Домой Сдача спермограммы Был одаренным ребенком. Одаренный ребенок в семье

Был одаренным ребенком. Одаренный ребенок в семье

В системе образования предусмотрены специальные программы для одаренных детей, а способности ребенка оцениваются по специальной шкале на основании результатов тестов. Однако не стоит целиком полагаться на оценку школы. Распознать одаренного ребенка помогут особые факторы, и некоторые из них системой образования не учитываются.Если ваш ребенок развит не по возрасту, ему потребуется особое внимание. Узнать одаренного ребенка можно по выдающимся способностям к обучению, развитым навыкам общения, определенным склонностям в мышлении и умению сочувствовать.

Шаги

Оценка способностей к обучению

    Обратите внимание на способность ребенка запоминать материал. Одаренные дети запоминают быстрее и больше, чем обычные. Иногда память проявляется в неуловимых нюансах. Обращайте внимание на признаки развитой памяти.

    • Такие дети могут запоминать факты лучше других. Часто они запоминают что-то совсем в юном возрасте и по своему желанию. Ребенок может выучить стихотворение, которое ему нравится, или фрагменты книги. Он также может запомнить названия столиц и многих птиц.
    • Проанализируйте память ребенка в обыденных делах. Возможно, ребенок легко вспоминает информацию из книг или сериалов. Возможно, он помнит что-то в мельчайших подробностях. К примеру, после семейного ужина дочь называет вам имена всех родственников, включая тех, которых она раньше не видела, а также все их физические характеристики: цвет волос, глаз, описывает одежду.
  1. Обратите внимание на способность читать. Если ребенок начал читать рано, это часто говорит об одаренности, особенно если ребенок научился читать и писать сам. Если ребенок стал читать еще до школы, это может указывать на то, что он одарен. Возможно, ребенок также читает слишком сложные для его возраста книги. На занятиях ребенок может получать высокие оценки за чтение и понимание текстов и читать на переменах. Одаренные дети часто предпочитают чтение любым другим занятиям.

    • Помните, что склонность к чтению - это лишь один из признаков. Некоторые одаренные дети начинают читать поздно, потому что развиваются со своей личной скоростью. К примеру, Альберт Эйнштейн научился читать только в 7 лет. Если ваш ребенок не начал читать рано, но у него есть другие признаки одаренности, вполне возможно, что он все же одарен.
  2. Проанализируйте способности к математике. Одаренные дети обычно ярко проявляют отдельные навыки. Многим одаренным детям очень легко дается математика. Как и в случае с чтением, следует ожидать высоких оценок по математике. Дома ребенку могут нравиться головоломки и игры, развивающие логическое мышление.

    Обратите внимание на раннее развитие. Одаренные дети часто развиваются быстрее своих сверстников. Возможно, ваш ребенок начал говорить связными предложениями раньше других детей своего возраста. Возможно, у него быстро появился большой словарный запас, и он раньше других смог начать вести разговоры и задавать вопросы. Раннее развитие может указывать на одаренность.

    Проанализируйте знания ребенка о мире. Одаренные дети живо интересуются окружающим миром. Ваш ребенок может много знать о политике и мировых событиях, может задавать много вопросов, может спрашивать вас об исторических событиях, семейной истории, культуре страны и так далее. Одаренные дети часто обладают пытливым умом и любят узнавать новое. У такого ребенка может быть большой запас знаний о мире.

Оценка коммуникационных навыков

    Оцените словарный запас ребенка. Поскольку одаренные дети обладают хорошей памятью, они могут знать большое количество слов. В раннем возрасте (3-4 года) ребенок может использовать такие сложные слова, как "очевидно" и "фактически" в повседневной речи. Кроме того, одаренный ребенок будет быстро заучивать новые слова. Он может увидеть новое слово в контрольной работе в школе и начать правильно использовать его в речи.

    Обратите внимание на вопросы ребенка. Многие дети задают вопросы, однако одаренные дети делают это не так, как все. Вопросы позволяют им лучше понимать мир и людей, поскольку такие дети стремятся узнать как можно больше нового.

