Домой Лекарства Классный час семья и семейные ценности. Классный час «Семья, семейные ценности и традиции

Классный час семья и семейные ценности. Классный час «Семья, семейные ценности и традиции

Классный час духовно- нравственное воспитание

« Семья, семейные ценности и традиции»

Цели: Узнать, что такое семья, семейные ценности и традиции.

Оборудование: Выставка книг о семье, семейные фотографии, альбомы, презентации, фотовыставка « Мои увлечения и увлечения моих родителей»

Эпиграф

« Лишь у счастливых родителей вырастают

счастливые дети «

А.С.Макаренко

« Семья - это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро»

В.А.Сухомлинский

Ход классного часа

(Вступительное слово классного руководителя)

Здравствуйте ребята! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье, семейных ценностях и традициях.

Поэтому темой нашего классного часа является « Семья, семейные ценности и традиции».

Цель, узнать, что же такое семья, семейные ценности, семейные традиции? Какие ценности и традиции существуют в ваших семьях?

Они я уверена, есть в каждой семье. У каждой семьи своя судьба, своя жизнь. И именно семейные ценности и традиции рассказывают историю семьи.

Ребята, а что такое семья? (Предполагаемые ответы учащихся)

Семья- это те, кто дорог вам больше всего. Семья- это, где тебя всегда ждут и понимают. Семья - это родные друг другу люди.

Кл. рук . Молодцы! Да, ребята, семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

Именно самому близкому человеку, мы можем доверить тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться.

Семья - это, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанье, печаль

Семья - это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Семья - священный союз людей. Считается, что именно у семьи есть небесные, святые покровители. Святые Петр и Февронья Муромские, ставшие в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности.

Что вы о них знаете?

Ученик: (расскажет о них, о Дне Семьи и верности.)

Кл.рук. А что же такое семейные традиции? (ответы детей: это обычные принятые в семье нормы, манеры, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение)

В) Какие традиции существуют в вашей семье? (ответы детей: празднование дней рождений, встреча Нового года, выезд на природу, совместный отпуск и т.д.)

Хорошо, я с вами согласна. А сейчас, я хочу вам прочитать одну легенду « Как появилась дружная семья». Вы сейчас внимательно послушайте, а потом ответьте на мой вопрос.

« Давным- давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.

Как вы думаете, о каких качествах идет речь?

(ответы детей: Понимание, Любовь, Уважение, Доброта, Помощь, Забота, Дружба)

Так вот, ребята, если каждый член семьи будет жить согласно этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Ребята, а вот видите, у меня на доске нарисован дом, но нет у него фундамента. Пусть эти качества будут кирпичиками фундамента нашего дома. Какие кирпичики мы положим в основание дома? (Понимание, любовь, уважение, забота, дружба, помощь, доброта).

Ребята, а как вы понимаете, что такое семейные ценности?

(ответы детей это что-то важное, дорогое, что объединяет семью)

А какие бывают семейные ценности?

(ответы детей: Это дети, доброе отношение к людям, чувство долга, взаимоотношения в семье, семейные фотографии, ордена, медали предков и т.д.)

Ребята, а вот когда вы называли семейные ценности, вы назвали и семейные фотографии. А как понять, семейные фотографии и семейные ценности, давайте поговорим об этом. Я неслучайно попросила вас принести сегодня семейные фотографии. Кто из вас принес? Хорошо. Расскажи нам о них.

Ученица : Вот эта фотография очень старая, ее края уже потертые. Ей много лет. На ней мои самые близкие люди. Прадедушка, прабабушка, бабушка. Молодые и счастливые. Я их никогда не видела. Эта фотография у нас стоит дома на самом почетном и видном месте. Каждое утро, когда я собираюсь в школу, я невольно задерживаю на этом фото взгляд. И мне кажется, что они улыбаются и одобрительно кивают мне. Я им многим обязана. Для нашей семьи эта фотография - реликвия, настоящая семейная ценность.

В) А кто еще принес?

Ученица: Ты права. В моем доме тоже есть такие фото. Иногда мы всей семьей собираемся и пересматриваем их. Мои родители вспоминают наших родных, которых уже нет в живых, вспоминают своих друзей. Представьте себе, если бы не было фотографий, мы бы не знали своих предков, никогда не видели их.

Кл.рук . Молодцы. Ну, а теперь, если есть такая возможность, давайте заглянем в семейный архив наших одноклассников - это не только фотографии родных и близких людей, это еще и другие семейные ценности.

Кто хочет о них рассказать?

