Домой Лечение Школьная викторина по краеведению. Внеклассное мероприятие "краеведческая игра" Интересные вопросы по краеведению

Школьная викторина по краеведению. Внеклассное мероприятие "краеведческая игра" Интересные вопросы по краеведению

Конспект проведения викторины по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет на тему "Ознакомление с малой Родиной"

Штырова Светлана Викторовна, воспитатель, МБДОУ детский сад №58 "Снежок", г.Ульяновск
Описание: данный конспект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для проведения занятий с детьми подготовителной группы. Занятие проводится в форме викторины, что позволит детям лучше усвоить материал по патриотическому воспитанию.
Цель: выявить знания детей о своей малой Родине, ее истории.
Задачи:
- расширять представление о родном крае;
- продолжить ознакомление детей с достопримечательностями региона, в котором они живут;
- формировать у дошкольников элементарное представление о системе общественного устройства;
- воспитывать уважение к законам и правилам, принятым в обществе;
- воспитывать любовь к своей малой Родине.
Материал: флаг и герб г.Ульяновска и Ульяновской области, портреты известных земляков, фотографии и иллюстрации памятников и иных достопримечательностей города.

Ход викторины:

Воспитатель: "Россия - страна, в которой мы живем. В России очень много городов, поселков, деревень. Ульяновск - один из городов России. И сейчас мы поговорим о нашем городе. Мы проведем викторину, где я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать по "звездочке". В конце викторины мы подведем итоги - посчитаем все "звездочки" и узнаем, кто из вас лучше знает о нашем родном городе.
Воспитатель задает детям вопросы (в скобках перечислены возможные ответы детей):
1. "Что такое "малая Родина?" (Место, где мы родились, живем. Для нас малая Родина - это город Ульяновск)
2. "Какие реки протекают в нашем городе?" (Волга, Свияга)
Поскольку наш город расположен на берегу реки Волги, край, в котором мы живем, называется Поволжский. В нашем городе живут много людей. Все мы называемся жителями города. Жителей разных городов называют по-разному, например, в Москве - москвичи, в Самаре - самарцы, в Казани - казанцы)

3. "Как называют жителей г.Ульяновска?" (ульяновцы)
4. "А знаете ли вы, как наш город назывался раньше?" (Симбирск)
5. "Жителей Симбирска как называли?" (симбиряне)
6. "Можете ли вы назвать народы Поволжья?" (русские, татары, чуваши, мордва)
7. "Обратите внимание на иллюстрации. Узнаете ли вы кто изображен на них? (дети рассматривают иллюстрации и определяют народы Поволжья)
8. "Чем отличается один народ от другого?" (разные языки, костюмы, традиции, национальные блюда)
9. "Расскажите, что общего между людьми разных национальностей?" (все они являются жителями Поволжья)
10. "Знаете ли вы основателя нашего города, кем он был?" (Богдан Хитрово, воевода)
11. "В чью честь был переименован наш город из Симбирска в Ульяновск?" (в честь Владимира Ильича Ленина (Ульянова))
12. "Знаете ли вы, кем был В.И. Ленин?" (государственный деятель, руководитель нашего государства в прошлом веке, наш знаменитый земляк). Именно в его честь наш город стал называться Ульяновском, а область получила название Ульяновская)
13. "Каждая территория имеет свой флаг и герб. Сможете ли вы узнать на фотографиях герб Ульяновска, герб Ульяновской области, флаг Ульяновска, флаг Ульяновской области?" Предложить детям описать их. Ранее областей не было, были губернии, а город Симбирск являлся центром Симбирской губернии. Если имелись губернии, значит, должен был быть и губернатор.
14. "Кто такой губернатор?" (человек, который управлял всеми делами губернии). В разные времена было много разных губернаторов. Все они были достойными людьми. Все они старались, чтобы жителям жилось спокойно и благополучно.
15. "Назовите, кто сейчас является губернатором г.Ульяновска?" (Сергей Иванович Морозов). У губернатора очень много забот. Одному ему с ними не справиться. И в помощь губернатору избирается Городская Дума.
16. "От какого слова происходит слово "Дума"?" (от слова "думать"). Жители города сами избирают Думу. Дума принимает важные решения по благоустройству нашего города.
17. "Если Городская Дума и Губернатор приняли решение, нужно ли его выполнять?" (нужно обязательно). Их решения исполняет Городская Управа.
18. "От какого слова произошло слово "Управа"? (От слова "управлять)
В Управе создавались различные комиссии, каждая из которых ведала своим делом. Благодаря усилиям Городской Думы, Управы наш город становился все краше и уютнее. Сейчас в нашем городе много красивых зданий, домов, парков и много всего интересного.
19. "Наш город делится на части - районы города. Какие районы вы знаете?" (Ленинский, Засвияжский, Железнодорожный, Заволжский)
20. "Сможете ли вы показать эти районы на карте г.Ульяновска?" (дети находят и показывают на карте все перечисленные районы города). В нашем городе множество разных улиц.
21. "Сможете ли вы назвать центральную улицу нашего города?" (улица Гончарова)
Воспитатель проводит игру "Мой адрес" (дети должны вспомнить и назвать полностью адрес своего места жительства).
22. "Сможете ли вы на фотографиях узнать достопримечательности нашего города, где вы их видели, что о них знаете?" Воспитатель поочередно показывает детям фотографии парков, музеев, скверов и т.д.
23. "У нас с вами много знаменитых земляков. Сможете ли вы назвать их и рассказать, чем они знамениты, какой вклад они внесли в историю нашего города?" (Карамзин, Гончаров, Пластов, Ленин и т.д.)
24. "Какие памятники вы видели в нашем городе, в чью честь они установлены?" Воспитатель показывает фотографии, дети называют, например, памятник В.И.Ленину, Богдану Хитрово, сквер Карамзина, обелиск, танк и т.д.)
25. "Каким видом транспорта можно передвигаться по нашему городу из одного района в другой?" (дети называют виды транспорта, а так же известные им номера трамваев, троллейбусов, маршрутных такси)
26. "Назовите места в нашем городе, куда можно сходить детям?" (дети называют места, куда они ходят с родителями)
27. "Куда бы вы повели своих друзей, приехавших из другого города, о чем бы вы им рассказали и какие места и достопримечательности хотели бы показать?"
28. "Для чего нам необходимо знать о том месте, где мы родились и живем?" (чтобы рассказать о нем своим детям, друзьям или родственникам из других городов и т.д.)
Подводятся итоги викторины , дети подсчитывают "звездочки", полученные за правильные ответы, выявляется победитель викторины.