    • Одаренные дети постоянно задают вопросы о том, что их окружает. Они спрашивают обо всем, что слышат, видят, к чему прикасаются, что нюхают и что пробуют на вкус. Предположим, вы едете в машине, и по радио играет песня. Ребенок спросит вас, что означает эта песня, кто ее поет, когда ее записали и так далее.
    • Дети также задают вопросы для того, чтобы разобраться в чем-то. Ребенок может спрашивать, почему кто-то грустит, злится или радуется.
  1. Проанализируйте то, как ребенок участвует во взрослых разговорах. Одаренные дети с легкостью вступают в разговоры. Обычные дети часто рассказывают о себе, а одаренные дети поддерживают разговор. Они задают вопросы, высказывают свое мнение и быстро разбираются в мелких нюансах и двойных смыслах.

    • Одаренные дети также могут переключаться между разговорами. Во время разговора со сверстниками они используют другие слова и интонации по сравнению с разговорами с взрослыми.
  2. Оцените скорость речи. Одаренные дети разговаривают довольно быстро. Они говорят о том, что им интересно, быстрее, чем обычно, и могут резко перескакивать с темы на тему. Часто это воспринимается как невнимательность, однако это является признаком того, что у ребенка много увлечений, и ему многое интересно.

    Проанализируйте то, как ребенок следует указаниям. В раннем возрасте одаренные дети могут выполнять сложные указания безо всяких проблем. Они не просят уточнить или пояснить что-то. Например, ребенок с легкостью сможет выполнить следующее указание: "Иди в гостиную, возьми куклу с рыжими волосами со стола и положи ее в ящик с игрушками. Заодно принеси из своей комнаты грязную одежду, чтобы я могла постирать ее".

Анализ образа мышления

    Подумайте об особых интересах ребенка. Одаренные дети часто рано чем-то увлекаются и могут подолгу концентрироваться на своем увлечении. Увлечения есть у всех детей, однако одаренные дети знают свое хобби очень глубоко.

    • Одаренные дети стремятся читать книги на определенные темы. Если ребенку интересны дельфины, он может часто приносить книги на эту тему из библиотеки. Вы заметите, что ребенок хорошо разбирается в видах дельфинов, знает продолжительность жизни этих животных, особенности их поведения и другие факты.
    • Ребенок получает удовольствие от изучения того, что ему интересно. Многим детям нравятся определенные животные, однако одаренные дети будут с увлечением смотреть документальные фильмы о любимом животном и готовить о нем доклад в школе.
  1. Обратите внимание на умение думать. Одаренные дети обладают особыми навыками решения проблем. Они быстро думают и могут находить альтернативные решения. Одаренный ребенок заметит лазейку в настольной игре или сможет добавить новые правила к уличной игре, чтобы сделать ее интереснее. Такой ребенок также сможет мыслить гипотетически и абстрактно. Возможно, вы заметите, что он часто задает вопросы, которые начинаются с "а что если...", стараясь разобраться в какой-то проблеме.

    Обратите внимание на воображение. Одаренные дети от природы обладают развитым воображением. Ребенок может любить притворяться и фантазировать. Он может придумывать особые миры и мечтать наяву, и эти мечты могут быть очень яркими.

    Понаблюдайте за тем, как ребенок реагирует на искусство, театр и музыку. Многие одаренные дети склонны к искусству. Они находят в музыке или живописи средства для самовыражения и очень восприимчивы к прекрасному.

    • Одаренный ребенок может рисовать или писать ради удовольствия. Он может подражать другим, часто для смеха, или петь песни, которые где-то слышал.
    • Одаренные дети часто рассказывают необычные истории, и вымышленные, и реальные. Им могут нравиться занятия в театральных кружках, игра на музыкальном инструменте и другие виды искусства, поскольку они от природы стремятся выразить себя в нем.

Оценка эмоциональных навыков

  1. Понаблюдайте за тем, как ребенок взаимодействует с другими. Можно сделать определенные выводы на основании общения ребенка с окружающими людьми. Одаренные дети обладают необычной способность понимать других и всегда стремятся к эмпатии.

