаря протекции Курехина “Аквариум” был приглашен в эфир “Веселых ребят”, где музыканты исполнили популярную в те году песню про двух трактористов.

После этого коллектив получал еще приглашения на участие в телепрограммах и передачах, что увеличивало его всесоюзную популярность.

1980-е

В этот период Гребенщиков вместе со своей группой начал вести открытую концертную деятельность. Он выступал преимущественно в столице и Ленинграде, параллельно издавая англоязычные пластинки, записывая музыку для популярных кинофильмов, продюсируя Виктора Цоя и работая над собственными проектами.

В конце 1980-х Гребенщиков несколько раз выступал с концертами на Западе (как собственными, так и вместе с группой).

Поиски себя

Неспокойное настроение 1990-х затронуло и рок-группу Гребенщикова. Март 1991 года ознаменовался последним месяцем коллектива, но уже через несколько недель было объявлено о создании новой группы, где мелькали уже знакомые лица, - “БГ-Бэнд”.

Только что созданный коллектив продолжил идею русского рока, ознаменовавшись необычным репертуаром. В выступлениях группы стали появляться религиозные образы православной церкви, что считалось актуальным и злободневным для эпохи того времени.

“БГ-Бэнд” вел активную выездную деятельность. Посетив самые крупные города России и Украины, он провел около двухсот ярких и незабываемых концертов.

Однако ансамбль просуществовал недолго. На его смену пришел другой коллектив со старым названием - “Аквариум”, который после этого еще несколько раз менял состав и репертуар.

Перечень альбомов

Ниже приводится самая выдающаяся дискография Бориса Гребенщикова того времени:

  • 1983 — "Радио Африка".
  • 1984 — "День Серебра".
  • 1986 — "Дети Декабря".
  • 1988 — "Равноденствие".
  • 1990 — "Чёрная роза".
  • 1992 — "Архив".
  • 1993 — "Библиотека Вавилона".
  • 1994 — "Пески Петербурга".
  • 1995 — "Навигатор".
  • 1996 — "Снежный лев".
  • 1997 — "Гиперборея".
  • 2000 — "Территория".
  • 2002 — "Сестра Хаос".
  • 2003 — "Песни рыбака".
  • 2005 — "ZOOM ZOOM ZOOM".
  • 2006 — "Беспечный русский бродяга".
  • 2007 — "Феодализм".
  • 2008 — "Лошадь белая".
  • 2009 — "Пушкинская, 10".
  • 2010 — "День радости".
  • 2010 — "Наша жизнь с точки зрения деревьев".
  • 2010 — "Записки о Флоре и Фауне".
  • 2011 — "Архангельск".
  • 2012 — "Тайная история пчеловодства".
  • 2012 — "Воздухоплавание в компании сфинксов".
  • 2013 — "Аквариум +".
  • 2016 — "Песни Нелюбимых EP".

Помимо этого, певец издал несколько сольных альбомов, впечатляющих своей экстранеординарностью, смелостью и прямодушием.

Чем же сейчас примечательна биография Бориса Гребенщикова?

Современная деятельность

В настоящее время выдающийся музыкант занимает активную жизненную позицию в отношении музыкальной жизни страны. Он часто выступает с концертами, появляется на телепередачах и радиопрограммах, пишет книги и снимается в фильмах.

О прошлой и современной личной жизни Бориса Гребенщикова известно очень много.

Личная жизнь

Рок-музыкант был несколько раз женат. Его первой супругой была Наталья Козловская, инженер-экономист по специальности. Дочь Бориса Гребенщикова от первого брака Алиса сейчас является известной киноактрисой.

Второй брак был заключен с художницей по образованию. От этого союза у супругов родился сын Глеб, который в данный момент работает вместе с отцом в его знаменитой группе.

Третья супруга Гребенщикова, с которой он живет уже больше двадцати лет, - Ирина Титова. Ее стали приемными детьми рок-музыканта.

Как видим, каждого члена этой большой семьи объединяет любовь к музыке и искусству. И это неудивительно, ведь отец семейства - знаменитый и талантливый Борис Гребенщиков!