Игра-викторина в старшей группе

«Мой любимый город»

Воспитатель: Таткова Наталия Николаевна

Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о

малой Родине – городе Сосновый Бор через игровую мотивацию.

Задачи:

üзакрепить знания детей о родном городе, его символике;

ü способствовать развитию зрительного внимания, развивать общие речевые навыки;

ü воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу;

ü воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование: Ноутбук, проектор, интерактивная доска; фильм «Глазами Карлсона» (автор М.А. Вовченко – папа одного из воспитанников)); фото города Сосновый

Бор ; символика города ; условные обозначения «Правила

викторины», значки-эмблемы для команд :«Знайки» и

«Почемучки» ; призы – медали «Умник» и «Умница».

Предварительная работа : Беседа «Мой город » ;рассматривание фотографий о

городе Сосновый Бор ; рассматривание государственных

символов (гербов) ;чтение и разучивание стихов и пословиц о малой

Ход викторины:

Дети заходят в группу , здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, на нашу группу пришло письмо.

Вам интересно, что там внутри? (Открываем конверт, внутри – диск)

Как вы думаете, что на диске записано? (Предположения детей)

Тимофей, прочитай, пожалуйста, что написано на диске. («Глазами Карлсона »)

А вы знаете, кто такой Карлсон? (Ответы детей )

Где живёт Карлсон? Что с крыши он мог увидеть? (Ответы детей)

Присаживайтесь на ковёр, давайте посмотрим, что же увидел Карлсон?

(просмотр отрывка из фильма)

Воспитатель: Что же увидел Карлсон? (Он увидел наш город, улицы, залив, сосны и т.п.)

Воспитатель : Ребята, а вы любите свой город?
- За что вы его любите? (ответы детей «Я люблю свой город за то, что он … красивый, уютный, в нём есть детские площадки, сады, школы, красивые улицы и т.п.»)
- Каждый человек любит свою Родину, город, в котором он живёт.
- Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своём городе, тем больше будем его любить.

- Мы много говорили о нашем городе , рассматривали фотографии, читали. Сейчас я предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о нашей малой Родине и поиграть в игру – викторину на тему «Мой любимый город», в которой будут принимать участие две команды: команда «Знайки» и команда «Почемучки».

За каждое выполненное задание команды будут получать один элемент пазла. В итоге у вас должен получится символ нашего города. Следить за нашей викториной будет жюри (представление жюри)

Сейчас попрошу вас внимательно прослушать правила викторины:

(можно спросить детей, что означают данные условные обозначения)

1. Выслушивать внимательно каждый вопрос.

2. Если вы готовы ответить, поднимайте руку.

3. Не выкрикивать, не подсказывать, не шуметь.

4. Если игроки не знают ответ, право ответить получают участники

другой команды.

Капитаны команд:

«Знайки» - Тимофей Л.

«Почемучки» - Лиза П.

Посмотрите на свои эмблемы, определите, кто в чьей команде.

(команды выстраиваются напротив друг друга)

Капитаны, представьте, пожалуйста, свои команды.


Команда «Знайки»

Если много хочешь знать,

Всем вокруг пора сдаваться,

Против нас не удержаться!

Команда «Почемучки»

Мы – любознательные дети:

Знать хотим мы всё на свете!

Мы на всё найдём ответ,

Команды лучше нашей нет!


Воспитатель: Наша викторина пройдёт под девизом:

«Живи увлекайся, но помни одно,

что дружба на свете дороже всего» .

Прошу команды занять свои места.

Первый конкурс«Разминка»

Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия )

Назовите столицу России? (Столица России – Москва)

Какие цвета у флага России? (У флага России 3 цвета – белый, синий, красный )

Что означает слова малая Родина? (Малаяродина- это место, где человек родился)

Как называется нашгород ? (Наш город называется Сосновый бор)

Как называются жители нашегогорода ? (Жители города называются сосновоборцы)

Какая река протекает черезгород Сосновый Бор ? (Через город протекает река Коваши)

Как называется наша область? (Наша область – Ленинградская)

(вручаем один пазл)

Второй конкурс «Город в настоящее время »

Сколько лет нашему городу ? (Нашему городу 19 апреля исполнилось 44 года)

На какой улице находится наш детский сад? (проспект Героев, 72 )

Какая достопримечательность украшает наш город? (детский комплекс Андерсенград)

Кто знает, как называются улицы нашего города . (команды называют по очереди) .

Дети, в нашем городе находятся много разных зданий. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадывая, будете называть эти здания по очереди каждая команда.


Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…. (Магазин)

Если мы посетим

Заведение это,

Два часа посидим

В темном зале без света.

(Кинотеатр)

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? (Банк)

Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму.

По телефону позвонить

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет

Ведь это здание -(почта)

Люди в белом, не скучают,

Не сидят без дела,

Курс леченья назначают

Эти люди в белом.