    • Одаренный ребенок восприимчив к эмоциям окружающих людей. Ребенок может понять, злится человек или грустит, а также может распознать причину этих эмоций. Одаренный ребенок редко остается равнодушным к проблемной ситуации и желает благополучия другим.
    • Одаренный ребенок может общаться с людьми любых возрастов. Благодаря глубоким знаниям он может разговаривать со взрослыми, с подростками и со старшими детьми так же легко, как со своими сверстниками.
    • Однако у некоторых одаренных детей возникают трудности в общении. Из-за сильной увлеченности чем-либо таким детям бывает сложно общаться с другими, из-за чего им часто ошибочно ставят диагноз аутизм. Умение общаться может быть признаком одаренности, однако оно не является определяющим фактором. Если ребенку сложно находить общий язык с другими, это не значит, что он не одарен. Некоторые одаренные дети страдают аутизмом.
  2. Поищите у ребенка черты лидера. Одаренные дети от природы являются лидерами. Они умеют мотивировать и вдохновлять других, и им легко занимать ведущие позиции. Возможно, ваш ребенок обычно является лидером в компании друзей или быстро становится им в кружках и на других внешкольных занятиях.

    Подумайте, любит ли ребенок быть в одиночестве. Одаренным детям часто нужно проводить время в одиночестве. Им нравится общество других, но им не становится скучно наедине с собой. Они любят занятия, не требующие компании (чтение, письмо), и иногда они предпочитают побыть в одиночестве, чем пообщаться с другими. Одаренный ребенок не жалуется на скуку, если его никто не развлекает, поскольку он обладает природным любопытством, которое не дает ему скучать.

Феномен одаренности, гениальности не дает покоя и ученым, и родителям. Долгое время считалось, что талант – это только природный дар, который проявляется еще в детстве. Гениальность невозможно скрыть, поэтому такого ребенка сразу видно.

Но исследования и наблюдения за одаренными личностями показали, что все не так просто. Талант – еще не гарантия того, что ребенок станет выдающейся личностью, а те, от кого в детстве считали посредственностью, вдруг показывали потрясающие результаты.

Почему гениальность еще ничего не решает, рассказывает британская журналистка и писательница Вэнди Берлинер. Она, опираясь на новые исследования, утверждает, что одаренных детей нет. Талантливым может стать любой ребенок.

Гениальность под вопросом: Почему одаренных детей не бывает

Примеры великих

Совсем недавно мир лишился выдающегося математика - на 40-м году жизни скончалась единственная женщина – обладательница Медали Филдса (эквивалента Нобелевской премии в математике) Мариам Мирзахани. Родилась в Иране, подростком начала выигрывать золотые медали на олимпиадах по математике и стала профессором Стэнфордского университета в 31 год.

И все, конечно, подумали, что такой человек был гением с рождения, считал в уме еще в пеленках и так далее. На деле же мы видим, что детство Мариам было достаточно ординарным, кроме небольшого периода ирано-иракской войны, которая закончилась, когда девочка завершила обучение в начальной школе. Семья из среднего класса, трое детей, правда, достаточно элитная женская школа в Тегеране. В которой девочка не особо интересовалась математикой, прямо скажем, что несколько лет в средних классах она показывала довольно посредственный уровень.

Зато она интересовалась чтением и читала все подряд. Но однажды старший брат похвастался тем, что он решил очень сложную математическую задачу из журнала. Объяснение очаровало Мариам, и с тех пор математика стала ее страстью. Был ли ее бэкграунд необычным? Нет. Многие нобелевские лауреаты ничем не блистали в детстве.

Вспомните знаменитую историю Эйнштейна. Его еле взяли в цюрихский Политехнический институт - он провалил общий тест, только из-за исключительных результатов по физике и математике для него сделали исключение. И на работу в Швейцарское Патентное бюро его не взяли, потому что он плохо разбирался в технологии машиностроения. Представьте себе, что в 1921 году Льюис Терман протестировал 1470 юных калифорнийцев и наблюдал за успехами лучших, тех, у кого были наивысшие показатели IQ. И никто из них не добился ничего выдающегося в сфере науки. А вот два парня, которых Терман отсеял, Луис Альварес и Уилльям Шокли, стали нобелевскими лауреатами по физике.

