Домой Боли Функции секретаря общего собрания собственников мкд. Выбор председателя и секретаря собрания собственников многоквартирного дома

Функции секретаря общего собрания собственников мкд. Выбор председателя и секретаря собрания собственников многоквартирного дома

ТЕКСТ: Анастасия Бинкина , эксперт журнала «Управление многоквартирным домом»

Найти человека, который умеет считать, - что может быть проще? Но чтобы считать голоса собственников на общем собрании, нужны знания и желание общаться. Общее собрание собственников помещений в МКД - это специфическое мероприятие, где встречаются совершенно разные и зачастую малоприятные друг другу люди. Там спорят, ругаются и временами нецензурно выражаются. Собрание нужно вести так, чтобы получить по его результатам принятое решение, а не драку.

Ведущий общего собрания в жилищном законодательстве называется председателем; человек, который оформляет бумаги, - это секретарь общего собрания. Голоса участников собрания подсчитывают члены счетной комиссии. В дальнейшем председателя, секретаря общего собрания и членов счетной комиссии будем называть ответственными лицами.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как подойти к выбору кандидатов;
  • какие полномочия есть у ответственных лиц;
  • как часто их избирать;
  • чем грозит отсутствие избранной счетной комиссии.

Как подойти к выбору кандидатов

Требования к тем, кого можно избрать ответственными лицами общего собрания, законодательно не установлены. Их подсказывает практика.

Избираться на роль ответственного лица общего собрания может любое физическое или юридическое лицо, даже если оно не собственник помещения в данном МКД. Мы рекомендуем УО и жилищным объединениям предлагать к избранию в ответственные лица общего собрания своих сотрудников. Еще лучше, если эти люди визуально известны собственникам помещений в МКД и пользуются уважением.

Разберемся с количеством. Председатель - один человек, секретарь - тоже. Это может быть одно и то же лицо, но только для «маленького» общего собрания. Например, в МКД, где не более 30 квартир. В доме с бльшим количеством помещений председателю собрания будет трудно параллельно вести протокол. Счетная комиссия может состоять из одного или нескольких человек - законодательство это тоже не регламентирует.

Помните, что от компетентности ответственных лиц будет зависеть успех собрания и его правомочность.

Мы не рекомендуем предоставлять участникам общего собрания широкий выбор. Предлагайте для голосования одну, максимум две фамилии. Большее количество кандидатов вызовет ненужную растерянность голосующих, которые потребуют уточнения: а кто это, в какой квартире живет, почему именно он (она) и пр.

Какие у кого есть полномочия

Обязанности председателя, секретаря общего собрания, членов счетной комиссии законом не определены. Они сформированы большой практикой общих собраний по всей стране.

Председателя избирают для того, чтобы он вел собрание собственников, а секретаря - для ведения и оформления протокола.

Членов счетной комиссии на общем собрании избирают для того, чтобы они подсчитали голоса участников и подвели итоги голосования по каждому вопросу повестки дня. Члены счетной комиссии выявляют недействительные бланки решений и проверяют полномочия представителей собственников.

По итогам собрания председатель, секретарь и члены счетной комиссии, проводившие подсчет голосов, подписывают протокол собрания собственников. Это определено пп. 3–5 ст. 181.2 ГК РФ и п. 21 .

Вопрос

Нужно ли оплачивать Работу председателя, секретаря и членов счетной комиссии?

Оплату труда ответственных лиц на общем собрании ЖК РФ не предусматривает. Но такое решение может принять общее собрание собственников помещений в МКД. Для этого собственники должны определить размер вознаграждения и порядок его выплаты. Включите эти вопросы в повестку дня собрания собственников. Расходы на оплату труда ответственных лиц включите в расходы по финансированию общего собрания. Такой подход соответствует положениям п. 3.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

Как избирают

Председателя и секретаря общего собрания, а также членов счетной комиссии избирают непосредственно на общем собрании собственников помещений в МКД. Такие выводы находят подтверждение в Методических рекомендациях по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр (далее - Методические рекомендации).

Вопрос

Кто подпишет протокол общего собрания, если собственники не выбрали председателя, секретаря или счетную комиссию?

Протокол общего собрания нужно составлять всегда, и он должен быть оформлен по правилам.