Если кто- то заболел

Все идут лечиться

В городскую , детскую (больницу)

Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад.

Что же это (детский сад)


Какие ещё известные здания есть в нашем городе?

Слово жюри:_____________________ (вручаем второй пазл)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас немного поиграть. Встаём врассыпную. Повторяем вместе со мной.

Физкультминутка:

Мы по улице шагаем, (шагаем)

Выше ноги поднимаем. (высоко колени)

По сугробам не пойдём, (жест рукой)

Мы его перешагнём. (шаг в сторону)

На скамейку мы присели, (присели)

Там конфет кулечек съели. (имитация руками)

А когда друзей встречали, (встали)

Мы руками им махали! (машем)

Вот как славно погуляли: (шагаем)

Друг за другом мы шагали! (шагаем друг за другом)

Раз-два, раз-два! (шагаем)

Подойдите все сюда! (образовали круг)

Это город. Как высок он! (взявшись за руки, поднимаем их вверх)

Сколько крыш и сколько окон. (показываем)

Город наш такой большой, (руки в стороны)

Он уютный и живой. (обнимаем себя)

Он сверкает и цветёт, (руками «фонарики»)

Город улыбается, (улыбаемся друг другу)

Он нам очень нравится! (знак кистями рук «класс»)

Третий конкурс «Конкурс капитанов»

«Стихи о родном крае»

Сейчас капитан от каждой команды прочитает стихотворение о родном крае громко и выразительно.


Здесь шумит морской простор,
И волны бьются в дюны
Здесь стоит Сосновый Бор,
Сказочный и юный.

Здесь хвоей пахнет круглый год,
Весной сирень дурманит,
Здесь сосны держат небосвод,
И синь залива манит.

Здесь каждый год Нептуна ждут
Со свитой на параде,
И гномы добрые живут
У нас в Андерсенграде.

Здесь, корпусами до небес
Взметнувшись величаво,
Стоит красавица ЛАЭС -
Наша любовь и слава.

И летом пляжи нас зовут
На берега залива,
Где сосны чудные растут
Божественно красиво.

И манит вдаль морской простор,
И нет прекрасней ничего:
Сосновый Бор, Сосновый Бор -
Столица сердца моего.


Слово жюри:_____________________ (вручаем третий пазл)

Четвёртый конкурс «Кто внимательный»

Вопросы о городе по типу игры « Четвёртый лишний»

1. Какого здания нет в нашем городе? (Дворец культуры, аквапарк , кинотеатр, музей)

2. Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе? (Автобус, троллейбу с, такси, маршрутка)

3. Какое дерево летом засыпает наш город «снегом»? (Берёза, тополь , клён, рябина)

4. Какое здание есть в нашем городе? (Собор Василия Блаженного, храм Спаса на

Крови, храм Неопалимая Купина, храм Христа Спасителя)

Слово жюри:_____________________ (вручаем четвёртый пазл)

Пятый конкурс «Домашнее задание»

Воспитатель : Дорогие ребята, вы все несомненно очень любите свой город . Но чтобы он всегда оставался таким, его надо беречь. Нашим командам было дано задание нарисовать рисунки, посвящённые бережному отношению к родному городу .

Пока жюри оценивает ваше домашнее задание, ребята скажут несколько строчек о бережном отношении к родному городу .

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро нашигорода превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Мы в любую непогоду охранять хотим природу.

Чтоб деревья ицветы город украшали ,

Чтобы этой красоты люди не ломали.

Слово жюри:_____________________ (вручаем пятый пазл)

Шестой конкурс «Собери символ»

Задание: собрать из пазлов герб города, назвать и рассказать, что на нём изображено.


По диагонали проходит крепостная зубчатая стена - она обозначает, что город построен на земле старинного Ижорского княжества. Символ атомного ядра указывает на Ленинградскую атомную электростанцию . Лучевая корона над символом атомного ядра обозначает энергию мирного атома.

Волнистый серебряный поток - пограничные морские рубежи на Балтике. Золотой замок с аркой и шпилем означает детский игровой комплекс «Андерсенград», который является главной достопримечательностью города. Цвета герба, лазоревый и зелёный, означают мир, чистоту, процветание и надежду.


Воспитатель : Вот и закончилась наша викторина. Огромное спасибо всем участникам и гостям.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес

Если сказать это слово с душою

Глубже морей оно, выше небес.

Подведение итогов викторины : « Мой любимый город ».

Дети, вам понравилось сегодня играть?

Кто помнит с чего началось наше занятие? (В группу принесли письмо)

Что было в письме? (В письме был фильм о нашем городе)

Воспитатель: Ребята, я вам открою небольшой секрет – этот фильм снял папа Вани, Максим Александрович. Мы посмотрели только отрывок из фильма, чуть позже мы увидим весь фильм.

На какие вопросы вы отвечали в первом конкурсе?

Во втором конкурсе были загадки, кто помнит о чём?

Кто самым внимательным оказался в игре «Четвёртый лишний»?

Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы. Нарисовали замечательные рисунки. Вы знаете и любите свой город , в котором живёте.

Слово жюри_______________

Вручаем всем игрокам медали «Умник» и «Умница».

Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: «Мне было приятно с тобой играть ».

Викторина "Рождение города"

Измоденова Людмила Петровна, учитель МАОУ лицей № 100, Екатеринбург.
Актуальность: проживая в городе, дети часто не помнят историю зарождения родного города, названия памятных мест, имён основателей города, имён Святых Покровителей Екатеринбурга.
Предназначение: материал может быть полезен учителям для уроков географии, истории, может быть использован на краеведческих занятиях, на классных часах.
Цель:
- изучение истории зарождения города Екатеринбурга.
Задачи:
Образовательные:
- мотивировать учащихся на изучение истории родного города
Развивающие:
- развивать образное и логическое мышление детей
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному городу
Вопросы викторины даны с предполагаемыми ответами.
Вопрос № 1.
В честь кого удостоено название нашего города?