Дело не в IQ

Как вы уже догадались, дело не в высоких показателях интеллекта. Ученые утверждают, что мозг пластичен, и IQ - это непостоянная величина. Если вы в пять лет читаете «Гарри Поттера», это не значит, что вы будете лучшим выпускником школы. Профессор Дебора Эйр говорит, что согласно новым исследованиям в нейробиологии и физиологии, каждый человек, если только у него нет серьезных нарушений, может достичь того уровня, который школа обычно называет «одаренностью».

Единственное, что для этого нужно, - обучить ребенка правильному подходу к учебе и выработать у него три ключевых навыка: любознательность, настойчивость и умение упорно работать. И поддерживать этот труд надо и в школе, и дома. Профессор Андерс Эрикссон, исследователь психологии образования из Университета Флориды, проводил исследование, начавшееся еще в 1980-х годах, изучая успехи респондентов в различных сферах: от музыки и спорта до памяти и внимания. Так вот, он утверждает, что врожденный талант не есть основополагающим для блестящих достижений. Практика, практика и еще раз практика!

Особенно интересно то, что Эрикссон предлагал студентам разных уровней развития памяти специальные мнемонические упражнения, и через некоторое время они обогнали тех, у кого острая память считалась врожденным даром.

Поддержка семьи

Бенджамин Блум, знаменитый американский педагог, в результате своих исследований, проведенных в 1980-е годы, пришел к выводу о том, что поддержка семьи фундаментальна для того, чтобы ребенок достиг блестящих результатов. Группа сотрудников Блума наблюдала за людьми, достигшими высокого уровня мастерства в различных видах деятельности: балет, плавание, теннис, математика, скульптура, неврология, и опрашивала не только их самих, но и их родителей. Блум обнаружил, что все родители поддерживали детей, особенно в тех сферах, которые нравились им самим. То есть «гениев» заинтересовали в детстве сами родители тем, что нравилось им самим, родители же передали детям и крепкую рабочую этику.

Конечно, то, что есть люди, которые рождаются с даром, - бесспорно, но в основе блестящих результатов лежит не столько этот дар, сколько те привычки и навыки, которым можно научить.

Дебора Эйр и ее коллеги выяснили, что от того, например, поддерживают ли родители интерес к чтению у дошкольников, зависит их уровень успеваемости в школе. Те, для кого книга - лучший подарок (и друг), чаще становятся отличниками не только в первые годы школы, но и вплоть до средних классов. И если вы думаете, что умниками могут стать только дети из семей, которые в состоянии материально поддержать стремления и интересы ребенка, то вы ошибаетесь.

Ученые Оксфорда опросили 3000 человек, которые достигли успеха несмотря на трудности: половина из них получали бесплатные обеды в школе как дети из малообеспеченных семей, более половины жили в неполной семье, четверо из пяти проживали в неблагополучных районах. Что дало надежду этим детям? Присутствие в их жизни взрослых родственников (не обязательно ближайших) или людей, которые занимались ребенком (учителя, другие значимые взрослые), которые высоко ценили образование и поддерживали ребенка в учебе. Они говорили детям о том, что надо стараться, много работать в школе, внимательно слушать в классе.

Характер как дар

Эйнштейн, который для нас стал воплощением гения, был любознательным и целеустремленным. Он не отступил перед отказами и неудачами в юности. Считал ли он себя гением или одаренным человеком? Нет. Он говорил так: «Я не такой уж и умный, просто я дольше останавливаюсь на проблеме. Многие люди говорят, что это интеллект делает человека великим ученым. Они не правы: дело в характере».

А что же Мирзахани? Ее публикации показывают нам портрет ученой, у которой несомненно были любознательность, страсть к своему предмету и напористость. Один ее комментарий подводит итог наших размышлений: «Конечно, самый яркий момент - это момент открытия, момент, когда ты понял что-то новое, чувство, что ты поднялся на вершину горы и видишь все ясно и четко. Но большая часть занятий математикой для меня - это как долгое восхождение по склону, где нет тропинки, и которому не видно конца». Тропинка, все же привела ее к вершинам математики за время такой короткой жизни. А это звучит как подтверждение сильного характера. Возможно, этот характер и есть главный дар?

