Домой Анализы Афинская школа. Философия анаксагора Философия анаксагора кратко

Афинская школа. Философия анаксагора Философия анаксагора кратко


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Древнегреческий ученый Анаксагор

Историки науки считают Анаксагора (ок. 500-428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец; ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением - разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами, или гомеомериями. (Это нечто, подобное современному пониманию химических элементов.) В противоположность Пармениду и Фалесу, учившим, что «Все есть едино», Анаксагор утверждал: «Все есть многое»; но масса стихий сама по себе хаотическая. Что сочетает элементы? Какая сила из неисчислимого множества стихий-зародышей устраивает всеобъемлющую гармоническую систему? Эта сила, говорил Анаксагор, есть Разум (Нус) - сила, движущая Вселенной. Он был последователем Анаксимена и впервые к материи присоединил разум, начав свое сочинение так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Разум и их упорядочил». Поэтому Анаксагора прозвали Разумом. Он отверг и судьбу как нечто темное, а также случай, считая его причиной, неведомой человеческому разуму.

Анаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. Он понял, что материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке. Нематериальное начало сущего Анаксагор определял по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала, которое играет роль мирового двигателя.

Разум, как понимал его Анаксагор, есть всеведущая и движущая сила, приводящая стихии в определенное устройство.

.....................................

История философии. Античная и средневековая философия Татаркевич Владислав

Анаксагор

Анаксагор

Современник Эмпедокла. Философские теории обоих мыслителей основывались на одних и тех же принципах.

Жизнь. Анаксагор родился около 500 г., умер, повидимому, в 428–427 гг. до н. э., был первым философом, который осел в Афинах. Он не был афинянином, по рождению происходил из Клазомен в Ионии. Уже взрослым он переехал в Афины, где в ту пору начинался золотой век философии, и, собственно, с этого момента и на много веков вперед Афины становятся столицей философии.

Анаксагор создал теорию, созвучную той, которую почти одновременно провозгласил Эмпедокл. Однако Анаксагор, в отличие от Эмпедокла, представлял собой совершенно иной тип человека: он был более трезвым и простым, без поэтического и политического флера, не пытался играть роль пророка. Анаксагор хотел быть только исследователем. Он по собственной воле жил достаточно убого, поскольку не ценил других благ, кроме разума.

В Афинах он дружил с наиболее известными деятелями Греции: с Периклом, Еврипидом, выдающимся трагиком, прославлявшим свободу духа и равенство, с Фидием - великим скульптором. Анаксагор оказал глубокое влияние на Перикла и опосредованно - на судьбу Греции. Их дружба и совместная деятельность с Периклом продолжалась в течение тридцати лет и завершилась трагически. В преддверии пелопоннесских войн враги Перикла, желая ему досадить, нанесли удар по его друзьям. Анаксагор, которого в этот период не было в Афинах, заочно был осужден и приговорен к смерти за свои астрономически-религиозные взгляды. Это было не единственное осуждение философа в Греции, которое имело политическую подкладку. Умер Анаксагор в Лампсаке.

Предшественники. Философия Анаксагора имела тех же предшественников, что и философия Эмпедокла: с одной стороны - ионийских натурфилософов, и особенно Гераклита, с другой - элеатов. Из элеатов на него оказал влияние не только Парменид, но и Зенон, под воздействием которого он принял бесконечную делимость материи.

Взгляды. 1. Теория материи. Тезис Парменвда - «то, что есть, не может перестать быть» - был для Анаксагора истиной, так же как и для Эмпедокла. И способ согласования этой позиции с фактом изменчивости вещей был тем же: элементы мира неизменны, но, соединяясь и разъединяясь друг с другом, они создают различные системы. «На возникновение и гибель не надо обращать внимания, поскольку ничто не возникает и ничто не пропадает, но существует лишь смешивание и разделение вещей, которые есть. Лучше было бы называть возникновение перемешиванием, а уничтожение - разделением».

В то же время, в понимании неизменных элементов Анаксагор отходит от Эмпедокла. Он считает, что ни одно качество не может возникнуть из комбинации иных качеств. «Как же, - говорил он, - может возникнуть волос из того, что не является волосом, а мясо - из того, что не является мясом?» Он провозглашал неизменность не только определенных начал, но и любых качеств. По Эмпедоклу, реальность имела четыре неизменных элемента, а согласно Анаксагору, она имела их столько, сколько существует отдельных качеств. Эти неисчислимые элементы Анаксагор называл «зародышами» или «вещами», которые Аристотель назовет позднее «гомеомериями» (т. е. телами, состоящими из однородных частей).

Теория природы Анаксагора была насквозь качественной. Все то, что существует, состоит из разнообразных «зародышей». Если, съедая хлеб, мы поддерживаем свой организм, то это означает, что мы поддерживаем свои мускулы, кровь, мясо, кости, следовательно, в хлебе должны быть мускулы, кровь, кости и мясо; хлеб делают из злаковых растений, следовательно, все эти элементы должны быть в растении, растения потребляются стихиями, землей, водой, солнцем, ветром, значит, все эти элементы должны содержаться в стихиях. Следовательно, стихии, которые Эмпедокл считал простыми, так же сложны, как и все другие вещи. Все в таком случае сложно: «в каждой вещи есть часть любой другой», «во всем есть часть всего», «все вещи одинаковы». Сложны также и наименьшие части материи: в наименьшем «находятся разнообразные тела и зародыши любых вещей вместе с любого рода формами, цветами и запахами». И не существует границы делимости. «Среди того, что мало, нет наименьшего, но только всегда малое». Этот взгляд Анаксагора, инфинитный, касающийся бесконечности в природе, был подготовлен учением Зенона о бесконечной делимости; но Анаксагор признавал также бесконечность и в сфере качества и поэтому создал достаточно простой образ материи, который был прообразом системы Лейбница, появившейся на две тысячи лет позже, где каждая часть мира отражает весь мир.

Если же в каждой вещи всегда содержатся все элементы мира, то как мы можем отличить одну вещь от другой и по какому закону называем их различными именами (названиями)? Еще в античности Анаксагора обвиняли в том, что в соответствии с его теорией камень, ударившийся о камень, должен сочиться кровью, а сломанное растение- выделять молоко. Но Анаксагор понимал это следующим образом: в каждой вещи есть все элементы, но не везде в одинаковой пропорции. Мы же постигаем только те элементы, которые в вещи преобладают; в соответствии с ними мы эту вещь и называем; другие элементы также заключены в вещах, но их нельзя заметить, так же как мы не слышим тихого голоса среди криков толпы и не видим капли вина в бочке воды. За бесконечной разнородностью и делимостью элементов наши чувства уследить не могут, поскольку есть граница восприятия, за пределы которой они не проникают. В соответствии со своей картиной мира Анаксагор пришел к теории того явления, которое в психологии новейшего времени было названо «порогом сознания».