Предполагаемый ответ:
Прошло более трёхсот лет, как на реке Исеть, была заложена крепость с заводом. "Для памяти в вечные годы и для вечной славы Её величества государыни - императрицы Екатерины I крепость назвали Екатеринбург". Генерал Вильгельм де Генин.
Вопрос № 2.
Назовите дату зарождения города. Кто изображен на барельефе "Рождение города"?


Предполагаемый ответ:
7(18 ноября) 1723 года. Дата соответствует открытию железоделательного завода. На барельефе "Рождение города" изображены фигуры отцов города в камзолах, треуголках, а также первостроители, кузнецы и плотники.
Вопрос № 3.
Где находится этот памятник? Кому он посвящен?


Предполагаемый ответ:
Памятник Василию Татищеву и Вильгельму де Генину находится на площади Труда.
К 275 - летию Екатеринбурга памятник был отлит из бронзы на заводе "Уралмаш". Надпись у подножия гласит: "Славным сынам России Н.В. Татищеву и В.И. де Генину. Екатеринбург благодарный. 1998 год."
Вопрос № 4.
Что в старину называли "сердцем" железоделательного завода?


Предполагаемый ответ:
"Сердцем" железоделательного завода в старину люди называли плотину. Плотина заставляла воду реки давать энергию для работы всего завода. Здесь были построены цеха - "мануфактуры". На заводе было больше 30 цехов: плавильный, молотовый, лудильный. С тех пор это место носит название Плотинка.
Вопрос № 5.
Что находится сегодня на территории бывшего завода?


Предполагаемый ответ:
В 1808 году завод закрыли, а в память о тех временах остался Исторический сквер.
Вопрос № 6.
Что вы знаете об истории собора Святой Великомученицы Екатерины?

Предполагаемый ответ:
Православный храм был заложен в 1723 году, в честь основания, на левом берегу реки Исеть.
Де Генин обратился к императрице Екатерине I о помощи - в церкви многое не доставало. Немедля из Петербурга по приказу императрицы выслали необходимое церковное "одеяние", а из Москвы доставили
богослужебные книги и серебряную утварь. В 1726 году церковь освятили в честь Святой Великомученицы Екатерины, покровительницы в учении и удачи горных дел.
Вопрос № 7.
За какие подвиги Екатерину причислили к лику Святых?

Предполагаемый ответ:
Доротея родилась в 294 году в Александрии. Закончила языческую школу, где изучила много дисциплин.
Узнав о христианстве, она крестилась и получила имя Екатерина. Во времена гонения на христиан, она
публично заявила о вере в Иисуса Христа. Екатерину казнили, и тело её исчезло, и перенесли его ангелы на самую высокую гору Синая. Повинуясь видению, через триста лет, монахи поместили мощи Святой Екатерины в золотую раку. С тех пор там монастырь Святой Великомученицы Екатерины привлекает множество паломников. Престольный праздник - день Святой Екатерины в Екатеринбурге был одним из главных праздников вплоть до революции. И в этот день горожане не работали.
Вопрос № 8.
Когда был взорван храм Святой Екатерины?

Предполагаемый ответ:
В 1920 году было изъятие церковных ценностей из храма - 165,6 килограммов серебра и множество церковной утвари, украшенной уральскими драгоценными камнями. В Крещенский праздник 1930 года был последний крестный ход на пруд. Вскоре здание взорвали, а на Святом месте теперь фонтан "Каменный цветок".
Вопрос № 9.
Когда была восстановлена часовня в честь Святой Екатерины?


Предполагаемый ответ:
В 1991 году на месте алтаря установили деревянный крест, а в 1998 году построили часовню.
Вопрос № 10.
Назовите дом, подобных по архитектуре ему нет на всём Урале.


Предполагаемый ответ:
Домовладение в истории Урала называют "Домом Севастьянова".
В композиции здания заметно выделяется угловая ротонда с бельведером. В 1880 году дом был продан казне. В 1917 году революционные солдаты разгромили особняк внутри. В советское время здесь был "Дом профсоюзов", а теперь - резиденция Губернатора Свердловской области.
Вопрос № 11.
Где находится "Капсула времени"?


Предполагаемый ответ:
Капсула времени располагается напротив барельефа "Рождение города" в Историческом сквере.
Она помещена в глубокий колодец, содержит обращение от свердловчан 1973 года к гражданам 2023 года.
Капсула содержит план города Свердловска, лучшие фильмы и книги о людях тех времён.
Вопрос № 12.
Каково значение "Капсулы времени" лично для вас?

Краеведческая игра-викторина

«Родной край – сердцу рай». /Сценарий классного часа/

Эпиграф: Легли налево и направо

Моей поэзии края,

Есть у меня своя держава,

Хоть маленькая, да своя.

(Иван Александров)

Приложение: DVD -диск (сценарий, презентация, мультимедиафайлы).

Материально-техническое обеспечение : для проведения игры необходимы следующие технические средства: ноутбук (или компьютер), мультимедийный проектор, колонки, микрофоны, экран.

Цель: активизация интереса к изучению родного края у учащихся, воспитание у них чувства гордости за причастность к истории.

Задачи:

    закрепление знаний по истории родного края;

    стимулирование интереса к изучению истории своей Родины;

    воспитание патриотических чувств учащихся;

    развитие мышления, расширение кругозора.

Форма проведения: игра.

Вступление.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сказано, что «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своего Отечества. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.