(учащиеся рассказывают)

Ученица: Эти фотографии история моей семьи, история моего рода. Я рада, что у меня есть такая семья. Все ее члены дороги мне. Я их очень всех люблю. Очень люблю перечитывать трогательное письмо моего прадедушки к моей прабабушке, которое написано с любовью, верой в победу и с надеждой на скорейшую встречу.

Мой папа собирает модели машин. Он собрал их уже 250 штук. Письма, папины модели (хобби) иные ценности.

Кл.рук . Да, ребята. Нет ни одной семьи, в которой не хранили бы снимки, ставшие семейными реликвиями. Пока есть это все в вашем доме, люди связаны с ними, они живут вместе с нами, в наших воспоминаниях. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция это очень важная. Недаром во время войны или других трудных жизненных ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, среди которых фотографии и письма дорогих людей.

«Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом» - поется в одной из песен.

Какой кирпичик в доме мы еще с вами положим?

Ответ : (Семейное фото.)

Ученица: А я хочу рассказать о ценности нашей семьи.

Кл.рук .: А вот видите, в доме еще не все есть кирпичики. Давайте подумаем, какой можно еще положить кирпичик.

Ответ: Память о близких людях.

Ученица : А, я хочу рассказать о традициях в нашей семье. Я считаю, что каждая семья - это какой -то особый, отдельный мир. И очень хорошо, если этот мир полон тепла, ласки, заботы, сострадания, взаимной любви. Еще одна важная вещь в жизни семьи - семейные традиции, которые объединяют всех членов семьи, и я думаю, что семьи, в которых есть такие традиции самые крепкие и дружные.

Мы в нашей семье всегда стараемся прислушиваться к мнению друг другу и стараемся сохранить теплую, семейную атмосферу. У нас много традиций, и я с большим удовольствием расскажу о некоторых из них.

Гостеприимство и уважение к людям - одна из традиций в нашей семье. Гостей мы всегда встречаем с радостью и угощениями, мы уже знаем, что наши близкие друзья, гости любят, и стараемся приготовить одно из их любимых блюд. Чтоб сделать им приятное. А уважать людей наши родители нас приучили с детства. Взаимопомощь, вежливость - наша главная традиция. Каждый имеет свои права и обязанности, и это облегчает жизнь нашей семьи. Вечером мы отдыхаем. Читаем интересные книги, смотрим интересные передачи.

В Великий праздник Святой Пасхи мама печет куличи, мы помогаем ей красить пасхальные яйца. Потом мы обязательно идем в церковь для освящения куличей и яиц. Еще одна из традиций нашей семьи отмечать праздники в кругу семьи. Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским днем, Днем Защитника Отечества, Днем Знаний и, конечно с Днем Рождения. Мама с папой считают необходимым участвовать в жизни государства. Для них традиция - ходить на выборы. Они знакомятся с программами кандидатов и определяют свой выбор. Когда придет время, я тоже буду голосовать, как и любой гражданин.

Я горжусь своей семьей и нашими семейными традициями. Горжусь своими родными, которые эти традиции бережно хранят, любят и открывают их мне. И пусть у нас нет семейного герба или гимна, зато в нашей семье хорошо живется благодаря нашим традициям. Когда я страну взрослым человеком, я буду стараться беречь и хранить семейные традиции.

Кл. рук : Итак, ребята, какой же кирпичик мы положим в строительство нашего дома? Вежливость и понимание.

А еще раз хочу поведать вам одну притчу:

« Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже 50 лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

«Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Во уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому, что ты так ее любишь.»

Что в этой семье присутствует ? Любовь и Уважение.

Ученица: А я, хочу рассказать о нашей семье. Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, родом занятий, которые передавались по наследству. Издревле на Руси существует традиция, представители одной семьи занимались одним видом деятельности. И это дело, занятие передавалось из поколения в поколение. Так в одних семьях рождались гончары, учителя, в других художники, обувщики, швеи, строители. Так рождалась династия. В нашей семье династия врачей………

Кл.рук. : Ребята, есть еще одна хорошая традиция - заботиться о престарелых родителях. Вы повзрослеете и обязательно вспомните историю, о которой я вам сейчас расскажу.

« Когда-то жил старик. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал, ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был, есть из нее.

Как- то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырехлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? спросил отец.

- Деревянную кормушку,- ответил малыш.- Из нее папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.»

О чем поведала вам эта история? Какой вывод вы сделали?

Ответ : Главная семейная ценность - это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость.

Кл.рук. Счастливая старость наших родителей - это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

Какой кирпичик мы положим в наш дом ? Забота.

Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца и мать, да будет тебе благо»

В послании апостола Павла сказано почитай , а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями, Любить можно безотчетно. Долг требует осмысления и душевной теплоты.