Борис Гребенщиков

Наталья Мущинкина

Нынешней весной известная в прошлом американская певица . И рок-кумиры вдруг предстали совсем другими, чем пытались казаться долгие годы. Так, Борис Гребенщиков, этот небесный эльф, парящий в других мирах, на многих снимках — с ребенком на руках, вполне себе земной и доступный. О запутанных матримониальных связях, породнивших БГ сразу с несколькими музыкантами его группы «Аквариум», — в сегодняшнем расследовании.

В одном из интервью Борис Гребенщиков, говоря о том, что подвигло его стать музыкантом, честно признался: «Я начал играть, чтобы понравиться девушкам. Не было бы женщин — я бы вообще ничего не стал делать». Лидер «Аквариума» не был обделен вниманием дам. Что в былые времена, что сейчас — вокруг него всегда полно поклонниц, готовых последовать за ним хоть на край света. Но сам Гребенщиков почему-то предпочитал девушек из ближайшего окружения. Все три его супруги до того, как он официально узаконил с ними отношения, были спутницами его лучших друзей. Удивительный факт: уводя жен, он умудрился остаться в хороших отношениях с их экс-мужьями. Талант, не иначе.

Не плачь, Алиса

В первый раз Борис Гребенщиков женился в 1976 году. Его женой стала Наталья Козловская, которую БГ увел у басиста «Аквариума» Миши Файнштейна. Свадьбу отмечали широко — в ресторане «Астория», с присутствием большого количества гостей. И местных, питерских, и приезжих — вспоминают, что из Москвы прибыли музыканты дружественной группы «Машина времени». Подружились они именно благодаря Наталье. «Знакомство началось с того, что Макаревич пытался соблазнить мою жену и увести ее в свой номер, но ему пришлось забрать вместе с ней и меня. Там мы напились, моя жена осталась нетронутой», — рассказывал БГ в «Правдивой автобиографии «Аквариума» о своей первой встрече с лидером «Машины времени» на Таллинском фестивале рок-музыки в 76-м году.

Однако не прошло и двух лет, как отношения разладились. А когда у супругов родилась дочь Алиса, БГ и вовсе почти перестал появляться дома. Поэтому девочка, хоть и носила громкую фамилию отца, его почти не видела. К тому же ее мама вновь вышла замуж, и ее новый супруг, Дмитрий Овечкин, практикующий психотерапевт, и воспитал Алису. Именно отчим, а не родной отец, занимался образованием девочки. Подмечая, что ее интересует, аккуратно направлял в нужную сторону. Он и посоветовал Алисе попробовать себя в качестве актрисы.

Наталия Губернаторова

Ее дебют в фильме «Американка» Дмитрия Месхиева стал заметным. Хоть картину смотрели немногие, об исполнительнице главной роли (Алиса тогда училась только на втором курсе питерской Академии театрального искусства) написали почти все СМИ. И именно по причине громкой фамилии: откуда вдруг появилась дочь у рок-гуру? Занятно, но сама Алиса своей фамилии долго стеснялась. В начале своей актерской карьеры даже собиралась взять псевдоним — Алиса Эльмаа. И в паспортный стол заглядывала с вопросом, что для этого нужно сделать. Но однажды прочитала интервью Лизы Боярской, которая с гордостью рассказывала о своей семье, и задумалась: а почему, собственно, она должна стесняться, что ее отец — легендарный музыкант?

Сегодня Алиса Гребенщикова — самостоятельная творческая личность. На ее счету — более полусотни картин, работа в антрепризах, «Политеатре» Боякова и в «Практике».Со своим знаменитым отцом, которого она давно простила, Алиса видится не так часто, как хотелось бы. У каждого — насыщенная жизнь, к тому же живут они в разных городах. Однако они постоянно на связи.

Летом 2008 года Алиса сделала Бориса Гребенщикова дедом. Сына Алешу актриса воспитывает без мужа. Отношения с отцом ребенка — Сергеем Дондуряном, разладились как раз в тот момент, когда стало известно: вскоре они оба станут родителями. Когда во время очередного скандала Сергей бросил «уходи», Алиса молча собрала вещи и — пусть идти было некуда — покинула дом, где когда-то была счастлива. Сейчас свою личную жизнь актриса тщательно скрывает. Но, судя по всему, она не чувствует себя одинокой: вокруг нее много любящих людей.