Проведение для учащихся экскурсионных поездок по родному краю, часов общения, музейных уроков, турниров эрудитов, познавательных игр развивает их мышление, повышает интеллект, расширяет кругозор, способствует воспитанию таких качеств личности, как: ответственность, порядочность, доброта, коллективизм и многих других.

по подготовке и проведению воспитательного мероприятия.

Краеведческая игра-викторина «Родной край – сердцу рай» – одна из форм проведения классного часа для учащихся средних и старших классов. Для того чтобы игра прошла интересно, и учащиеся и организаторы игры должны к ней тщательно подготовиться. Учащимся необходимо познакомится с краеведческой литературой, по возможности посетить достопримечательные места города (можно виртуально, используя ресурсы сети Интернет). Организаторам игры – педагогам составить вопросы с учетом возраста учащихся и изученного на уроках и во время экскурсий краеведческого материала.

В ходе воспитательного мероприятия используются методы стимулирования (соревнование и поощрения), методы игры, воспитывающих ситуаций, импровизации и др.

При проведении игры используются следующие педагогические технологии: интерактивные, игровые, проблемное обучение.

Большую роль в качественном проведении игры отводится выбору ведущих. Ведущие должны сами хорошо знать все представляемые краеведческие объекты, даты, знаменитых орловцев и амчан и т.п. Ведущие должны вести игру, подбадривая ее участников, а так же уметь удерживать внимание всех участников игры, поэтому с ведущими заранее проводятся репетиции. В качестве ведущего может быть, как классный руководитель, так и старшеклассники или родители учащихся.

Игра должна стать для учащихся событием интересным и познавательным, а не мероприятием для галочки.

Предварительная подготовка.

Необходимо заранее выполнить презентацию, в которой помещены вопросы игры. Из числа старшеклассников выбираются ведущие, подбираются музыкальные моменты, оформляется кабинет соответственно теме игры.

Учащиеся класса делятся (по желанию) на игроков и зрителей. У каждого участника имеется по 4 таблички с цифрами: 1,2,3,4, которые они поднимают, выбирая один из предложенных ответов.

Заранее подготовлен стол для членов жюри, на столе таблички с фамилиями членов жюри, на столах оценочные листы, ручки.

Необходимо предусмотреть места для зрителей.

За неделю в классе (школе) необходимо вывесить красочное объявление о проведении игры-викторины.

Сценарий классного часа:

Звучат фанфары.

Ведущий 1: Добрый день, знатоки истории Орловского края. Богата история Орловщины на исторические события, героические личности. Здесь жили и живут замечательные мастера, талантливые музыканты, художники и писатели. Через два года Орлу исполнится 450 лет, а Мценску – 870, в честь этих грядущих юбилейных дат мы сегодня проводим краеведческую игру-викторину «Родной край – сердцу рай». Тематика вопросов касается и родного села, и Мценского края, и Орловщины в целом.

Ведущий 2: Разрешите познакомить вас с правилами игры:
1. В игре участвуют 8 учащихся.
2. Участники должны ответить на вопросы пяти туров.
3. В каждом туре участникам предлагается по несколько заданий (вопросов).
4. За каждый правильный ответ игрок получает одно очко.
5. На обдумывание каждого вопроса дается 10 секунд.
6. После каждого тура «отсеивается» один игрок, набравший наименьшее количество очков (при равенстве очков жюри принимает решение о выходе из игры или о продолжении борьбы данных игроков).
7. В финал выходят три игрока, и среди них определяется победитель игры.

Ведущий 1: Нашу игру будут судить члены жюри в составе … (называются ф.и.)

Ведущий 2: На ваших столах лежат таблички с цифрами 1,2,3,4. Выбирая ответ на вопрос, вы будете поднимать ту табличку, которая соответствует, по-вашему мнению, правильному ответу. Итак, все правила игры сообщены, мы начинаем игру.
Фанфары возвещают о начале каждого тура.

I тур «Исторический».

Задание № 1.

1. В каком году основан город Мценск? (№ 2)

2. Какой год является годом основания г. Орла? (№ 4)

Задание № 2.

    Какой из этих гербов является гербом Мценского района? (№ 2)

    Под каким номером герб города Орла? (№ 3)

2.

3.

4.

Задание № 3.

    Назовите год основания школы в селе Спасское-Лутовиново? (№ 2)

    В каком году было построено современное здание школы? (№ 4)

II тур «Фотогеографический».

Задание № 1.

    Какой город не находится в Орловской области? (№ 4)

    1. Новосиль

Задание № 2.

1. Какая из изображенных на картинках площадей является Вокзальной? (№ 4)

2. На какой открытке изображена Орловская площадь? (№ 3)

1.


2.

3.


4.

Задание № 3.

    На какой из картинок изображён Орловский государственный университет? (№ 4)

    На какой из картинок изображено здание краеведческого музея г. Орла? (№ 2)

1.

2.

3.

4.

Задание № 4.

    На какой из картинок изображён Орловский рысак? (№ 3)

    На какой картинке изображена самая маленькая лошадь пони? (№ 1)


1.


2.

3.


4.

Задание № 5.

    Какая из этих церквей находится в с. Спасское-Лутовиново? (№ 3)

    На какой из этих картинок показана церковь в скиту священномученика Кукши близ д. Фроловка Мценского района? (№ 1)

1.


2.

3.


4.

Задание № 6

    Какой из этих памятников И.С. Тургеневу находится в г. Мценске? (№ 1)


1.

2.


3.

4.

III тур «И здесь была война…».

Задание № 1.

1. Назовите дату освобождения Мценска от немецко-фашистских захватчиков? (№ 1)

2. Когда был освобождён Орёл от немецких войск? (№ 4)

Задание № 2.