Наши чувства в любом случае достаточно слабы, но, несмотря на это, они верны; чувственно воспринимаемые качества, как сейчас говорят, носят объективный характер; мир таков, каким мы его воспринимаем. Философия Анаксагора, хотя и выросла из суждений элеатов, однако сохранила уважение к чувственному знанию.

2 Теория духа. Анаксагор, подобно Эмпедоклу, отделил силу от материи. Здесь сказалось влияние Парменида: материя по своей природе неподвижна, а движение она может получить только извне. Откуда она его получила? Анаксагор представил это себе следующим образом: какой-то импульс вызвал вихрь в материи. Этот вихрь, расширяясь механически, вовлек в движение всю материю. Но откуда исходит первый импульс? На это Анаксагор дал также свой ответ: это сделал дух (нус). Анаксагор отбросил мысль о том, что начало событий могло бы быть делом случая или непонятой необходимости; против этого свидетельствовали гармония, существующая в природе, и разумное строение природы. Разумный импульс могла дать не механическая, а лишь духовная сила. Этот взгляд заставил Анаксагора допустить, что движение мира есть дело Духа.

На разумность природы, на ее подобие тому, что нам известно собственно о духе, греки обращали внимание издавна, и об этом говорил еще Гераклит. Но Анаксагор в связи со своим новым подходом высказал мысль о том, что дух находится вне и над природой, и он должен быть вне ее, чтобы привести в движение природу. Эта концепция чегото, стоящего вне природы и в ней проявляющегося, была оригинальной у Анаксагора и была известна его современникам. Никто до него не создал понятия бытия, существующего вне природного мира; даже боги у греков были жителями Земли и частью природы.

Анаксагор всесторонне не разрабатывал концепцию духа, но характеризовал его постоянно, поскольку это было необходимо для объяснения движения и гармонии в природе. В каждом отдельном случае его понимание духа значительно отличалось от более поздних представлений. Он понимал дух материально, как материю, но только такую, которая наиболее тонка и не смешана с другими видами материи. Это соответствовало понятию души, которое было широко распространено среди греков в то время. Следовательно, в действительности он его понимал не как нечто особое; дух не должен быть чемто особенным для греков, поскольку - как до Анаксагора, так и после него - они верили, что существуют души животных, души небесных тел и даже душа мира. Анаксагор, который своим понятием духа привел в движение мир, связал духовные характеристики с особенностями безличных сил. Действие духа он ограничил приведением в движение мира, а когда мир пришел в движение, дух перестал действовать. И у Анаксагора нет, в связи с теорией духа, и речи ни о внеприродном действии, ни даже о целенаправленном формировании мира.

3. Теория восприятия. В целом, в философии Анаксагора, в противовес философии Эмпедокла, много внимания уделялось практическим вопросам. Высказывались интересные взгляды о частных вопросах естествознания, но были и ложные наблюдения и обобщения. В определенной связи с его общей теорией был и взгляд на природу восприятия. Вслед за Эмпедоклом, который был основоположником этой теории, все греческие философы занимались проблемой восприятия. Принцип, принятый Анаксагором, был, в конечном счете, противоположен тому, который принимал Эмпедокл: мы воспринимаем не то, что похоже на нас, но то, что нам противоположно. Анаксагор опирался на обобщение определенных наблюдений, ибо то, «что является таким же холодным и одинаково теплым, как мы, не греет нас и не охлаждает, когда до него дотрагиваешься». Дальнейшее обобщение этих наблюдений привело к разработке принципа относительности восприятия.

Кроме того, Анаксагор оперировал понятием «порога сознания», как это было выяснено выше. Это было следствием его системы. Он знал, что порог различен для различных видов животных и людей и различных органов; заметил зависимость восприятия от строения чувственных органов, которые он всетаки понимал наивно (животные, имеющие большие и чистые глаза, видят лучше и на большем расстоянии, чем те, которые имеют маленькие глаза, поскольку они видят меньшие предметы и на более близком расстоянии). Зная факт чувственной окрашенности восприятия, Анаксагор думал, что любые восприятия являются реакциями на противодействие, связанное с болью, которую мы ощущаем в любом случае, когда есть большая интенсивность восприятия: «блестящие цвета и сверхмерный звук вызывают боль, настолько сильную, что мы не можем ее выдержать достаточно длительное время».

Значение Анаксагора. Он ввел в философию, во-первых, теорию духа, который находится вне мира и приводит его в движение; во-вторых, теорию природы, которая была понята в своем качественном и инфинитном многообразии. Требует внимания и его теория восприятия.

В выразительном противостоянии Эмпедоклу Анаксагор занижал, как бы мы сегодня сказали, позицию метафизика, а не физика: его теория духа была смелым метафизическим предположением, не способным, однако, объяснять частные явления. То же можно сказать и о его теории материи, которая была смелой метафизической попыткой объяснения природы вещей, но не давала оснований для их научного исследования, а его вера в истинность чувств обессмертила попытки греков найти единство среди разнородных и изменчивых явлений.

Влияние Анаксагора и оппозиция против него. У Анаксагора были ученики, среди которых выделялся Архелай, у которого училось следующее поколение афинских философов - многие софисты и, как говорят, Сократ. Из теорий Анаксагора наибольшее влияние оказала теория духа, поскольку ее с различными модификациями восприняли Платон и Аристотель, и благодаря им она получила впоследствии широкое распространение. Платон и Аристотель были восхищены тем, что Анаксагор для объяснения мира привлекал духовные силы, но обвиняли его в том, что он не смог воплотить свои идеи, поскольку не пришел к финалистическому объяснению мира, а остановился на механистическом его понимании. Существенно, что Анаксагор не создал ни теологического образа реальности, ни монотеистической теологии, однако своим пониманием внеземного духа подготовил трактовки более поздних телеологов и теологов. Его теория материи, в конечном счете, не встретила сочувственного отклика. Демокрит ей противопоставил противоположную количественную и финитистскую теорию. Собственно инфинитизм Анаксагора не получил в Греции большого признания. Аналогичные концепции появились лишь в философии Нового времени.