Если вопрос об избрании председателя, секретаря собрания, членов счетной комиссии включен в повестку дня собрания, но собственники отклонили предложенные кандидатуры, протокол подписывают инициаторы проведенного собрания. Это закреплено п. 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр .

Как часто избирать

Минстрой России рекомендует в повестку дня каждого общего собрания включать вопросы об избрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии (п. 2 разд. VI Методических рекомендаций; см. рисунок). Но эти вопросы будут перегружать повестку дня последующих собраний и увеличивать риск отказа собственников от предлагаемых кандидатур в дальнейшем.

Чтобы избежать такой проблемы, вы можете определить срок действия полномочий выбираемых лиц. Для этого дополните повестку дня соответствующими вопросами. Поскольку срок полномочий ответственных лиц не ограничен законодательно, собрание может установить любой удобный период - например, год.

Если же председатель или секретарь, которых избрали на определенный срок, не смогут присутствовать на каком‑либо собрании, просто включите в повестку дня вопрос об избрании иных лиц. Но если не сможет участвовать кто‑то из счетной комиссии, то ее состав необходимо будет утвердить заново.

Последствия отсутствия на собрании председателя, секретаря и членов счетной комиссии

Сведения о председателе, секретаре и лицах, проводивших подсчет голосов на собрании, а также их подписи в протоколе - это обязательные реквизиты протокола общего собрания собственников. Если этой информации в протоколе нет - значит, он оформлен с нарушениями.

Существенное нарушение правил составления протокола, в т. ч. нормы о письменной форме протокола, может повлечь недействительность решения собрания (подп. 4 п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить решение в силе, если (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ):

  • посчитает, что отсутствие в протоколе подписей указанных лиц не является существенным нарушением;
  • решение не повлекло за собой причинения убытков собственникам, которые его обжалуют. 

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;

2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

4. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);

(см. текст в предыдущей редакции)

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

6. Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.

7. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Здравствуйте.

Жилищным кодексом РФ не урегулированы вопросы, связанные с избранием счетной комиссии при проведении общего собрания собственников МКД.

Как правило, при проведении общего собрания собственники руководствуются Приказом Минстроя России от 31.07.2014 N 411/пр «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах». Данный документ содержит Методические рекомендации, которые разработаны в соответствии с нормами ЖК РФ с целью оказания помощи собственникам помещений в МКД в подготовке и проведении общего собрания как в очной, так и в заочной форме (см.: Преамбула).

IV. Подготовка к проведению общего собрания
6. Инициатор (инициативная группа) вправе осуществлять и иные действия, связанные с проведением общего собрания (выявление всех собственников в данном многоквартирном доме; предварительный опрос мнений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления таким домом; выявление организаций, специализирующихся на управлении многоквартирными домами; определение доли каждого собственника в общем имуществе многоквартирного дома; определение кандидатур председателя общего собрания, секретаря, счетной комиссии и другое).
VI. Проведение общего собрания собственников в очной
форме (собрание)
Сообщение о проведении общего собрания
2. В случае повестку дня каждого общего собрания рекомендуется включать вопросы об избрании председателя общего собрания, секретаря общего собрания, состава счетной комиссии общего собрания.
Подведение итогов голосования на общем собрании
16. Подведение итогов голосования по вопросам, включенным в повестку дня данного общего собрания, осуществляется счетной комиссией, члены которой избираются на общем собрании.
Оформление решений общего собрания
22. Протокол общего собрания составляется в письменной форме, подписывается председателем общего собрания и секретарем общего собрания, а также членами счетной комиссии. В протоколе должны быть указаны дата и место проведения общего собрания, повестка дня, кворум, решения, принятые по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался». Примерная форма протокола общего собрания приведена в Приложении N 3 к настоящим Рекомендациям.
VII. Проведение общего собрания в форме
заочного голосования
Подведение итогов общего собрания в форме
заочного голосования
13. Для подведения итогов общего собрания в форме заочного голосования создается создана счетная комиссия, члены которой избираются на общем собрании.
15. Протокол общего собрания в форме заочного голосования составляется в письменной форме, подписывается председателем общего собрания и секретарем общего собрания, а также членами счетной комиссии. В протоколе должны быть указаны дата и место подведения итогов заочного голосования, повестка дня, кворум, решения, принятые по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался». Примерная форма протокола общего собрания в форме заочного голосования приведена в Приложении N 5 к настоящим Рекомендациям.