1. Кто из этих Героев Советского Союза, Отечественной войны 1812 года родился в селе Спасское-Лутовиново в 1913 году? (№ 2, Данков Фёдор Трофимович)

2. Кто из этих людей, воевавших и на Орловщине, трижды удостоен звания Героя Советского Союза? (№ 1, Кожедуб Иван Никитович)

1.

2.

3.

4.

3 – Кочергин Егор Петрович, уроженец д. Подберёзово Мценского района, 4 – Ермолов Алексей Петрович, уроженец с. Лукъянчиково Мценского уезда.

Задание № 3.

1. Какой из этих памятников не находится в Мценском районе? (№2, Кривцовский мемориал, Болховский район)

2. Какой из этих памятников был установлен на станции Мценск в 2003 году по инициативе поисковиков из школы № 8 города Мценска? (№ 4)

1.

2.


3.


4.

IV тур «Литературный».

Задание № 1.

Звучит стихотворение:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что
Солнце - центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик, а именно желтый карлик, спектрального класса G2; масса М ¤ ~2.10 30 кг, радиус R ¤ =696 т. км, средняя плотность 1,416.10 3 кг/м 3 , светимость L ¤ =3,86.10 23 кВт, эффективная температура поверхности (фотосферы) ок. 6000 К. Период вращения (синодический) изменяется от 27 сут на экваторе до 32 сут у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с 2 .

Химический состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород - ок. 90%, гелий - 10%, остальные элементы - менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии - ядерные превращения водорода в гелий в центральной области Солнца, где температура 15 млн. К. Энергия из недр переносится излучением, а затем во внешнем слое толщиной ок. 0,2 R ¤ - конвекцией. встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же ,
Как вчера, пришел я снова,
Что
Душа - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти (сродне учение о переселении душ - метемпсихоза). все так же
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня веселье веет,
Что не знаю сам, что буду

Петь – но только песня зреет.

1. Кто из этих писателей-орловцев является автором этого стихотворения? (№ 4, А. Фет)

2. Кто из этих писателей родился в 1870 году? (№ 2, И. Бунин)

3. Кому из этих людей принадлежат слова: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить». (№ 3, Ф. Тютчев)

1.

2.

3.


4.

Задание № 2.

1. Какое из этих зданий является усадебным домом И.С. Тургенева? (№ 2, Спасское-Лутовиново)

2. Какой из этих домов расположен в селе Овстуг Брянской области? (№ 3, усадьба Ф.Тютчева)

1.


2.


3.

4.

Задание № 3.

1. 15.02.32 – 18.09.10 . Годы жизни какого писателя-амчанина здесь указаны? (№ 1)

2. Имя какого писателя носит Мценская городская библиотека? (№ 2)

1) И.В. Александров

2) И.А. Новиков

3) Е.А. Благинина

4) Н.С. Лесков

Задание № 4.

1. Кто из писателей-орловцев родился в селе Новосёлки Мценского уезда? (№ 2)

2. Именем какого писателя названа Орловская областная публичная библиотека? (№ 3)

1) И.С. Тургенев

2) А.А. Фет

3) И.А. Бунин

4) Л.Н. Андреев

V тур «Музыкальный».

Задание № 1.

Звучит музыка (В.С. Калинников, серенада для струнного оркестра).

1. Какому композитору принадлежит это произведение? (№ 3)

1.

2.

3.

4.

1 – Евгений Петрович Дербенко (известный орловский композитор-гармонист, заслуженный деятель искусств РФ), 4 – Ирина Кирилловна Хрисаниди (известный орловский композитор, педагог, исполнитель).

Задание № 2.

Звучит романс «Утро туманное» на стихи И.С. Тургенева в исполнении Александра Малинина.

1. Кто написал слова к романсу «Утро туманное»? (№ 4)

2. В чьём исполнении прозвучал романс? (№ 1)


1.

2.

3.

4.

Задание № 3.

1. На какой картинке изображен Орловский музыкальный колледж? (№ 2)


1.

2.


3.


4.

Финал игры

«ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ»

Из букв, входящих в слово «достопримечательность», нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовет последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 3 минуты.

Слова:

Сто, лен, лень, стоимость, прима, мать, наледь, ларь, лад, дар, ель, чан, дрань, даль, ар, Ом, стол, лом, примета, час, чистота, сон, слон, сироп, рот, стоп, топор, мечта, пила, песнь, мел, тело, читатель, нос, стон, пар, постель, пристань, порочность, меч, лето, осень, мир, мат, честь, трость, Рим, метель, мост.

В конце игры члены жюри подводят итоги, проводят награждение победителей и участников.

В заключение звучит песня «Гляжу в озёра синие».

Викторина по краеведению на знание истории Лыскова:

    1. Сколько лет Лыскову?

    2. Когда возникло первое поселение?

    3. На каком месте возникло первое поселение?

    4. Что такое детинец и как он выглядел?

    5. Когда были проведены первые археологические раскопки и кто их возглавил?

    6. Как называлось селение у реки Сундовик?

    7. Сколько башен имела Лысковская крепость?

    8. Какой высоты были башни крепости?

    9. Какова высота стен?

    10. Почему в дальнейшем люди стали селиться за Сундовиком, а не в стенах кремля?

    11. До какого времени существовала крепость на Оленьей горе?

    12. Откуда появилось название города Лысково?

    13. Кто был хозяином Лыскова в разные пероиды времени?

    14. В каком году основан Макарьев-Желтоводский монастырь и кем?

    15. Какой ещё монастырь носит имя Макария и где он находится?

    16. С какого года в Макарьеве начинает действовать ярмарка?

    17. Кто был первоначально хозяином ярмарки и получал доход? А потом?