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран

Глава VIII. АНАКСАГОР Философ Анаксагор, хотя его и нельзя поставить рядом с Пифагором, Гераклитом или Парменидом, тем не менее являлся значительной исторической фигурой. Он был ионийцем и явился продолжателем научной рационалистической традиции Ионии. Он был первым, кто

Из книги Курс истории древней философии автора Трубецкой Николай Сергеевич

Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

ЭМПЕДОКЛ И АНАКСАГОР Философские школы и течения, о которых мы до сих пор говорили, образуют, собственно, «первый этап» развития греческой античной философии, завершающийся творчеством двух выдающихся мыслителей - Анаксагора и Эмпедокла. Их творчество (вместе с

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Примирители: Эмпедокл и Анаксагор Какие проблемы унаследовали философы, жившие после Гераклита и Парменида? Третье поколение греческих философов получило в наследство от них два противоположных утверждения: «все находится в состоянии непрерывного изменения» и

Из книги Античная философия автора Асмус Валентин Фердинандович

4. Анаксагор Приступая к рассмотрению философской и научной деятельности Анаксагора, мы впервые оказываемся на почве Греции в собственном смысле слова. До сих пор мы последовательно рассматривали философские и научные учения, возникшие либо на крайнем востоке

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН (ок. 500–428 до н. э.) Древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школ. Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (гомеомерий). Движущий принцип мирового порядка

Из книги История философии. Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Анаксагор Современник Эмпедокла. Философские теории обоих мыслителей основывались на одних и тех же принципах.Жизнь. Анаксагор родился около 500 г., умер, повидимому, в 428–427 гг. до н. э., был первым философом, который осел в Афинах. Он не был афинянином, по рождению

Из книги Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Анаксагор Современник Эмпедокла. Философские теории обоих мыслителей основывались на одних и тех же принципах.Жизнь. Анаксагор родился около 500 г., умер, по-видимому, в 428-427 гг. до н. э., был первым философом, который осел в Афинах. Он не был афинянином, по рождению происходил

Из книги Философы Древней Греции автора Брамбо Роберт

Из книги Лекции по истории философии. Книга первая автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

F. Анаксагор Только с выступлением Анаксагора начинает, хотя еще и слабо, брезжить свет, так как первоначалом им признается рассудок. Об Анаксагоре Аристотель говорит (Metaph., I, 3): «Тот же, который сказал, что разум (????) есть причина вселенной и всякого порядка как в живых

Из книги О пользе и вреде истории для жизни (сборник) автора Ницше Фридрих Вильгельм

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Анаксагор 500–428 гг. до н. э.Древнегреческий философ, первый профессиональный преподаватель философии. Он первым отверг божественную природу небесных светил и дал физическое обоснование солнечных затмений. Ничего нельзя вполне узнать, ничему нельзя вполне научиться, ни

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Анаксагор, Диоген Аполлонийский и атомисты В наиболее обстоятельной форме раннеклассическое представление об уме содержится у Анаксагора (о нем – ИАЭ I 316 – 319).а) Этот ум формирован у Анаксагора как принцип порядка и красоты во всем мире, так что без него была бы только

Из книги Философия. Шпаргалки автора Малышкина Мария Викторовна

24. Древнегреческий ученый Анаксагор Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

8. Анаксагор Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V в. до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор, как и все досократики, испытывал сильное

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

Биографические сведения. Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э. - древнегреческий философ родом из г. Клазомены (Иония), по пригла­шению Перикла приехал в Афины, где он долгое время жил и работал. Враги обвинили Анаксагора в безбожии; Перикл спас его 1 , но Анакса­гору пришлось вернуться в Ионию.

Основные труды. «О природе» - сохранились фрагменты.

Философские воззрения. Первоначало. Первоначала бытия - это гомеомерии, «семена всех вещей»; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определен­ного качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходный принцип Анаксагора - «все есть во всем». Это значит, что любая вещь содер­жит в себе гомеомерии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомео­мерии, определяется тем, каких гомеомерии в ней больше. Так, в огне больше всего гомеомерии огня, в железе - гомеомерии железа, хотя и в огне, и в железе присутствуют гомеомерии всех остальных видов. Изменение, превращение вещи связано с тем, что в ней одни гомеоме­рии заменяются на другие.

Но этот принцип относится и к самим гомеомериям. Каждая гомеомерия есть множество более мелких гомеомерии и содержит в себе гомеомерии всех качеств, т.е. в гомеомерии золота содержатся гомео­мерии железа, меди, белизны, жидкости и т.п. Но данная гомеомерия является гомеомерией золота потому, что большинство входящих в ее состав более мелких гомеомерии есть гомеомерии золота. Гомеомерии бесконечно делимы, любая, сколь угодно мелкая гомеомерия состоит из еще более мелких.

Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только дви­жет мир, но и познает его.

Космология и космогония. Первоначальную смесь гомеомерии Нус приводит в круговое движение, отделяя теплое от холодного, свет­лое от темного и т.д. В центре собирается плотное, влажное, тяжелое и т.п. - так образуется Земля. Теплое, светлое, легкое и т.п. устремляет­ся вверх - так образуется Небо. Вращение эфира, окружающего Зем­лю, отрывает от нее куски - так образуются Солнце, Луна, звезды (ко­торые есть раскаленные камни). Гносеология. Все познается противоположным себе: холодное - теплым, сладкое - горьким и т.п. Ощущения не дают истины, гомеоме­рии познаются только умом.

Судьба учения. Анаксагор оказал непосредственное влияние на Демокрита и Сократа. Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона и Аристотеля. Учение о гомеомериях остава­лось «не востребованным» вплоть до XX в., когда ряд физиков, зани­мающихся квантовой механикой, пришел к выводу, что элементарные частицы похожи скорее на гомеомерии Анаксагора, нежели на атомы Демокрита.

Пифагорейский союз

Пифагорейский союз (табл. 20), созданный Пифагором, был научно-философской школой и политическим объединением. Это была закры­тая организация, а учение его - тайным.

Алексей НЕНАШЕВ, канд. физ.­мат. наук, г. Новосибирск

Древняя Греция была совершенно уникальным явлением в истории человеческой культуры и цивилизации. Конечно, тому было множество причин — и экономических, и политических, но поверх всех земных причин мощному всплеску культуры способствовало присутствие на земле Эллады таких великих деятелей, как Пифагор, Перикл, Аспазия, Фидий, Платон. Среди них был и знаменитый философ Анаксагор. Попробуем разобраться в философской системе, развитой Анаксагором почти 2500 лет назад, и провести параллели с тем, что нам известно сейчас.

Анаксагор жил в V веке до нашей эры. Что представляла собой в это время Эллада? Помимо собственно Греции — полуострова с государствами Афины и Спарта и множеством других — существовали греческие колонии-полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей. Среди них важнейшими были поселения в Малой Азии (современная Турция) и в Южной Италии. Интересно, что именно в колониях в VI веке до нашей эры начался небывалый взлёт мысли, связанный с именами Фалеса, Пифагора, Гераклита, Парменида. В поселениях греков-ионийцев в Малой Азии процветала мощная философская школа — так называемая милетская, которая берёт своё начало с Фалеса Милетского 2 . Представителей милетской школы в первую очередь интересовало, как устроен окружающий нас мир. Из их попыток понять устройство мироздания и выросла постепенно современная научная картина мира. На побережье Италии, в городе Элея, возникла школа элеатов, оказавшая огромное влияние на всю последующую философскую мысль. Родоначальник этой школы Парменид задался вопросом: как устроено не то, что мы видим вокруг себя, а то, что на самом деле существует? Путём логики, которая для того времени была неопровержимой, он пришёл к выводу, что то, что существует на самом деле, пребывает вечно, не рождается и не уничтожается, не имеет частей, оно неподвижно, всё время оно одно и то же. А то, что мы видим вокруг себя, — это иллюзия, майя, как сказали бы на Востоке, то есть не истина, а всего лишь мнения людей.