По материалам:

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений у детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Так что же такое одаренность - это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одаренный ребенок, какой он?

О. А. Легчакова.

Дошкольный возраст - яркая, непревзойденно благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни. Воспитывая детей, мы закладываем в них определенные знания. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений у детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Так что же такое одаренность - это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических).
О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. Было написано много работ, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа "Одаренные дети", в рамках которой разработана "Рабочая концепция одаренности". И, тем не менее, каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним.
Одаренность по-прежнему остается загадкой. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь именно на этих детей будет опираться наука. Однако существуют проблемы диагностики и развития талантливых детей на всех этапах обучения. Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности
нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Есть мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать для этого обстановку. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего воспитателя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задания и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности, в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников.
Дополнительной проблемой становится так называемая "диссинхрония развития", свойственная многим одаренным детям.

Одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Хорошо известен и другой вариант: характеристикой интеллектуально одаренных детей слишком часто может служить задержка в развитии психомоторных навыков, т.е. мышечная зажатость, неуклюжесть, неловкость и недостаточно быстрая двигательная реакция. Не бывает одинаковых детей. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка. Любознательность, образно говоря, - следующий уровень развития познавательной потребности. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. У значительной части детей любопытство так и не перерастает в любознательность, их поисковая активность, проявляющаяся в интересе к исследованию окружающего мира, носит лишь ситуативный, неустойчивый характер. И задача воспитателя и родителей, состоит в том, что бы любопытство переросло в любознательность. Ведь любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. Конечно, кроме эмоций есть еще такая форма психического отражения, как воля. Нет необходимости говорить о ее важности и значимости с точки зрения развития детской одаренности. Обратимся сразу к ее механике. Воля наиболее отчетливо обнаруживает ту потребность, которая устойчиво доминирует. Воля и сама представляет собой специфическую потребность - потребность преодоления. Итак, задача воспитателя, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в познавательную потребность. Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их "нормальным" сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства - искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Есть также дети с высоким уровнем развития логического мышления.
Но помогает ли в творчестве умение мыслить логически и одаренность ли это? Единого ответа на этот вопрос пока нет. И, тем не менее, творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают. А ведь способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства. Собственно, таковы практически все важные задачи, решаемые человеком в жизни: какую избрать профессию, где жить, как общаться с окружающими, с кем создавать семью, как отдыхать? Но при традиционном, в особенности для отечественного образования, подходе, задачи дивергентного типа - большая редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных, то есть условия задачи предполагают существование лишь одного, единственно верного ответа, который может быть вычислен путем строгих, логичных рассуждений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов. Одаренные дети заметно отличаются от сверстников повышенным интересом к открытым дивергентным задачам, явно предпочитая их заданиям конвергентного типа. Создаваемые этими задачами ситуации с различной, в том числе и высокой степенью неопределенности не подавляют, а напротив, мобилизуют и стимулируют активность ребенка. Большинство взрослых людей, не говоря уже о детях, испытывает дискомфорт в ситуациях, когда необходим выбор, когда требуется самостоятельность в принятии решений. И я считаю, что стремление использовать в своих интересах нестабильность, неоднозначность, все то, что раздражает обыкновенных людей, и есть одна из главных черт творца. Многие дети отличаются и оригинальностью мышления, а ведь способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, конструировании и других продуктах детской деятельности. Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления творчески одаренного человека. Но при этом наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи возможен и другой способ творчества - разрабатывать существующие. Если первый способ особенно ценится в творчестве научном и техническом, то второй - в художественном.
Оригинальность творческого человека естественна, она не похожа на нарочитое желание выделиться. Порой она вызывает удивление или насмешки. А вот
гибкость мышления, то есть способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи. Это явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности - инертность, ригидность мышления. Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.
Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т. п.), однако полностью им не определяется. Связь между ними имеет очень сложный характер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но напротив, выступает как сдерживающий фактор.
Само по себе количество информации еще не является гарантией способности к комбинированию и созданию на этой основе новых идей и стратегий. Ведь решающим фактором, содействующим развитию этой интеллектуальной характеристики, выступает не сам опыт, а методы его усвоения. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой - необходимой предпосылкой творчества. Большое количество идей характерно для одарённого человека как реакция на проблемную ситуацию. Новая идея в данном случае не просто ассоциативное объединение нескольких первичных, более простых идей и понятий. Соединение этих первичных идей и понятий должно быть содержательно оправдано, а происходит это лишь в случае отражения объективных явлений и отношений, стоящих за данными понятиями. При этом сами возникающие такого рода идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов и решений. Мне кажется, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов, которые приобретаются в процессе усвоения знаний, умений, навыков. Ребенок относительно свободен от этого в силу ограниченности своего опыта, и если мы ставим задачу развития способности легко генерировать идеи не только у одаренных, которым данное качество присуще в большей степени, но у всех детей, то следует подумать не только о методах усвоения знаний.
Большинство из одаренных детей может легко ассоциировать. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями, событиями, далекими по содержанию.
Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его "нормальные" сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи в силу наличия данной и выше описанных способностей могут быть нетрадиционными и непривычными, что, как известно, и составляет основу творчества.
Но говоря о творчески одаренных детях или о творческой одаренности нужно учитывать, то, что
в настоящее время продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Другие отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Только дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у воспитателей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент. Очень часто эти дети невнимательны. А ведь для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Данное качество трудно оценить иначе как положительное, но именно оно часто становится причиной трудностей, возникающих у одаренного ребенка в условиях массового обучения. Большая часть воспитателей ориентируется на условно "нормального", обычного ребенка, который, как известно всем, и педагогам в первую очередь, имеет в этом смысле весьма скромные возможности. Обычный ребенок старшего дошкольного возраста обладает довольно "низким порогом отключения", что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом, в неустойчивости внимания. Практически прямо противоположные качества демонстрируют в этом плане одаренные дети: ребенок часто поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней. Это качество проявляется у одаренных детей довольно рано.