Ребята, мы о многих традициях сегодня вспомнили, а самая первая чудесная традиция молодой семьи - бракосочетание.

Какие традиции вы знаете относительно бракосочетания? (По традиции невеста надевает белое платье, невесту с женихом обсыпают монетками, конфетками, крупой, подают хлеб с солью. Все эти традиции чудесны, к ним относятся с особым трепетом. Большинство людей на Земле живут в браке. Но есть люди, которые считают, что не обязательно, можно прожить и так. Давайте обсудим 2 точки зрения. Подумайте, какие вы можете привести аргументы в защиту гражданских отношений без оформления законных отношений и что вы видите отрицательного в этом.(Обсуждение вопроса)

А сейчас, я хочу проверить, как вы поняли, что такое семейные ценности, а что такое семейные традиции. Семейные фотографии и семейный альбом, письма - это что? (ценности), а то, что нам говорила Даша, Настя - это? (традиции). Какой кирпичик еще встроим в наш дом? Традиции . Молодцы!

Строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома называется « Счастливая семья» .

Мастерская.

Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал, что счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? В чем заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят.(Работа учащихся в 1 группе)

В каждой семье живет свое настроение, и каждой член семьи вносит свою лепту в настроение семьи. Нарисуйте цветом настроение вашей семьи. Какую семью, вы представляете в будущем построить. (Работа учащихся 2 группы)

Семья каждого из вас индивидуальна, неповторима. Как вы думаете, что делает, ее такой? (Работа учащихся 3 группы)(отношения между домочадцами, то как воспитывают детей, чему учат, семейные традиции, ценности и т.д.)

Ребята, вы все правы, так как называете различные стороны одного понятия. Понятие это- семейные духовно - нравственные ценности.

Обратите внимание на доску: давайте прочитаем и постараемся запомнить определение этого понятия.

Семейные духовно - нравственные ценности - это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании людей в семье.

И так мы с вами построили « Дом счастья»

Несомненно, у каждого из вас должен быть дом, а не просто крыша над головой. Место, где вас любят и ждут, принимают и понимают, такими, какие вы есть. Где вам тепло и уютно. Счастье человека в семье - наибольшая ценность.

Ребята, а какой же дом без песни. Давайте все вместе споем песню» Родительский дом» (поют песню.)

Где бы небыли мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас примет с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом

Припев: Родительский дом- начало начал

Ты в жизни моей надежный причал

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет

Рефлексия : Давайте подведем итог нашего классного часа. Вспомним мысленно все, о чем мы с вами говорили сегодня.

Что лично для себя вы взяли из нашего разговора?

Какие вопросы, касающиеся семьи, семейных ценностей и традиций вам захотелось обсудить дома с вашими близкими и родителями.

Что вас заинтересовало?

Были ли в семье традиции, которые со временем исчезли или изменились? В чем они состояли.

А сейчас давайте вас, послушаем? (ответы детей: Я обязательно спрошу у мамы о ценностях нашей семьи? Я думаю, что буду с уважением относиться к ценностям нашей семьи.)

Ребята, я думаю, что вы еще подумаете над этим. И если мы будем хранить наши семейные ценности и традиции семьи, то в будущем мы получим отдачу.

Жизнь не дает готовых ответов. Вам самим предстоит найти на них ответы. Но помните, семья - это книга. Свадьба - это обложка. А в книге обложка, как правило, одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас! Но прежде чем делать взрослые шаги - подумайте о последствиях…….

Я заканчиваю сегодня классный час с уверенностью в том, что каждый из вас представляет семью как очаг, где царят Любовь, Верность, Память,Забота .

Любите близких людей и цените свои семьи, продолжайте семейные традиции, чтобы не растерять семейных ценностей!

КЛАССНЫЙ ЧАС

«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Цель: сформировать представление о семейных ценностях.

Формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг

друга, заботятся друг о друге.

Формировать убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, сплочение коллектива детей и родителей.

Развитие внимания, речи, творческого воображения.

Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Задачи:

Осознание понятий «семейная ценность»

Воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;

Сплочение коллектива класса;

Оборудование: проектор, ноутбук, листочки бумаги с заповедями, пословицы разрезанные, ладошки из бумаги, домик, лепестки ромашки со словами (семейные ценности), семейные фото, рисунки.

Ход классного часа:

(Дети исполняют ПЕСНЮ «ЗАВАЛИНКА» )

Завалинка

На завалинке старушки, деды, тётки, ребятня,
На завалинке частушки распевают до темна.
На завалинке пригрелась почитай, что вся семья,
Если песня здесь запелась, подпоёт деревня вся.