Из указанного можно сделать выводы: 1) Методические рекомендации носят рекомендательный, а не обязательный характер 2) Мет. рекомендации не устанавливают требования к составу счетной комиссии.

Возможно, такие требования содержатся в ранее принятом решении собственников помещений в МКД о порядке проведения общего собрания, в т.ч. о том, что членами счетной комиссии могут быть только собственники помещений данного МКД. В таком случае будет обязанность по соблюдению подобных правил.

Однако, на уровне законодательства отсутствует норма о том, что членами счетной комиссии могут быть только собственники помещений МКД.

Именно поэтому на собрании обязательно нужно избрать секретаря, председателя и счётную комиссию – людей, которые хорошо знают этот процесс. У последней особая роль – ведь её участниками подсчитываются голоса собственников МКД и подводятся итоги.

Счетная Комиссия МКД: можно ли обойтись без неё?

Согласно ЖК РФ Счётная Комиссия общего собрания собственников избирается в начале собрания сразу после назначения секретаря и председателя.

Кто может входить в её состав? Любой присутствующий на обсуждении. Зачастую это несколько жильцов, пользующихся доверием соседей.

Сколько человек должно входить в её состав, вы решаете самостоятельно.

Её единственная задача – зафиксировать на бумаге, как голосуют собравшиеся.

Обычно члены комиссии считают поднятые руки независимо друг от друга, после сверяя результаты. Получается, что вы проверяете результаты на месте.

Сложность состоит в том, что по-старинке может считаться одна рука за один голос. Это в корне не законно.

Другой вариант избежать трудностей в подсчётах — воспользоваться бланками (образцы мы приводим ниже).

Жилищный Кодекс требует от каждого члена Счётной Комиссии поставить свою подпись в протокол подсчёта.

Сделать это они должны уже после окончания схода и подведения итогов. Так они подтверждают точность результатов.

Правила очного голосования: пример проведения

На очном голосовании может присутствовать достаточно много людей.

Определение кворума на общем собрании собственников сложно. Если в доме 100 квартир, то участвующих может быть 40, 50 или вовсе 80 человек.

Следует понимать, что в последнем случае для принятия решения могут быть нужны голоса не 50 собственников, а большего или меньшего количества.

Подробнее о том, что такое кворум, и как его подсчитать мы пишем

Общее собрание собственников - привычное для управляющих организаций и собственников помещений дело. Тем не менее при проведении собраний УК часто допускают ошибки, которые могут привести к судебным разбирательствам и признанию недействительными решений таких собраний.

Сегодня мы расскажем, что нужно знать, чтобы избежать этих ошибок.

Нарушение порядка уведомления о предстоящем собрании

Первый шаг к проведению общего собрания собственников - это уведомление собственников о предстоящем мероприятии. О проведении собрания инициатор должен уведомить всех собственников помещений в МКД не позднее, чем за 10 дней до его начала (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

Основная ошибка инициаторов собраний заключается в выборе способа уведомления. Самый популярный способ сообщить собственникам о предстоящем собрании - разместить уведомление на информационных стендах или на дверях подъездов МКД.

  • информацию о лице, участвующем в голосовании;
  • реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение лица, участвующего в голосовании;
  • решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против», «воздержался».

Если собственник не отметил ни одной позиции в каком-то из вопросов повестки дня, или наоборот, поставил в нём несколько галочек, такой вопрос в этом решении стоит признать недействительным и не учитывать его при подведении итогов собрания (ч. 6 ст. 48 ЖК РФ).

Неправильный подсчёт голосов

Если один человек или юридическое лицо владеет несколькими помещениями в МКД, проголосовать он может всего один раз. При этом в бюллетени указывается общая площадь помещений, которые принадлежат такому лицу.

Некорректно оформленные доверенности

Когда у собственника нет возможности принять участие в голосовании, проголосовать за него может его представитель по доверенности. Перед тем, как допустить представителя к участию в ОСС, удостоверьтесь, что доверенность оформлена правильно и в ней прописаны данные о собственнике и его представителе:

  • фамилия, имя, отчество - для физических лиц, полное наименование - для юридических лиц;
  • место жительства или место нахождения;
  • паспортные документы или реквизиты учредительных документов.