    18. Почему Лысково оказалось на подъеме в XVII веке? Какую функцию выполняло?

    19. Были ли в Лыскове свои мельницы? Сколько?

    20. Сколько было церквей в Лыскове? А сейчас? Назовите их.

    21. Когда Лысково получило статус города?

    22. Какие предприятия возникли после революции?

    23. Сколько лысковчан получили звание Героя Советского Союза?

    24. Когда был создан ЛЭТЗ? На база какого завода он возник?

    25. Что сегодня производит?

    26. Какие заводы сегодня существуют в Лыскове?

    27. Сколько было учебных заведений в Лыскове до революции? А сколько сегодня?

    28. Назовите самые известные исторические памятники города Лысково.

    29. Сколько лет школе, где ты учишься?

Викторина по краеведению на знание истории Нижегородского края:

  1. Вопрос 1. Нижний Новгород был основан в:
    1. 1147 2. 1221 3. 1223 4. 1237

    Вопрос 2. Основателем Нижнего Новгорода является:
    1. Юрий Долгорукий 2. Андрей Боголюбский
    3. Юрий Всеволодович 4. Юрий Михайлович
    Вопрос 3. Древнейшим городом на Нижегородской земле является:
    1. Арзамас 2. Балахна 3. Городец 4. Нижний Новгород
    Вопрос 4. По традиции считается, что Юрий (Георгий) Всеволодович получил благословение на основание Н.Новгорода от:
    1. Сергия Радонежского 2. Патриарха Никона
    3. Аввакума Петрова 4. Епископа Симона
    Вопрос 5. Основатель Юрий (Георгий) Всеволодович пал в битве с:
    1. половцами на р.Калке 2. печенегами на р.Днепре
    3. хазарами на р.Сев.Донце 4. татарами на р.Сити
    5. мордвой на р.Пьяне

    Вопрос 6. В известной летописи по 1377 годом записано: «Радуется купец, прикуп сотворив, и кормчий, в отишье пристав, и странник, в отечество свое пришед. Так же радуется и книжний списатель, дошед до конца книгам. Тако ж и аз, худый, недостойный Раб Божий..., мних Нижегородско-Печерского монастыря». О ком идет речь?
    1. Лаврентий 2. Дионисий
    3. Сергий Радонежский 4. Кирилл Белозерский
    Вопрос 7. Единственный сохранившийся надвратный шатровый храм в древнерусском зодчестве входит в монастырский ансамбль:
    1. Макарьевского Желтоводского монастыря
    2. Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде
    3. Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря
    4. Свято-Троицкого монастыря в с.Дивеево
    Вопрос 8 . К лику святых был причислен основатель:
    1. Москвы – Юрий Долгорукий
    2. Нижнего Новгорода – Юрий Всеволодович
    3. Ярославля – Ярослав Мудрый
    4. Санкт-Петербурга – Петр I
    Вопрос 9. Центральный исполнительный орган Московского великого княжества и Русского государства сер.XV – XVI века, ведавший территорией Нижегородского края называли:
    1. Нижегородская изба 2. Нижегородский дом
    3. Нижегородский дворец 4. Нижегородский двор
    5. Нижегородская палата
    Вопрос 10. Центром организации II ополчения в Нижнем Новгороде стал (а):
    1. воеводский двор 2. съезжая изба
    3. губная изба 4. земская изба
    Вопрос 11. Какого уезда не было в составе Нижегородской губернии в XVIII веке?
    1. Семеновского 2. Павловского
    3. Лукояновского 4. Горбатовского
    Вопрос 12. О каком промысле напоминают нам названия нижегородских селений – Силинский Майдан, Тольский Майдан, Салдамановский Майдан, Крутой Майдан и др.?
    1. о добыче соли 2. о выделке кожи
    3. о производстве щепного товара 4. о производстве поташа
    Вопрос 13. «Древесный обрубок, предназначенный для выделки ложек, чашек и вообще так называемого щепного товара» (Энциклопедиечский словарь Брокгауза-Ефрона):
    1. Баклага 2. Баклуша 3. Бакалда 4. бандана