Завалинка, завалинка
Шумит о том, о сём,
Беда горой с плеч свалится
И всё пойдёт путём.
Завалинка, завалинка,
Вся рядышком родня,
Ах, потеснись, завалинка,
Своим признай меня.
Ох, потеснись, завалинка,
Своим признай меня.

Учитель: Здравствуйте дети, здравствуйте наши гости. Сегодня в первый день знаний мы проводим с вами урок под названием «Семья и семейные ценности».

Что же такое семья? (Ответы детей)

Семья - это мама, и папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье ещё братья и сёстры бывают.

Семья - это Я,

И меня называют:

Котёнок и лапочка, заинька, птичка...

Мне кто - то братишка, а кто - то сестричка.

Семья - где все любят меня и ласкают,

И лучше СЕМЬИ ничего не бывает!

Учитель: - Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Конечно же, это наши родные люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Как появилось слово «семья»
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила - «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.

Учитель: 7-я - семья – это «семь членов семьи и я – как глава семейства». Но что же тогда значит это слово – семья? Это ТЫ, МАМА, ПАПА, БАБУШКА со стороны мамы, ДЕДУШКА со стороны мамы, БАБУШКА со стороны папы и ДЕДУШКА со стороны папы, это братья и сестры, тети и дяди.

(Генеологическое древо)

Учитель: - Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой -

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы - одна СЕМЬЯ!

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... (мама)

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый... (дед)

Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой... (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая... (сестренка)

Мамы старшая сестра -

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» - говорит мне... (дядя)

Учитель: - Я прочитаю стихотворение, и мы выделим, какие ЦЕННОСТИ важны для семьи.

(ДЕТИ ПРИКРЕПЛЯЮТ ЛЕПЕСТКИ РОМАШКИ СО СЛОВАМИ НА ДОСКУ)

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных
Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по -разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень
Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Учитель: - Вот какие ценности важны для настоящей семьи.

Учитель: -А сейчас в ходе конкурсов и викторин мы с вами ещё больше узнаем о понятии «семья» и познакомимся с вашими семьями.

1. (ЛАДОШКИ)

Учитель: Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.

Дети работают под музыку.

Учитель: Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага, ведь недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти зачитать слова о вашей семье и прикрепить свою бумажную ладошку.

(Дети по очереди выходят со своими ладошками)

Учитель: - Как вы думаете, почему руки? (ответы детей ) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

2.(ВИКТОРИНА)

Учитель: Ну а сейчас вы будете отвечать на вопросы, и зарабатывать свои первые жетоны.

Вопросы:

 В какой пословице говорится о разглашении внутренних семейных неприятностей и ссор? (Выносить сор из избы.)

 Какой глагол пропущен в русской пословице: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

 Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы . (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

 Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья ». Что это за слово? (Родина.)

 Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)

 В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями , и никому не позволено их разлучать»? Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

 В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой ? («Муха-Цокотуха».)

 Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

 Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

 Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

 Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

 Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)

 Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника ? (Мать -и-мачеха.)

 В каком месяце отмечается Международный день семьи ? (В мае)

Молодцы! Давайте посчитаем, сколько у кого ромашек получилось.

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ)

Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.

3.(ИГРА С ПОСЛОВИЦАМИ)

Учитель. Я буду зачитывать начало пословицы, а вы должны закончить её.

1.В гостях хорошо… а дома лучше.
2.Не красна изба углами… а красна пирогами.
3.Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
4.Каково на дому… таково и самому.
5.Дом вести… не бородой трясти.

Учитель. - А теперь каждый из вас соберёт пословицу. (предлагаются разрезанные пословицы)

    Не нужен клад… когда в семье лад.

    При солнышке - тепло, при матери – добро

    На что и клад, коли в семье лад.

    В семье и каша гуще.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Согласную семью и горе не берет.

    В семье любовь да совет, так и нужды нет.

    Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

    Дружная семья и землю превращает в золото.

(Подведение итогов конкурса)

4.(ФОТОГРАФИИ И РИСУНКИ)

Учитель. : В 1829 году, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. Невольно вспоминаешь строки из стихотворения Н. М. Рубцова.

Семейным альбомом всегда дорожите. Его как реликвию нужно хранить. На самое видное место кладите, Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить.

Учитель. - Ребята, а сейчас мы познакомимся с вашими семьями. Каждый из вас покажет нам фотографии, рисунки, которые вы подготовили дома, и немного расскажет о своей семье.