Доверенность на голосование должна быть оформлена в соответствии с п. 3 и 4 ст. 185.1 ГК РФ или удостоверена нотариально. Согласно п. 3 и 4 ст. 185.1 ГК РФ , доверенность не нужно нотариально заверять, если документ:

  • заверила организацией, в которой доверитель работает или учится;
  • выдала администрация стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель проходит лечение.

Ошибка в выборе формы собрания

Формы проведения общих собраний собственников перечислены в ст. 44.1 ЖК РФ . Их три: очная, заочная и очно-заочная.

Бывает, инициатор в уведомлении указывает, что собрание будет очным. На собрание приходит мало собственников, кворум не набирается. Тогда инициатор решает провести заочную часть. При этом не уведомляет собственников о заочной части и составляет один протокол на обе части. Это неверный подход. Если заявленное очное собрание не состоялось, можно провести отдельное заочное собрание. При этом о нём собственников нужно уведомить и составить отдельный протокол (ч. 1 ст. 47 ЖК РФ).

Преимущество очно-заочной формы в том, что часть собственников смогут очно обсудить с инициатором проблемы, а на заочной части вы наберёте недостающие голоса. При такой форме собрания собственников не придётся уведомлять о каждой части отдельно и придётся составить всего один протокол.

Устаревшие сведения о праве собственности на помещение

Следите за тем, чтобы в реестре собственников помещений были отражены актуальные сведения. Собственники не всегда вовремя предоставляют в управляющую организацию актуальные данные о смене владельцев объектов недвижимости, об изменении площадей помещений.

Чтобы данные были правильными, обратитесь за выписками в Росреестр, в котором хранится актуальная информация о собственниках помещений в МКД. Тогда у вас не возникнет проблем с подсчётом голосов.

Нарушение порядка передачи документов в ГЖИ

Проведение собраний с аналогичной повесткой дня

Когда собственники недовольны решением собрания, они решают провести новое по аналогичным вопросам как можно быстрее, чтобы изменить предыдущее. Управляющая компания этому не противится. Но это может привести к негативным для УО последствиям.

Если в течение трёх месяцев в ГЖИ поступают два и более протокола собраний одного МКД, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, орган ГЖН обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

Изменение повестки дня

Бывает так, что во время проведения собрания появляется вопрос, который собственники хотят обсудить, и он дополнительно включается в повестку дня. Так делать запрещено, согласно ч. 2 ст. 46 ЖК РФ . В ходе собрания нельзя принимать решения по вопросам, не включённым в повестку дня, а также изменять повестку собрания.

Если вопросы, появившиеся в ходе собрания, важны, запишите их и внесите в повестку следующего собрания.

Нарушение кворума собрания

Ещё одна трудность при проведении собрания - разобраться в том, каким количеством голосов на собрании принимается то или иное решение.

Общее собрание собственников помещений в МКД считается легитимным, если на нём присутствовало более 50 % собственников помещений в МКД. Но 50 % голосов не обеспечивают наличие кворума по всем вопросам, вынесенным на ОСС.

ЖК РФ разделяет вопросы по степени важности. Вопросы выбора председателя, секретаря и счётной комиссии собрания, способа управления и Совета МКД решаются 50 % от всех голосов, принявших участие в голосовании.

Способ формирования фонда капитального ремонта выбирается 50 % от количества голосов всех собственников помещений в МКД (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Другие вопросы решается квалифицированным количеством голосов - это ⅔ от количества голосов всех собственников помещений в МКД. Один из таких вопросов - об использовании фонда капитального ремонта в МКД (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Абсолютным большинством (100 %) решаются только вопросы, связанные с уменьшением площади общего имущества многоквартирного дома.

Чтобы инициатор был уверен, что собрание проводится по всем правилам, он должен руководствоваться ст. 44 - 48 ЖК РФ , в которых указаны основные нюансы проведения ОСС.

Подготовьте и проведите успешное общее собрание собственников помещений в МКД с помощью сервиса . Сервис помогает оформить необходимые для собрания документы в соответствии с приказом № 937/пр, сформировать повестку дня, подсчитать голоса и подготовить протокол ОСС.

Новое на сайте

>

Самое популярное