Михаил Ковалев

Любовь на крыше

Можно сказать, что Алиса Гребенщикова в чем-то повторяет судьбу своей матери. Ведь и у Натальи Козловской с Борисом Гребенщиковым проблемы начались, когда стало известно о скором появлении на свет наследницы. После рождения Алисы супруги почти не жили вместе. Борис тогда предпочитал ночевать у своего друга, виолончелиста группы «Аквариум» Всеволода Гаккеля. Как выяснилось позже, бежал Гребенщиков на постой к Севе не только из-за скандалов дома, а еще и по другой причине.

…Всеволод Гаккель — «породистый брюнет с голубыми глазами» — тоже пользовался популярностью у женщин. Но был всецело предан музыке. Даже со своей супругой — красавицей Людмилой Шурыгиной — встречался лишь время от времени. Большую часть суток Сева посвящал репетициям с «Аквариумом», что не способствовало миру и гармонии в семье. Когда Севы не было дома, Людмила дралась с его мамой (в прямом смысле этого слова), а при появлении любимого выносила мозг ему.

В группе Люду по этой причине не жаловали. А лидер «Аквариума» и вовсе питал к ней плохо скрываемую неприязнь. Склочной супруге своего виолончелиста он даже посвятил такие строки: «Если б ты была сахар, клянусь, я вызвал бы дождь… Нам всем будет лучше, когда ты уйдешь».

Но как от любви до ненависти один шаг, так и в обратную сторону путь бывает очень коротким. Когда Гребенщиков из-за проблем в семье стал все чаще ночевать у Гаккеля, то в какой-то момент он вдруг обнаружил, что у жены его друга есть и достоинства… Их связь была тайной и порочной: Борис и Людмила (Бо и Лю, как они себя называли) выбирались ночью на крышу и, пока Всеволод мирно спал в комнате, предавались страсти. Муж, как это часто бывает, узнал обо всем чуть ли не последним. Но не только не проклял жену и друга, но и продолжил общаться с ними дальше. Как пошутила однажды Людмила, просто Сева всегда любил БГ больше, чем ее, поэтому просто отошел в сторону.

Вскоре на свет появилась новая ячейка общества. Вместе Людмила и Борис прожили девять лет — с 1980 по 1989 год. Как считают поклонники «Аквариума», это были «золотые» годы группы. Людмила занималась хозяйством, Борис — музыкой. У них родился сын Глеб, как две капли воды похожий на красавицу мать.

…А потом Людмила, счастливая жена и мать, случайно узнала, что у ее мужа романы на стороне. Именно так, во множественном числе. Подруги поведали ей, что у Гребенщикова не одна, а даже несколько связей, причем он их особо и не скрывает. «Я очень любила мужа тогда, да и сейчас тепло к нему отношусь, но кобель Гребенщиков первосортный. Ни одну бабу более-менее мимо себя не пропустит. Говорят, какая-то даже бородатая была! Короче, все что движется, то и нравится. И это натура. Может, он так идеи для творчества черпает? Не знаю», — рассказала Людмила в одном из интервью.

Узнав о существовании соперниц, Людмила даже выяснила имя одной из них. Ирина Титова, жена Александра Титова, басиста и друга Гребенщикова (позже она станет третьей женой рок-музыканта). Бороться за семью обманутая женщина не стала, подала на развод. А получив штамп о расторжении брака, впала в депрессию: мужа нет, работы нет (образования она так и не получила и все девять лет брака была лишь домохозяйкой). Смысла жизни тоже нет.

И Людмила стала пить. Много, часто, бездумно. Квартира превратилась в настоящий бомжатник. Даже сама хозяйка не знала, кто все эти люди, которых она находила после очередной попойки по разным углам.