Анаксагор в своей картине мира дал синтез этих двух течений мысли: милетской школы с её интересом к естествознанию и элеатов с их учением о единстве всего истинно существующего. Кроме того, он принёс ионийскую учёность в Афины.

Анаксагор родился в городе Клазомены на побережье Малой Азии, на ионийском берегу, но в дальнейшем не один десяток лет прожил в Афинах. С его приезда в Афины и началось мощное развитие философии в этом городе, которое дало нам Сократа, Платона, Аристотеля и множество их учеников и последователей. По словам Е.П. Блаватской, «если старый ионийско-итальянский мир кульминировал в Анаксагоре, то новый начался с Сократа и Платона» 3 .

Это было время вершины афинского могущества и расцвета культуры — знаменитый Периклов век. В книге «Надземное» так говорится об этой эпохе: «Век Перикла остался одним из самых утончённых явлений. Наука и творчество легли в основание стремления народа. Перикл знал и восхождение, и удары судьбы. При нём собраны были лучшие умы. Такие философы оставили человечеству целую эпоху мысли. Между друзьями Перикла можно назвать и Великого Путника 4 , который впитал незабываемое очарование века знания и красоты. Такие основы также утверждают самоотверженность и устремляют к подвигу» 5 .

Анаксагор участвовал советами в государственных делах Перикла. По словам Плутарха, «cамым близким Периклу человеком, который вдохнул в него величественный образ мыслей, возвышающий его над уровнем обыкновенного вожака народа, и вообще придал его характеру высокое достоинство, был Анаксагор из Клазомен, которого современники называли "Умом" — потому ли, что удивлялись его великому, необыкновенному уму, проявлявшемуся при исследовании природы, или потому, что он первый выставил принципом устройства Вселенной не случай или необходимость, но ум, чистый, несмешанный, который во всех остальных предметах, смешанных, выделяет однородные частицы» 6 . В то время были созданы под руководством Фидия и величественные здания Акрополя.

Однако враги Перикла выдвинули серьёзные об­винения против него и его друзей. Сподвижники Перикла, в том числе и Анаксагор, были привлечены к суду. «Был день, когда глашатай от имени старейшин оповещал афинян, чтобы под страхом изгнания никто не смел произносить имён Перикла, Анаксагора, Аспазии, Фидия и друзей их. Чернь, наученная старейшинами, требовала уничтожения Зевса Олимпийского, крича, что это изваяние напоминает им ненавистного Фидия. Если имена обвиняемых встречались на рукописях, напуганные граждане спешили сжечь их, хотя бы это было ценнейшим произведением. Осторожные избегали проходить мимо домов названных людей. Льстецы торопились писать эпиграммы, в которых под обидными символами изоб­ражали крушение Перикла. Анаксагор изображался в виде осла, кричащего на площади» 7 . Анаксагора обвинили в нечестивости, поскольку он учил, что Луна, Солнце, звёзды — это материальные тела, а вовсе не божества, как тогда считалось в религии греков. Благодаря Периклу, который за него вступился, ему удалось спасти жизнь ценой изгнания из Афин. Анаксагор вернулся в Малую Азию, в город Лампсак, где умер, окружённый почётом и уважением. Диоген Лаэртский пишет: «На вопрос городских властей, какое его желание исполнить, он ответил: "Пусть в месяц моей смерти детей ежегодно отпускают на каникулы", — и обычай этот соблюдается по сей день. Когда он скончался, жители Лампсака похоронили его с почестями, а на могиле высекли надпись:

Истины высший предел
и границы Вселенной достигший
Здесь, под этой плитой, Анаксагор погребён
» 8 .

Сочинения Анаксагора до нас не дошли. Остались только четыре страницы разрозненных цитат, из которых большая часть сохранилась в трудах Симпликия, философа VI века нашей эры. Многое известно в пересказе Аристотеля, который жил через сто лет после Анаксагора, и более поздних авторов. Все эти источники можно найти в книге «Фрагменты ранних греческих философов. Часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики» (М., 1989). Там примерно на тридцати страницах изложено всё, что до нас дошло, — и о его личности, и о его учении. А чтобы составить целостное представление об эпохе, в которую он жил, о задачах, стоявших перед философами в то время, можно порекомендовать популярную книгу «Анаксагор» из серии «Мыслители прошлого» (М., 1983). Автор этой книги Иван Дмитриевич Рожанский по образованию физик, занимался научной работой как физик-теоретик, а затем стал специалистом по истории античной науки и философии. И в этом большой плюс данной книги — ведь учение Анаксагора представляло собой физическую теорию, которая описывала практически все явления, какие в то время были известны, с точки зрения движения и взаимодействия различных компонентов материи. Анаксагор объяснял, например, что свет Луны — это отражённый свет Солнца, что радуга — это отражение солнца в облаках, что солнечное затмение происходит, когда Луна закрывает Солнце. Объяснял, каким образом возник окружающий нас мир. Древние авторы утверждали даже, что благодаря своим познаниям в астрономии он не раз предсказывал падение метеоритов. Но следует сказать, что достоверной информации об Анаксагоре слишком мало, и поэтому любое исследование о нём (а их написано немало, по большей части на английском языке) содержит интерпретации, попытки дополнить более-менее правдоподобно то, что до нас не дошло. И в этом смысле нам повезло: у нас есть сведения об Анаксагоре в трудах Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих и в книгах Живой Этики. Подборку этих сведений можно найти на сайте «Интернет-энциклопедии Агни Йоги» 9 .

Согласно Анаксагору, все элементы, все вещества нашего мира не исчезают и не появляются вновь, а существуют вечно. Сначала они находились в состоянии однородной смеси. Всё было неподвижно, и ничего нельзя было различить. Но потом в некоторой малой области пространства возник вихрь — вращение. Возник он не просто так, а благодаря космическому Разуму, который упоминается в труде Анаксагора под именем «нус», то есть «разум». Сам Анаксагор описывает это так: «И над всеобщим вращением стал властвовать Разум, так как он дал начало этому вращению. Сперва это вращение началось с малого, теперь оно охватывает большее, а в будущем охватит ещё большее» 10 . Как пишет Е.П. Блаватская, «Анаксагор учил, что... смешение разнородных субстанций оставалось неподвижным и неорганизованным, пока наконец "Разум" — совокупность всех Дхиан-Коганов, говорим мы, — не начал работать над ним и не сообщил им движение и порядок» 11 . Постепенно вихрь, расширяясь, захватывал всё большие и большие области, и то пространство, которое захвачено вихрем, это и есть наш Космос, то есть мир, в котором мы живём. Не правда ли, это напоминает современную модель расширяющейся Вселенной?