(ЗВУЧИТ ТИХО ПЕСНЯ «ЗАГЛЯНИТЕ В СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»)

(Рисунки прикрепляют на доску, презентация фотографий)

(Ученик рассказывает стихотворение)

Семейным альбомом всегда дорожите.

Его как реликвию нужно хранить.

На самое видное место кладите,

Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить.

Каждый получает жетон

5.(ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ)

Учитель: - В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

Учитель: - У каждого из вас есть какие-то обязанности в семье. Расскажите о них.

(Дети рассказывают, что они делают дома)

6.(ПРАЗДНИКИ)

Учитель: - Труд – это хорошо. Но делу - время, потехе – час! Как же без праздников. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

А какие семейные праздники знаете вы?

Игра: Кто последним назовет семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупка дачи, автомобиля, победа в конкурсе...)

Учитель: - Назовите последний праздник, который вы праздновали всей семьей?

Учитель: - Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т. д.
- А в ваших семьях кто вы?

7.(ВИКТОРИНА)

Учитель: - Как вы понимаете слова, обозначающие тоже родственников:

свекровь (мать мужа).
свекор (отец мужа).
теща (мать жены).
тесть (отец жены).
зять (муж дочери).
сноха (жена сына).
золовка (сестра мужа, жена брата).
деверь (брат мужа).
шурин (брат жены).
свояченица (сестра жены).
свояки (женатые на родных сестрах).
мачеха (неродная мать).
отчим (неродной отец).
падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

Учитель: - Молодцы!

Учитель: - Да, встречаются и такие семьи, где есть мачеха, отчим, приёмные дети или неполные семьи. Но если в семье царит любовь, уважение, взаимопонимание, то это самое важное для любой семьи! Недаром говорится, «Не та мать, что родила, а та, которая воспитала».

Учитель: - «Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» - так гласит Индийская мудрость. Поэтому постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души, помогайте своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Навещайте их почаще.

Учитель: - Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей :

(на листочках распечатаны заповеди дети зачитывают их )




* подари родителям радость;

* почитай отца, мать

* не огорчай никого

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ)

Учитель: - Давайте подведём итог. Посчитайте, у кого сколько получилось ромашек. Кто у нас победитель?

Учитель: - Молодцы!

Учитель: - Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами говорили о семье, о её ценностях, традициях. Вы рассказывали о своих семьях.

Так что же такое СЕМЬЯ ?

(Дети читают СТИХОТВОРЕНИЕ О СЕМЬЕ )

Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!»

Учитель: - И в завершение нашего урока девочки споют нам песню про семью.

ПЕСНЯ «МОЯ СЕМЬЯ»

Учитель: - Ребята, а нашу школу можно назвать семьей?
- Да, в какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Учитель: - Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно и уютно!

(ПОСЛОВИЦЫ)

При солнышке - тепло, при

матери – добро

На что и клад, коли в семье

В семье и каша гуще

Вся семья вместе, так и

душа на месте

Согласную семью и горе не

В семье любовь да совет,

так и нужды нет

Семья - печка: как холодно,

все к ней собираются

Дружная семья и землю

превращает в золото

* свято храни честь своей семьи;
* люби свою семью и делай её лучше;
* будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
* подари родителям радость;
* умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
* почитай отца, мать

*возлюби ближнего своего, как самого себя

* делай другому так, как хотел бы, чтобы делали тебе

* не огорчай никого

Внеклассное мероприятие

Урок «Семья и семейные ценности»

ЦЕЛЬ :

  1. сформировать понятие о семейном воспитании и семейных ценностях.
  2. проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.
  3. формирование у учащихся уважительного восприятия своего дома, семьи;
  4. способствовать сближению родителей и детей;

ЗАДАЧИ .

  1. Способствовать формированию у учащихся ценности института семьи;
  2. Акцентировать внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье;
  3. Познакомить учащихся с традициями и устоями русской семьи.
  4. Развить интерес к родословной своей семьи.
  5. Акцентировать внимание на проблеме становления и сохранения семьи.
  6. Показать важную роль в семье традиций и ценностей.

Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого обучающегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества – счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ . Круглый стол

ОФОРМЛЕНИЕ.

  1. На протяжении всего мероприятия применяется мультимедийная презентация.
  2. Раздаточный материал

Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома".

Л.Н.Толстой

Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека

(А.С.Макаренко)

Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся

(А.Монтерлан, французский писатель

1. Вступление

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила:

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

Я... Я... - тихо молвила Ева,

Я... Я...

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

2. Формирование понятия

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение.

А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья - группа живущих вместе близких родственников» . Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.

С социальной точки зрения , семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь - я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта - это единение . Как же важно это сейчас, в наши дни!

Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин.