    Вопрос 14. Какой промысел объединил работных людей следующих специальностей: трубники, повара, подварки, водоливы, дровосеки, что «варили» эти мастера?
    1. Соль 2. Поташ 3. Железо 4. кожи
    Вопрос 15. Рим спасли гуси, а Канавино - ...
    1. Собака 2. Коза 3. Корова 4. олень (лось)
    Вопрос 16. Нижегородка, наиболее достойно представляющая Нижегородский регион на международной арене:
    1. Масяня 2. Мария (Маруся)
    3. Цветочек 4. Матрена
    Вопрос 17. Что является лишним в ряду:
    1. Тайницкая 2. Коромыслова 3. Георгиевская
    4. Красная 5. Северная 6. Ивановская
    Вопрос 18. Крестьянский сын, добившийся престола патриарха и звания Великого Государя («царского титла!»):
    1. Никон 2. Филарет 3. Аввакум 4. Гермоген
    Вопрос 19. А.Пушкин писал, что «имена К.Минина и … вдвоем перевесят, может быть, все наши старинные родословные». Вставьте недостающую фамилию:
    1. М.Ломоносов 2. Д.Пожарский
    3. И.Кулибин 4. И.Сусанин
    Вопрос 20. Родиной К.Минина является:
    1. Лысково 2. Богородск 3. Городец 4. Нижний Новгород 5. Балахна
    Вопрос 21. Памятник военачальнику – освободителю кн. Д.М.Пожарскому поставлен:
    1. скульптором П.Гусевым в с.Пурех
    2. скульптором О.Комовым в Нижнем Новгороде
    3. скульптором П.Клодтом в Санкт-Петербурге
    4. скульптором З.Церетели в Балахне
    Вопрос 22. Евгений Иванов – коренной нижегородец – написал книгу:
    1. «Меткое московское слово»
    2. «Слово о словах»
    3. «Словник древностей нижегородских»
    4. «Слово о полку Игореве»
    Вопрос 23. Писцы Д.В.Лодыгин и В.И.Полтев составили:
    1. «Книгу о скудости и богатстве Нижнего Новгорода»
    2. «Писцовую книгу Н.Новгорода» 1621 – 1622 гг.
    3. Книгу «О повреждении нравов в Нижнем Новгороде»
    4. «Книгу глаголемую Нижегородский летописец»
    Вопрос 24. Уроженец с.Кадницы Павел Сидоров сын Потехин был:
    1. членом гостиной сотни г.Нижнего Новгорода XVII века
    2. зодчим, мастером каменного «узоречья» XVII века
    3. одним из лидеров раскола, старообрядцем
    4. мастером – оружейником Оружейной палаты г.Москвы
    Вопрос 25. Что является лишним в ряду:
    1. Новая2. Арестанская 3. Базарная 4. Болотная
    5. 1-го Мая 6. Максима Горького
    Вопрос 26. Ополченцев 1812 года называли:
    1. «доброхотами» 2. «добровольцами»
    3. «волонтерами»4 . «жертвенниками»
    Вопрос 27. Местонахождение штаба III округа военных ополчений (1812 г.) было определено в:
    1. Балахне 2. Арзамасе 3. Курмыше 4. Нижнем Новгороде
    Вопрос 28. Что является лишним в ряду:
    1. Рождественская 2. Большая Покровская 3. Алексеевская

    4. Ошарская 5. Варварская 6. Остоженка
    Вопрос 29. Что из нижеперечисленного никогда не изготовлялось И.П.Кулибиным:
    1. часы «яичной фигуры» 2. телеграф
    3. одноарочный мост через Волгу 4. лифт
    Вопрос 30. Свои впечатления о XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Н.Новгороде В.А.Гиляровский отразил в очерке:
    1. «Нижегородское возрождение»
    2. «Нижегородское восхождение»
    3. «Нижегородское обалдение»
    Вопрос 31. «Городок Окуров» М.Горького – это прообраз:
    1. Арзамаса 2. Городца 3. Курмыша 4. Сергача
    Вопрос 32. Кто из нижегородцев написал «Василия Теркина»?
    1. А.Т.Твардовский 2. П.Д.Боборыкин
    3. А.М.Горький 4. П.И.Мельников-Печерский
    Вопрос 33. Кто является лишним в ряду:
    1. Бугров Н.А. 2. Садовский Б.Е.
    3. Рукавишников С.М. 4. Бурмистрова В.М.
    5. Блинов Ф.А. 6. Башкиров Я.Е.
    Вопрос 34. От чего пошло название «Лыкова дамба»?
    1. от того, что именно здесь драли лыко на мочало;
    2. от жившего на этом месте нижегородца, который «лыка не вязал»;
    3. именно здесь родилась поговорка «лыко да мочала – начинай сначала»;
    4. от имени боярина Лыкова – Оболенского, который «через реку Почайну мост высок сделал».
    Вопрос 35. Что является лишним в ряду:
    1. Левинка 2. Старка 3. Казанка 4. Ржавка 5. Ока 6. Волга
    Вопрос 36. В 1708 году в Нижнем Новгороде появились «воровские надписи» мелом на Дмитриевской башне Кремля:
    1. «Быть бунту, что и в Астрахани»;
    2. «Вся власть – Боярской Думе»;
    3. «Земля - крестьянам».
    Вопрос 37. Первая «партикулярная» аптека в Нижнем Новгороде принадлежала:
    1. Я.Никлаусу 2. Г.Эвениусу 3. Р.Бауссу 4. А.Дукалису
    Вопрос 38. Здание нижегородского Николаевского театра (1896) построено по проекту:
    1. Шехтеля 2. Шретера 3. Шервуда 4. Ширвинда

    Вопрос 39. Круглые башни Нижегородского Кремля называют:
    1. Глухими 2. Слепыми 3. Проездными 4. большими
    Вопрос 40. Самое короткое прясло Нижегородского Кремля между башнями:
    1. Северной и Часовой 2. Коромысловой и Тайницкой
    3. Георгиевской и Пороховой4. Часовой и Ивановской
    Вопрос 41. Какая из этих башен есть в Нижегородском Кремле:
    1. Северная 2. Южная 3. Восточная 4. Западная
    Вопрос 42. В честь какого события был построен Михайло-Архангельский собор в Нижегородском кремле?
    1. взятия Казани
    2. в память второго ополчения К.Минина и Д.Пожарского
    3. победы при Бородино в 1812 году 4. Куликовской битвы

    Вопрос 43. Какое место Нижнего Новгорода изобразил К.Маковский на картине «Воззвание К.Минина»?
    1. Посад и Строгановскую церковь;
    2. Церковь Николы на торгу;
    3. Благовещенскую площадь с церковью митрополита Алексия;
    4. Верхний посад и церковь Похвалы Богородице;
    5. Ивановская башня (Ивановский спуск) и церковь Рождества Иоанна Предтечи.
    Вопрос 44. Дмитриевская башня Нижегородского Кремля находится между:
    1. Пороховой и Кладовой
    2. Коромысловой и Кладовой
    3. Кладовой и Георгиевской
    4. Часовой и Северной.
    Вопрос 45. Сколько городов – побратимов у Нижнего Новгорода:
    1. Пять 2. Восемь 3. нет ни одного 4. двенадцать

Новое на сайте

>

Самое популярное