В силу вращения, как в центрифуге, первичная смесь начинает разделяться на компоненты: плотное отделяется от разреженного, горячее — от холодного. По словам Анаксагора, «после того как Разум положил начало движению, от всего приведённого в движение началось отделение, и то, что Разум привёл в движение, всё это разделилось, а круговращение движущихся и разделявшихся веществ вызвало ещё большее разделение». «Таким образом происходит вращение и отделение этих веществ под действием силы и скорости. Ведь силу порождает скорость. Скорость же их несравнима со скоростью какой бы то ни было вещи из тех, что ныне известны людям, но безусловно во много раз больше». В результате на периферии космического вихря возникает слой воздуха, ещё дальше — слой эфира (то есть огненной материи), а более плотные части, из которых образовались земля и вода, стали накапливаться в середине и постепенно терять скорость. Вот так и возник окружающий нас мир в результате физических процессов, вызванных к действию вселенским Разумом.

Необходимо подчеркнуть, что эта космогоническая теория Анаксагора дошла до нас не напрямую, а в пересказах поздних авторов. Такая картина мира выглядит как геоцентрическая: в середине находится Земля, а всё остальное движется вокруг неё. Так и понимали его теорию практически все комментаторы. Но в дошедших до нас фрагментах сочинений Анаксагора нигде не сказано прямо, что Земля находится в центре Вселенной. Вот что по этому поводу говорит Е.И. Рерих в письме Рихарду Рудзитису: «Вы правильно недоумеваете, каким образом Анаксагор мог проводить геоцентрическую теорию. Анаксагор был посвящён в мистерии и знал учение Пифагора, принесённое из Индии, о гелиоцентрическом построении Вселенной. Привожу страничку из новой книги: "Вы знаете, как иногда одно слово может извратить целую космогоническую теорию. Философ (Анаксагор) говорил, чтобы устыдить сограждан: «Вы должны чувствовать, что Земля является как бы средоточием Вселенной, тогда вы осознаете весь долг и всю ответственность, лежащие на человеке». Но последователи выпустили одно малое слово, и получилось совершенно иное мировоззрение"» 12 . И действительно, легко себе представить, что во вселенском вихре, описываемом Анаксагором, возникает множество вихрей поменьше (именно так и происходит при турбулентном движении воды или воздуха), что даёт множество «комочков» плотного вещества, и если мы сидим на одном из этих «комочков», то нам должно казаться, что всё вращается вокруг нас.

Конечно, космология XX - XXI веков существенно отличается от той модели, которую предложил Анаксагор в V веке до нашей эры. В современной теории расширяющейся Вселенной главную роль играет кривизна пространства, о которой древние греки не имели ни малейшего представления. Круговое движение тоже очень важно, но уже не на уровне всей Вселенной, а на уровне галактик или планетных систем. Небесные тела формируются по причинам, неизвестным древним грекам, — таким, как закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии и углового момента. Но всё же есть в теории Анаксагора и нечто такое, что ускользает от научных изысканий нашего времени. По этому поводу напомним строки из книг Учения Живой Этики: «Хозяйка, получив из молока кусок масла, уже тем познала очень важную Космогонию. Она поняла, как зачинаются небесные тела. Но прежде чем приступить к пахтанию, хозяйка послала об этом свою мысль; только от соединения мысли и пахтания слагается полезная масса, затем происходит и сыр, уже с зачатками населения. Не будем улыбаться такому микрокосму, та же энергия вращает и системы миров. Нужно только твёрдо осо­знать значение мысли, значение великой энергии. Разве не чудесно, что та же энергия сияет в сердце каждого человека?» 13 «Простая молочница, сбивая масло, уже знает тайну образования миров. Также она знает, что из воды не получить масла. Она скажет, что можно пахтать молоко или яйцо, тем самым она уже знает о материи, содержащей психическую энергию. Но именно это обстоятельство покажется неубедительным учёным. Также молочница знает, насколько полезно спиральное вращение, но кому-то такое усло­вие покажется предрассудком. Хотя разгневайся, но подумай об окружающем и перенеси физические законы на своё бытие» 14 . Здесь подчёркивается, что в основе зарождения миров (небесных тел) лежит мысль, или, по терминологии Анаксагора, «нус», то есть Разум.

Анаксагор утверждал: «О возникновении и уни­чтожении у эллинов нет правильного мнения: ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». В этом он продолжает линию Парменида, который учил, что то, что существует на самом деле, не может быть рождено или уничтожено. Однако, в отличие от Парменида, который не признавал множественности, у Анаксагора число таких первоэлементов безгранично. В первоначальной космической смеси они были все смешаны, потом стали разделяться, но это разделение никогда не доходит до конца. Во всём, по мысли Анаксагора, заключается часть всего. Он пишет: «И так как у большого и у малого имеется равное число частей, то и таким образом во всём может заключаться всё. И не может быть обособленного существования, но во всём имеется часть всего». Это легко понять и с современной точки зрения. Из всех известных нам материалов самые чистые — специально очищенные для производства полупроводниковых приборов кремний и германий — содержат порядка миллиардной доли процента посторонних примесей. (Их очищают до такой степени потому, что примеси очень сильно влияют на свойства полупроводников.) Однако в каждом кубическом сантиметре даже такого сверхчистого вещества содержится миллион милли­онов (10 12 ) чужеродных атомов. Из этого примера легко понять, насколько прав был Анаксагор, утверждая, что всё содержится во всём. И это относится не только к веществу, но и к энергии. Третий закон термодинамики гласит, что невозможно достичь абсолютного нуля температуры. Что такое абсолютный нуль температуры? — Это такое состояние вещества, когда из него изъяли всю тепловую энергию. А это невозможно, как утверждает современная физика, — то есть нельзя полностью отделить вещество от тепловой энергии. Это опять то же самое «всё во всём»: по словам Анаксагора, «не отделены друг от друга вещи, находящиеся в едином космосе, и не отсечено топором ни тёплое от холодного, ни холодное от тёплого».