Друзья и близкие пытались за нее бороться. Кодировали, возили по лучшим врачам. Но когда Людмила наконец приходила в себя, ей было еще страшней. Интерес к жизни она потеряла. Несколько раз она пыталась покончить с собой. К счастью, не получилось…

Третья попытка

Сегодня Людмила сожалеет о том, что провела свои лучшие годы в пьяном угаре. О том, что не удержала мужа. Но больше всего — что мало времени уделяла сыну, который родился в браке с Гребенщиковым. После развода родителей мальчик был предоставлен сам себе. У мамы он жил только в ее редкие дни выхода из запоя. Остальное время проводил то у отца или (что бывало чаще) у бабушки.

В итоге Глеб Гребенщиков сменил несколько школ, по словам его матери, имел проблемы с наркотиками и алкоголем. А когда после получения аттестата встал вопрос, куда направиться, знаменитому отцу пришлось подключать все свои связи. В итоге Глеб был принят в питерское представительство французского университетского колледжа, на заочное отделение. Но учиться он особо не стремился. Зато очень рано женился, подарив родителям внучку Алису.

Сегодня Глеб — известный в узких кругах диджей Gebe. К своим тридцати годам он пока не смог добиться и тысячной доли той популярности, которая есть у его отца. Прорвется ли?

Ну, а Борис Гребенщиков, женившись в третий раз, судя по всему, нашел тот идеал женщины, который так долго искал. С Ириной, бывшей женой его друга, басиста «Аквариума» Александра Титова, они вместе уже четверть века. Хотя недоброжелатели и пытаются время от времени развести эту пару, проверку временем этот брак прошел. В том числе и потому, что, как уверяет окружение музыканта, Ирина мудро закрывала глаза на увлечения мужа. А их было немало. По крайней мере одна из предполагаемых любовниц Гребенщикова — светская тусовщица Линда Йонненберг — даже выпустила скандальную книгу, повествующую о сексуальных утехах с культовым музыкантом. БГ там фигурировал под именем Красин, и, по уверениям Линды, с ним она даже практиковала секс втроем.

Этот тройственный союз продолжался полгода. Позже Линда и Борис, по словам девушки, встречались уже вдвоем. Линда также уверяет, что супруга Ирина знала о существовании соперниц. Но принимала это как данность — не делала вид, что ни о чем не догадывается, но при этом и лишних вопросов не задавала. Впрочем, никто из окружения БГ официально не подтвердил, что речь в книге действительно идет о Гребенщикове.

Владимир Чистяков

Дочернее предприятие

Когда Борис Борисыч женился на Ирине, у нее рос сын от брака с Титовым, Марк. Его Гребенщиков усыновил и воспитывал как родного. Позже у супругов родилась и общая дочь, которую назвали Василисой. В отличие от старших детей БГ она сполна получила родительской любви.

«Я считаю, что родители проделали отличную работу: они научили меня видеть красоту вокруг себя и относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Благодаря этому я абсолютно счастлива сегодня и хочу делать счастливыми других людей — поняла недавно, что это и есть моя цель в жизни», — рассказывает девушка о себе. Поначалу она тоже хотела стать актрисой — как старшая единокровная сестра Алиса. И даже играла Мочалку в «Вестсайдской истории» в Театре юношеского творчества в Аничковом дворце. Однако потом решила стать дизайнером. Это ее собственный выбор. После окончания «Мухи» она еще три года ездила по миру: пыталась понять, что же именно ее интересует в жизни. В Вене она учила немецкий язык и работала ассистентом дизайнера интерьеров. В Париже осваивала французский и подрабатывала ассистентом стилиста. А вернувшись в Питер — с новыми знаниями и опытом, — помогала известному английскому художнику-сценографу Изабеле Байвотер, которая ставила в Мариинском театре оперу «Фауст». Вообще послужной список Василисы, несмотря на юный возраст, впечатляет. Во время биеннале «Манифеста» она была в подмастерьях у Томаса Хиршхорна — строила вместе с другими помощниками его гигантские развалины. Для Вольфганга Тильманса брала интервью и делала фото для арт-проекта. В итоге девушку даже пригласили в один из столичных театров на должность художника-сценографа. Василиса предложению обрадовалась и… не раздумывая, от него отказалась: «Не хочу сидеть в Москве. Хочется жить, как хочется, ведь жизнь одна». Кажется, у Гребенщикова растет достойная смена!

Новое на сайте

>

Самое популярное