В. Маяковский

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Итак, цель нашего урока - проанализировать семейные ценности и традиции в русской семьи, а также осознать собственные семейные ценности. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

3.Обсуждение в группах

эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».

Какой, по мнению Толстого, должна быть семья?

Толстовский идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать.

Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь?” Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово “ понимание ”!

А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.

Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами:

терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.

Постройте, пожалуйста, из этих карточек счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома. (после выполнения задания представители групп озвучивают свой результат)

Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.

В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

Из семьи складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.

Семья – это, где тебя любят

Семья – это души огонёк

Семья – это близкие люди

Семья – это вера, надежда и любовь

Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту

Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен

Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут

Семья – это счастье, крепость, забота, терпение

Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть

Семья – это гармония защищенности от «ударов» внешнего мира, это обеспеченная старость, это продолжение всего, что есть лучшего в нас, в наших детях и внуках

Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой

Семья – это самое ценное, что есть у нас

Семья – главней всего на свете.

Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

Моя семья – какое слово!

В нем много смысла и тепла.

Семья тебя поймет всегда.

Дороже семьи, ничего не бывает.

Бездушные те, кто семью забывает.

Итак, что такое семья? Это любовь и заботы, труд и совместный отдых, радости и печали, привычки и традиции.

В принципах семейной жизни закодирована вечная мудрость сотен поколений.

В 16 веке в России распространилась любопытная книга “Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи.

В традиционной системе ценностей семья всегда занимала видное место. А история наших Российских семейных традиций весьма интересна и занятна. Например, современным супругам было бы любопытно узнать, что до 1917 года без ведома мужа жена не могла поехать даже к собственной маме, если та жила в другом городе. И если строптивая супруга проявляла упорство и непослушание, то мужчина имел полное право заявить на нее в полицию, и бедную женщину снимали с поезда и под конвоем водворяли обратно в дом законного супруга. А про Домострой все очень любят упоминать при любом случае, хотя мало кто знает, какой на самом деле тогда был семейный уклад.

Было в старину еще одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица “хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе”.

Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Итак, обратимся к генеалогии. Кто знает, что означает это слово?

В переводе с греческого оно означает “родословная”, т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. Родословной во все времена и во всех странах предавалось большое значение. Например, для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при допуске к участию в турнире. В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне. А первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды.

Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить и не помнить родства. Давайте проверим, до какого колена знают своих родственников в ваших семьях

Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. А что означает слово “герб”?

Русское название “герб” произошло от немецкого “наследство”. Первые гербы были очень просты по форме и скромны, немногословны по знакам.

Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим детям не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам

Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:

  • - старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
  • - в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
  • - лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;
  • - что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;
  • больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
  • жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
  • куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
  • более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
  • - не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

В современном мире ослаблено влияние на внуков со стороны дедушек и бабушек, на детей со стороны отца и матери. Это несет большую потерю. Потерю не в деньгах, а в человечности и моральном здоровье молодого поколения.

Мы должны помнить, что сердце человека - сад, в котором при правильном обращении прорастает любовь, но в нем также легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. Чтобы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей

А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?

Но сегодня, мне бы хотелось, более подробно остановиться на семейных традициях…

Что мы можем назвать семейными традициями? (работа в группах, обсуждение, выслушивание результатов каждой группы и общий вывод)

С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети».

Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

Разговор с дочкой

Мне не хватает теплоты, -

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла! -

И тащит одеяло.

Сегодня сама идея создания семьи постепенно утрачивает свою привлекательность в глазах многих молодых людей. Часто они предпочитают либо совсем не создавать семью, выбирая свободные отношения, либо создавать “пробные” гражданские браки, не беря на себя ответственности за результат этого эксперимента. Социологи описывают нынешнее состояние семьи как кризисное и приводят следующие факты:

На 100 заключенных браков приходится 80 разводов (4 из 5 распадаются);

90% сирот имеют живых родителей;

из-за большой смертности и маленькой рождаемости население России каждый год уменьшается на 1,6 млн человек

Каковы же причины такого положения дел? Можем ли мы утверждать, что среди причин кризиса семьи в первую очередь следует искать экономические причины? (обсуждение)

Получается, что современные семьи страдают эгоцентризмом, т.е. каждый думает о личном благополучии, личном счастье, личной карьере.

Ведущий: Ребята, что вы почерпнули из нашего разговора? Какие семейные ценности хотели бы вы взять в свою семейную жизнь? (обсуждение)

Забота государства

  • увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
  • введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
  • разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • увеличение стоимости родовых сертификатов.
  • учреждение материнского капитала.