Но это относится только к веществам материального мира, а Космический Разум — это единственное, что ни с чем не смешивается. Об этом Анаксагор рассуждает таким образом: «Остальные вещи имеют часть всего, Разум же беспределен и самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но один он существует сам по себе. Ибо если бы он не существовал сам по себе, но был смешан с чем-то другим, то он был бы причастен ко всем вещам, если был смешан хотя бы с одной. Ведь во всём заключается часть всего, как сказано мною выше. Эта примесь мешала бы ему, так что он не мог бы ни над одной вещью властвовать, подобно тому как он властвует, будучи один и сам по себе. Ибо он легчайшая из всех вещей и чистейшая и содержит полное знание обо всём и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, властвует Разум. (...) И соединившееся, и отделявшееся, и разделявшееся — всё это знал Разум. И как должно быть в будущем, и как было то, чего теперь нет, и как есть — всё устроил Разум, а также то вращение, которое теперь совершают звёзды, Солнце и Луна, а также отделившиеся воздух и эфир. Само это вращение вызывает отделение. И отделяется от тонкого плотное, от холодного тёплое, от тёмного светлое и от влажного сухое. И многих веществ имеются многие части. Полностью же ничто не отделяется и не разделяется одно от другого, за исключением Разума. Разум же всякий подобен самому себе — и больший и меньший. Другое же ничто ничему не подобно, но чего всего более в каждой вещи, тем одним она кажется и казалась».

С другой стороны, Анаксагор утверждает, что и некоторые предметы нашего мира не лишены Разума: «Во всём заключается часть всего, кроме Разума, но существуют и такие вещи, в которых заключается и Разум». (Видимо, здесь имеются в виду одушевлённые существа.) «Разум же, который всегда существует, поистине и теперь находится там, где и всё остальное, — в окружающей массе, в присоединяющемся и в отделившихся вещах». Е.П. Блаватская пишет, что «то, что он называл Мировым Разумом (Nous), принцип, который, согласно его воззрению, абсолютно отделён и освобождён от материи и действует преднамеренно, назывался Движением, Единою Жизнью, или Дживатма, в Индии, века до 500 г. до Р. Хр.» 15 . Вспомним и слова из книги «Зов»: «Всё в мире тени Божьи, и в пятнах света играет Божественная энергия» 16 .

Кроме тех веществ-первоэлементов, о которых мы говорили и которые смешаны друг с другом и не могут быть до конца друг от друга отделены, Анаксагор упоминает ещё и о «семенах». Он пишет, что в первичной смеси было «смешение всех вещей, влажного и сухого, тёплого и холодного, светлого и тёмного, и земли, содержащейся в большом количестве, и беспредельных по количеству семян, ни в чём не похожих друг на друга». И в другом месте: «...следует полагать, что во всех соединениях содержится многое и разнообразное, в том числе и семена всех вещей, обладающие всевозможными формами, цветами, вкусами и запахами». Что здесь имеется в виду под семенами, до конца не ясно из-за скудости источников. Одно из мнений таково, что семена — это мельчайшие частички встречающихся в природе веществ. Например, горная порода состоит, как правило, из небольших кристалликов, называемых в геологии зёрнами (что по смыслу слова недалеко от анаксагоровских семян), которые можно увидеть под микроскопом, рассматривая срез породы. Особенно красочная картина с разнообразными цветами зёрен видна в поляризованном свете 17 .

Но возможно и другое понимание «семян». В книге «Надземное» говорится: «Урусвати видела Луч, наполненный множеством глаз. И такую эволюцию нужно видеть. Нужно убедиться в её реальности. Особый луч требуется для установления зримости таких пространственных форм, называем их прототипами творений. Следы великого мыслетворчества зафиксированы на слоях Акаши. Можно убеждаться, насколько заполнено пространство всеми видами творчества Великих Зодчих. Под потоком мощной мысли рождаются множества форм.

Посмотрим на такую мастерскую глаз. Они разнообразны и по размерам, и по выражению. Некоторые уже быстры и блистают, другие полузакрытые, иные напоминают восточные взоры, но другие устремляются подобно северным. Можно видеть, как мысль неудержимо творит из сокровищ Акаши и напитывает нужды миров.

Теперь мелькнут в Луче стаи рыб в полном разно­образии. Мысль должна быть необычно чёткой, чтобы создать такие гармонические облики» 18 .

Здесь утверждается, что в окружающем нас пространстве, в Акаше, имеются как бы зародыши или мыслеобразы всевозможных предметов, вещей, которые созданы мыслью. Такой взгляд на понятие «семена» подтверждается и замечанием Е.П. Блаватской, что «Анаксагор из Клазомен... твёрдо верил, что духовные прототипы всего, а также их элементы находятся в беспредельном эфире, где они зарождаются, откуда они исходят и куда они возвращаются с земли» 19 .

Из того, что всё содержится во всём, следует ва­жный вывод — что материя бесконечно делима. Действительно, если бы существовали мельчайшие частицы, не поддающиеся дальнейшему делению, то каким же образом они могли бы проникнуть друг в друга так, чтобы во всём имелась часть всего? Поэтому Анаксагор считал, что не существует предела малости. Он пишет: «И у малого ведь нет наименьшего, но всегда ещё меньшее (ведь бытие не есть простое отрицание небытия). Но и у большого всегда есть большее. И оно равно малому по количеству. Сама же по себе каждая вещь и велика и мала». «Так как не может быть наименьшего, то невозможно обособ­ление или возникновение чего-либо, что существует само по себе, но как вначале, так и теперь всё вместе. Но во всём заключается многое, причём отделяющихся веществ одинаковое число как в больших, так и в меньших вещах».

Можно сказать, что анаксагоровская картина мира совершенно противоположна идее атомизма — ведь греческое слово «атом» как раз и означает «неделимый», то есть то, чего, согласно Анаксагору, быть не может. (Заметим, что основоположники греческого атомизма Левкипп и Демокрит были современниками Анаксагора.) Сейчас мы, конечно, знаем, что атомы действительно существуют. Значит ли это, что взгляды Анаксагора на строение материи совершенно устарели? Вовсе нет! И дело не только в том, что атомы оказались делимыми, поскольку состоят из элементарных частиц. К атомистической теории, которая со времён Ньютона утвердилась в физике, в XIX веке появилось важное добавление — представление об электрическом и магнитном полях. Эти поля непрерывно заполняют пространство и взаимно проникают друг в друга. В то же время поле является объективной реальностью: например, свет — это комбинация электрического и магнитного полей. Наглядное и весьма впечатляющее свидетельство реальности магнитного поля можно получить, глядя на снимки поверхности Солнца, где видны петли магнитных силовых линий, увлекающие за собой вещество и порождающие солнечные вспышки и протуберанцы. А в физике XX века (в квантовой теории поля) уже считается, что поле и вещество — это в сущности одно и то же; что электроны, кварки и другие элементарные частицы — это проявления соответствующих полей. Такое понимание пришло благодаря квантовой механике, которая утверждает, что один и тот же объект может обладать и свойствами частицы, и свойствами волны. Так в современной физике гармонично сосуществуют идея Демокрита о неделимых атомах с идеей Анаксагора о непрерывно заполняющих пространство, взаимно проникающих друг в друга первоэлементах. Добавим к этому утверждение из «Граней Агни Йоги»: «Электроны, нейтроны, протоны, фотоны и так далее ещё не предел, а лишь новые ступени понимания материи, выше которых существуют другие, ещё более тонкие и ещё менее доступные современной аппаратуре. В Беспредельности предела состояний различных видов материи достичь не так просто, как это кажется уму закостенелого материалиста» 20 . И тут тоже идея Анаксагора о том, что материя бесконечна и вглубь, а не только вширь, получает подтверждение.