Ну а вот говоря о художественной одаренности, а
этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети уделяют много времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в понимании со стороны взрослых и сверстников.

Существует так же определение лидерской одаренности, где можно выделить общие черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Воспитателю нужно развивать у детей хорошую память. Что бы дети были увлечены своим делом, были энергичны. Научить их демонстрировать ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, воспитать индивидуализм. Научить контролировать себя. Помочь детям извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Степанов С.С.. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.
2.«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса, М., 1996.
3.Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999.
4.Клименко В.В. «Психологические тесты таланта». Харьков 1996.
5.Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.
6.Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961,
Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.
7.Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.
8.«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
9.«Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
11.Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
12.Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

Многие родители мечтают о том, чтобы их малыш был самым-самым: самым умным, самым красивым, самым счастливым и, конечно, обладал ярко выраженным талантом, то есть был одаренным ребенком. Можно ли запрограммировать зачатие именно такого ребенка или нам остается только полагаться на благосклонность судьбы?

Одаренный ребенок – это тот ребенок, который по уровню интеллектуального развития превосходит других детей своего возраста. Таких детей еще называют вундеркиндами (от нем. «wunderkind» – «чудесное дитя» ) – у них рано начинают проявляться повышенные способности к разным видам деятельности, особенно в интеллектуальной и творческой сфере. Ребенок может удивлять музыкальными способностями, отличной памятью, логикой, любознательностью. Крайняя и очень редкая степень одаренности ребенка – гениальность . Но гении, по статистике, рождаются раз в 100 лет, и не всегда такая особенность приносит ребенку счастье.

Научный подход к зачатию одаренного ребенка

Издревле людей интересовал вопрос совершенствования наследственных свойств человека, в конце 19-го века даже возникла целая наука – евгеника – учение о влиянии человека на эволюцию человечества, о законах наследования одаренности и таланта у ребенка. Ученые собирали данные, связанные с наследственными особенностями человека, пытались установить причину появления нездорового или одаренного потомства. К сожалению, не всегда такие исследования приносили пользу, например, во время второй мировой войны Гитлер пытался уничтожить целые народы, которые, по его мнению, были неполноценными.