Итог урока

Сегодня Вы осознали собственные семейные ценности, познакомились с тем, как избежать семейных проблем. И закончить наш урок хочется притчей. Нам бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

– Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Любви и счастья вам в Вашей СЕМЬЕ!


«Семья и семейные ценности».

Возраст учащихся : 6 класс.

Цели мероприятия:

1). Воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.

2).Формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям.

3).Воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам.

Подготовка:

1).На доске написать (повесить плакаты или спроецировать) изречения о семье и семейных ценностях. («Семья-один из шедевров природы». (Джордж Сантаяна.) «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ). «Наши дети - это наша старость...» (А.С. Макаренко). Пословицы: Семья без детей, что дерево без корней. На что и клад, когда умужа с женой лад. Где любовь да совет, там и горя нет. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.)

2). Подготовить музыкальный материал (песня Юрия Антонова «Крыша дома твоего», песня «Родительский дом»).

3). Чистые листы бумаги для опроса.

4). Подготовить презентацию «Как составить свою родословную».

План проведения:

1).Вступление. Семья и ее роль в жизни человека. Изречения великих о семье.

2). Большая семейная викторина.

3). Что такое семейные традиции?

4). Расскажи о традициях своей семьи.

5). Притча. Блиц- опрос « Счастливая семья- это…».

6). Заключение.

Звучит песня «Крыша дома твоего».

I . Вступление.

1. Психологический настрой родителей и детей.

Улыбнуться соседу справа и соседу слева, пожать друг другу руки;

Фразу «Мы вместе» сказать шепотом, для себя, так, чтобы услышали все присутствующие, так, чтобы услышала вся школа.

2. Детская кричалка для родителей:

Крикните громко и хором, друзья Деток своих вы любите? (Да)

С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь?(нет)

Я вас понимаю…Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам?(да)

Дайте мне тогда ответ. Помочь откажитесь мне?(нет)

Последнее спрошу я вас. Активными все будем? (да)

Замечательно! Молодцы!

Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека- о семье. Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Наша семья- это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым, это опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая. И не зря народная мудрость гласит: « Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство. » (Конфуций) Любовь, доброта и взаимопонимание - вот главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи. Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского : «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Объяснение понятий «семья», «семейные ценности»

    Как вы понимаете слово «семья»? Что относится к семье?

[Если присутствующие относят к семье только родителей, то можно прочитать стихотворение:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.]

Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей

Большая семейная викторина.

    Когда отмечается Международный день семьи ? (ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН).

    Когда отмечается Всероссийский день семьи ?

(Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами - возможно, проказа. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Февронии, дочь простого бортника (охотника за диким медом) из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привозят к дивной лекарке, и она берется его исцелить, но ставит необычное условие. Пётр соглашается взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.

Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини и чинит благоверным супругам разные козни. Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.

Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.

До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.).

    Скажите по латыни слово семья. (Фамилия)

    Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Семейный круг.)

    Какие пословицы о семье вы знаете? Какой смысл в них заложен? (Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети- дому венец, а плохие дети- дому конец. Мать кормит детей, как Земля людей).

    О какой русской игрушке эти слова из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкойсемьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке).

    Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

    Какая птица олицетворяет семейный очаг и материнство? (Аист)

    Ребенок моего отца- мне не брат. Кто это? (сестра)

    Какое растение олицетворяет одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и -мачеха).

    Как звать новых родственников после свадьбы? (Теща – мать жены. Тесть - отец жены. Шурин - брат жены. Свояченица - сестра жены. Свояк - муж свояченицы. Свекор - отец мужа. Свекровь - мать мужа. Золовка - сестра мужа. Деверь - брат мужа. Зять - муж дочери, сестры, золовки. Сноха - жена сына для его матери. Невестка - жена сына для его отца. Сват - отец одного из супругов для родителей другого супруга. Сватья - мать одного из супругов для родителей другого супруга. Кум и кума - крестные отец и мать, но не для крестника, а между собой и в отношении родителей и родичей крестника.)

    В названиях каких известных произведений встречаются названия членов семьи ? («Мать»- М. Горький, «Три сестры»-А.П. Чехов, «Капитанская дочка»-А.С. Пушкин, «Сын полка»-В.Катаев, «Дядя Федор, пес и Кот»-Э.Успенский, «Дети капитана Гранта»-Ж.Верн, «Братья Карамазовы»-Ф.М. Достоевский т.д.)

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно же своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Издавна люди чтили своих предков. И в честь них называли своих детей, бережно хранили фотографии и вещи, продолжали семейные традиции. Это объединяло и укрепляло семью. А что вы знаете о семейных традициях?