Итак, мы видим, что взгляды Анаксагора 2500-летней давности во многом перекликаются с тем, что занимает умы наших современников. Этот пример прекрасно иллюстрирует положение Учения Живой Этики о том, что мысли не исчезают, а живут в пространстве. И в завершение приведём параграф из книги «Надземное»:

«Урусвати знает, насколько скудны сведения ис­тории о самых замечательных деятелях. Не только несправедливость человеческая, но и нечто иное способствует такой скудости известий. Не думаете ли, что сами великие деятели избегали такого прикрепления к листам папирусов? Поистине, Великие Учителя не желали жизнеописаний и даже иногда уничтожали летописи о Себе. Можно видеть, что оставались основы Их Учений, но быт жизни не был запечатлён. И сейчас Мы даём характер Учения, но не должны вносить малые черты, которые будут истолкованы житейски.

Обратимся к великому философу Анаксагору. Известны основы Его Учения, которые были новы для многих веков. Даже и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, может считаться неустаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может быть проявлена и новейшими учёными. Можно видеть, насколько жизнеописание философа не предуказало Его характер как человека. Между тем Он был представителем замечательного века. Он впитал утончённость мысли Греции. Он ценил искусство и много раз помогал советами Периклу. Таким образом, Он был внутренним рычагом многих мероприятий. У Него достаточно было достоинства защитить друга и предпочесть изгнание лишению чести.

Утверждаю, что можно дать самую блестящую характеристику Его деятельности, но Он не желал запечатлевать преходящих событий. Уже тогда в тайне сердца Он предчувствовал будущий подвиг. Многие Великие Учителя соединяли Учение с будущим Своим Путём. Так можно усмотреть целое ожерелье драгоценных жизней. Не следует удивляться, что некоторые звенья были более затемнены, но такие преддверия лишь вели к спешному внутреннему накоплению» 21 .

Фото: Э. Лебедицкий (по эскизам К. Раля). Фрагмент фрески. Национальный университет. Афины. Ок. 1842 г.

2 Милет — один из городов-государств.

3 Блаватская Е.П . Разоблачённая Изида. Т. 2. М., 1994. С. 338 - 339.

4 Здесь имеется в виду Анаксагор.

5 Надземное. 165.

6 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I: От эпических тео­космогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 510. (Из главы «Перикл и Фабий Максим» книги Плутарха «Сравнительные жизнеописания».)

7 Надземное. 196.

8 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. С. 507.

9 http://agniyoga.roerich.info

11 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. Новосибирск, 1991. С. 743 - 744.

12 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 137 (24.05.1938).

13 Аум. 193.

14 Сердце. 284.

15 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. С. 96.

16 Листы Сада Мории. Зов. 27.10.1921.

17 Поляризация света есть направление электрического поля в электромагнитной волне, которая и есть свет. Поляризованный свет — это свет с определённым направлением переменного электрического поля.

18 Надземное. 108.

19 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. М., 1993. С. 235.

20 Грани Агни Йоги. V. 136.

Два столетия,протекшие с момента предсказания Фалесом Милетским солнечного затмения,действительно случившегося 28 мая 585 г.до н.э.бы­ли не только эпохой расцвета классической греческой культуры,но именно с этого отсюда берут начало основные традиции всей европейской цивили­зации.

В плане социально-политическом в течение этих двух столетий дости­гает своего наивысшего развития,а затем обнаруживает черты неотврати­мого упадка политическая форма греческого города-государства.В плане геополитическом - это эпоха расцвета Афин,которые сделались общеприз­нанным политическим и культурным центром Эллады.

Именно в это время происходит критический момент развития филосо­фии,когда Парменид впервые поставил проблему бытия - первую подлинно философскую проблему,сформулированную ясным и недвусмыленным обра­зом:как можно мыслить бытие,если бытие это то,что есть,в отличие от того,что только кажется или является.Без всякого преувеличения можно сказать,что философская онтология(учение о бытии)- а вместе с ней и настоящая философия вообще-началась с Парменида.Даже у Гераклита фило­софская проблематика еще очень затемнена мифопоэтической оболочкой,в

которую он облекал свои учения.

Но Парменид не только поставил философскую проблему бытия,но и решил ее - решил прямолинейно:"бытие есть,а небытия нет".Истинное бы­тие,согласно заключениям Парменида,едино,нераздельно,неизменно и не­подвижно,весь же чувственно воспринимаемый мир,состоящий из множества возникающих,меняющихся и исчезающих вещей,лежит за его пределами.Для того,чтобы спасти положение,Пармениду пришлось дополнить учение об ис­тинном бытии учением об "мнениях смертных",в котором он изложил космо­логическую концепцию.

Но подобная двойственность не могла удовлетворить более поздних философов.К ним относились Левкипп,Эмпелокл и Анаксагор.Все они пыта­лись найти такое решение проблемы бытия,которое снова восстановило бы

единство мира,расколовшегося у Парменида на две сферы,не имевшие друг

с другом ничего общего.В результате возникли три философские и однов­ременно естественнонаучные концепции,которые сделались классическими парадигмами для многих последующих поколений ученых,занимавшихся фило­софией природы.

Но все они,Эмпедокл,Левкипп и Анаксагор,были по духу как и фило­софами,так и естествоипытателями.Поэтому предложенные ими решения проблемы бытия сводились к отысканию внутренней структуры чувственно воспринимаемых вещей,которая не противоречила бы требованиям,предъяв­лявшимся Парменидом к истинному бытию.

Концепция Эмпедокла в наибольшей степени соответствовала привыч­ным традиционным взглядам о четырех элементах,в числе которых обяза­тельно фигурируют огонь,вода и земля,которые были известны еще в глу­бокой древности.Наоборот,учение Левкиппа,развитое его учеником Демок­ритом,было для того времени новым и абсолютно оригинальным.