Сегодня с вопросом зачатия одаренного ребенка пытается разобраться генетика, включающая в себя разнообразные направления исследований. Возможности современной науки все время увеличиваются: появилось клонирование, различные манипуляции с генами. Но в то же время возросла и опасность борьбы с социальными недостатками при помощи биологии – а такое вмешательство в природу может привести к необратимым последствиям.

Врачи-генетики советуют для увеличения шансов рождения здорового ребенка провести генетический анализ хромосом будущих родителей, содержащих информацию о наследственных заболеваниях.

Существуют теории о зачатии одаренного ребенка, которые можно считать около научными ввиду недостаточного их исследования, но, тем не менее, они имеют право на существование. Так, считается, что вероятность рождения вундеркинда увеличивается при таких обстоятельствах:

  • женщина значительно моложе мужчины;
  • будущие родители жили на удаленных друг от друга территориях;
  • и мужчина, и женщина обладают одинаково высоким уровнем интеллекта.

Как повысить шансы на зачатие одаренного ребенка

Схемы действий для зачатия одаренного ребенка, которая бы давала 100% результат, не существует. Но будущие родители со своей стороны могут постараться повысить шансы на успех такого мероприятия, для этого как минимум за полгода до планируемого зачатия им следует:

  • оздоровиться;
  • исключить вредные привычки: алкоголь, курение;
  • полноценно питаться;
  • жить в экологически чистом регионе;
  • исключить стрессы.

Последующее развитие одаренного ребенка

После зачатия родителям нужно продолжать придерживаться этих правил, особенно женщине. Обстановка вокруг беременной должна быть гармоничной, женщина должна окружать себя красотой и быть активной и жизнелюбивой. В этот период рекомендуется слушать прекрасную музыку, изучать искусство, читать хорошую литературу – все это способствует появлению на свет одаренного ребенка.

После рождения малыша самое главное - создать в семье гармоничную атмосферу для его развития, любовь всех членов семьи друг к другу будет определяющим фактором. Также очень важна для ребенка среда, в которой он находится.

К сожалению, вундеркинд, вырастая, часто теряет свою уникальность, «выравнивается» с большинством. Чтобы этого не произошло, ни в коем случае не следует подавлять таланты одаренного ребенка, а наоборот, родителям нужно попытаться максимально их развить.

Галина Поченок


Наверное, каждый родитель считает, что его ребенок особенно талантлив и умен. Но почему-то в обществе больше приветствуется уравнительная точка зрения: педиатры, воспитатели и учителя, скорее всего, скажут вам, что все дети по-своему талантливы, и ваш ребенок ничем не отличается от обычных детей. Но мы-то знаем, что это не так. Что наш ребенок особенный. Что он уже в два года знал алфавит, а в три мог прочитать табличку «Выход». Вот только как это доказать?

Все же профессионалы в области педиатрии лукавят: не существует детей с совершенно одинаковым . И сравнительные таблицы одаренности существуют. Уровни одаренности могут сказать нам, насколько ребенок опережает по развитию своих ровесников, варьируются они от просто умного ребенка до .

Зачем нужно знать интеллектуальный уровень своего ребенка? Затем, чтобы помочь ему развить свой потенциал и создать дополнительные возможности для развития талантов.

1 уровень

Такие дети к 2 годам знакомы со многими понятиями: они различают и могут назвать цвета, перечисляют цифры до десяти в правильном порядке и могут сами собрать простую головоломку-паззл или картинку из кубиков.

Большинство из них к 3 годам обладает развитой речью, а в 4 года знает большинство букв, может написать печатными буквами некоторые буквы, цифры, свое имя.

К 6 годам эти дети могут и печатать на компьютере, а к 7 годам читать книги, разделенные на главы.

В обычном среднем школьном классе из 25 человек можно найти 6-8 детей этого уровня. Детей, которые на шаг опережают остальных сверстников, которые схватывают все на лету и как будто уже заранее знают то, что учитель объясняет остальному классу.

2 уровень

Эти сообразительные дети уже к 15 месяцам любят листать книжки с яркими картинками, не отрывая страниц, и внимательно слушать, когда им читают взрослые. У некоторых даже есть любимые сказки.

К 18 месяцам такие дети уже знают некоторые буквы алфавита, а к 20 месяцам – цвета.