II . Семейные традиции .

    Издавна одной из традиций русской семьи считалось составление своей родословной, т. е. генеалогического дерева. Раньше незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Сейчас эта традиция возрождается, люди стараются узнать о своих предках и передать это своим детям и внукам. (Коротко рассказать, как составить свою родословную. Можно показать презентацию. Садырова, Луговской, Заломов.)

    Семейные династии . Издавна на Руси представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии пекарей, гончаров, портных, строителей, военных. И в наше время встречаются династии учителей, артистов, врачей, военных, т.д. (А вы знаете такие примеры?)Кравченко

    Наши имена . Человек при рождении получает имя. И нередко ребенка называют в честь родственников- бабушки, дедушки, тети и т.д. А кого из вас назвали в честь кого-то?(7-8 человек из каждой группы)

    Семейный альбом . Во время войны солдаты бережно хранили фотографии своих любимых и родных и носили с собой повсюду как самое ценное. Человек жив, пока о нем помнят. Фотографии оставляют память о самых близких людях и событиях. В последнее время фотографии мы сохраняем все больше в компьютере на дисках, а у кого из присутствующих ест семейные альбомы?)(Показать старые фотографии)

    Семейные праздники – традиционно с застольем и угощением, а также песнями, танцами, шутками и забавами. У каждого народа свои обычаи и праздники. День рождения, Новый год, День свадьбы, т.д.- отмечаются в каждой семье. А вы знаете старинные праздники и обряды на Руси? (например, свадьба, Масленица, Крещение, Рождество, калядование, Пасха, День Ивана Купалы)

    Кулинарные традиции . В каждой семье любят готовить свои блюда. А раньше на Руси в почете были щи, каша, репа, дичь, рыба, квас, капуста. А что любят готовить и есть в вашей семье?(7 -8 человек)

Назовите, какие традиции есть в вашей семье (по желанию ребята рассказывают о своих традициях).

III . Притча.

А что такое семейные ценности?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.

    Послушайте притчу. В конце буде вопрос. Ответ притчи запишите одним предложением.

Чтение притч

1 .« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

2. Волшебная копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит - копейка лежит. «Что же, - подумал он, - и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там - тысяча рублей. «Странное дело! - подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь - а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

3. Семейное счастье

В одном небольшом городе жили две семьи. В одной семье муж с женой часто ссорились, обвиняя друг друга во всех неприятностях, и постоянно выясняли, кто из них прав. В другой семье царил мир, не было ни ссор, ни скандалов

Удивляется строптивая жена, почему другие дружно живут, а у них так не получается. Завидует чужому счастью. Однажды она говорит мужу:

– Сходи, посмотри, почему они не ссорятся.

Пошел муж к соседскому дому, притаился в саду под открытым окном. Слушает.

А хозяйка как раз в доме порядок наводит, пыль с дорогой вазы стирает. Вдруг зазвонил телефон, она отвлеклась и оставила вазу на краешке стола: вот-вот упадет.

Тут ее муж заходит в комнату. Зацепил случайно вазу, она упала и разбилась об пол.

«Вот, наконец-то сейчас и у них скандал будет!», - подумал сосед под окном.

Вернулась жена, вздохнула и говорит мужу:

– Прости меня, дорогой. Моя вина, что я вазу так неаккуратно поставила.

– Да что ты, милая. Это я виноват. Поторопился и вазу не заметил. Ну, ничего. Пусть не будет у нас бОльшего несчастья.

…Вздохнул сосед под окном. Ушел домой расстроенный. Жена спрашивает:

– Ну, что, подсмотрел?

– Ну, и что там у них?

(- Ребята, как вы думаете, какой был ответ соседа своей жене?

Ребята высказывают свое мнение, а затем зачитывается концовка этой притчи)

– У них-то – все виноваты. Это у нас каждый прав.

4 . Тепло семейного очага

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

IV . Рефлексия методом проектов

Уважаемые участники нашей встречи, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился. Поэтому в оставшееся время мы сделаем альбом нашей большой семьи, куда войдёт семья каждого. Перед вами на партах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья» и инструкция по заполнению этой заготовки.

Проект «Моя семья» : верхний левый квадрат – название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат – изображение семьи; нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье.

На столе перед учащимися инструкция по составлению проекта «Моя семья».

    Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.

    В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».

    В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.

    В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.

    В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.

Список семейных ценностей

Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.

Правила семейной жизни .

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей.

Звучит стихотворение: (учащийся)

В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ- родительский дом.

Звучит песня «Родительский дом».

Благодарю вас за активность и внимание!

Новое на сайте

>

Самое популярное