О жизни Анаксагора известно довольно мало,но все же больше,чем о жизни некоторых его современников и предшественников. Анаксагор родил­ся около 500 г. до н.э. в Клазоменах - небольшом,но в то время процве­тавшем приморском городке малоазийской Ионии.Отец Анаксагора,Гегеси­бул,был зажиточным человеком,оставившем после своей смерти значитель­ное состояние.Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробуждается страстный интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической деятельности.Поэтому он уже в скоре уступает полученное им в наследство имущество ближайшим родственникам,а сам покидает Кла­зомены и отправляется странствовать.Неизвестно,совершил ли он,подобно Демокриту,поездки в страны Ближнего Востока,но в какое-то время Анак­сагор появляется в Афинах и там обосновывается.

Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурны-

ми последствиями:он символизировал перенесение ионийской учености на

аттическую почву.Афины,бывшие до этого родиной государственных деяте­лей,полководцев,обрели,наконец,первого крупного философа.Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы,давшей в последствии миру многих блестящих мыслителей,таких как Платон и Арис­тотель.

Несмотря на то,что Анаксагор не обладал правами афинских граж­дан,он вскоре занимает значительное место в духовной элите города,чему несомненно способствовала дружба с вождем демократической партии Пе­риклом,в дальнейшем ставшим фактическим правителем афинской республи­ки.

Многие источники называют Перикла учеником Анаксагора,Прямое уче­ничество вряд ли могло иметь здесь место,но можно считать несомнен­ным,что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и сове­там.

К концу 30-х годов Vв.до н.э.,когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным,его политические противники воз­будили судебные преследования лиц,которые были к нему близки,в том числе и Анаксагора.Анаксагор обвинялся в безбожии и в распространении учения о небесных светилах,противоречивших традиционным религиозным представлениям.Философу грозит смертный приговор;при содействии Перик­ла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке- богатом торговом городе на берегу Геллеспонта.Умер он в 428г. до н.э.,окруженный поче­том и уважением лампсакских граждан.В течение длительного времени пос­ле смерти философа лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

Такова внешняя канва жизни Анаксагора.Труднее сказать что-либо о

его научной биографии,в частности об эволюции его философских воззре­ний.Интерес к науке,как уже было сказано,пробуждается у него в ранный молодости.Живя в Клазоменах,недалеко от Милета,Анаксагор мог без труда отыскать и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Акаксимена,оказавшие,судя по всему,громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения.Не случайно позднейшие доксографы назы­вают Ангаксагора учеником Анаксимена.Непосредственно слушать Анаксиме­на Анаксагор,конечно,не мог,даже будучи мальчиком:последний великий представитель милетской школы умер,по-видимому,еще до рождения Анакса­гора,но основная проблематика анаксименовского сочинения оказалась в центре внимания клазоменца.Это была космологическая проблематика,точ­нее говоря это было учение о происхождении и структуре космоса,расс­матриваемого как нечто единое целое.

Об Анаксагоре рассказывают,что в молодости он любил наблюдать за небесными явлениями с вершины Миманта,находившегося по соседству с Клазоменами.Астрономом в строгом смысле слова слова Анаксагор никогда не был,и его астрономические познания даже в последний период его дея­тельности оставались весьма примитивными.

Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией,кото­рая,как ему представлялось,не могла быть результатом действия сле­пых,беспорядочных сил.В мире должно существовать некое организующее и упорядочивающее начало,которое приводит в действие весь ход мирового процесса и определяет устройство космоса как единого развивающегося целого.Впоследствии он обозначит это начало термином nous,т.е.Разум.

Физическая теория Анаксагора,явившаяся предметом особого внимания Аристотеля,с одной стороны,а с другой - современных исследователей ан­тичной философии,была разработана,по видимому,была разработана в позд­ний период жизни философа.

Афинские легенды рисуют нам Анаксагора как человека,целиком пос­вятившего себя науке,т.е.как ученого-профессионала.В Греции середины Vв.до н.э. это был новый,дотоле небывалый тип человека.Все предшест­венники Анаксагора,-Фалес,Пифагор,Гераклид,Парменид-были государствен­ными деятелями,поэтами,религиозными вождями,но профессиональных ученых в позднейшем смысле слова среди них не было.

Весьма необычным,с точки зрения греков,было у Анаксагора отсутс­твие узкого патриотизма,приверженности к родному полису.Покинув Кламе­зоны,Анаксагор,как известно,никогда не стремился туда вернуться.Как сообщает Диоген Лаэртский,на вопрос:"Неужели родина тебя нисколько не интересует?"-Анаксагор ответил,указав на небо:"Помилуй бог!Родина очень даже интересует меня!".А когда Анаксагор умирал в Лампса­ке,друзья спросили его,не желает ли он быть перевезенным в Клазоме­ны,он сказал:"Совсем этого не нужно:ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен".

Подобный космополитизм,осознание себя гражданином вселенной,пред­восхищ ал мироощущение философов эллинической эпохи,но отнюдь не был типичен для Vв.до н.э.

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам.Отказавшись от полученного им в наследство имущества,Анаксагор полагал,что тем самым он обрел внутренюю свободу,столь необходимую для философа,посвятившего себя поискам истины.По свидетельству Аристоте­ля,Анаксагор не считал счастливым ни богача,ни властелина,говоря,что он не удивился бы,что если бы по настоящему счастливый человек пока­зался бы толпе глупцом.В этом отношении Анаксагор полностью соответс­твовал аристотелевскому идеалу философа,ведущего умеренный,"созерца­тельный"образ жизни.Кроме того,он был неизменно серьезен,и по-видимо­му,не отличался особой общительностью - свойство,объясняющее,поче-

му,живя в одном городе с Сократом,он никогда с ним не беседовал.

Еще одна черта Анаксагора,отмечавшаяся древними авторами,-твер­дость духа в любых,даже самых тяжелых для него обстоятельствах.Извест­ны слова Анаксагора,сказанные им при получении известия о смерти сы­на:"Я знал,что родил его смертным".

Из всей совокупности свидетельств об Анаксагоре выступает образ человека,который бесспорно должен был внушать уважение всем,кто с ним встречался.Этот образ Анаксагора перешел в века и сделался прототипом идеального образа мудреца и философа вообще.

Взгляды Анаксагора резко расходились с господствовавшими в то время религиозными представлениями.Утверждения Анаксагора,что звезды-э то раскаленные камни,оторванные от Земли силой космического круговра­щения,что Солнце - это огромная воспламенившаяся глыба,а Луна - те­ло,во многом подобное Земле и,может быть обитаемое,не могли не вызвать возмущения у ревнителей старых традиций и обычаев.Убеждение в божеской сущности небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой,да и вообще любой политеистической религии.Это убеждение преодолевалось медленно и с трудом,о чем свидетельствует то обстоятельство,что Платон еще причислял небесные светила в богам,а Аристотель,пришедший в своей метафизике к весьма абстрактной форме монотеизма,редко противопостав­лял их вещам подлунного мира,поскольку они состоят из эфира - элемента небесных сфер,имеющего особую,божественную природу.

Новое на сайте

>

Самое популярное