К 6 годам они свободно читают и с удовольствием слушают, когда им читают книги для детей более старшего возраста.

В школьном классе можно найти 1-2 детей этого уровня. Обычно они настолько впереди остальных детей, что им трудно бывает завести друзей.

3 уровень

Такие дети с самого рождения активны и проявляют интерес к окружающему миру: рано начинают оглядывать комнату, реагировать на лица, звуки и речь.

К 6 месяцам такие дети хорошо понимают обращенную к ним речь: когда вы называете игрушку или знакомого им человека, ребенок начинает искать их взглядом.

Все то, что дети 2-го уровня делают к 15 месяцам, дети 3-го уровня начинают делать к 10-12 месяцам.

К 2 годам такие дети знают весь алфавит, помнят наизусть простые любимые книжки и могут складывать головоломки-паззлы из 35-50 элементов.

К 3 годам хорошо говорят, любят писать буквы, могут считать в обратном порядке и совершать простые математические действия на сложение и вычитание.

К 5 годам эти дети обычно неплохо читают, а к 6 годам многие умеют умножать и делить простые числа.

Большинство таких детей к 6 годам опережает сверстников на 2-4 года, находит школьное обучение слишком медленным и скучным и обычно имеет мало друзей среди ровесников.

Из 100 детей одного возраста обычно только 1 или 2 ребенка принадлежит к этому уровню.

4 уровень

Дети этого уровня уже в возрасте нескольких месяцев начинают проявлять интерес к книгам и любят, когда им читают вслух.

До двухлетнего возраста они опережают детей 3-го уровня на 2-5 месяцев.

К 2 годам они обладают довольно и большим словарным запасом.

Большинство начинает самостоятельно читать простые книжки в 3,5-4,5 года и может совершать базовые математические вычисления с простыми числами, а к 6 годам с удовольствием читают книги для подростков и взрослых, понимая большую часть из написанного.

К 7-8 годам опережают сверстников на 5-8 лет.

Из 500 детей одного возраста обычно только 1 ребенок соответствует этому уровню. Им трудно найти друзей среди ровесников, поэтому они любят находиться в одиночестве либо дружат с детьми старшего возраста.

5 уровень

Дети этого уровня проявляют одаренность практически в любых областях. Они все делают раньше и активней, чем остальные дети.

В возрасте 6-8 месяцев у них есть любимые телепередачи. К 10-14 месяцам они знают буквы и цифры (не могут произносить, но могут на них указать) и могут сортировать предметы по их геометрической форме.

В 16-24 месяца могут писать буквы, цифры, свое имя и отдельные простые слова или складывать их из других предметов (палочек, камешков и т.д.).

К 18 месяцам начинают проявлять музыкальные, драматические и артистические способности.

К 2 годам большинство таких детей говорит практически на взрослом уровне.

К 3 годам проявляют интерес к науке, принципам работы различных вещей, биологии и аспектам жизни и смерти. Начинают интересоваться энциклопедиями и словарями.

К 4 годам совершают базовые математические вычисления со сложными числами. Могут играть в настольные игры, предназначенные для детей 12 лет, любят решать задачи и головоломки.

К 8-10 годам могут окончить курс десятилетней школы.

Частота соответствия этому уровню примерно 1 на миллион, и в обычной школе такому ребенку делать нечего.

Нужно ли «лишать ребенка детства»?

Родители, имеющие нескольких детей, скорее всего замечали, что у каждого ребенка есть свои, присущие только ему, интересы и таланты, даже если воспитывать и развивать всех детей одинаково. Это происходит потому, что способности ребенка большей частью являются врожденными – мы можем только распознать их и помочь им развиться. Как только вы выявляете , ваша задача – помочь ему развить его способности, вовлекая его в разнообразные сферы деятельности: искусство, науку, математику и т.д.

Игнорировать способности малыша, искусственно «продлевать ему детство» - значит лишать его того, что он умеет и любит делать, то есть учиться и познавать все новое. Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация. Без тренировки же способны зачахнуть даже самые выдающиеся таланты. Психологи считают, что гениев и талантливых людей среди нас намного больше, чем считается. Может, ваш ребенок – один из них?

Новое на сайте

>

Самое популярное